Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Предисловие. Граевская Н.Д.

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата у детей является серьезным заболеванием, которое встречается довольно часто. Диапазон степени двигательных нарушений очень широкий. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства. Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. И хотя проблеме восстановления таких детей посвящено много работ, ее еще отнюдь нельзя считать решенной.
Авторы, используя свой многолетний опыт работы и опыт других специалистов в этой области, опираясь на научные исследования, предлагают новый подход к решению обозначенной проблемы. Основной целью авторов 1 книги было желание показать, что, используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорнно-двигательного аппарата.
В работе показана возможность применения оригинального и традиционных тренажерных устройств, позволяющих стимулировать физическую активность ребенка. Описанный в главе IV «тренажер Гросса» позволяет больным и ослабленным детям передвигаться в пространстве, выполнять упражнения, сохраняя вертикальное положение тела. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Приведены примеры использования других тренажерных устройств для решения методических задач при обучении необходимым двигательным навыкам. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только его физическую, но и умственную деятельность. Авторы стремились представить методический материал в доступной форме, чтобы он мог быть использован специалистами других реабилитационных центров или самими родителями.
Эффективность разработанной авторами методики реабилитации средствами физической культуры подтверждается результатами научных исследований по изучению характеристик телосложения и особенностей строения сердца у детей в процессе их роста и развития под воздействием физических упражнений. Изучение морфологических особенностей детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата позволяет выявлять, как синхронизированы рост и функциональное состояние организма и как влияют физические упражнения на формирование костно-мышечной системы. А по результатам пальцевой дерматоглифики, определив узоры на пальцах ребенка, можно в соответствии с его природными особенностями выбирать средства и методы физической коррекции. В книге изложены анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей в состоянии покоя и в процессе адаптации к физической нагрузке и изменения, происходящие в организме при гиподинамии. Метод эхокардиографии выявил отставание развития морфологических структур сердца от физического статуса ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Показано, что регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с другими реабилитационными мероприятиями способствуют более быстрому формированию сердца детей и не оказывают отрицательного воздействия на функциональное состояние ребенка при правильном подходе к методике занятий.
Книга рассчитана на читателей, которых интересуют проблемы реабилитации детей-инвалидов.

Доктор мед. наук, профессор,
заслуженный деятель науки Н.Д.Граевская.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы