Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

6. Формирование позитивного общественного

Мнения по отношению к инвалидам

6.1. Взаимодействие со СМИ

Использование СМИ необходимо для формирования позитивного общественного мнения относительно инвалидов. Здесь представлена информация, как лучше обеспечить освещение тем, связанных с проблемами инвалидности и инвалидов. В своей публикации мы опирались на материалы из книги "Как работать со СМИ", выпущенной Международной организацией труда и Международной организацией реабилитации.

6.1.1. Рекомендации ООН для людей с инвалидностью.

Обоснование.

Разговор в первом лице ("я", "мы") практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице.

Обоснование.

В различных сферах деятельности показывать инвалидам, их семьям и обществу, что инвалиды могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.

Таким образом, любой человек имеет больше шансов увидеть, что инвалиды различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и не-инвалиды.

Обоснование.

Дети не должны бояться задавать вопросы об инвалидах, они должны понимать, что это естественно - быть любопытным. Большинство инвалидов сами хотят ответить на вопросы и ценят честность.

Обоснование.

Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Такое сообщение часто помнится намного дольше.

5. Предоставляйте практическую информацию. Давайте информацию, которая будет полезна в повседневной жизни.

Обоснование.

Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет не-инвалиду (или инвалиду) при следующей встрече с женщиной, мужчиной или ребенком с инвалидностью.

Обоснование.

Свободный доступ для инвалидов на самом деле помогает и остальным людям.

Обоснование.

Чем больше видно, что инвалид чего-то достигает, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других.

Обоснование.

Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг инвалиды могут многое дать своим семьям и обществу.

"Запертые в клетку инвалидностью сына"

Этот заголовок появился в сентябрьском, 1992 г., выпуске Журнала для Родителей, публикуемого в Кении. Статья под этим заголовком рассказывает об отсутствии служб для ухода за детьми, которые могли бы позволить матери выйти на работу, о дефиците профессиональной помощи и заканчивается призывом к иммунизации. Статья дает выражение очень отрицательному стереотипу и дает ощущение того, что жизнь родителей детей-инвалидов просто безнадежны.

Использование примеров отрицательных и положительных высказываний и статей в прессе.

Инструмент для подготовки журналистов и других представителей СМИ

Далее приводится пример двух различных способов, какими может быть представлена в СМИ новостная история о проекте, обеспечивающем занятость людям с инвалидностью.

Первая заметка усугубляет негативные стереотипы людей с инвалидностью и имеет сильный общий тон благотворительности и снисходительности.

Во второй заметке, которая дает информацию в более позитивном свете, к людям с инвалидностью относятся как к равным членам общества, которые стараются заработать средства к существованию.

Вы можете использовать эти примеры во время семинаров по работе со СМИ и на брифингах для журналистов или репортеров.

Факты:

Группа взрослых с различными формами инвалидности открыла мастерскую по производству и продаже ювелирных украшений. Всем работникам требуется доход от продаж для обеспечения себя и своих семей, но в настоящий момент дело идет не очень успешно. Мастерская должна завоевать репутацию производителя качественной продукции, увеличить уровень продаж и затем расшириться для поддержки своих работников и для обучения других.

Отрицательный пример освещения в прессе

Увечные и глухонемые делают ювелирные изделия несмотря на свои недостатки
Около 30-ти увечных, глухих, немых и ослепших бедняков открыли ювелирную мастерскую в восточной части Площади Харамби. Они не могут ходить или нормально сидеть, во всяком случае, большинство из них, а многие раньше были нищими.
И теперь, со всеми своими проблемами и несчастьями, они попытаются проигнорировать свои уродливые судьбы и создать что-то красивое. С потрясающим терпением и с бодрым настроем целыми днями сидят, делая цепочки, браслеты и кольца привлекательными для проходящих мимо. Чтобы дать работникам почувствовать, что они чего-то стоят, может быть некоторые милосердные люди купят эти безделушки.
Что неверно:
Слова "увечные" и "глухонемые" являются устаревшими, унижающими понятиями; сочетание "несмотря на свои недостатки" имеет снисходительный и эмоциональный оттенок.
Этот параграф описывает мастерскую жалостливыми словами, помещая все ударение на физическое состояния, а не на способности работников и их планы. Необходимые навыки для производства ювелирных изделий не включают в себя хождение или нормальную посадку.
Это предложение не содержит никаких фактов; оно просто раскрывает предвзятое предположение автора, что жизнь с инвалидностью - это постоянное несчастье и трагедия. Статья описывает инвалидов как полностью отличных от других людей - изолируя их от всего человечества.
Люди с инвалидностью не более терпеливы и бодры (или нетерпеливы и раздражительны), чем кто-либо другой. У них есть тот же спектр навыков, способностей и эмоций, что и у людей без инвалидности - просто меньше шансов доказать это.

