Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Глава 5. Состояние высших психических функций, личности и интеллекта у больных ДЦП

Многоплановость клинических проявлений нарушений психических функций при ДЦП обусловливает необходимость комплексного подхода к их изучению и коррекции. Однако, вплоть до последних лет исследование этих вопросов ограничивалось преимущественно их психопатологи-ческими аспектами.
В то же время сложная картина наблюдаемых расстройств требует применения медико-психологических методов исследований, позволяющих оценить характер, степень и структуру нарушений высших психических функций, определить психологические механизмы их возникновения, а также выделить сохранные стороны психики. Все это имеет большое значение как для ранней диагностики психических расстройств, так и для осуществления адекватных лечебно-реабилигационных мероприятий, а также для определения прогностических критериев течения заболевания, выбора путей обучения детей с ДЦП. Практически неизученным остается вопрос о характере динамики психических нарушений при ДЦП, в том числе и под влиянием различных лечебных и восстановительных программ.
Проблема динамики психических расстройств в клинике ДЦП имеет особое значение для детской неврологии и психиатрии. Как известно, динамика олигофрений и большинства других психических и неврологических проявлений резидуально-органических заболеваний головного мозга у детей обычно носит «непрогредиентный» (П.Б.Ганнушкин, 1964) или «эволютивный» (Г.Е.Сухарева, 1965) характер. Ее особенности обусловлены активными процессами компенсации и репарации, свойственными детскому организму, а также эволюцией возрастного созревания. Положительная возрастная динамика этих заболеваний, в том числе олигофрении, выражается в постепенном улучшении у таких детей под влиянием адекватных лечебно-реабилитационных мероприятий различных функций, в частности психических показателей. При этом подчеркивается, что такая динамика более свойственна больным с относительно неглубокими степенями поражения головного мозга, в том числе с неосложненной формой олигофрении в степени дебильности (В.В. Ковалев, 1979). Однако результаты ряда исследований свидетельствуют, что благодаря пластичности функций детского мозга при оптимальных лечебно-коррекционных воздействиях возможна определенная компенсация и более тяжелого резидуального двигательного или интеллектуального дефекта. А.И.Селецкий (1987) наблюдал этот процесс у больных с атипичными формами олигофрении. Относительно благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных психических функций у больных ДЦП с легкими задержками психического развития отмечается многими авторами (В.В.Ковалев, 1979; Э.С.Калижнюк, 1987).
Недостаточная изученность этиопатогенетических механизмов ДЦП, особенностей разнообразных клинических проявлений этого заболевания, приводящего во многих случаях к инвалидизации детей и резкому ухудшению их социальной адаптации, детерминируют особую актуальность разработки эффективных лечебно-реабилитационных мероприятий.
Исходя из положений теорий функциональных систем о целостном афферентном синтезе, о роли мотиваций как основного стимула произвольной двигательной активности и неразрывно с ней связанной психической деятельности, о наличии у детей большого числа гибких динамичных связей и значительной пластичности их головного мозга, рядом авторов обосновывается необходимость комплексного подхода к медико-психологической реабилитации больных ДЦП (М.Б.Эйдинова, Е.К.Правдина-Винарская, 1959; К.А.Семенова, 1969, 1976; К.А.Семенова, Е.М. Мастюкова, М. Я. Смуг лин, 1972; К.А.Семенова, Н.М.Махмудова, 1979; Л.О.Бадалян, 1984; К.А.Семенова,
A. Е.Штеренгерц, В.В.Польской, 1986; С.К.Евтушенко, 1989;
B. С.Подкорытов, П.Р.Петрашенко, Л.Н.Малышко, 1993; В.И.Козявкин, 1995; W. Phelps, 1953, 1956; B.Bobath, K.Bobath, 1956, 1974; V.Vojta, 1983, 1998; H.Knupfer, F.Rathe, 1982; L.F.Shestopalova, 1996; V.Kozijavkin, 1995, 1997).
Однако до последнего времени не существовали достаточно эффективные методы, стойко воздействующие на различные психические нарушения у больных, в связи с чем поиски в этом направлении остаются актуальными, теоретически и практически оправданными.
Так, В.Литтль, указывая, что у большинства больных с церебральными параличами, помимо двигательных нарушений, имеет место умственная отсталость, отмечал, что их правильное воспитание и обучение может дать неожиданно быстрые и большие успехи. И. Лангмейер, З.Матейчек (1984) подчеркивают, что у детей с ДЦП мы зачастую являемся свидетелями удивительного развития умственных способностей. Причем, иногда это может происходить уже в позднем школьном возрасте, когда больного ребенка путем интенсивной реабилитации удалось «поставить на ноги» в прямом смысле этого слова. Ряд авторов (Н.А.Бернштейн, 1935, 1966; К.А.Семенова, 1968; А.С.Багуев, 1970; Б.Г.Ананьев, 1969; П.К.Анохин, 1975; В.І.Козявкін, 1995 и др.) считает, что двигательный анализатор выполняет функцию связи между другими анализаторами, организуя координацию их деятельности в сложных поведенческих актах. Поэтому при ДЦП, когда имеет место поражение двигательного анализатора, нарушаются системные связи и между другими анализаторами, что в конечном итоге отражается на темпе и характере психического развития ребенка.
Исходя из этого положения, можно предположить, что адекватные лечебные воздействия, направленные на улучшение моторики у больных ДЦП, не только положительно влияют на их двигательную сферу, но и позитивно отражаются на многих относительно простых и сложных психических функциях, повышая тем самым эффективность механизмов биологической и социальной адаптации. Ключевым звеном в решении этой проблемы может явиться разработка для больных ДЦП именно таких, адекватных для стимуляции функциональной активности большинства анализаторов организма, лечебно-реабилитационных мероприятий (В.И.Козявкин, 1994, 1996).
