Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Выпрямление в положении сидя: корригирующая помощь

Вспомогательные приспособления, которые я хочу сейчас представить, помогают ребенку сидеть прямо. Ко всем этим приспособлениям добавляются еще и дополнительные средства коррекции.

Корригирующие средства

1) Коррекция положения таза и ног (с. 175–181):– скоба для таза;– брючки для сидения;– абдукционный клин, встроенный в наклонное сиденье;– абдукционный ремень;– абдукционный блок;– фиксатор стопы.2) Коррекция положения туловища (с. 181–189):– нагрудный ремень;– фиксатор для грудины;– нагрудно-плечевой фиксатор;– реклинационный фиксатор;– жилетка для туловища.

Скоба для таза

Изготовление

Скоба для таза изготавливается по размерам ребенка и форме его таза.Оба выступа должны накладываться на переднюю верхнюю ость подвздошной кости. На область живота и мочевого пузыря скоба не давит благодаря вогнутой форме(например, детям со стомой нужна скоба с еще большей вогнутостью)[21].

Скоба для таза

Действие

Крепление ремня к бортику чашеобразного сиденья, инвалидной коляски, детской коляски и т.д., а также форма скобы для таза позволяют оказывать давление в двух направлениях (вниз и наружу) и способствуют симметричному выпрямлению таза.

Целевые группы

1) Применение скобы для таза в качестве единственного корректирующего приспособления предполагает относительно хороший контроль за положением головы и туловища.2) Комбинирование скобы для таза с другими вспомогательными приспособлениями особо рекомендуется тем детям, которым необходимо изменять количество вспомогательных приспособлений в зависимости от их активности: увеличивать поддержку при увеличении активности и уменьшать помощь при ее снижении.

Применение

Скоба для таза прикрепляется к внутренней стороне с одной стороны чашеобразного сиденья. Когда ребенок прижимается к спинке кресла, то выступ для фиксации должен "садиться" на верхнюю переднюю ость подвздошной кости. Такая жесткая фиксация скобы с одной стороны желательна. Это позволяет быстро ее накладывать, к тому же фиксированное положение скобы – дополнительная принудительная мера контроля за тем, выпрямлен ли таз у ребенка, сидящего в чашеобразном сиденье. После этого второй валик накладывается на другую бедренную кость, и скоба фиксируется застежкой. То, с какой сторона скоба жестко крепится к чашеобразному сиденью, определяется исключительно удобством матери. Если мать правша, то фиксировать нужно слева, чтобы она правой рукой могла легко застегнуть ремень с другой стороны. Возможно использование скобы с другими средствами фиксации и коррекции.Единственное, что мешает использовать скобу для таза, – дополнительный нагрудно-плечевой фиксатор. Оба эти приспособления накладываются на верхнюю переднюю ость подвздошной кости, поэтому одновременно использовать их нельзя.

Брючки для сидения

Изготовление

Для постоянного использования в кресле брючки для сидения шьются из искусственной кожи. Они состоят из широкой детали, на которой ребенок должен сидеть. Эта деталь фиксируется на задней поверхности спинки. Спереди деталь разделяется на две узкие части, которые расходятся в стороны, проводятся между ног ребенка наверх и через паховый сгиб снова идут к наружным поверхностям бедер. Ширина этих узких деталей должна быть такова, чтобы они умещались на бедрах ребенка.

Брючки для сидения

При неправильном покрое узкие детали, охватывающие бедра, врезаются в кожу с внутренней стороны бедра и причиняют боль.Застежка при правильном направлении давления фиксации должна находиться у таза ребенка рядом с задним краем чашеобразного сиденья. Если это слишком сложно, то можно сначала свободно зафиксировать брючки для сидения на ребенке.И только когда он уже будет сидеть в своем чашеобразном сиденье, ремни нужно подтянуть книзу, наружу и назад, а затем еще раз специально зафиксировать.

Действие

Если брючки правильно сшиты и фиксируют бедра в нужном направлении, то они способствуют только отведению бедер. Они не предотвращают и лишь в незначительной степени препятствуют тому, что ребенок наклоняет таз вперед(симметрично или асимметрично) и разгибает ноги в тазобедренных суставах.

Целевая группа

Брючки предназначены для детей, которые могут сидеть в симметричной позе –то есть у них нет проблем с асимметричным положением в позе сидя.

Применение

Поскольку брючки для сидения чаще всего делают из искусственной кожи и их трудно застегивать, мы используем их редко. Другая причина их ограниченного использования – относительно незначительная степень коррекции, которую они дают. Чаще мы используем абдукционный клин (см. ниже).