Положительный пример освещения в прессе

Новый ювелирный магазин, открытый работниками-инвалидами
Около 30-ти людей с различными формами инвалидности - параплегией, потерей зрения, глухотой, с ампутированными конечностями - открыли ювелирную мастерскую в восточной части Площади Харамби. После шестимесячного обучения необходимым навыкам они производят в день до 30-50 оригинальных цепочек, браслетов и колец, выполненных в современном и традиционном стилях.
Г-н Шариф Мусака, управляющий мастерской, пользующийся коляской, сказал: "Некоторые из нас раньше были нищими, но теперь мы научились обеспечивать себя и помогать своим семьям. Наши ювелирные украшения имеют приятный дизайн, красиво сделаны и могут конкурировать с другими продуктами на рынке." Г-н Мусака также сказал, что любой покупатель, который принесет копию этой статьи, получить скидку при покупке первой вещи.
Что правильно:
Заголовок подчеркивает появление нового проекта, начатого людьми; вторичное ударение - на инвалидность.
В статье представлены факты, о которых большинству читателей интересно узнать, но нет драматизируются инвалидизирующие состояния. Показывает работников как ответственных взрослых людей, которые уделили внимание приобретению навыков. Описывает мастерскую как деловое предприятие, а не с точки зрения благотворительной деятельности.
Интервью и высказывания управляющего с инвалидностью, как и любого другого управляющего делового предприятия, будут в новостях. Это дает возможность управляющему высказать свою точку зрения, а не представить мнение журналиста. Заверяет читателя, что изделия профессионально исполнены, и мотивирует читателя стать покупателем.

Отрицательный пример истории в газете или в бюллетене - это типичная ситуация во всем мире, когда отсутствует связь между инвалидным сообществом и журналистами. Журналист предполагает, что история с инвалидностью должна быть подслащена, вызывать жалость и взывать к благотворительности.

Позитивный пример - это то, что может явиться результатом постоянной связи инвалидного сообщества с журналистами и СМИ, когда передается информация о целях и задачах этого сообщества и объясняются различия между положительным и отрицательным изображением.

Использование семинаров для СМИ

Одним из наиболее эффективных путей просвещения и образования людей, работающих в СМИ, будет проведение семинаров для СМИ по теме инвалидности. Такая деятельность успешно проводится в десятках стран по всему миру. Одним из основных доводов за этот подход является то, что такой семинар даст возможность, часто впервые, установить межличностный контакт между работниками СМИ и активными людьми, которые имеют различные формы инвалидности. Это уже само по себе представляет один из наилучших и наиболее прямых способов воздействия на отношение людей.

Некоторые советы по проведению семинара для СМИ:

Люди с различными формами инвалидности должны быть основными выступающими вместе с одним-двумя "сторонниками" из журналистского сообщества.

Иногда семинар по представлению важности работы по изменению отношений к инвалидности является эффективным способом начать национальную кампанию по изменению общественного мнения. Семинар направлен на большую аудиторию, чем рабочая встреча, и имеет более широкие задачи просвещения общественности и объединения групп, что может привести к изменениям.

Основные группы или сектора общества, которые могут, при совместных усилиях, создать атмосферу принятия людей с инвалидностью, представлены женщинами и мужчинами из:

Каждая из этих групп существенно влияет на восприятие людей с инвалидностью и на их принятие обществом.