Однонаправленный положительный характер динамики основных клинических проявлений ДЦП (улучшение показателей моторики, речевых и психических функций) свидетельствует, что предложенная система интенсивной нейрофизиологической реабилитации значительно повышает адаптационно-компенсаторные возможности больных (В.И.Козявкин, 1995; V.Kozijavkin, 1995, 1997). Очевидно, что система интенсивной нейрофизиологической реабилитации имеет широкую направленность своего саногенетического действия. В его основе, возможно, лежит «запуск» в ходе терапевтических мероприятий мощных нейробиологических и нейропсихологических механизмов саногенеза, сформированных в филои онтогенезе. Одной из детерминант такого эффекта может явиться происходящая во время лечения структурно-функциональная перестройка обеспечения деятельности ряда систем головного мозга ребенка с церебральным параличом. Наблюдаемая при этом значительное улучшение системных связей между различными анализаторами заметно повышает продуктивность многих психических функций больных ДЦП. В свою очередь, это положительно влияет на состояние и возможности адаптационных механизмов детей, обеспечивая тем самым позитивные сдвиги в уровне их социально- психологической адаптации (В.С.Мерцалов, Н.П.Волошина, В.И.Козявкин и др., 1993; Л.Ф.Шестопалова, В.И.Козявкин, 1993; В.И.Козявкин, 1997; V.Kozijavkin, 1997).
С целью объективизации динамики продуктивности ряда высших психических функций у больных ДЦП, наблюдаемой в процессе проведения интенсивной нейрофизиологической реабилитации, было осуществлено комплексное психодиагностическое обследование 300 таких детей.
Исследование включало в себя применение психодиагностических (патопсихологических и нейропсихологических) методов, а также специальной стандартизированной анкеты для родителей больного ребенка, позволяющей подробно проанализировать особенности его жизнедеятельности. Исследование было направлено на изучение состояния ряда высших психических функций у больных ДЦП (внимание, память, мышление), их личностных особенностей и интеллекта. Кроме того, изучался характер микросоциальной адаптации каждого ребенка. Все больные обследовались дважды на протяжении каждого курса интенсивной реабилитации: первый раз до начала их лечения в Институте проблем медицинской реабилитации, второй — после его окончания.
Одними из объективных показателей адаптационных возможностей ребенка могут служить данные об особенностях его эмоционального и поведенческого реагирования, как в повседневной жизни, так и в особо значимых ситуациях. Обобщение характеристик эмоциональной и поведенческой сфер больных ДЦП до и после каждого из курсов интенсивной реабилитации производилось с учетом данных специальных стандартизированных опросов их родителей.
В разработанной анкете родителям предлагалось оценить в баллах наличие и уровень выраженности у своего ребенка каждого из 22 возможных вариантов и форм эмоционального и поведенческого peaгирования, составляющих их стандартизованный перечень. Так как выраженность каждого варианта могла быть оценена родителями в диапазоне от 0 до 2 баллов, разброс суммарных показателей мог колебаться у разных больных от 0 до 44 баллов. Причем, чем выше оказывалась у ребенка набранная сумма баллов, тем, обычно, менее адекватным было его поведение. Соответственно было выделено 4 уровня его возможностей социальной адаптации: I — (1 — 11 баллов) — высокий; II — (12 — 22 балла) — хороший; III — (23 — 33 балла) — удовлетворительный; IV — (34 — 44 балла) — неудовлетворительный. Была выявлена достоверная зависимость между тяжестью болезненного состояния ребенка и возможностями его социальной адаптации. Выделенные её уровни выступали в качестве усредненных показателей функционального состояния основных систем: двигательной, речевой и психической. Только достаточная степень гармоничного развития всех указанных систем у ребенка могла обеспечить ему высокий (I) или хороший (II) уровень адаптационных возможностей. И, наоборот, выраженная недостаточность, существенное отставание в развитии даже одной из этих сфер резко снижала уровень его адаптации. Причем, чем грубее были такие нарушения и чем больше сфер жизнедеятельности ребенка они охватывали, тем резче снижались его адаптационные возможности (II 1-ІV уровни). Результаты проведенного нами исследования уровней социальной адаптации при различных клинических формах ДЦП представлены в табл.7.
Следует подчеркнуть, что приведенная систематизация адаптационных возможностей у больных ДЦП не исчерпывает всего многообразия имеющихся вариантов. Она носит достаточно условный и обобщенный характер. В процессе заболевания уровни социальной адаптации детей могут существенно меняться как в сторону улучшения, так и в противоположную. Важным для ребенка с ДЦП является не только сам факт наличия у него той или иной формы двигательных расстройств, присутствие в клинической картине болезни определенных вариантов речевых или психических нарушений. Существенную роль в процессе его социальной адаптации могут сыграть степень выраженности дефекта в каждой из сфер его жизнедеятельности, особенности сочетания у конкретного больного разных клинических синдромов. Определяющее значение для успешности или неуспешности приспособительного поведения ребенка имеет уровень предъявляемых к нему требований социальной микросредой, понимания ближайшими родственниками особенностей его адаптационных возможностей, в целом, стратегия его воспитания. Адаптационные ресурсы ребенка весьма пластичны и имеют тем больший потенциал, чем меньше возраст ребенка, особенно при условии проведения ему своевременных и адекватных лечебно-реабилитационных и психолого-педагогических мероприятий.

