aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

2.2. Сотрудничество - основной принцип инклюзивной школы

Сотрудничество можно определить, как процесс, в ходе которого группы людей с различными навыками объединяют ресурсы и решают проблемы3. Немногие области педагогики требуют такого же уровня сотрудничества и командной работы, как инклюзивное образование, когда педагоги общего образования работают в сотрудничестве со специальными педагогами, медиками, ассистентами и, конечно, с родителями. Вместо того чтобы оставаться солистом, учитель школы, реализующей инклюзивную практику, становится членом оркестра. Однако педагог общего образования должен быть лидером этого оркестра!
Сотрудничество в обучении имеет три основных преимущества:
• Синергетический потенциал - при котором «целое становится больше, чем просто сумма частей».
• Потенциал для понимания возникающих барьеров в обучении и путей их преодоления, таким образом, снижается уровень профессиональной изоляции, которая нередко встречается в педагогике.
• Повышение координации в предоставлении услуг для учащихся с особыми образовательными потребностями. Родители часто устают от «лабиринта» услуг и отдельных людей, с которыми им приходится постоянно договариваться.
Для реализации этого потенциала необходимо приобрести навыки работы в качестве члена команды хотя бы в той части вашей деятельности, которая непосредственно связана с преподавательской работой. Если вы привыкли работать самостоятельно, то изучение новых способов деятельности - это большой шаг, совершая который вы начинаете делиться знаниями и ответственностью с другими специалистами.
Ниже приведён список наиболее важных принципов, на которые следует обратить внимание, если вы хотите добиться слаженной работы в сотрудничестве.
• Установите ясные общие цели сотрудничества.
• Определите, кто несёт ответственность за конкретные участки, однако не отказывайтесь и от общей ответственности за решения и их результаты.
• Применяйте подход к решению проблем, подразумевающий, что все участники совместной работы ответственны за проблему и её решение. Создайте атмосферу доверия и взаимного уважения к знаниям друг друга.
• Будьте готовы учиться у окружающих.
• При принятии решений стремитесь к консенсусу.
• Просите обратной связи и давайте её другим в неугрожающей и неосуждающей манере.
• Признавайте идеи и достижения других.
• Разработайте методы разрешения конфликтов и при необходимости применяйте их. Ещё лучше заранее предвидеть конфликты и предпринимать шаги по их предотвращению. Но это не значит, что нужно всё время избегать разногласий.
• Устраивайте периодические собрания, чтобы обсудить работу в сотрудничестве.

Формы сотрудничества

Существует шесть основных форм обучения в сотрудничестве, в которых вы можете участвовать:
1. Со-обучение. Оно происходит в обстановке инклюзивного образования, если общий и специальный педагоги объединяют свои навыки для того, чтобы удовлетворить потребности всех учеников в классе. Оба педагога равноправны. Это не должно означать, что специальный педагог принимает на себя исключительную ответственность за учеников с особыми образовательными потребностями, а педагог общего образования за всех остальных. Здесь подразумевается уважение знаний каждого для максимально эффективной работы в классе. Для эффективного со-обучения необходимы активная поддержка администрации школы, регулярное время для совместного планирования, согласие учителей общего и специального образования по методам работы с неправильным поведением в классе, согласие по целям уроков и их структуре, информирование родителей о том, как происходит сообучение.
2. Консультация. При этой форме сотрудничества специальный педагог или другой специалист консультирует педагога общего образования в отношении различных аспектов программы, которой необходимо следовать ученикам с особыми образовательными потребностями. В данном случае консультант не работает напрямую с учениками, за исключением ситуаций демонстрации конкретной стратегии преподавания. Как правило, оба учителя встречаются во внеучебное время и обсуждают варианты и пути адаптации программы, способы преподавания и методы оценки, которые необходимы таким ученикам. Специальный педагог может также предоставить, если необходимо, дополнительный учебный материал и помочь в модификации классной среды. Но основную ответственность в этих вопросах несёт общий педагог.
Для того чтобы консультационная модель работала, специальный педагог должен быть хорошо знаком с программой, по которой занимается класс, а классный педагог должен принять на себя ответственность за обучение всех учеников в классе.
3. Партнёрство с ассистентами и другими вспомогательными специалистами.
Необходимо помнить, что вспомогательные специалисты не выполняют функции учителя. Ответственность за планирование их работы принадлежит учителю. При этом планирование должно осуществляться совместно. Несмотря на то что непосредственная задача - поддержка учеников с особыми образовательными потребностями, это не означает, что им необходимо работать только с такими учениками. Ассистенты часто выполняют более широкий объём работ, работают как с группами учеников с особыми образовательными потребностями, так и без них. Очень важно, чтобы ассистенты не делали учеников чрезмерно зависимыми от своей поддержки (например, устанавливая близкие отношения с учениками с особыми образовательными потребностями), наоборот, они должны помогать ученикам становиться всё более и более независимыми.
4. Партнёрство с иными специалистами. Вместе с педагогами заинтересованность в эффективном обучении учеников с особыми образовательными потребностями могут проявлять и многие другие специалисты, чья консультативная помощь и партнёрство в работе могут оказаться весьма ценными. В зависимости от конкретных потребностей вам могут понадобиться консультации специалистов государственных учреждений (например, в области здравоохранения или социальной защиты) или будет необходимым взаимодействие с правозащитными организациями. В ходе подобных консультаций вы можете установить контакты с такими специалистами, как психологи, врачи, логопеды, эрготерапевты, полицейские, социальные работники, адвокаты и представители общественности (местного сообщества). Работа с людьми, чей профессиональный опыт (а иногда и мировоззрение) значительно отличается от вашего, может быть достаточно сложной.
5. Вовлечение родителей. Родители играют важную, если не решающую, роль в образовании и поддержке учеников с особыми образовательными потребностями. В первую очередь они -родители, имеющие все соответствующие этому статусу права и обязанности, но они также и источник информации, партнёры в разработке и реализации программ для детей и «потребители» предоставляемого вами образования.
Педагогу следует установить эффективные отношения с родителями всех детей, которых он учит, особенно с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Для этого есть несколько причин, основные из них следующие.
Как правило, родители - единственные люди, которые вовлечены в образование ребёнка в течение всего его времени пребывания в школе. Они, скорее всего, наиболее заинтересованы в образовании ребёнка, а школьные решения в первую очередь окажут основное влияние именно на них.
Родителям известно, насколько развит их ребёнок, а также известны факторы, ответственные за особые образовательные потребности. Обычно они могут рассказать, что мотивирует их ребёнка и каковы наиболее эффективные стратегии его воспитания и обучения. Они помогут лучше понять некоторые аспектыповедения ребёнка. Однако очень важно поддерживать хрупкий баланс между пониманием того, как сильно родители влияют на поведение ребёнка, и возложением на них всей ответственности за это поведение. Простое и однозначное объяснение поведения ребёнка существует очень редко, поэтому вставать на постоянную критическую позицию по отношению к родителям в данном случае было бы просто непродуктивно. Также следует избегать ошибки, когда при наличии проблемы к её исправлению привлекаются только родители.
Если родители глубоко вовлечены, они лучше понимают, как происходит обучение их ребёнка, а также видение и цели школы. Дети повысят своё понимание важности образования, если увидят, что их родители и педагоги работают вместе.
Можно выделить пять уровней вовлечения родителей:
Уровень 1. Информированность. На этом, самом базовом, уровне школа информирует родителей о существующих программах, а родители в свою очередь задают вопросы.
Уровень 2. Участие в мероприятиях. На этом уровне родители вовлекаются в мероприятия, но в ограниченной степени. Например, их могут пригласить на некоторые из них.
Уровень 3. Диалог и обмен мнениями. Здесь родителям предлагают изучить цели и потребности класса.
Уровень 4. Участие в принятии решений. На этом уровне родителей просят поделиться мнением о тех решениях, которые влияют на их ребёнка. Хороший пример такой вовлечённости - обсуждение индивидуального учебного плана.
Уровень 5. Принятие ответственности за действия. Это самый высокий уровень, родители принимают решения совместно со школой и вовлечены как в планирование, так и в оценку школьной программы. Хороший пример - родители детей с особыми образовательными потребностями вовлекаются в разработку и оценку школьной политики. Другой пример - родители могут выполнять роль репетиторов для своих детей.
В установлении хороших рабочих отношений с родителями могут помочь:
Регулярные контакты с родителями, в которых отмечаются даже небольшие успехи, а сложности быстро выявляются и пре одолеваются. Регулярным контактам могут помочь ежедневные карточки с отчётами, дневники и написанные самими детьми приглашения на просмотр выставленных работ.
Родителям может быть проще принимать участие в собраниях, если их поощряют к этому, чётко описывают их возможный вклад и поясняют, как этого можно добиться.
Встречи с родителями проходят эффективнее, если они структурированы. Например, встречи, посвящённые разработке индивидуального учебного плана, должны включать время на установление контакта, получение информации у родителей, предоставление им информации, обзор всей той информации, которой обменялись, и планирование времени на последующую встречу.
В любых отношениях бывают конфликты, которые следует разрешать в позитивной, неугрожающей манере.
У родителей много опыта и знаний, которыми они, скорее всего, захотят поделиться в рамках партнёрских взаимоотношений. Они могут помочь в прогнозе, выявлении и преодолении барьеров в учёбе. Однако родителям нужна и ваша поддержка. Иногда всё что необходимо, - это понимающий слушатель.
6. Общешкольные команды. Основная задача таких команд состоит в том, чтобы организовать «правильно скоординированные услуги поддержки для учеников и педагогов, которые поддерживают процессы обучения путём выявления потребностей ученика, педагога и учреждения». Основой успеха таких команд являются поддержка и поощрение директора школы и других представителей администрации. Основная функция общешкольных команд состоит в разработке инклюзивной политики и общешкольной культуры в отношении учеников с особыми образовательными потребностями, а также непосредственная поддержка отдельных учеников.

Полезные ссылки и ресурсы

Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования. https://perspektiva-inva.ru/ userfiles/education/publication/sborniq-strategii-qomandnogo-sotrudnichestva.pdf.
Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Методические рекомендации. М., 2010. http://edu-open.ru.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования. Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова, отв. ред. С.В. Алёхина. М., 2012. http://indusive-edu.ru/content/File/knigi/maket_sbomik_v_sborke_ marino_1.pdf.
Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 2. http://inclusive-edu. ru/Nashi_izdania/.
Система организации сопровождения образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/practice/vw-2167/.
Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/ education/publication/uchastie-ooi-v-razvitii-io.pdf.
Старцева Е.А. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. http://ocpmcc.edu35.ru/tospec/ tospec244/speclog/160-tospecpmpkons.
Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования. РООИ «Перспектива», 2011. https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/vw-563/.
Сотрудничество и взаимодействие. http://old.school.msk.ort. ru/integration/index.php?p=teachers_p_i_r_siv.
Образование без границ: информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Раздел «Психолого-медико-социальное сопровождение». http://edu-open.ru/ Default.aspx?tabid=181.
Мультимедийный круглый стол на тему «Социализация детей: кому и чем помогают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 22 апреля 2015 года. Запись доступна в сети Интернет по адресу: http://минобрнауки.рф/ ново-сти/ajax/5475.
Санаева П. Все включены. https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/practice/vw-2277/.

___________

3 Здесь и далее в этом параграфе приводятся выдержки из Сборника материалов «Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования». https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/ vw-563/.

Назад Оглавление Далее