Образец программы семинара по вопросам инвалидности и СМИ (один или два дня)

1. Представление темы человеком с инвалидностью, который также имеет знания по каким-то направлениям СМИ (телевидению, радио, театру, сам является писателем и т.д.)

а. пример положительного отражения вопросов инвалидности или жизни с инвалидностью (фильм, постановка и т.д.)

б. Негативный пример

в. обсуждение этих примеров, проводимое представителями основных присутствующих групп

2. Обсуждение языка и терминологии, формируется "комитет" из представителей основных групп

а. примеры положительной терминологии

б. примеры унижающих, отрицательных слов (используйте примеры из законодательных документов, положений о найме на работу, газет, фильмов, карикатур, театральных постановок, телевизионных программ, радио)

3. Международные взгляды

а. Если возможно, задействуйте специалиста, который может рассказать о результатах кампаний по просвещению общественности, проводимых в других странах

б. Представьте Руководство ООН по улучшению общения с инвалидами и предложите, какие мероприятия по внедрению руководства могут быть применены в стране

Вторая половина дня или второй день

4. Разбейтесь на несколько групп по видам СМИ для разработки стратегий перемен:

а. Пресса и периодические издания

б. Телевидение

в. Радио

г. Небольшие или традиционные виды СМИ, например, театр, плакаты, книги

д. Реклама (если подходит)

В каждой группе должно быть два руководителя-специалиста по определенному вопросу - один с инвалидностью, другой без инвалидности.

Если позволят время, каждой группе раздаются положительные и отрицательные примеры информации в СМИ.

5. Закрытие: все группы собираются вместе для подведения итогов и разработки плана дальнейшей деятельности.

Использование реальных примеров стратегий по просвещению общественности

Как было упомянуто во введении, это Руководство является результатом однодневного семинара по СМИ и вопросам инвалидности, который проводился в Африке Международными организациями по труду и реабилитации. На этом семинаре были представлены 13 реальных примеров. Они представляют различные подходы, которые можно использовать в проекте либо в организации.

Работа со СМИ в Кении: трехлетний опыт

В ожидании проведения первого Всемирного Конгресса в Африке Международной организацией по реабилитации Организационный комитет решил использовать это мероприятие для привлечения внимания работников СМИ Кении к вопросам, связанным с инвалидностью, а также с целью улучшения их осведомленности и терминологии о людях с инвалидностью. Комитет разработал всестороннюю стратегию взаимодействия со СМИ в 1990 году, готовясь к Конгрессу, который проводился 7-11 ноября 1992 г. в Найроби, а также последующие мероприятия.

Эта трехлетняя стратегия является примером того, как крупное общественное мероприятие в Африке было использовано в качестве "магнита" для привлечения внимания СМИ и общественности к вопросам инвалидности.

Далее приводимый обзор пунктов стратегии по большей части составлен на основе информации от г-на Оскара Бото, Председателя пресс-комитета Конгресса.

Мероприятия при подготовке к Конгрессу

1990 г.:

Организация подкомитета по информации, разработка эмблемы Конгресса, плакатов и планов по выходу на ключевые фигуры в национальных газетах, на телевидении и радио Кении.

1991 г.:

Проведение консультаций со СМИ и экспертом по инвалидности Барбарой Колучки на тему организации действенного семинара для кенийских журналистов (прессы, телевидения и радио) по освещению вопросов инвалидности.

Считается, что семинар, открытый министром здравоохранения, прошел достаточно успешно, так как за ним последовал огромный поток информации в СМИ, охватывающий как и просто интервью с инвалидами, так и достаточно глубокие статьи, поднимающие вопросы образования, работы, отдыха и спорта.

1991-1992 гг.:

1992 г.:

Во время Конгресса:

В течение десяти дней Конгресса был предоставлен в распоряжение Пресс-центр в Кенийском Международном Конференц-центре. Сотрудники пресс-центра занимались:

Контакты с прессой пойдут на пользу вашей группе. В одной из наших последних групп было 15 активных членов. Из них трое занимались персональными контактами со СМИ (ТВ, радио, газеты и журналы). Для публикации в этих СМИ было составлено небольшое объявление (для ТВ и радио это может быть ролик). Такие объявления или социальные ролики размещаются в СМИ бесплатно. Благодаря этим объявлениям на последние собрания группы пришли два новых члена и репортер, который обещал написать статью для воскресного выпуска. Эта группа провела только три встречи, но ее деятельность была очень эффективной.