Состояние высших психических функций, личности и интеллекта у больных ДЦП

Клиническая форма ДЦП Речевые нарушения Психические нарушения Уровень социальной адаптации
Спастические моно- и гемипарезы нет нет обычно I II
  нет да чаще II-III
  да нет чаще ІІ-ІІІ
  да да чаще III
Спастические диплегии и тетрапарезы нет нет обычно 11-ІII
  нет да чаще III IV
  да нет чаще III
  да да чаще IV
Атонические формы нет нет чаще II
  да нет чаще ІІ-ІІІ
  нет да чаще III
  да да обычно Ш IV
Гиперкинетические формы нет нет чаще II
  да нет чаще ІІ-ІІІ
  нет да чаще ІІ-ІІІ
  да да обычно DTIV
Смешанные формы нет нет чаще ІІ-ІІІ
  да нет чаще III
  нет да чаще III IV
  да да чаще IV

Согласно данных опроса родителей, разной степени выраженности эмоциональные и поведенческие нарушения имелись у больных со всеми клиническими формами ДЦП не только в стрессовых, но и в привычных, бытовых ситуациях (см. табл.8).

Характер нарушений эмоциональности и поведения у больных с различными клиническими формами ДЦП (усредненные показатели)

Клинические формы ДЦП Выраженность нарушений в баллах
эмоционального реагирования поведенческого реагирования
Спастические моно- и гемипарезы 6,4 17,8
Спастические диплегии и тетрапарезы 10,8 26,3
Атонические формы 19,2 20,9
Гиперкинетические формы 25,6 23,6
Смешанные формы 16,3 17,8

Изучение особенностей эмоционального и поведенческого реагирования детей с различными клиническими формами ДЦП показало существование у них определенных отличий. Так, эмоциональные нарушения были в меньшей мере выражены в группе детей со спастической диплегией (14,7 балла), в большей — у больных с левосторонним гемипарезом (22,4), с гиперкинетической формой (25,6) и тетра- парезом (21,8). Поведенческие расстройства также отмечались во всех группах обследованных больных и в определенной мере коррелировали с эмоциональными нарушениями: разнообразные расстройства поведения были более тяжелыми при тетрапарезе (24,8 балла), гиперкинетической форме (23,6), левостороннем гемипарезе (20,3), атонически-астатических формах (20,9).
Анализ отмеченных родителями особенностей и форм эмоционального и поведенческого реагирования ребенка, как в привычных, так и в стрессовых ситуациях, дает определенное представление о характере некоторых личностных особенностей больных ДЦП. Полученные сведения в целом соответствовали результатам психопатологического обследования этих детей и подтверждали их. Однако для большей объективизации как данных опроса и анкетирования родителей, так и результатов клинико-психопатологического наблюдения, было дополнительно проведено специальное психологическое исследование детей с церебральными параличами.
Для выявления основных нарушений высших психических функций, интеллекта и личности, а также их динамики в процессе лечения были использованы разработанные в отечественной и зарубежной медицинской психологии основные подходы и методики медико- психологического обследования больных, что позволило реализовать задачу комплексного подхода к исследованию. Комплексное психодиагностическое исследование детей с ДЦП проводилось в двух основных методических направлениях:
1) психодиагностическое, направленное на изучение характера, степени выраженности нарушений интеллекта и личности больных, а также их динамики в ходе лечения;
2) нейропсихологическое, позволяющее определить изменения различных высших психических функций, а также на их основе функциональное состояние отдельных структур мозга.
Одним из ведущих направлений в комплексном психо-диагностическом исследовании выступало изучение основных личностных особенностей больных церебральными параличами.
С этой целью был использован детский вариант личностного опросника Кэттелла (R. В. Cattell, К. Derger, 1972; Э. М. Александровская, И.Н.Гильяшева, 1978; Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, 1989). С его помощью у обследуемых больных определялась степень выраженности ведущих черт и свойств личности.
Необходимо отметить, что исследование с помощью теста Кэттелла проводилось только у интеллектуально достаточно полноценных детей, которые достигли восьмилетнего или более старшего возраста и не имели грубых нарушений моторики хотя бы в одной из рук.
Исследование показало, что исходный профиль личности большинства больных ДЦП, независимо от характера доминирующих в клинической картине заболевания двигательных и речевых нарушений, отличался высокими значениями факторов О (7,5 ±1,4 балла), QA (6,5 ±1,8), G (6,3 ±2,0), низкими - факторов С (4,1 ±0,8), В (4,3 ±1,7), Е (4,2 ±1,1) (см. табл.15). Усредненный профиль больных данной группы с учетом максимальных и минимальных значений факторов может быть условно выражен формулой OQ^G -СБЕ. Доминирующими личностными чертами больных явились повышенная тревожность, неуверенность в себе, склонность к постоянным сомнениям и опасениям (фактор О), чувство постоянной напряженности, общей раздражительности, неудовлетворенности собой и окружающими (фактор Q4), чувство повышенной ответственности и контроля (фактор G). При этом они обнаруживали эмоциональную неуравновешенность, повышенную психологическую ранимость, сниженную устойчивость к психологическим нагрузкам (фактор С). Обращало на себя внимание наличие у части больных относительно ограниченного запаса знаний и сведений, преобладание конкретности в мышлении (фактор В).
Эти данные свидетельствуют, что даже у тех больных ДЦП, у которых клинико-психопатологическим методом не обнаруживались явные личностные изменения, все же имела место латентная тенденция к постепенному их формированию.
Психодиагностическое исследование интеллекта больных проводилось с помощью следующих методик: тест оценки вербального интеллекта (British Picture Vocabulary Scale /BPVS/, long form), тест Равена (использовался цветной вариант теста для детей в возрасте от 5 до 11 лет, черно-белый — для детей старше 11 лет). Процедуры проведения, обработки и анализа полученных результатов соответствовали общепринятым (Л. Ф. Бурлачу к, С.М.Морозов, 1989). Применение этих двух тестов оценки интеллекта позволило более полно исследовать как вербальный (тест BPVS), так и невербальный интеллект (тест Равена). Немаловажное значение при выборе этих тестов имело то обстоятельство, что они позволяют адекватно оценить интеллект у детей с выраженными двигательными расстройствами, а также у лиц, принадлежащих к разной языково-культурной среде.
Исследование с помощью теста BPVS позволяет получить данные об индивидуальном уровне интеллектуального развития испытуемого (IQ) в баллах, соотносимых с вышеприведенной классификацией. Тест Равена позволяет оценить уровень интеллекта (IQ), рассчитанный в процентилях.
Данные динамического исследования уровня интеллектуального развития детей с ДЦП по тесту BPVS содержатся в табл. 9.
Как показали результаты исследования интеллекта больных ДЦП с помощью теста BPVS (см. табл.9), среднее значение уровня интеллектуального развития у детей, способных понять и выполнить требования инструкции психолога, превышало уровень зоны умственного дефекта. Средний показатель IQ в этой группе до начала нашего лечения составил 71,6 балла. При сопоставлении усредненных показателей IQ у больных с различными клиническими формами ДЦП было отмечено, что наиболее низким он был у детей с атонически-астатической формой заболевания (62,3 балла), со спастическими нижними диплегиями (64,8 балла) и тетрапарезами (61,1 балла). При этом у больных, страдающих спастическими моно- и гем и нарезам и, обнаруживались самые высокие показатели IQ — 76,2 балла.
Как уже отмечалось ранее, исследование с помощью теста BPVS позволяет оценить интеллектуальный уровень человека через оценку состояния преимущественно вербального интеллекта. Для изучения динамики преимущественно невербального интеллекта, а также для повышения объективизации наблюдаемых нарушений было проведено исследование уровня интеллекта больных с помощью теста Равена.

Таблица 9

Клинические формы ДЦП Показатели
По данным теста BPVS
(в баллах)
По данным теста Равена
(в процентилях)
Спастические моно- и гемипарезы 76,2 20,1
Спастические диплегии и тетрапарезы 63,4 19,1
Атонические формы 62,3 11,8
Гиперкинетические формы 68,2 26,4
Смешанные формы 69,3 18,6

В тесте Равена, как уже отмечалось ранее, каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Испытуемый первоначально производит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществляет аналитическую перцепцию с выделением принципа, принятого при разработке каждой серии заданий. Потом выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует правильному решению (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, 1989). Таким образом, тест Равена преимущественно адресован к невербальному интеллекту.
Средний показатель интеллектуальной продуктивности, по данным теста РйВЄНЗ. в группе обследованных больных ДЦП до начала проведения им лечебно-реабилитационных мероприятий, составил 21 процентиль. При этом (см. табл.9) наименьшим он был у большинства детей с атонически-астатической формой заболевания (11,8 процентиля в среднем), а наиболее высоким — у детей с его гиперкинетическими формами (26,4 процентиля в среднем).
Распределение больных ДЦП, обследованных с помощью теста Равена до начала лечения по зонам интеллектуального развития показано в табл. 10.
Результаты исследования интеллекта у больных с различными формами ДЦП (усредненные показатели)
В исследование с помощью теста BPVS не были включены больные ДЦП, страдающие глубокими формами умственной отсталости (имбецил ьностъю, идиотией).

Таблица 10

Распределение больных с разными клиническими формами ДЦП по зонам интеллектуального развития до начала лечения (по данным теста Равена)

Зоны интеллектуального развития   Количество больных (в%)
I зона (высокая норма)
II зона (хорошая норма): II + 3,0
  II -
  Всего: 3,0
III зона (средняя зона): III + 17,0
  III - 17,0
  Всего: 34,0
IV зона (пограничное состояние): IV + 3,0
  IV - 22,0
  Всего: 25,0
V зона (умственный дефект)   38,0

Согласно результатам обследования больных ДЦП до начала лечения наиболее значительное их число (38,0%) находилось в зоне интеллектуального дефекта (V зона). 25,0% детей соответствовали зоне пограничного интеллектуального состояния (IV зона), либо средней норме интеллектуального развития (34,0% — III зона). Хорошую норму (II зона) обнаруживало лишь 3,0% обследованных, а в I зоне — высокой нормы — не было выявлено ни одного ребенка с ДЦП.
Результаты исследования интеллектуальных возможностей больных ДЦП с помощью психологических тестов BPVS и Рдвснэ, в основном согласовывались с данными клинико-гхсихопатологического изучения этих детей и подтверждали большинство из них. Они убедительно показали, что интеллектуальная несостоятельность ребенка с ДЦП является одним из ведущих и частых синдромов в клинической картине этого заболевания. В целом, уровни развития вербального и невербального интеллекта у этих больных достаточно соответствовали друг другу. Однако в группе детей с гиперкинетическими формами ДЦП наблюдались противоположные соотношения: если показатель вербального интеллекта соответствовал зоне легкой дебильности (68,2 балла), то показатель невербального находился в пределах нижней границы средней нормы (III зона — 26,4 процентиля). Такая диссоциация в показателях вербального и невербального интеллекта у данной категории больных ДЦП может отражать сложность патогенетических механизмов заболевания и нуждается в дополнительном изучении.
С целью исследования особенностей состояния ряда высших психических функций у больных ДЦП (внимания, памяти, мышления) нами был использован комплекс нейропсихологических тестов. Применялся набор проб А.Р.Лурия (1962, 1969) с включением ряда сенсибилизированных субтестов из стандартизированного комплекта диагностических нейропсихологических методик, разработанных в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева (Л. И. Вассерман, С.А.Дорофеева и др., 1987). Проводившиеся пробы были адаптированы к детскому возрасту. С помощью нейро-психологических проб изучались:
1) различные параметры произвольной вербальной памяти (объемы непосредственного и отсроченного воспроизведения, влияние гомогенной и гетерогенной интерференции на процессы запоминания);
2) произвольное внимание (объемы, состояние процессов внимания, его активационные и динамические параметры);
3) мыслительные операции (уровень обобщений, анализа и синтеза, уровень продуктивности и его колебания, произвольно-регуляторный компонент мыслительной деятельности, активационные и динамические характеристики).
Полученные при проведении нейропсихологических исследований результаты подвергались количественной и качественной обработке и математическому анализу. Количественная обработка была направлена на оценку степени выраженности нарушений каждого параметра изучаемой функции, а также на выделение сохранных ее звеньев. Помимо общепринятых для каждой конкретной методики способов обработки результатов, полученные данные переводились в систему балльных оценок, согласно которой отсутствие нарушений функции оценивалось в 0 баллов, легкая степень нарушений — в 1 балл, умеренная — 2, грубая — 3.
Данные о состоянии мнестических функций у больных с различными клиническими формами ДЦП представлены в табл. 11. Следует отметить, что, несмотря на определенные отличия в степени выраженности нарушений, их изменения, в целом, отличались однородной направленностью.
Характеристика степени выраженности нарушений функций вербальной памяти у больных ДЦП до начала реабилитации
Исследование показало, что у больных ДЦП имелись различные нарушения вербальной памяти, среди которых доминировали сужение объемов оперативной памяти (2,4 ± 0,4 балла), нарушения селективности мнестических процессов (2,1 ±0,3), неустойчивость следов памяти в условиях гетерогенной (2,0 ± 0,8) и гомогенной (2,1 ± 0,6) интерференции, сужение объемов отсроченного (2,0 ± 0,4) и непосредственного (1,6 ± 0,3) воспроизведения (см. табл.11). Обнаруживалось наличие определенной взаимосвязи между характером нарушений вербальной памяти и состоянием произвольного внимания у детей с ДЦП. Согласно результатам проведенного до начала лечения исследования функций произвольного внимания, для большинства таких больных, независимо от характера и степени тяжести двигательных, речевых и психических нарушений, было свойственно ухудшение всех его показателей.

Таблица 11

Нарушения функций вербальной памяти Усредненные показатели выраженности нарушений памяти до лечения (в баллах)
Сужение объема непосредственного воспроизведения 1,6 ± 0,3
Сужение объема отсроченного воспроизведения 2,0 ± 0,4
Влияние гомогенной интерференции 2,1 ± 0,6
Влияние гетерогенной интерференции 2,0 ± 0,8
Нарушение селективности мнестических процессов 2,1 ± 0,3
Сужение объемов оперативной памяти 2,4 ± 0,4

Как показано в табл. 12, у детей с церебральными параличами, как правило, обнаруживались значительные расстройства произвольного внимания в виде недостаточности его процессов (2,4 ± 0,3 балла), повышенной истощаемости функций внимания (2,4 ± 0,5), дефектов произвольной регуляции (2,2 ± 0,4), нарушений селективности (2,0 ± 0,4), сужения объемов (2,0 ± 0,4), недостаточности динамических параметров (1,8 ± 0,3). Несмотря на то, что приведенные данные имеют усредненный характер, они в целом отражают имеющееся у таких больных разной степени выраженности снижение показателей произвольного внимания.