Абдукционный клин, встроенный в наклонное сиденье

Изготовление

Абдукционный клин прочно встраивается в поверхность сиденья. Ребенок сидит не на искусственной коже брючек для сидения, а на тканевом сиденье или на овечьей шкуре. Само сиденье имеет клиновидную форму – сзади подушка сиденья выше, чем спереди.

Абдукционный клин, встроенный в наклонное сиденье

Абдукционный клин, встроенный в наклонное сиденье,часто вполне достаточен в качестве вспомогательного приспособления для отведения ног, – в этом случае родителям необходимо закреплять на один ремень или пояс меньше.

Действие

Клин помогает достичь сгибания в тазобедренном суставе (за счет наклона сиденья) при одновременном индивидуально подобранном отведении ног. Благодаря удачному моделированию нога уже за счет действия силы тяжести смещается в сторону (отведение) и поворачивается наружу (наружная ротация).

Целевые группы

1) Дети, которым требуется отведение ног.2) Дети, которые во время активности, связанной с тонкой моторикой,проявляют склонность к ассоциативным реакциям, асимметричным выпрямительным образцам и приведению ног.

Применение

Наклонное сиденье со встроенным абдукционным клином можно применять в любой системе для сидения, индивидуально подгоняя его под потребности ребенка.

Абдукционный ремень

Изготовление

Специальный абдукционный ремень проходит петлей через отверстие на стыке бортика кресла и сиденья так, что охватывает бедро сидящего ребенка.Ширина и длина ремня подбираются индивидуально.

Абдукционный ремень

Действие

Абдукционный ремень может помочь, если при использовании абдукционного клина во время активности ребенка у него все еще усиливается внутренняя ротация и приведение.Ремень по всей своей ширине проходит от нижнего края внутренней поверхности к верхнему краю наружной поверхности бедра, а тяга осуществляется наружу и назад; тем самым вызывается отведение и внешняя ротация ног.

Целевая группа

Дети со спастичностью и атетозом.

Применение

Застежка абдукционного ремня находится на верхней поверхности бедра и застегивается намного проще, чем брючки для сидения.

Абдукционный блок

Изготовление

Абдукционный блок

На поверхность сиденья сверху крепится абдукционный блок.

Действие

Когда ребенок сидит в кресле, абдукционный блок давит точно на внутреннюю сторону бедра, и это давление вызывает у ребенка усиление приведения бедер.Применять блок в качестве ограничителя (чтобы ребенок не сползал вперед)абсолютно неверно. Блок прикрепляется на край чашеобразного сиденья, при этом ребенок сползает вперед и остается сидеть в таком положении, опираясь на блок.Но он не может и не должен долго сидеть с согнутой спиной.

Применение

Использование блока увеличивает нагрузку родителям – при усаживании нужно все время переносить ребенка через выступ.Конечно, абдукционный блок можно поставить на сиденье, когда ребенок уже сидит в нем, но это тоже дополнительная работа. Затрудняет использование блока и то, что он часто вызывает у ребенка негативную реакцию. Ввиду всего сказанного становится понятно, почему предпочтение отдается абдукционному клину, встроенному в наклонное сиденье.

Фиксация ног

Правильная поза сидя связана с выпрямленным положением таза. Его трудно сохранять, поэтому нам необходимо поставить стопы ребенка с двигательными нарушениями в стабильное положение. Это предполагает использование подставки для ног.К инвалидной коляске или к чашеобразному сиденью Ergoline/ Ortholine часто прилагается такая подставка. Устройство для ее крепления обычно располагается на внешней раме коляски или сиденья.Иногда достаточно прикрепить нескользящюю пленку к подставке для ног, чтобы стопы ребенка перестали соскальзывать. Если дети имеют склонность к выпрямлению ног при проявлении активности и к сопутствующему росту мышечного напряжения, то необходима дополнительная фиксация ног.

Фиксация стоп с помощью чаш для стоп

Фиксация стоп с помощью чаш для стоп

Чаши для стоп прочно прикручиваются к подставке для ног. И так как сами по себе они еще не ограничивают выкручивания стоп, то необходима фиксация с помощью ремня.

Направление тяги при фиксации ног

Ремни для фиксации должны крепиться по границе основания чаши и ее бортика и проходить точно через голеностопный сустав. Ремень воздействует только в том случае, если угол между голенью и стопой равен 90°, а ось голени расположена вертикально. Это предполагает применение направляющих для голеней и стоп,поддерживающих прямой угол. Если ремень прикрепляется на верхней стороне бортика чаши, то он не может повлиять на стабилизацию положения стопы, а только предотвращает выпрямление ноги в коленном суставе.

Чаши для стоп или подставка для ног?

Мы редко используем чаши для стопы, так как это все равно предусматривает применение подставки для ног. И эта единственная проблема часто ограничивает применение чаш для стоп. Кроме этого, если кресло используется в квартире и ребенок сидит необутый, в одних колготках или в пижаме, то бортик чаши может его поранить.

Фиксация стопы с помощью направляющего ремня на липучке

Фиксация стопы с помощью направляющего ремня на липучке

Для использования направляющего ремня для фиксации стопы нужно, чтобы на подставке для ног со стороны пяток был бортик. Ремень проходит через голеностопный сустав. Оба конца ремня прикручены к подставке для ног. Одна часть ремня,оснащенная липучкой, проходит в петлю другой части и закрепляется в соответствии с размером ноги ребенка. У фиксации ремнем есть еще одно преимущество: шершавая сторона липучки не соприкасается с одеждой ребенка, так как ремень застегивается по всей длине этой стороны.

Фиксация стопы с помощью направляющего ремня на липучке

Нагрудный ремень

Изготовление

Речь идет о нагрудном ремне, который прикрепляется к стыку между бортиком кресла и сиденьем, проходит под мышками ребенка и застегивается спереди. Его форма может варьироваться. Он может застегиваться как с помощью липучек, так и на защелкивающиеся пряжки.

Действие

Ремень проходит поверх груди ребенка и предохраняет его от выпадения из кресла. Использование специальной системы для сидения предполагает, что в ней у ребенка уже имеется хорошая поддержка симметричного положения туловища. По этой причине такой ремень чаще применяется не с чашеобразным сиденьем, а с ортопедическим креслом.

Целевые группы

1) Дети, могущие самостоятельно сидеть, которым для сидения в выпрямленном положении достаточно боковых ограничителей.2) Дети, которые не могут самостоятельно оценить опасность выпадения из кресла.

Применение

Как и скоба для таза, и другие похожие вспомогательные приспособления,грудной ремень – это дополнение к детскому автомобильному креслу и ремню,входящему в его комплект. Последний обеспечивает фиксацию в трех точках и проходит поверх всего сиденья, фиксируя тем самым только само сиденье, но никак не корректируя позу ребенка с двигательными нарушениями; поэтому существует опасность несчастного случая.

Фиксатор для грудины

Изготовление

Фиксатор для грудины

К бортикам сиденья на шарнирах симметрично прикрепляются две скобы полукруглой формы (их форма соответствует ходу ребер). Когда ребенок сидит в кресле, скобы накладываются на его грудь так, что оба их конца (валики), идущие наверх и к середине, должны надавливать точно на грудину (ни в коем случае давление не должно оказываться на ребра).Ремень, прочно застегивающийся немного ниже концов скоб, давит на грудину спереди (застежка должна находиться у нижнего края грудины, иначе точки приложения давления обоих концов скобы окажутся слишком высоко).

Действие

Фиксатор для грудины положительно влияет на выпрямление верхней части туловища. При не очень ярко выраженной ретракции в плечевых суставах давление на грудину способствует небольшому сгибанию туловища и помогает ребенку поднять руки вперед[22].

Целевые группы

1) Дети, имеющие склонность к наклону вперед, но у которых при этом относительно хороший контроль за положением головы и выпрямление туловища.2) Детям, впервые пробующим самостоятельно передвигаться на инвалидной коляске,фиксатор для грудины помогает отталкиваться руками, не сползая при этом вперед.Это приводит к предотвращению или, по крайней мере, к уменьшению ассоциативных реакций.

Применение

Часто он используется вместе со скобой для таза.

Нагрудно-плечевой фиксатор

Изготовление

Нагрудно-плечевой фиксатор шьется для каждого ребенка индивидуально.Чтобы на теле ребенка не было участков, испытывающих чрезмерное давление,застежки вшиты в концы фиксатора. Это также делает невозможным соскальзывание застежек в сторону[23].

Нагрудно-плечевой фиксатор

Применение

Нижний конец фиксатора проходит по верхним передним остям обеих подвздошных костей. Средняя часть накладывается на туловище спереди и заканчивается на уровне грудины. Оба верхних конца фиксатора проходят по надплечьям справа и слева от шеи.Нагрудно-плечевой фиксатор – оптимальное корректирующее вспомогательное приспособление для достижения симметричного выпрямления таза и туловища, что в дальнейшем приводит к выпрямлению плечевого пояса и головы. А это, в свою очередь, способствует улучшению контроля за положением головы.Так как точки крепления этого фиксатора приходятся на передние верхние ости подвздошных костей, тяга ремня наклоняет таз вперед, а тяга кверху способствует выпрямлению плеч и симметричному разгибанию позвоночника и, тем самым,выпрямлению головы.

Целевые группы

1) Все дети, которым требуются вспомогательные приспособления, подогнанные по форме тела и обеспечивающие опору для поясницы.2) Дети, которые не могут самостоятельно сидеть в выпрямленном положении(часто это дети с пониженным мышечным тонусом).3) Дети со спастичностью, у которых есть проблемы как с наклоном таза вперед, так и с выпрямлением плеч.4) Дети со склонностью к переразгибанию туловища из-за действия тонических рефлексов. Фиксатор помогает ребенку, с одной стороны, продолжать симметрично сидеть, а с другой стороны, ребенок может проявлять активность без появления асимметрии и переразгибания. Эта картина наблюдается при гиперкинетической и смешанной спастико-гиперкинетической форме церебрального паралича.5) Дети с отсутствием контроля за положением головы, которые сильно запрокидывают голову и наклоняют ее в сторону (положения, обусловленные асимметричным переразгибанием). Нагрудно-плечевой фиксатор помогает им удерживать голову симметрично благодаря равномерному давлению на грудину и плечи.

Надевание

Обе застежки фиксатора застегиваются спереди и оба нижних конца с подкладками надвигаются на подвздошные кости только в том случае, когда давление таза на спинку и сиденье кресла распределено симметрично. Одна рука взрослого должна фиксировать положение таза большим и указательным пальцами,другая же в это время подводит застежки к нижним концам фиксатора и закрепляет их. Теперь туловище ребенка выпрямлено симметрично. Верхние концы фиксатора с подкладкой должны доходить до плеча, и только затем должен начинаться сам ремень. Точно так же все должно быть и с другим плечом.

Направление тяги нагрудно-плечевого фиксатора

При правильном направлении в сидении ремень тянется наружу и вниз и стабилизирует таз в срединном положении. Тяга верхних ремней должна быть направлена по косой кверху и назад (выпрямление плечей). Если ремни тянут прямо назад через плечо или даже назад и вниз, то это сковывает ребенка в выпрямлении, что приводит к чрезмерному сгибанию области плечевого пояса. Это объясняет, почему нагрудно-плечевой фиксатор необходимо делать индивидуально; с другой стороны, коррекция таза и плечевого пояса достигается только при правильном направлении тяги. Правильно наложенный фиксатор означает наличие одной-единственной фиксации для сохранения позы ребенка, а также связанную с этим коррекцию положения таза и даже головы.Наложить фиксатор не так просто. Сложнее всего создать правильную позу сидя.Это относится ко всем вспомогательным приспособлениям для коррекции положения,но на примере нагрудно-плечевого фиксатора ясно видно, какие корригирующие средства применяются нецеленаправленно. Объяснение ребенку сути проблем, возникающих в связи с терапевтической необходимостью и освоением устройства физическими терапевтами, в этом случае необходимо, – от этого зависит его терпение и понимание ситуации родителями.Правильно подобранные вспомогательные приспособления обеспечивают ребенку симметрично выпрямленную позу сидя и, с другой стороны, не допускают никаких "неточностей" (эти неточности позы сразу же становятся заметны).

Пример применения специально изготовленного нагрудно-плечевого фиксатора

Позу девочки на рис.52.1–52.4 определяет ярко выраженный разгибательный спазм. Асимметричное запрокидывание головы не позволяет ей прислонить спину к спинке сиденья. Напротив, ее голова подобно рычагу выталкивает тело все дальше вперед (рис.52.1).Решающий фактор, выводящий голову в выпрямленное срединное положение, –давление нагрудно-плечевого фиксатора (наряду с использованием подголовника).Именно это позволяет подавить патологическое асимметричное переразгибание туловища (рис.52.2).

Пример применения специально изготовленного нагрудно-плечевого фиксатора

Рис. 52.1 и 52.2

Чтобы подобрать толщину и жесткость фиксатора (необходимо обеспечить достаточное, но не избыточное давление на грудину), мы используем прием,описанный ниже.Берется фиксатор, сделанный из ткани (это пробная модель), и выявляются места давления фиксатора на тело ребенка. Затем, чтобы перераспределить давление на грудину, мы подкладываем под фиксатор прочный и в то же время упругий пеноматериал (неополен), а концы фиксатора изготавливаем из неопрена(это очень плотная и эластичная ткань, из которой шьют гидрокостюмы). Сочетание этих материалов и индивидуальный подбор толщины фиксатора позволяют смоделировать правильное давление на грудину (рис. 52.3).Девочка вполне может переносить увеличенное давление на грудину; это способствует коррекции положения головы и туловища и помогает ребенку расслабиться, чтобы чувствовать себя хорошо, несмотря на фиксацию.Длительное давление помогает расслаблению мышц затылочной области. Ребенок становится активным, может совершать изолированные движения головой, он с удовольствием смотрит по сторонам (рис. 52.4). А это доставляет радость ему,его родителям, физическому терапевту и специалисту-технику. Затем по этой пробной модели можно изготовить правильный нагрудно-плечевой фиксатор.

Пример применения специально изготовленного нагрудно-плечевого фиксатора

Рис. 52.3 и 52.4

Реклинационный фиксатор

Изготовление

Реклинационные фиксаторы изготавливаются по форме тела ребенка. Они крепятся к спинке сиденья и перекидываются через ее верхний край на грудь ребенка.

Реклинационный фиксатор

Действие

Давление реклинационного фиксатора начинается у верхних ребер (оказывается параллельно грудине), далее – наружу, наверх и назад и помогает ребенку выпрямить плечевой пояс. Движения детей при этом ограничены (например, они не могут самостоятельно передвигаться в инвалидной коляске), они слишком наклоняются вперед, что вызывает возникновение патологических реакций в ногах и в области тазобедренных суставов.Ретракционный фиксатор оказывает обычно сильное точечное давление. Поэтому его изолированное использование не очень распространено, и в целом дети плохо переносят этот вид коррекции.Мы тоже редко применяем реклинационный фиксатор сам по себе, зато часто и целенаправленно используем его вместе с системой C.A.P.A.S.S. (см. с. 238). В этом случае фиксаторы снабжаются надувными подушками и активируют выпрямление плечевого пояса.

Целевая группа

Дети, которым тяжело даются изолированные движения. Они имеют склонность к чрезмерному сгибанию в области верхней части туловища и плечевого пояса.

Применение

Реклинационный фиксатор довольно-таки прост в использовании. Он прикручивается к спинке сиденья и после этого легко отодвигается в сторону.Когда ребенок уже сидит в системе для сидения, ему можно выпрямить плечи и верхнюю часть спины и затем снова установить фиксатор в переднее положение.

Жилетка для туловища

Изготовление

Два куска ткани в форме полочек жилетки крепятся на соответствующей стороне обивки сиденья и соединяются посередине молнией.

Действие

Жилетка пришита к обшивке кресла, и ее размер невозможно подогнать под одежду, надетую на ребенка; поэтому она не может точно попасть на ости подвздошных костей. Значит, не происходит и коррекция положения таза. Жилетка просто покрывает туловище, т. е. удерживает ребенка от выпадения из кресла. Если ребенок, например, асимметрично ротирует таз, то жилетка этому не препятствует. Кроме того, с ее помощью невозможно осуществить коррекцию искривленного позвоночника и устранить опасность возникновения сколиоза.

Целевая группа

Жилетка должна одеваться просто и быстро, и нет таких форм нарушений,которые бы оправдывали столь высокую стоимость жилетки (ее делают по специальному заказу) при том, что она не оказывает никакого корригирующего воздействия.

Пример использования

На рис.53.1 хорошо видно, что жилетка только "покрывает" тело ребенка.Положение таза не изменяется – он не выпрямляется симметрично. Правое крыло таза четко выдвинуто вперед. Асимметричное положение таза сказывается на положении всего позвоночника и влияет на плечевой пояс и положение головы.После одевания нагрудно-плечевого фиксатора удается фиксировать симметричное положение таза ребенка в коляске Reha. У него почти получается удерживать голову в срединном положении. Обратите внимание на положение его правой руки и кисти (рис.53.2).

Жилетка для туловища

Рис. 53.1, 53.2 и 53.3

Он уже почти может целенаправленно повернуть голову в "ненадежную" с точки зрения появления ассоциативных реакций сторону, и при этом у него не возникают сопутствующие движения (рис.53.3, с этой стороны сидит отец ребенка, пытаясь привлечь его внимание).

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы