Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 11. Ручной автомобиль

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения.
И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения

Большинству колясочников не нужно доказывать, что автомобиль является не роскошью, а средством передвижения. Поэтому не будем рассуждать о пользе автотранспорта а лучше поговорим об основных принципах выбора машины.
Если вы можете самостоятельно загружать коляску в машину (см. главу «Обучение активному пользованию коляской»), желательна большая ширина передних дверей. Такое свойство часто имеют двухдверные машины. Но учтите, что загружать коляску вам удобней на сиденье, расположенное рядом с водительским. И пассажирам будет неудобно садиться на задние сиденья через переднюю дверь, ведь для этого нужно наклонить вперед сиденье с расположенной на нем коляской.
Можно загружать коляску через себя и на заднее сиденье. Для удобства, предварительно наклонив свое сиденье назад, а переднее - вперед.
Если вам помогают загружать коляску в багажник, то лучше использовать машину типа «универсал» (с низко расположенным задним багажником). Низкое положение пола багажника значительно облегчает погрузку и выгрузку коляски.
В остальном, выбор машины сугубо индивидуален и зависит только от ваших запросов. Конечно, не помешает коробка-автомат (которая значительно упрощает вождение), удобное сиденье. Но это уже зависит только от ваших финансовых возможностей.
Руководствуясь своими интересами, я отдал предпочтение «универсалу». В его вместительной задней части при сложенных задних сидениях легко умещается моя велоколяска и мне нетрудно самостоятельно выгружать и загружать любые вещи. А для дальних путешествий и погрузки различных «подношений» родственников, он незаменим. Если с двух сторон автомобиля близко припарковались другие машины и подъехать к дверям на коляске затруднительно, можно залезть в машину через багажник. Начинал я свою колясочную жизнь на ВАЗ-2104, сейчас езжу на ВАЗ-2111, и в каждой из них есть свои плюсы и минусы, но один общий плюс - они универсалы.
Теперь о ручном управлении. Тем, кто не ждет милости от государства в виде автомобиля «Ока», выдаваемого по линии управления социальной защиты, вставшим на очередь до 2005 года, с уже установленным ручным управлением, следует воспользоваться услугами частных предпринимателей, занимающихся установкой ручного управления на любые типы машин. Этот путь подходит для тех, кто имел свой транспорт, будучи на ногах, или желает удовлетворить свои запросы более солидным автомобилем.

АО Производственно-коммерческая фирма «Авто»

По указанным ниже адресам устанавливается ручное управление, изготовленное для легковых автомобилей с механической ступенчатой коробкой передач, фрикционным сцеплением, фрикционными тормозами с гидравлическим приводом и пневмоусилителем. Конструкцию ручного управления можно установить при небольших доработках кожуха рулевой колонки, замены болтов. При этом не изменяется существенно конструкция автомобиля, его система управления, не нарушаются прочностные и ресурсные показатели деталей автомобиля и ие вносится помех в их работу, в доступность и удобство пользования другими устройствами управления автомобиля. Установка ручного управления может быть выполнена в ремонтных мастерских либо самостоятельно водителем и занимает от 2 до б часов, в зависимости от модели и комплектации. Адреса:
ЗАО Производственно-коммерческая фирма «Авто». Адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, у л. Мерецкова, 30. Тел./факс (8142) 55-00-28.
Химичев Валерий Васильевич. Адрес: 456787, г. Озерск-7, Челябинская область, а/я 2101.
Тех. станция «Риола». Адрес: г. Челябинск, ул. Российская, 51а. Тел. (351-2)36-93-65.
Тарасов Юрий Владимирович. Адрес: г. Екатеринбург, телефон мастера по установке (343-2) 42-64-68.
Частный предприниматель Кочармин. Адрес: 41070, Московская область, г. Королев, ул. Карла Маркса, 27/21, кв. 1. Тел.: (495) 512-63-88 (днем), (495) 513-73-37 (вечером).
НАМИ ГНЦ «Автомобильный и Автодорожный государственный научный центр». Адрес: 125438, Москва, ул. Автомоторная, 2. Тел. 4563041. Шевченко Евгений Феликсович, инженерный комплекс, бокс №1, установка сцепления - электровакуумный автомат.
КАНЦ, Адрес: 11538, г. Москва, ул. Косинская, 7А. Тел. (495) 374-82-82.
Общероссийская благотворительная организация инвалидов-автомобилистов «Инавто», г. Москва. Тел. 939-3087.

При установке необходимо учитывать, что ход педалей должен быть минимальным, т.е. не иметь холостого хода и срабатывать при малейшем нажатии. При соединении троса Боудена с дроссельной заслонкой (любым способом) не должно быть большого люфта и холостого хода при вращении ручки газа, а также не перетянутым (при вращении ручки от себя обороты двигателя не спадают). Трос при работе не должен ничего задевать, ни за что не цепляться и не натягиваться. Следует обратить внимание на задние фонари тормоза: после отпускания рычага тормоза они не должны гореть. Рекомендуется для этого включатель фонарей тормоза переместить ближе (плотнее) к верхней части рычага педали. При необходимости на рычаг педали тормоза установить дополнительную (или более сильную) компенсирующую пружину возврата.
„Учтите, что безопаснее работа рычага тормоза от себя. Ведь при резком торможении ваше тело по инерции подается вперед. И, если нужно тянуть рычаг на себя, есть опасность его отпустить вперед, т.е. прекратить торможение.

Ручное управление

Приведенные чертежи-схемы позволят вам понять основные принципы действия разных видов ручного управления и выбрать наиболее подходящий для вас вариант. Конечно, если вы мастер на все руки или таковые имеются среди ваших друзей, сделать ручное управление не составит труда. И если вас не тревожит нелегальность сделанного управления (а частные предприниматели и производители выдают справку для предъявления в ГИБДД и несут юридическую ответственность за сделанное ручное управление), то вы можете на свой страх и риск заняться изготовлением сами. Но все же лучше довериться в этом вопросе профессионалам. Хотя решение принимать вам и, исходя из стоимости ручного управления (около 200-300 у.е.) и ваших физиологических особенностей, возможно, это решение будет в пользу самостоятельного изготовления. Однако нужно учесть, что вы сможете отстоять свою льготу в освобождении от уплаты транспортного налога только при наличии справки, подтверждающей установку ручного управления на вашу машину.

Ручное управление

При установке ручного управления важно учитывать, что при переключении передач (когда сцепление находится слева), правая рука включает передачу, а левая в момент «выжимания» сцепления ие должна терять связь с рулем. Этого трудно достигнуть, если сцепление не фиксируемое, но рекомендую располагать рычаг сцепления так, чтобы в выжатом состоянии большой палец левой руки захватывал и удерживал руль. В противном случае машина в момент переключения передач будет неуправляема, и еще вы не сможете переключать передачи в процессе разворота. В этой связи положительной оценки заслуживает ручное управление, устанавливаемое на автомобилях ОКА «камазовской» сборки (г. Набережные Челны), где правый рычаг является одновременно фиксируемым в выжатом положении сцеплением (поворачивается кистью) и тормозом (отжимается от себя). Левая рука в момент переключения передач свободная и не теряет связь с рулем. Обратите внимание на направление движения рычагов (сцепление и тормоз). Лучше, когда оно направлено поперек машины, т.е. направление движения рычагов не направлено к ногам, которые могут мешать их движению. Более удобно, на мой взгляд, ручное управление, в котором один рычаг имеет двойную функцию. Например, воздействует одновременно на тормоз и сцепление или на тормоз и газ. Благодаря этому сокращается время на переход рук с одного рычага на другой.

Ручное управление

Обратите внимание! Кольцо рычага акселератора, расположенное над рулем, больше подходит для лиц, у которых лучше работают разгибатели («шейники»). Кольцо рычага акселератора установленное под рулем, подходит для лиц, имеющих хорошую подвижность пальцев рук («спинальники»).

Для информации. На зарубежных машинах устанавливается электронный акселератор под левую или правую руку, обеспечивающий легкий запуск простым придавливанием кнопки бегунка, а вращением бегунка регулирующий газ. Существует и радиальный акселератор, работающий небольшим перемещением рычага в радиальном направлении. Торможение достигается движением рычага от себя с автоматическим отключением акселератора при торможении. Полуавтоматическое сцепление «Утка» освобождает левую руку. Маленький рычаг (в электронном варианте кнопка) на рычаге переключения передач управляет педалью сцепления. Электронный пульт управления с ручкой присоединяется к внутренней оправе руля. Двенадцать кнопок контролируют все функции управления автомобилем, передавая информацию с помощью инфракрасного излучения.

Ручное управление

При вождении важно, чтобы при движениях рук ваша одежда (особенно рукава) ни за что не зацепилась. Ноги не должны мешать движению педалей. Учитывайте, что при управлении автотранспортом с ручным управлением время, затрачиваемое на переключение руками рукояток сцепления, скорости, газа и тормоза, увеличивается в 1,5-2 раза. Держите дистанцию большую, чем держат на обычных автомобилях. И, хотя в наше время особой деликатности от водителей ждать не приходится, каждый норовит втиснуться между вами и впереди идущей машиной, повышенная дистанция даст возможность вовремя отреагировать на неожиданную ситуацию. Обычное время привыкания к ручному управлению занимает не более 6-12 часов учебного вождения.

О развитии транспорта для инвалидов

Ручное управления автомобиля

Следует констатировать, что на сегодняшний момент государство не выполняет свои обязательства по обеспечению инвалидов автотранспортом. Несмотря на документальное подтверждение права инвалидов на получение мотоколяски, выпуск мотоколясок «С-ЗД» Серпуховского завода прекращен. И те, кто имел право на их бесплатное получение, могут рассчитывать получить лишь автомобиль «Ока» за вычетом стоимости мотоколяски. Да и объем выпуска «Оки» ничтожно мал, и даже близко не приближается к застойному уровню выпуска мотоколясок (10-12 тыс. штук в год). Так что рассчитывать на получение автомобиля при нынешних темпах могут только кавказские долгожители, да и то лишь при достаточной напористости. Очевидно, поэтому появилось так много инвалидов предпочитающих приобретать подержанные автомобили в соответствии со своими возможностями. Выпускаемые для инвалидов с 1988 года «Таврии» (ЗАЗ -11027, 11028, 11029) с недавних пор радуют только инвалидов Украины и так же не закупаются в России.

Ручное управления автомобиля

Тем, кому легче купить машину с уже установленным ручным управлением, следует знать: Серпуховским заводом изготовляются автомобили «Ока» со всевозможными типами ручного управления (СеАЗ 11113-01(10) - для управления только руками; СеАЗ 11113- 02(60) - для управления руками и левой ногой; СеАЗ 11113-02(41) - для управления руками и правой ногой), включая управление с дистанционным механизмом переключения передач и блоком управления исполнительными
механизмами на рулевом колесе (СеАЗ- 11113-03). Проще говоря, управлять таким автомобилем можно, лишь нажимая кнопки, что делает вождение доступным для широкой категории инвалидов с ослабленными руками.
Реализует подобные автомобили Фонд «Возрождение», имеющий филиалы в Санкт-Петербурге и Волгограде. Адрес: 109088, г. Москва, ул. Южнопортовая, 5, стр. 7. Тел. (495) 279-27-71. Факс (495) 940-85-94.

Кинешма

Можно связаться и непосредственно с ОАО «Серпуховский автомобильный завод». Адрес: 142204, Московская обл.. г. Серпухов, ул. Пушкина, д. 45. Тел. (27) 78-46-13. Факс: (27) 35-32-68, 78-46-22.
Автомобили «Ока» для инвалидов производит и ОАО «Завод микролитражных автомобилей», расположенный по адресу: 423808, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-т М.Джалиля,29. Тел. (8552)55-21-76,55-23-76. Факс (8552)55-20-17.
Выпускаемая ОАО «Автоагрегат» (155816, г. Кинешма, Ивановская обл., 2-я Шуйская ул., 1. Тел. (49331) 2-22-11. Факс (49331) 2-07-65. мотоколяска «Кинешма» была бы незаменима на деревенских дорогах.
Легкость управления, повышенная проходимость за счет высокого клиренса и угловой эластичности несущей системы, низкая стоимость (2/3 от стоимости «Оки») делают ее вполне привлекательной. А возможность установки, кроме бензиновых, дизельных двигателей мощностью от 13 до 20 л.с. еще и экономичной. Так, расход топлива одного из предполагаемых одноцилиндровых дизельных двигателей Тульского машиностроительного завода Т450Д - 3,5 л/100 км.

Максимально развиваемую скорость в 55 км/ч тоже можно отнести к плюсам: вас никогда не оштрафуют за превышение скорости. Относительно небольшая скорость окупается другими возможностями.
Оцените сами геометрические параметры проходимости. Угол въезда - 60°, угол съезда - 65°, глубина водной преграды - 450 мм, дорожный просвет под передней и задней балкой соответственно - 265 и 238 мм, угол поперечной устойчивости - 35°. Остается лишь уповать, что инвалиды, имеющие право на бесплатное получение мотоколяски, смогут ее получить. Пока же эти мотоколяски не закупаются государством.
Зарубежные изыски, выраженные в транспортном средстве, управляемом инвалидом, расположенным в коляске, появились и у нас. Так, по заказу частного лица, ООО «EL Motors» (125438, г. Москва, ул. Автомоторная, 2. Тел. (495) 456-30-31) создай автомобиль, попасть в который можно, заехав по опускаемому с помощью дистанционного управления трапу сзади машины.
Заехав в машину, не слезая с коляски, инвалид оказывается за ручным управлением, и, зафиксировав коляску, может начать движение. Так же создана трехколесная коляска с электроприводом, приводимая в движение мотор-колесами. За рубежом подобные коляски называются скутерами.

О существующих транспортных средствах для перевозки инвалидов

Отдел «Автобусы» ГНЦ РФ «НАМИ» (125438, г. Москва, ул. Автомоторная, 2. Тел./факс (495) 154-13-01) ведет работы с автобусными заводами России и стран СНГ по созданию новых транспортных средств перевозки инвалидов. Совместно с Центром технических средств профилактики и реабилитации инвалидов (241030, г. Брянск, ул. Дружбы, 34. Тел. (4832) 55-42-79. Факс (4832) 55-73-80. Представительство в Москве: ул. Садовая-Кудринская, 8/12, стр. 1. Тел. (495) 291-03-69) разработан специальный автобус для перевозки инвалидов на базе автомобилей ГАЗ-2705 или Газ-3221. Автобус позволяет перевозить 2-х    инвалидов на колясках при общей вместимости 7 человек. Совместно с ЗАО «Волгоградским заводом транспортного машиностроения» (400075, г. Волгоград, пер. Серийный, 5. Тел. (8442) 95-23-78. Факс (8442) 96-51-31) разработан малый городской автобус B3TM-32731 с низким уровнем пола. В автобусе имеется до2-х        мест для кресел-колясок и до 10 сидячих мест для пассажиров. Заезд в автобус - с помощью складной рампы.
ООО «Самотлор-НН»(603603, г. Нижний Новгород, ул. Переходников 1Д. Тел.:(8312)98-13-70, 78-13-71,97-13-95. Факс (8312) 970-79-66. г. Москва, 1-й Сшшкатнъш. пр-д, 27. Тел.: (495) 256-40-16, 259-03-77) оборудует автомобили на базе «ГАЗели» и «Соболя». С помощью гидравлического подъемного устройства 3 инвалида на колясках попадают в салон, рассчитанный на 7 человек.
Возможно оборудование любого уже существующего автобуса подъемником. Так, подъемник «ППА», собираемый ООО «Рус Стиль» (113093, г. Москва, Партийный переулок, 1, корп. 57, стр 3, Тел./факс: (495) 953-68-66, 953-68-70, 973-46-42, может поднимать груз до 364 кг и даже при отказе электропитания автомобиля позволяет работать с помощью встроенной ручной помпы.
Производители подъемников на автомобили производят их и для работы в жилых домах и общественных зданиях. Их адресами вы можете воспользоваться и для обеспечения доступности своего жилища.