Таблица 12

Нарушения функций произвольного внимания Усредненные показатели выраженности нарушений внимания до лечения
Сужение объема 2,0 ± 0,4
Недостаточность процессов внимания 2,4 ± 0,3
Нарушения селективности 2,0 ± 0,4
Истощаемость 2,4 ± 0,5
Нарушения произвольной регуляции 2,2 ± 0,4
Нарушения динамических параметров 1,8 ± 0,3

Одной из наиболее интегративных и значимых высших психических функций человека является мышление. Именно его нарушения резко ограничивают возможности адаптации больного в обществе, обусловливают появление у него неадекватных, асоциальных и даже криминогенных форм поведения. Как отмечалось выше, клини ко психопатологическое обследование больных ДЦП выявило у большинства из них разного рода нарушения мыслительных функций. У значительной части этих детей отставание в умственном развитии выступало основным психопатологическим проявлением их заболевания. Каждая из форм умственной недостаточности, помимо специфических клинических проявлений, характеризовалась определенным показателем развития интеллекта — IQ. Известно, что низкие показатели последнего могут быть связаны с нарушением одной или многих психических функций. Поэтому специальное психологическое исследование состояния каждой из них может способствовать выявлению одного из важных звеньев патогенеза формирования умственной недостаточности у больных ДЦП. Это необходимо учитывать при назначении им индивидуальных форм лечебно-коррекционного воздействия в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации.
Проведенное до начала лечения исследование состояния основных мыслительных функций у больных различными клиническими формами ДЦП обнаружило у большинства из них широкий спектр их изменений и нарушений. Как видно из табл. 13, практически у всех больных с церебральными параличами выявляются такие формы недостаточности функций мышления как повышенная истощаемость уровня умственной работоспособности (средний показатель по всей группе обследованных — 2,5 ±0,9 балла), снижение уровня обобщений (2,4 ± 0,8), импульсивность (2,3 ± 0,3). Имеют место и такие расстройства мыслительных функций как нарушение скоростных характеристик мыслительных процессов (2,0 ± 0,6), их инертность (2,0 ± 0,6), нарушения селективности (1,8 ± 0,4), инактивность (1,7 ± 0,4), аспонтанность (1,2 ± 0,3). Отмечено существенное снижение критичности (1,2 ± 0,3).
Таким образом, проведенные психологические исследования подтвердили наличие у больных ДЦП широкого спектра нарушений психической сферы, что согласовывалось с данными клинико-психопатологического обследования этих детей и уточняло их. Эти исследования выявили дифференцированный характер формирующихся у ребенка с церебральным параличом расстройств личности, мыслительных функций, интеллектуальных возможностей, способностей к социальной адаптации. Количественная квалификация параметров развившихся у него психических отклонений и нарушений позволяет прогнозировать возможный при соответствующей терапии уровень биологической и социальной реабилитации такого больного. Она открывает возможность также контролировать адекватность применяемых лечебно-коррекционных воздействий, изменять, при необходимости, последующие курсы системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации, давать оптимальные рекомендации родителям по лечебно- педагогической тактике в отношении их детей.
Результаты комплексного психологического обследования больных ДЦП, проведенные непосредственно после окончания первого курса системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации, достоверно отразили и подтвердили произошедшие положительные сдвиги в их психическом статусе. По данным анкетирования родителей, больные ДЦП уже в процессе проведения курса реабилитации и, особенно, после завершения, становились более активными, живыми, общительными, у них расширялся круг интересов, уменьшались признаки пассивности, негативизма, эмоциональной неустойчивости, раздражительности. Улучшались сон, аппетит, фон настроения, общий жизненный тонус.
Как видно из табл. 14, в процессе проведения уже первого курса лечебно-реабилитационных мероприятий практически у всех больных наступали позитивные изменения в виде редукции эмоциональных и

Таблица 13
Характеристика нарушений различных мыслительных функций у больных с разными клиническими формами ДЦП до начала реабилитации

Нарушения мыслительных функций Усредненные показатели выраженности нарушений (в баллах)
Аспонтанность 1,2 ± 0,8
Инактивность 1,7 ± 0,4
Инертность 2,0 ± 0,5
Нарушения селективности 1,8 ± 0,4
Нарушения критичности 1,2 ± 0,3
Снижение уровня обобщений 2,4 ± 0,8
Истощаемость 2,5 ± 0,9
Импульсивность 2,3 ± 0,3
Скоростные характеристики 2,0 ± 0,6

Поведенческих нарушений. В наибольшей степени положительные изменения были выражены у больных со спастической диплегией, гемипарезами, с гиперкинетической формой. Так, выраженность эмоциональных нарушений у больных со спастической диплегией до лечения составила 10,8 балла, после лечения — 4,1 балла, выраженность поведенческих отклонений до лечения — 26,3 балла, после — 16,2 балла, с гем и нарезами — 6,4 и 4,2 балла, 17,8 и 12,2 балла соответственно; с гиперкинетической формой — 25,6 и 18,4; 23,6 и 16,7 баллов. Относительно менее выраженная положительная динамика отмечалась в группе больных с атонически-астатической формой (19,2 и 14,7; 20,9 и 18,7 баллов). Отрицательной динамики по данным параметрам в группе больных ДЦП после проведенного нами лечения выявлено не было.
Данные, полученные по результатам наблюдения за детьми их собственными родителями, согласуются с показателями психологического обследования этих больных после курса интенсивной

Таблица 14
Динамика нарушений эмоционального реагирования и поведения у больных с различными формами ДЦП до и после реабилитации (по данным стандартизированного опроса родителей)

  Показатели
Группы больных Эмоциональные нарушения Поведенческие нарушения
  До лечения После лечения До лечения После лечения
Спастические моно- и геми парезы 6,4 4,2 17,8 12,2
Спастические диплегии и тетрапарезы 10,8 4,1 26,3 6,2
Атонически- астатическая форма 19,2 14,7 20,9 18,7
Гиперкинетическая форма 25,6 18,4 23,6 16,7
Смешанные формы 16,3 12,1 17,8 11,3

преабилитации, проведенного с помощью теста Кэттелла (см. табл. 15).
Анализ полученных в ходе динамического исследования данных подтвердил, что после окончания уже первого курса лечения в психо-логическом статусе больных ДЦП имели место следующие позитивные изменения: улучшались показатели эмоциональной стабильности (значения фактора С до лечения 4,1 ±0,8 балла, после лечения — 5,2 ± 1,9; р < 0,05), уменьшались явления общей напряженности, неудовлетворенности (значения фактора QA соответственно, 6,5 ± 1,8 и 3,8 ± 0,9; р < 0,05), улучшался волевой контроль и произвольная регуляция поведенческих реакций, понимание социальных ситуаций (фактор J—6,0 ± 0,2 и 4,4 ± 1,0; р <0,05), уменьшалась тревожность, склонность к страхам и опасениям (фактор О — 7,5 ± 1,4 и 4,7 ± 1,3; р < 0,05), улучшался фон настроения, активность больных (фактор F—4,8 ± 0,9 и 6,6 ± 2,0, р < 0,05).
Таким образом, у больных в процессе проведения им лечебно- реабилитационных программ происходит положительная трансформация паттерна показателей, отражающих актуальное психологическое состояние, уровень эмоционального реагирования, индивидуально-типологические и личностные особенности. Совокупность на-

Распределение средних значений факторов теста Кэттелла у больных ДЦП до и после реабилитации

Группы больных Факторы
А В С D Е F G Н I О Q3 Q,
Больные ДЦП до лечения 5,0+1,3 4,3+1,7 4,1+0,8 5,8+1,1 4,2+1,1 4,8+0,9 6,3+2,0 5,8+1,7 6,0+2,1 7,5+1,4 5,7+1,9 6,5+1,8
Больные ДЦП после леченния 5,1+1,1 4,8+1,2 5,2+1,9* 5,6+1,7 5,6+1,7* 6,6+2,0* 4,2+0,9* 5,8+1,3 4,4+1,0* 4,7+1,3* 5,8+1,4 3,8+0,9*

блюдаемых изменений детерминирует повышение адаптивного потенциала личности в целом. Отмеченные позитивные сдвиги должны получить свое дальнейшее закрепление и развитие на следующих этапах реабилитации и лечь в основу последующих оптимальных изменений индивидуально-личностных черт больных, повышения их адаптации в социуме.
Результаты исследования интеллекта у больных с различными формами ДЦІІ (по данным теста BPVS)
Анализ динамики показателей уровня интеллектуального развития больных ДЦП, по данным теста BPVS, в процессе проведения им курса интенсивной нейрофизиологической реабилитации также подтвердил наличие положительных сдвигов в их психическом состоянии. В зависимости от особенностей клинических проявлений заболевания в разных группах обследованных детей они существенно отличались (см. табл. 16).

Таблица 16

Группы больных Показатели IQ (в баллах)
До лечения После лечения
Спастические моно и гемипарезы 76,2 89,4
Спастические диплегии и тетрапарезы 63,4 79,2
Атонически астатическая форма 62,3 70,1
Гиперкинетическая форма 68,2 83,4
Смешанные формы 69,3 73,3

Наиболее выраженное возрастание продуктивности интеллектуальных функций имелось у больных со спастической диплегией (76,2 балла — зона пограничного состояния — до лечения и 89,4 балла — зона низкой нормы — после лечения; р < 0,05) и гиперкинетической формой (соответственно 68,2 балла — зона умственной отсталости и 83,4 балла — зона низкой нормы; р < 0,05). Значительное улучшение интеллектуальной продуктивности обнаружено ТЗ.КЖЄ V больных с гемипаретической формой, особенно с левосторонним гемипарезом (74,2 и 85,4 балла). Менее выраженными были изменения в группе больных с атонически-астатической формой (62,3 и 70,1 балла).
Следующим этапом анализа полученных результатов было рассмотрение характера изменения интеллектуальной продуктивности больных ДЦП во время лечения в зависимости от исходного уров ня их интеллектуального развития. Исследования показали, что наиболее выраженной была динамика в группе больных с пограничной умственной отсталостью: у 72% этих больных отмечался «переход» из зоны пограничной умственной отсталости в зону низкой нормы. У остальных 28% больных эффективность интеллектуальных функций возрастала, однако они оставались в зоне пограничной умственной отсталости. Отчетливая положительная динамика наблюдалась у больных с легкой степенью дебильности: у 66,2% отмечалось улучшение показателей, причем у 37,4% из них имел место «переход» интеллектуального уровня в зону пограничной умственной отсталости. При тяжелой и умеренной степени дебильности отмечалось улучшение показателей на 1-4 балла, однако больные оставались в пределах зоны олигофрении в стадии дебильности. Вместе с тем, 17,3% больных с уровнем психического развития, соответствующим зоне умеренной степени дебильности, после лечения обнаружили уровень достижений, приравнивающийся к легкой степени дебильности. Больные с негрубыми формами имбецильности характеризовались повышением продуктивности на 1-2 балла (24,2%), оставаясь при этом в зоне имбецильности.
Дети с нормальным уровнем интеллектуального развития также обнаруживали после лечения повышение интеллектуальной эффективности. Анализ морфо-функциональных соотношений показывает, что описанная динамика продуктивности мыслительных функций в определенной степени может быть детерминирована улучшением функционального состояния неспецифических структур мозга и конвекситальных корковых образований префронтальных отделов лобных долей (последнее, возможно, определяется усилением активирующих влияний со стороны соответствующих глубоких отделов мозга).
Анализ результатов динамического исследования интеллектуальных возможностей больных ДЦП, проводившегося с помощью теста Равена, после окончания первого курса их интенсивной нейрофизиологической реабилитации также выявил наличие у обследованных положительных сдвигов в психологическом статусе. Как и по данным изучения особенностей изменений интеллектуальной продуктивности с помощью теста BPVS, так и по результатам теста Равена, ее динамика в разных клинических группах детей имела однонаправленный характер. Но наступившие изменения носили у них не только количественные, но и качественные отличия (см. табл. 17).
Было отмечено, что наибольшие позитивные сдвиги уровня интеллектуального развития происходили у больных с низкими его показателями. В то же время, у интеллектуально сохранных детей изменения, происходившие в их психическом состоянии, были менее выражены.
Распределение обследованных больных ДЦП по зонам интеллектуального развития (по данным теста Равена)
Как видно из табл. 17, в зоне умственного дефекта (V зона) из 38% больных осталось 25%. Остальные 13% переместились в зону пограничного состояния; в пределах IV зоны остались 4,0% больных. При этом из зоны пограничного состояния в зону средней нормы (III зона) переместились 21,0% детей. Эффективность в границах III зоны до и после лечения отмечалась у 13,9%. Из средней нормы в зону хорошей нормы (II зона) переместились лишь 3,0% больных, но при этом из зоны средней нормы в зону высокой нормы (І зона) -13,9%, а из зоны хорошей нормы в высокую — 3,0%. Таким образом, приведенные данные говорят об отчетливо представленных позитивных сдвигах не только количественного, но и качественного уровня невербальной интеллектуальной продуктивности у больных ДЦП в процессе их интенсивной реабилитации.