Вот еще несколько примеров печатной и рекламной продукции, которую рекомендуется использовать для более эффективного освещения проблем инвалидности.

Флаер (листовка) - это небольшая листовка, которая кратко и доступно информирует о вашей деятельности. Она должна быть привлекательной, легко читаемой. Ее лучше набирать крупными жирными буквами. Обычно флаер сообщает о каком-либо предстоящем мероприятии, поэтому не забудьте указать контактный телефон и имя человека, с которым можно связаться. Дизайн флаера поручите кому-нибудь, кто имеет художественные способности. Иллюстрируйте флаер, печатайте его на цветной бумаге. Перед тиражированием еще раз проверьте правильность информации.

Ниже приведен пример флаера:

У автобусов ????????????? есть подъемники????????????????????????????????????? Транспорт - это проблема.
Мы работаем, чтобы разрешить ее.
Кто мы?
Мы - группа инвалидов округа* * * * * *
В чем проблема?
Проблема в том, что доступного для инвалидов транспорта мало. Нам не на чем добраться до работы, школы, врача или просто магазина. Просто встретиться - уже большая проблема.
Специальный транспорт или такси - дорого. Из-за того, что мы не имеем таких же возможностей, что и все, мы чувствуем себя не такими, как вы. Мы хотим пользоваться общественным транспортом, если он действительно будет доступным.
В чем выход?
Выход - в создании доступного транспорта.
Что мы делаем?
Мы изучаем, работают ли подъемники на всех автобусах, используются ли они, умеют ли водители обращаться с ними?
Как вы можете помочь?
Вы можете прийти к нам и обсудить эту проблему. Для того, чтобы сделать транспорт доступным, нам нужна поддержка всех.
Звоните Синтии Роуз 661-8193 или Джоан Поттс 485-2770

Объявление.

Составив текст, вам нужно отправить его руководству издания или канала, а через несколько дней перезвонить им. Правило составления таких объявлений: они должны быть короткими. Радио-ролик, например, не должен длиться больше минуты (в крайнем случае, 150 секунд). Перед тем, как отправить ролик, воспользуйтесь магнитофоном, запишите его для себя и прослушайте, насколько убедительно он звучит, насколько достоверна информация.

Вот образец опубликованного в газете объявления:

газета* * * * * * 28 апреля 1983 г. С. 3
Группа по отстаиванию прав инвалидов соберется в Белом павильоне больницы Кэйп Код в субботу, 30 апреля. Начало в 10.00 Спонсор - Массачусетская коалиция инвалидов

Информационный бюллетень - это неформальный способ информировать людей о своей деятельности - о ходе решения проблемы, о том, что происходит на собраниях, слушаниях, в жизни группы и отдельных ее членов. Можно начинать с одностраничного бюллетеня, использовать цветную бумагу (тогда ваш бюллетень будет отличаться от других). Бюллетень должен быть написан просто, разбит на секции и иметь броские и ясные заголовки. Издавать бюллетень нужно регулярно - еженедельно, ежемесячно или ежеквартально.

Разрабатывать бюллетень очень интересно, эта деятельность задействует много людей: кто-то будет писать его содержание, кто-то набивать, форматировать, тиражировать и рассылать. Бюллетень - хороший повод для общения, а также неплохой источник для развития чувства общности и товарищества. Бюллетени сначала можно рассылать по почте, затем раздавать на собраниях. Вот пример абзаца из информационного бюллетеня:

Мы сделали это!>
Поздравляем нашего координатора Кэролин Браун и комитет по сооружению парковок с тем, что они завершили подготовку писем и материалов в городской Совет. Наша петиция была принята 20 июля, и теперь Городской совет должен утвердить проект, который вскоре станет законом.
Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы