aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Раздел III. Как избежать ошибок в общении

3.1. Стереотипы и барьеры в общении

В обществе сложились и существуют определённые стереотипы и оценки, когда речь идёт о людях с инвалидностью. Инвалидность ассоциируется с такими понятиями, как обуза, болезнь, трагедия, испытание, терпение, изоляция, либо напротив - герой, чудо-человек. Людям с инвалидностью нередко навешивают ярлыки - больной, хромой, слепой, калека, даун, дебил. О них говорят: поражены, страдают, неполноценные, непригодные, неперспективные, необучаемые, беспомощные и т.п.
Школьные специалисты, которые имеют эпизодический опыт общения с детьми с инвалидностью или вообще его не имеют, нередко воспринимают таких детей как «трудных учеников», учеников, которые могут «портить успеваемость» класса.
Понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями» может быть применимо к любому ученику в классе. Как постоянно, так и временно в разных жизненных ситуациях у ребёнка возникают такие особые потребности. Отставание в развитии в силу «педагогической запущенности», тяжёлая болезнь и невозможность посещать школу, семейные трудности, из-за которых ребёнок забрасывает учёбу и выпадает из обычного ритма школьной жизни, недостаточное знание языка, на котором ведётся преподавание, в связи с переездом из другого государства, специфические затруднения при обучении (дислексия, дисграфия и тому подобные особенности) - эти ситуации разнообразны, но всех их объединяет общая черта: ребёнку, находящемуся в подобной ситуации, нужны дополнительные меры, которые помогут ему сократить отставание от сверстников, вернуться к обычному ритму занятий после перерыва. Во всех этих случаях возникает потребность в особых мерах помощи. Конечно, во всех этих ситуациях необходимо сотрудничество школы и семьи, но прежде всего образовательная помощь и поддержка ожидается от школы, от учителя.
Существует мнение, что для общения с учеником с инвалидностью необходимо иметь глубокие специальные знания. Конечно, хорошо, когда такие знания есть. Но во многих случаях учителю необходимы не столько специальные знания из области психологии и коррекционной педагогики, сколько «социальная компетентность», наличие базовых знаний об особых образовательных потребностях и хороший контакт с родителями ребёнка и специалистами.

Назад Оглавление Далее