Таблица 17

Зоны Кол-во больных, вошедших в определенную зону (В%)
  до лечения после лечения
I зона (высокая норма) 3,0
II зона (хорошая норма): II + II - Всего: 3,0 3,0 18,0 18,0
III зона (средняя зона): III + III - Всего: 17,0 17,0 34,0 27,8 11,2 39,0
IV зона IV + (пограничное состояние): IV — Всего: 3,0 22,0 25,0 17,0 17,0
V зона (умственный дефект) 38,0 25,0

Эти результаты свидетельствуют также и об имеющейся связи характера динамики интеллектуальной продуктивности с исходным состоянием интеллекта больного (см. табл.18). Так же, как и при исследовании функций вербального интеллекта, оказалось, что наиболее выраженные положительные сдвиги обнаруживали больные с пограничной умственной отсталостью: 49% этих больных «перемещались» в зону низкой нормы, у остальных пациентов данной группы эффективность возрастала, но оставалась в пределах зоны пограничного состояния. Положительная динамика была характерна и для больных с легкой степенью дебильности: 24,3% из них после лечения обнаружили результаты, соответствующие границам пограничной умственной отсталости. Больные с более выраженными формами умственной отсталости обнаруживали некоторое улучшение интеллектуальной продуктивности, оставаясь при этом в зоне того интеллектуального уровня, который был зафиксирован до начала курса лечения.
Результаты исследования интеллекта у больных с различными формами ДЦП (по данным теста Равена)
Результаты исследования динамики интеллекта по данным теста в зависимости от клинической формы ДЦП показаны в табл. 18.

Группы больных Показатели (в процентилях)
до лечения после лечения
Спастические моно- и гемипарезы 20,1 35,6
Спастические диплегии и тетрапарезы 19,1 45,6
Атонически-астатическая форма 11,8 19,3
Гиперкинетическая форма 26,4 50,1
Смешанные формы 18,6 35,8

Проведенное лечение наиболее эффективно улучшало уровень интеллектуальной продуктивности у больных с гиперкинетической формой (25,6 и 50,1 процентилей), со спастической диплегией (19,1 и 45,6) и в несколько меньшей мере с гемипарезами (20,1 и 35,6). Наименьшее повышение интеллектуальной продуктивности отмечалось при атонически-астатической форме (11,8 и 19,3).
Сопоставление характера динамики функций вербального и невер-бального интеллекта свидетельствует о том, что в целом позитивные сдвиги функций вербального интеллекта в ходе лечения были более выраженными, чем функций невербального. Анализ полученных
результатов с учетом базисного уровня развития интеллекта показал, что наиболее благоприятные результаты обнаруживали дети с пограничной умственной отсталостью, с «низкой» нормой и легкой степенью дебильности. Динамика в группах детей с более тяжелыми формами умственной отсталости была менее выраженной, дети оставались в пределах исходных уровней интеллектуального развития. Сравнительный анализ динамики функций вербального и невербального интеллекта в разных клинических группах больных говорит о наличии как ряда общих, так и отличительных тенденций этих изменений. Так, наиболее выраженная позитивная динамика продуктивности вербального интеллекта отмечалась у больных со спастической диплегией, гиперкинетической формой и левосторонним гемипарезом. Проведенное лечение наиболее эффективно воздействовало на функции невербального интеллекта у больных с гиперкинетической формой, спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. Наименее выраженная динамика функций вербального и невербального интеллекта отмечалась при тетрапарезе и атонически-астатической форме.
Средний показатель невербальной интеллектуальной продуктивности в группе обследованных больных ДЦП составил до лечения 21 процентиль, после лечения — 43,2 проценти ля (р < 0,05). То есть, имеют место отчетливые положительные сдвиги уровня продуктивности невербальных интеллектуальных функций (см. табл.17).
Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации оказывает значительное положительное воздействие и на мнестические функции больных церебральными параличами. Уже после первого курса лечения у них были отмечены позитивные сдвиги по всем изучавшимся параметрам мнестических функций. При этом у детей в наибольшей степени происходила оптимизация таких показателей, как объемы оперативной памяти (выраженность нарушений до лечения 2,4 ± 0,4 балла, после лечения — 1,6 ± 0,2; р <0,05) и селективность мнестических функций (соответственно 2,1 ±0,3и 1,3 ±0,2; р < 0,05) (см. табл.19). Необходимо отметить, что статистически достоверный регресс расстройств памяти касался ее активационных и непроизвольно- регуляторных составляющих, то есть тех параметров, которые в основном «обеспечиваются» неспецифическими структурами мозга.
Сравнительное сопоставление характера показателей произвольного внимания у больных с различными клиническими формами ДЦП до и после проведения первого курса интенсивной нейрофизиологической реабилитации выявило, что в процессе лечения у всех этих детей произошло его улучшение (см. табл.20).

Состояние высших психических функций, личности и интеллекта у больных ДЦП

Таблица 19

Показатели Выраженность нарушений (в баллах)
  до лечения после лечения
Сужение объема непосредственного воспроизведения 1,6 ± 0,3 1,1 ± 0,1
Сужение объема отсроченного воспроизведения 2,0 ± 0,4 1,5 ± 0,3
Влияние гомогенной интерференции 2,1 ± 0,6 1,7 ± 0,7
Влияние гетерогенной интерференции 2,0 ± 0,8 1,7 ± 0,8
Нарушения селективности мнестических процессов 2,1 ± 0,3 1,3 ± 0,2*
Сужение объемов оперативной памяти 2,4 ± 0,4 1,6 ± 0,2*

* Различия статистически достоверны.

Таблица 20

Показатели Выраженность нарушений (в баллах)
  до лечения после лечения
Сужение объема 2,0 ± 0,4 1,5 ± 0,3
Недостаточность процессов внимания 2,4 ± 0,3 1,8 ± 0,5
Нарушения селективности 2,0 ± 0,4 1,2 ± 0,2*
Истощаем ость 2,4 ± 0,5 1,5 ± 0,3*
Нарушения произвольной регуляции 2,2 ± 0,4 1,6 ± 0,4
Нарушения динамических параметров 1,8 ± 0,3 1,4 ± 0,3

Динамические исследования функций произвольного внимания говорят об определенном регрессе данных расстройств, причем отмечается улучшение практически всех регистрируемых параметров (см. табл. 20). Вместе с тем, имеет место избирательность изменений функций внимания: в большей степени редуцировались такие нарушения, как истощаемость (2,4 ± 0,5 балла до лечения и 1,5 ± 0,3 балла после лечения; р < 0,05) и дефекты селективности (соответственно 2,0 ± 0,4 и 1,2 ± 0,2; р < 0,05). Приведенные данные свидетельствуют, что у больных ДЦП значимо улучшались активационные и непроизвольно-регуляторные параметры произвольного внимания, что в свою очередь может явиться основой для улучшения продуктивности других психических функций. Описанная динамика функций позволяет говорить о возможности изменений в процессе лечения функционального состояния нижних отделов неспецифических церебральных структур (уровня продолговатого и среднего мозга).