Вместо послесловия

Стоит заметить, ваши права в приобретении бесплатного транспорта были расширены возможностью приобретения любых типов автомобилей за вычетом стоимости в размере действующих на момент продажи свободных (рыночных) цен на автомобиль «Ока» с ручным управлением соответствующей модификации или мотоколяски, полагающихся инвалиду бесплатно в соответствии с действующим законодательством по заключению бюро МСЭ (ВТЭК). Надо сказать, что с 2005 года государство пересмотрело свои обязательства в отношении инвалидов, в частности отменило выдачу машин и бесплатную аренду земли и помещений, предназначенных для хранения средств передвижения. В отношении тех, кто стал в очередь на получение машины до 1 января 2005 года, государство сохраняет свои обязательства. Знайте также, что инвалиды пользуются местами для парковки специальных транспортных средств бесплатно.
Учитывайте, что своего «коня» вы можете определить в «стойло» в виде железного гаража (или любой другой разборной конструкции). Место и разрешение на строительство гаража можно определить, согласовав его с районным архитектором. Не забудьте, что для колясочников площадь места под гараж составляет 6x5 метров, хотя мне, например, хватило привычных 6x4, но при этом ворота моего гаража расположены ближе к правому краю, а не посередине. Это сделано для того, чтобы слева от машины было больше места для проезда коляски. Проехать же вокруг машины справа я уже не мог из-за нехватки места. Обратите внимание и на пороги в вашем гараже. Так, для уменьшения порога в районе входной двери мне пришлось уменьшить (с помощью «болгарки») высоту металлического уголка. А для уменьшения порога по всей ширине ворот - срезать пару сантиметров стального листа снизу. Благодаря этому забетонированный перед воротами заезд, удалось поднять выше. Учтите, что вам нужны конструкции ворот, где входная дверь расположена низко или хотя бы одна створка ворот раскрывается снаружи. Иначе самостоятельно в гараж вы не попадете. Самая лучшая конструкция ворот та, при которой они убираются вверх, располагаясь горизонтально потолку. Существует два типа подобных ворот: подъемно-поворотные и секционные, но данные конструкции дорогостоящие (от 500 у.е.).

Стоянка для инвалидов

В машине не помешает иметь бинокль (лучите монокль - он не занимает много места). Так, «длинный глаз» с 8-кратным увеличением позволяет мне разглядывать издалека расписание работы магазинов, названия улиц и указателей, и не приходится лишний раз вылезать из машины. Для чистоты сидений под коляской рекомендуется расстелить кусок дерматина или полиэтиленовой пленки. На порог входной двери, к которой подъезжаете на коляске, можно закрепить откидывающийся коврик. Этим вы предохраните ваш порог от царапин.
Не забывайте о правилах движения, даже становясь «пешеходом». Сигнализируйте о своем повороте на коляске отведением руки в сторону поворота. Передвигайтесь на коляске по пешеходным дорожкам, и только в случае необходимости - по проезжей части, по ходу движения, как молено ближе к тротуару.

При регистрации транспортного средства следует не забыть в свидетельстве о регистрации транспортного средства с ручным управлением, а также транспортного средства без ручного управления, но принадлежащего вам, как инвалиду 1-й группы, в карточке учета автомототранспорта в графе «Особые отметки» сделать запись «Разрешена установка знака «Инвалид». Возможно, это пригодится при решении вопросов, касающихся ваших льгот. В частности, инвалиды освобождались от уплаты транспортного налога. Сам знак «Инвалид», на самоклеящейся основе можно приобрести в ОООБОИ «Инавто» г. Москва (Тел. (495) 194-97-01. Факс (495) 947-99-70) или поискать в автомагазинах. Из области «льгот» не помешает знать, что действие знаков «Стоянка запрещена» и «Движение запрещено» не распространяется на инвалидов.
Так что дерзайте, а чтобы доказать эти малые послабления в правилах дорожного движения, держите их наготове с подчеркнутыми красной ручкой нужными пунктами. Но, даже обладая этими знаниями, будьте вежливы с сотрудниками ДПС (ГАИ). Они, как правило, идут навстречу нашему брату, поэтому старайтесь корректно доказывать им свои права.
Каждый «колясочник» со временем нарабатывает свой набор магических слов и движений. Так, когда мне приходится вспоминать, что предъявляемый машинам диапазон скоростей не вписывается в самолетный, я ненавязчиво гипнотизирую сотрудника ГАИ поглаживанием и переключением рычагов ручного управления. Раздумываю, может со временем написать на рычагах «штурвал», «закрылки», «реверс» для убедительности в получении разрешения на «вылет». Если же страж порядка остается непреклонным, и вам грозит урезание бюджета, то тут уж можете сами выбирать: биться ли в конвульсиях, изображая инвалида, или вызывать вашего адвоката.
Но, надеюсь, до этой стадии вы не дойдете, и ваши прорехи в соблюдении правил дорожного движения будут ликвидированы доброй улыбкой и пожеланием вам счастливого пути.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы