aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Приложения к главе 7. «Взрослая жизнь (что дальше?)»

Приложение 7.1.

Проект Административного регламента межведомственного взаимодействия городских органов образования, социальной защиты населения, труда и занятости и медико-социальной экспертизы по реализации принципа преемственности, поддержки и сопровождения трудоустройства выпускников образовательных учреждений с ограничениями жизнедеятельности в условиях специализированных производственных комплексов и иных предприятий и организаций

Концепция Проекта

Введение

В настоящее время существует ряд экспериментальных площадок на базах учреждений профессионального образования, общественных организаций, в рамках которых лица с выраженными ограничениями жизнедеятельности приобретают профессиональные навыки. Однако по окончании курса такие лица оказываются не у дел. Самостоятельный поиск работы непрост даже для здоровых людей. Государственные услуги по содействию занятости лицам с выраженными ограничениями жизнедеятельности (и особенно — с психическими и/или интеллектуальными проблемами) фактически не предоставляются. Служба занятости не имеет цели работы, навыков работы с лицами с выраженными и, напротив, «пограничными» ограничениями жизнедеятельности (и особенно с психическими и/или интеллектуальными проблемами).

Предлагаемый Регламент описывает порядок создания и функционирования Специализированного центра занятости для лиц с ограничениями жизнедеятельности, который будет предоставлять государственные услуги в сфере занятости населения лицам с ограничениями жизнедеятельности. Такой центр занятости осуществляет свою деятельность в тесном и оперативном сотрудничестве со службами Департамента образования, Департамента социальной защиты населения, другими организациями, осуществляющими трудовую реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности, что предполагается и Законом г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в г. Москве» (статья 24). Ниже описана концептуальная схема межведомственного взаимодействия и функционирования основных звеньев, задействованных в Регламенте.

Базовые принципы Регламента

Основная цель Регламента — обеспечить механизм реализации права на труд для любого гражданина с ограничениями жизнедеятельности, нуждающегося для реализации этого права в специальной поддержке. Описанный в Регламенте механизм решения этих задач реализует следующие основные принципы:

1. Поддержка в трудоустройстве оказывается всем людям, имеющим ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в социальной поддержке для реализации права на труд, в том числе — не признанным инвалидами, в порядке, установленном российским законодательством. Регламент устанавливает первичные критерии такой нуждаемости для граждан, не признанных инвалидами.

2. Формы и объемы поддержки для трудоустройства конкретного инвалида определяются экспертным органом и отражаются в разделах индивидуальной программы реабилитации (ИПР) «Мероприятия профессиональной реабилитации» и «Мероприятия социальной реабилитации» для граждан, признанных инвалидами в установленном порядке, и в рекомендациях экспертного органа для граждан, не признанных инвалидами в установленном порядке.

3. Регламентируемый механизм основан на адресной поддержке трудоустройства гражданина путем консолидации на ней скоординированных усилий следующих ведомств в г. Москве:

— Департамента социальной защиты населения г. Москвы;

— Департамента образования г. Москвы;

— Департамента труда и занятости населения г. Москвы;

— ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве».

4. Основой межведомственного взаимодействия при поддерживаемом трудоустройстве для граждан, признанных инвалидами в установленном законодательством порядке, является индивидуальная программа реабилитации инвалида. Динамическое изменение ИПР в соответствии с изменением потребностей лица с ограничениями жизнедеятельности затруднительно в связи с достаточно длительным и эмоционально затратным механизмом изменения ИПР, установленным законодательством (прохождение всех медицинских специалистов). В связи с этим, а также для лиц с ограничениями жизнедеятельности, не признанных в установлением порядке инвалидами, в качестве основы для взаимодействия могут применяться рекомендации экспертного органа по условиям получения образования и трудовой деятельности лиц с ограничениями жизнедеятельности, создаваемого органами государственной власти г. Москвы. Правовой основой применения указанных рекомендаций является статья 6 Закона г. Москвы от 26 октября 2005 г. № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве». Согласно нормам указанной статьи, лицам с ограничениями жизнедеятельности, имеющим место жительства в г. Москве, помимо федеральных гарантий гарантируется содействие в обеспечении трудовой занятости, а также услуги по социальной реабилитации за счет бюджета г. Москвы.

5. Исполнителями программы поддерживаемого трудоустройства являются:

— учреждения (негосударственные организации) начального и среднего профессионального образования;

— учреждения социально-трудовой адаптации;

— государственные, коммерческие и некоммерческие организации г. Москвы.

6. Адресность поддержки трудоустройства выражается в осуществлении принципа «средства (услуги) следуют за получателем поддержки» к исполнителю, осуществляющему эту поддержку.

Функциональная схема поддерживаемого трудоустройства, описываемая Регламентом

Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее

схемы поддерживаемого трудоустройства

1. Гражданин с ограничениями жизнедеятельности, нуждающийся в специальной поддержке трудовой деятельности, направляется органами медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) в случае, если у него оформлена инвалидность в установленном порядке, либо общей службой занятости Департамента труда и занятости населения г. Москвы, либо самостоятельно в Специализированный центр занятости для лиц с ограничениями жизнедеятельности («Центр поддерживаемого трудоустройства»; далее — Центр).

Центр является основным управляющим звеном, организующим и координирующим обеспечение поддержки трудоустройства лиц с ограничениями жизнедеятельности, учреждением службы занятости Департамента труда и занятости населения г. Москвы. Центр, помимо структурных подразделений, организуемых в обычных центрах занятости, включает в себя два дополнительных подразделения: экспертную комиссию (ЭК) и информационно-координационный центр (ИКЦ).

Экспертная комиссия собирается из специалистов-экспертов учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений социально-трудовой адаптации и службы социально-трудового сопровождения, непосредственно осуществляющих специальную поддержку при организации трудовой деятельности для лиц с ограничениями жизнедеятельности. ЭК определяет маршрут трудоустройства лица с ограничениями жизнедеятельности (включая обучение профессии), обратившегося в Центр поддерживаемого трудоустройства, а также формы и объемы специальной поддержки этого лица, необходимой для его трудоустройства. Экспертная комиссия вырабатывает рекомендации по необходимой такому лицу специальной поддержке (в случае наличия у лица статуса «инвалид» составляет рекомендации для органов МСЭ для включения их в ИПР, в разделы «Мероприятия профессиональной реабилитации» и «Мероприятия социальной реабилитации»).

Информационно-координационный центр ведет учет и мониторинг процесса организации поддерживаемого трудоустройства для всех лиц, зарегистрированных в Центре, учет и мониторинг учебных и рабочих вакансий для таких лиц, а также осуществляет связь с другими организациями. В частности, ИЦ осуществляет запись обратившихся в Центр лиц на собеседование (консультирование) в ЭК, передает рекомендации ЭК в службу социально-трудового сопровождения и другие учреждения, задействованные в процессе организации поддерживаемого трудоустройства.

2. В соответствии с рекомендациями ЭК при согласии лица с ограничениями жизнедеятельности или его законного представителя при участии службы социально-трудового сопровождения организуется процесс

поддерживаемого трудоустройства для данного лица. Служба социальнотрудового сопровождения (далее — Служба) является учреждением социального обслуживания населения Департаментом социальной защиты населения г. Москвы и содействует адаптации лица с выраженными ограничениями жизнедеятельности к выполняемой трудовой функции (функции обучения профессии), трудовому (учебному) коллективу, а также адаптацию трудового (учебного) коллектива к такому человеку. Служба обеспечивает также временное или постоянное1 сопровождение человека в процессе профессионального обучения, трудоустройства или трудовой деятельности специально подготовленными социальными помощниками — работниками этой Службы. Служба может являться также структурным подразделением иного учреждения социального обслуживания населения, например, комплексного центра социального обслуживания. Кроме того, допускается создание собственной службы сопровождения в учреждениях профессионального образования путем включения в штат соответствующих должностей (если имеются структурные подразделения, специализирующиеся на обучении лиц с различными ограничениями жизнедеятельности).

Таким образом, в процессе организации трудоустройства лица с ограничениями жизнедеятельности осуществляется оперативное взаимодействие Специализированного центра занятости и социальных служб, обеспечивающих соответствующее сопровождение.

3. Части лиц с ограничениями жизнедеятельности, и прежде всего — лицам с выраженными ограничениями жизнедеятельности, после получения профессиональных навыков необходимо дополнительное время трудовой адаптации для того, чтобы они смогли в дальнейшем реализовать свои возможности трудовой деятельности на постоянном (в том числе — специальном) рабочем месте в соответствии с требованиями реальных вакантных рабочих мест. Для социально-трудовой адаптации этих лиц необходимо создание специализированных учреждений социально-трудовой адаптации (СТА). В учреждениях СТА будущие работники из числа таких лиц учатся взаимодействовать с работодателем, трудовым коллек-

Практический опыт показывает, что непосредственное (физическое) сопровождение социальным помощником нуждающегося в этом лица может длиться в течение определенного периода времени и заканчивается, когда сопровождаемый работник, работодатель, трудовой коллектив адаптировались друг к другу. Далее достаточно дистанционного сопровождения работника Службой (при этом контрольное наблюдение, решение проблем взаимоотношений работник - работодатель - трудовой коллектив осуществляется тем же социальным помощником, который физически сопровождал работника изначально). Однако некоторые люди в силу значительного затруднения взаимодействия с внешним миром нуждаются в постоянном сопровождении.

тивом, адаптируются к рабочим местам, максимально приближенным к реальным. Кроме того, такие учреждения дают возможность приобретения опыта непосредственного труда. Конечный результат адаптации в учреждении СТА — фактическое трудоустройство на открытом рынке труда1.

Учреждения социально-трудовой адаптации могут размещаться на территории учреждений социального обслуживания населения (в том числе психоневрологических интернатов), лечебно-профилактических учреждений (лечебно-трудовые мастерские), учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, психоневрологических интернатов, негосударственных организаций, имеющих необходимые лицензии, других организаций; иметь обособленные подразделения, территориально размещенные при учреждениях социального обслуживания, лечебно-профилактических учреждениях, других учреждениях и организациях в целях обеспечения государственными услугами по социально-трудовой адаптации лиц с выраженными ограничениями жизнедеятельности, обучающихся или находящихся в указанных учреждениях.

4. В соответствии с рекомендациями экспертной комиссии Специализированного центра занятости гражданин, ставший на учет в Центр, на конкретном этапе организации трудоустройства может направляться для получения профессиональных навыков в учреждения начального и среднего профессионального образования. При прохождении обучения в этих учреждениях лицу с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с рекомендациями экспертной комиссии силами службы социально-трудового сопровождения обеспечивается необходимая социальная поддержка.

По окончании срока обучения лица с ограничениями жизнедеятельности методическим советом учреждения профессионального образования совместно с экспертной комиссией Специализированного центра занятости решается вопрос о продолжении его маршрута поддерживаемого трудоустройства.

5. Гражданин с ограничениями жизнедеятельности, получивший поддержку в трудоустройстве в Специализированном центре занятости, под-

При отсутствии на открытом рынке реального рабочего места, на котором может работать конкретный клиент учреждения СТА (речь, как правило, идет о лицах с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности), такое лицо посещает учреждение СТА неопределенно долгий срок. При этом не следует опасаться постепенного (с годами) заполнения учреждений СТА гражданами этой категории. Следует учитывать, во- первых, что доля таких лиц в популяции и среди лиц с ограничениями жизнедеятельности весьма мала. Во-вторых, отток таких лиц из учреждений СТА будет связан с необходимостью в будущем решения для таких лиц проблем жизнеустройства; соответственно, решение проблем социально-трудовой адаптации будет во многих случаях территориально перенесено в места жизнеустройства таких людей.

готовленный к работе на реальном рабочем месте в соответствии с рекомендациями экспертной комиссии, при поддержке Специализированного центра занятости трудоустраивается на конкретном рабочем месте на открытом рынке труда. Содействие работодателю в создании специальных условий для работы такого лица и содействие самому работнику оказывают Специализированный центр занятости и служба социально-трудового сопровождения. Специализированный центр занятости проводит регулярный мониторинг процесса трудовой адаптации такого работника на реальном рабочем месте.

К предприятиям открытого рынка в числе организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности относятся специализированные предприятия для лиц с различными ограничениями жизнедеятельности. К предприятиям открытого рынка относятся также предприятия, организованные на базе учреждений социально-трудовой адаптации при возникновении соответствующего экономического смысла, где работают клиенты учреждения социально-трудовой адаптации.

Проект целиком см. в правовых разделах сайтов Центра лечебной педагогики osoboedetstvo . ru и ccp . org . ru .

Приложение 7.2. Правовые основания организации поддерживаемого трудоустройства по договору социальных услуг

Из статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации:

«4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации». Из статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:

«5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации». Статья 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:

«4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного».

Приложение 7.3.

Правовые основания назначения нескольких опекунов * * * 6 7 8 9

Из статьи 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:

«5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий».

Приложение 7.4. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве”»

Пояснительная записка к Проекту

Действующий Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» ориентирован, прежде всего, на регулирование деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан и не учитывает специфику такой деятельности в отношении лиц, признанных недееспособными. Кроме того, в свете предстоящей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов и необходимости приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с указанной Конвенцией Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» нуждается в изменениях и дополнениях.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» необходимо закрепить основные принципы организации деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных недееспособными, основные принципы работы, права и обязанности органов опеки и попечительства, опекунов недееспособных граждан при выполнении возложенных на них функций, основываясь на положениях Конвенции ООН о правах инвалидов (статьи 12, 19, 26 Конвенции).

Законодательство Российской Федерации об опеке и попечительстве в действующем виде тормозит развитие различных форм организации жизни лиц, признанных недееспособными, альтернативных государственным учреждениям социального обслуживания населения. При отсутствии лица, готового стать опекуном недееспособного гражданина, недееспособный гражданин теряет возможность организовывать свою жизнь в соответствии со своими предпочтениями (как любой обычный человек организует свою жизнь согласно своим взглядам и убеждениям) — орган опеки и попечительства помещает его под надзор в государственное учреждение социального обслуживания населения. При этом необходимо понимать, что и в таком стационарном учреждении жизнь организована по внутренним правилам, личные предпочтения и желания лица не учитываются, а все социально значимые действия выполняются за недееспособное лицо сотрудниками учреждения.

Однако международные нормы права, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов (статья 19), определяют, что государства признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество.

Самостоятельное проживание при постоянном сопровождении социальными службами с включением недееспособных граждан в различные виды общественно полезной деятельности может быть организовано в следующих формах: поддерживаемое самостоятельное проживание в собственной квартире, постоянное или периодичное проживание в городских и/или загородных организациях, предоставляющих услуги по поддерживаемому проживанию.

Основными задачами органов опеки и попечительства, опекунов, закрепленными в действующем законодательстве, относительно недееспособных граждан являются защита их прав и законных интересов, обеспечение сохранности имущества, содержание, обеспечение ухода и лечения. При этом установлены процедуры принятия решений по вопросам управления и распоряжения имуществом недееспособного гражданина. Установлена обязанность органов опеки и попечительства проверять условия жизни подопечных, соблюдение их прав и законных интересов.

Однако в действующих процедурах принятия решений относительно недееспособных граждан упускается из виду то, что недееспособное лицо обладает всеми теми же правами, что и лицо, являющееся дееспособным. Вследствие этого решение по любому вопросу организации жизни недееспособного гражданина должно быть (насколько это возможно) основано на его воле, предпочтениях и взглядах.

В связи с этим и предлагается внести в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» нормы, определяющие принципы государственного регулирования деятельности по опеке над недееспособными гражданами: уважение прав, воли и предпочтений лица, признанного недееспособным; развитие или восстановление способности лица, признанного недееспособным, управлять своими делами.

Такие принципы реализуются путем введения норм, согласно которым при принятии решений по организации жизни недееспособного гражданина должно выясняться и учитываться его мнение по решаемому вопросу. Кроме того, целесообразно учитывать и мнение людей, воспитавших этого гражданина или исполнявших в отношении него опекунские функции и потому знающих недееспособного гражданина наиболее близко и понимающих его желания и намерения. Законопроект предусматривает нормы, определяющие порядок выяснения, выражения и учета мнения указанных выше субъектов правоотношений при принятии решений по жизнеустройству недееспособного гражданина.

Законопроект закрепляет основные принципы, которыми должны руководствоваться органы опеки и попечительства, опекуны при организации жизни недееспособного гражданина, основанные на Конвенции ООН по правам инвалидов:

— уважение прав, воли и предпочтений лица, признанного недееспособным;

— развитие или восстановление способности лица, признанного недееспособным, управлять своими делами;

— поддержка самостоятельного образа жизни и вовлеченности в местное сообщество;

— минимизация ограничительных условий проживания.

Вопросы, решаемые органами опеки и попечительства, касаются основных личных прав недееспособного гражданина: где жить и как жить. Даже при введении обязательности учета мнения недееспособного гражданина при решении вопросов его жизни могут возникать ситуации, при которых решение по тому или иному вопросу основывается не на нормах права, а на оценке целесообразности того или иного действия (субъективной оценке различных обстоятельств). Законопроектом предлагается при органах опеки и попечительства создавать общественный орган, в котором обязательно представительство общественных организаций, занимающихся проблемами лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекунов недееспособных граждан.

Такой орган может выполнять функции независимого эксперта в помощь органу опеки и попечительства при принятии решений в отношении недееспособных граждан.

Например, орган опеки и попечительства, принимая решение о помещении недееспособного гражданина под надзор в психоневрологический интернат, запрашивает мнение общественного органа при отказе недееспособного гражданина жить в интернате и желании продолжать жить в своей квартире при поддержке социальных служб. Общественный орган, исследовав все обстоятельства, может выразить свое мнение о целесообразности принятия того или иного решения: предоставить возможность лицу жить в квартире, организовать необходимую поддержку, искать опекуна или альтернативные психоневрологическому интернату варианты проживания, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, или вследствие того, что гражданин наносит вред себе и другим стоит ставить вопрос о недобровольном помещении в психоневрологический интернат. Другой пример: при жизни опекуна недееспособный гражданин проживал в негосударственной организации, предоставляющей социальные услуги (например, социальная община). После прекращения опекунских функций (смерть, болезнь, иное) орган опеки должен решить, где далее будет проживать недееспособный гражданин: в государственном психоневрологическом интернате или в той же негосударственной организации. Общественный орган может высказать свое мнение по этому вопросу, учитывая мнение недееспособного гражданина, его бывшего опекуна, сравнить возможности негосударственной организации и государственного интерната по социальному обслуживанию, финансовую сторону вопроса. Это необходимо в данной ситуации прежде всего потому, что самому государственному органу сложно, в случае такой необходимости, преодолеть государственную монополию на стационарное социальное обслуживание населения.

Общественный орган должен быть правомочен рассматривать любые вопросы опеки над недееспособными лицами как по запросу органов опеки и попечительства, опекунов, организаций, оказывающих социальные услуги, недееспособных граждан, так и других заинтересованных лиц. Функционирование общественного органа делает более открытой деятельность органов опеки и попечительства. Учет мнения общественного органа снимает субъективность в принятии важнейших для недееспособного человека решений. Кроме того, общественный орган сможет при необходимости обращаться в органы прокуратуры для защиты прав недееспособного гражданина.

Все эти возможности, которые предоставляет общественный орган, очень важны, поскольку при организации жизни человека мало соблюсти его законные интересы, необходимо учесть и его личные предпочтения, которые могут противоречить взглядам конкретного сотрудника органов опеки и попечительства.

Одной из задач опеки является в том числе сохранение имущества недееспособного гражданина. Однако для недееспособных граждан на первый план выходит оптимальное управление имуществом в целях обеспечения достойного уровня их жизни (например, сдача квартиры, дачи в аренду и расходование этих средств на необходимые (или желаемые недееспособным гражданином) услуги, товары). Предлагаемый законопроект и закрепляет как одну из задач органов опеки и попечительства организацию и/или содействие в организации оптимального управления имуществом подопечного в целях обеспечения достойного уровня жизни недееспособного гражданина.

Задачи органов опеки и попечительства предлагается дополнить и задачей по оказанию содействия опекунам и попечителям. Создание системы содействия, поддержки опекунам со стороны органов опеки и попечительства в исполнении их опекунских функций будет способствовать снижению боязни людей ответственности, бремени, которые несет принятие на себя опекунских функций.

Законопроектом предлагается обязать органы опеки и попечительства в доступной для подопечного форме разъяснять порядок обжалования действий или бездействий опекуна или попечителя.

Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"»

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 4 дополнить и изложить в следующей редакции:

«3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных и реализации их прав во всех сферах жизнедеятельности»;

2) статью 5 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) уважение прав, воли и предпочтений лица, признанного недееспособным; развитие или восстановление способности лица, признанного недееспособным, управлять своими делами»; 3

3) статью 6 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. При органах опеки и попечительства создается общественный орган по защите прав и законных интересов подопечных с обязательным представительством общественных организаций, занимающихся вопросами жизнеустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекунов лиц, признанных недееспособными. Порядок создания и деятельности общественного органа по защите прав и законных интересов подопечных при органах опеки и попечительства устанавливается субъектом РФ.

Общественный орган по защите прав и законных интересов подопечных выражает мнение о соответствии решений (проектов решений) органа опеки и попечительства интересам лиц, признанных недееспособными, на основании обращений лиц, признанных недееспособными, их опекунов, иных заинтересованных лиц, по своей инициативе или по инициативе органа опеки и попечительства»;

4) пункт 2 части 1 статьи 7 дополнить, изложив в следующей редакции:

«2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также оказание им необходимого содействия»;

5) пункт 3 части 1 статьи 7 дополнить, изложив в следующей редакции:

«3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом

граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в отношении лиц, признанных недееспособными, — организация и/или содействие в организации оптимального управления имуществом подопечного в целях обеспечения подопечному достойного уровня жизни»;

6) пункт 8 части 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и/или законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных или опекун недееспособному гражданину не назначен и опекунские функции в отношении недееспособного гражданина не исполняются образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, под надзор которых помещен недееспособный гражданин»;

7) пункт 11 части 1 статьи 8 дополнить, изложив в следующей редакции:

«11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий

жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества и/или управления имуществом в интересах подопечного, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона»; 8

8) часть 1 статьи 8 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12) организация жизни недееспособного гражданина при невозможности назначения опекуна лицу, признанному недееспособным (отсутствие кандидатов в опекуны, отказ органов опеки и попечительства в на значении лица опекуном, иное), обеспечение управления его имуществом в его интересах»;

9) дополнить закон новой статьей 9.1 следующего содержания:

«Статья 9.1. Права и обязанности органов опеки и попечительства при организации жизни лица, признанного недееспособным

1. Органы опеки и попечительства при решении вопросов, отнесенных к их компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, в отношении лиц, признанных недееспособными, обязаны выяснять и учитывать мнение лица, признанного недееспособным, выраженное им до и/или после признания недееспособным, а также обязаны учитывать мнение родителей недееспособного гражданина и/или мнение прежнего опекуна недееспособного гражданина, добросовестно исполнявшего свои обязанности, по решаемым вопросам.

При выяснении мнения недееспособного гражданина орган опеки и попечительства предоставляет в доступной для него форме полную информацию, необходимую для выражения им своего мнения по решаемому вопросу. При необходимости к выяснению мнения недееспособного гражданина должен быть привлечен специалист.

Порядок выяснения мнения лица, признанного недееспособным, по указанным в настоящей статье вопросам, устанавливается Правительством РФ.

Мнение совершеннолетнего лица об организации его жизни на случай признания его недееспособным, мнение лица, признанного недееспособным, об организации его жизни, мнение родителей несовершеннолетнего лица об организации его жизни по достижении совершеннолетия на случай признания его недееспособным, мнение опекуна об организации жизни подопечного на случай невозможности исполнения опекунских обязанностей (смерть, болезнь, признание недееспособным, иное) может быть выражено в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Мнение об организации жизни недееспособного лица может быть выражено по всем вопросам его жизнеустройства, в том числе о месте и условиях проживания, получении социальных услуг (исполнитель, виды и формы услуг, оплата услуг).

2. Орган опеки и попечительства при определении опекуна лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки, или при решении других вопросов, касающихся организации жизни недееспособного гражданина и входящих в его компетенцию, обязан запросить информацию о выражении мнения по указанным вопросам в порядке части 1 настоящей статьи в органах опеки и попечительства по прежним местам жительства лица, признанного впоследствии недееспособным.

3. При решении вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, орган опеки и попечительства вправе учитывать мнение общественного органа по защите прав и законных интересов подопечных, создаваемого при органах опеки и попечительства в порядке, установленном частью 6 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Орган опеки и попечительства принимает решение, не соответствующее мнению совершеннолетнего лица об организации его жизни на случай признания его недееспособным, мнению лица, признанного недееспособным, об организации его жизни, мнению родителей несовершеннолетнего лица об организации его жизни по достижении совершеннолетия на случай признания его недееспособным, мнению опекуна об организации жизни подопечного, только в случае, если решение в соответствии с таким мнением противоречит законодательству РФ либо интересам лица, признанного недееспособным.

5. При невозможности назначения опекуна лицу, признанному недееспособным, (отсутствие кандидатов в опекуны, отказ органов опеки и попечительства в назначении лица опекуном, иное) орган опеки и попечительства организует жизнь недееспособного гражданина, основываясь на следующих принципах:

— уважение прав, воли и предпочтений лица, признанного недееспособным;

— развитие или восстановление способности лица, признанного недееспособным, управлять своими делами;

— поддержка самостоятельного образа жизни и вовлеченности в местное сообщество;

— минимизация ограничительных условий проживания»;

10) статью 10 дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Опекун (опекуны) лица, признанного недееспособным, определяется в соответствии с мнением совершеннолетнего лица, над которым устанавливается опека, выраженным им до и/или после признания его недееспособным в порядке статей 9.1, 13.1 настоящего Федерального закона, а также мнением его родителей, выраженным в порядке статьи 13 настоящего Федерального закона, мнением его прежнего опекуна, добросовестно исполнявшего свои обязанности, выраженным в порядке статьи 13.1 настоящего Федерального закона»; 11

11) дополнить закон статьей 13.1 следующего содержания:

«Статья 13.1. Назначение опекуна лицу, признанному недееспособным, по заявлению самого недееспособного лица, его опекуна

1. Совершеннолетнее лицо вправе определить себе опекуна (опекунов) на случай признания недееспособным.

Определение опекуна (опекунов) осуществляется путем подачи лицом соответствующего заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства.

2. Опекун недееспособного лица вправе определить опекуна (опекунов) в отношении своего подопечного на случай невозможности исполнения опекунских обязанностей (смерть, болезнь, признание недееспособным, иное).

Определение опекуна (опекунов) осуществляется путем подачи опекуном соответствующего заявления в орган опеки и попечительства, который установил опеку над недееспособным гражданином.

3. Заявление об определении опекуна (опекунов) в случаях, указанных в частях 1,2 настоящей статьи, должно быть собственноручно подписано подающим его лицом с указанием даты составления этого заявления. Подпись заявителя должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо в случаях, когда заявитель не может явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке либо организацией, в которой заявитель работает или учится, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства заявителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором заявитель находится, медицинской организации, в которой заявитель находится на излечении, а также командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если заявление подает военнослужащий, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Подпись заявителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.

В заявлении могут быть указаны мотивы определения того или иного опекуна.

Заявитель вправе отменить или изменить поданное заявление об определении опекуна путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства.

4. При назначении опекуна в соответствии с мнением совершеннолетнего лица, над которым устанавливается опека, его родителей или бывшего опекуна должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном лица, указанного совершеннолетним лицом, над которым устанавливается опека, родителем или предыдущим опекуном, только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству либо интересам лица, признанного недееспособным»;

12) статью 15 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Опекун недееспособного гражданина, исполняя обязанности опекуна, руководствуется принципами, предусмотренными частью 5 статьи 9.1 настоящего Федерального закона»;

13) часть 2 статьи 24 дополнить, изложив в следующей редакции:

«2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества и/или управления имуществом в интересах подопечного, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона»;

14) часть 3 статьи 24 дополнить, изложив в следующей редакции:

«3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. Орган опеки и попечительства обязан разъяснить подопечному в доступной для него форме порядок обжалования действий или бездействий опекунов или попечителей».

Статья 2. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с « »

20 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

Назад Оглавление Далее