Таблица 21

Динамика степени выраженности различных нарушений мышления до и после реабилитации

Показатели Выраженность нарушений (в баллах)
  до лечения после лечения
Аспонтанность 1,2 ± 0,3 0,9 ± 0,3
Инактивность 1,7 ± 0,4 0,8 ± 0,4*
Инертность 2,0 ± 0,5 1,4 ± 0,4
Нарушения селективности 1,8 ± 0,4 1,4 ± 0,3
Нарушения критичности 1,2 ± 0,3 0,9 ± 0,3
Снижение уровня обобщений 2,4 ± 0,8 1,8 ± 0,5
Истощаемость 2,5 ± 0,9 1,5 ± 0,4*
Импульсивность 2,3 ± 0,3 1,4 ± 0,4*
Скоростные параметры 2,0 ± 0,6 1,4 ± 0,5

В ходе реабилитации у больных ДЦП изменялись в позитивную сторону большинство показателей мыслительных функций (см. табл.21).
После лечения наблюдался регресс описанных расстройств, который носил в определенной степени избирательный характер: на фоне общего улучшения продуктивности мыслительных функций наиболее редуцировались такие расстройства, как повышенная истощаемость уровня продуктивности мыслительных операций (соответственно 2,5 ± 0,9 и 1,5 ± 0,4; р < 0,05), импульсивность (2,3 ± 0,3 и 1,4 ± 0,4; р < 0,05) и инактивность (1,7 ± 0,4 и 0,8 ± 0,4). Эти данные говорят о преимущественном улучшении акгивационного обеспечения мыслительных операций, оптимизации непроизвольно-регуляторных и, в несколько меньшей степени, их произвольно-регуляторных параметров.
Таким образом, как показало комплексное психологическое обследование состояния и динамики характера социальной адаптации, уровня интеллектуального развития и особенностей основных высших психических функций у больных с различными клиническими формами ДЦП, под воздействием системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации у большинства из них происходит значительное улучшение психического статуса. Выраженность положительных сдвигов в показателях психического состояния во многом зависит от исходного их уровня до начала лечения. Выявлена парадоксальная, на первый взгляд, закономерность — чем тяжелее психические нарушения у ребенка с церебральным параличом, тем значительнее может выглядеть «прирост», наступающий в его психическом здоровье. Это объясняется тем обстоятельством, что при низком уровне психического развития ребенка появление в процессе лечения первых слов или элементарных навыков опрятности наглядно изменяют качество его жизни, особенно в глазах родителей. У более же сохранных больных улучшение психического состояния зачастую носит значительно больший характер, но на фоне относительно благополучного исходного состояния здоровья ребенка эти сдвиги менее заметны, так как не приводят к качественному изменению уровня его адаптации.
Таким образом, проведенные углубленные комплексные медико- психологические исследования динамики состояния психических функций у больных с ДЦП под влиянием системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации показали, что данный метод эффективен не только в отношении возможностей воздействия на двигательную сферу больных, но и на их психические функции.
Наши представления о механизмах такой эффективности разработанного метода базируются на современных представлениях о системной динамической организации мозговых функций, в том числе и психических (Н.Я.Бернштейн, 1935; А.Р.Лурия, 1969).
Согласно этим представлениям, каждая психическая функция рассматривается как функциональная система, состоящая из иерархически связанных между собой звеньев. При этом существуют некоторые ее звенья, инвариантные для выполнения функциональной системой своей роли (цель, результат) и вариативные (операции, средства достижения результата, соответствующего цели). Всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы. В соответствии с иерархическим строением той или иной психической функции, определенные структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов. В связи с этим аномальное функционирование отдельных участков мозга в случаях патологии может приводить к более или менее существенному дефициту в психических процессах, затрагивая различные уровни и звенья в их обеспечении (Н.К.Корсакова, Л.И.Московичюте, 1988). При реализации того или иного вида психической деятельности в нее всегда включены все структурные единицы мозга, связанные с обеспечением психических процессов. В зависимости от степени сформирован ности, интеграции или автоматизации функций происходит «свертывание» количества необходимых афферентных и эфферентных звеньев, как во внешнем их выражении, так и в отношении конкретных зон мозга, обеспечивающих их реализацию. Концепция системной динамической локализации функций предполагает своеобразное их «пересечение» между собой в тех звеньях, которые являются общими для различных видов психической деятельности. Вследствие этого связь функций даже с несколькими мозговыми зонами носит не абсолютный, а относительный характер. Причем число и границы таких зон могут при осуществлении одной и той же функции существенно варьировать в зависимости от конкретных условий. Это может менять сам способ осуществления функции, в зависимости от включения в церебральную систему ее реализации тех или иных мозговых структур. Каждая из структур участвует в реализации функций дифференцированно, по-своему, однако целостная функция мозга является интегральным комплексом энергетического, информационного, операционного, активационного и эффекторного обеспечения деятельности (П.В.Волошин, 1984).
Исходя из такого представления о функциональных взаимоотношениях между отдельными структурами головного мозга, возникающих при необходимости совершения какого-либо акта или действия, более понятным становится высокий неспецифический (многоцелевой) терапевтический эффект метода интенсивной нейрофизиологической реабилитации больных ДЦП.
В процессе терапии в высокоактивных рефлексогенных зонах метамерно-сегментарного аппарата позвоночника и в других его отделах больного ДЦП создается мощный, качественно новый поток проприорецепции. Новая информация поступает в различные интегративные структуры мозга как непосредственно, так и за счет улучшения их гемодинамики, активируя тем самым компенсаторно-приспособигельные механизмы — энергетическое, информационное и операционное обеспечение функций его мозга. Запускаются и усиливаются мощные саногенетические механизмы больного, заложенные в нем в процессе филои онтогенеза, что влечет за собой формирование у него нового жизненного стереотипа, оптимизирует все сферы жизнедеятельности, в том числе — психическую и речевую.

Назад Оглавление Далее