aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

1.4. Ментальная инвалидность

Термин «ментальная инвалидность» подразумевает наличие психического или интеллектуального расстройства. Данный термин является менее стигматизирующим, чем понятие «психическое заболевание»3.
Люди, имеющие психические или интеллектуальные расстройства, чаще других подвергаются стигматизации и дискриминации. Это касается и детей. Типична ситуация в школе или во дворе, когда ребёнка с инвалидностью дразнят, дают прозвища. Если на такие факты персонал школы или взрослые не реагируют, ситуация может стать деструктивной и даже непоправимой как для особого ребёнка, так и для всего класса учащихся. Хуже всего, если учитель выделяет особого ребёнка, обращая на него чрезмерное внимание и тем самым подчёркивая его особое положение как ученика.
На основе понятия инвалидности, содержащегося в Конвенции ООН о правах инвалидов, термин «ментальная инвалидность» можно определить как наличие у человека интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, отношенческими или иными), которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров.
Для учеников с ментальными особенностями здоровья (например, с интеллектуальными нарушениями или нарушениями эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра) необходимы адаптированные образовательные программы и тьюторская поддержка.
Важными помощниками ребёнку и учителю в инклюзивной школе должны стать тьюторы и ассистенты. Тьютор и ассистент вносят важный вклад в создание специальных условий обучения особого ребёнка и формирование таким образом дружественной школьной среды, которая способствует развитию и обучению ребёнка с особыми образовательными потребностями в обычном классе. Включение в образовательный процесс тьютора и техническая помощь ассистента помогают особому ребёнку преодолевать барьеры, а учителю помогает вести образовательный процесс так, чтобы его внимание распределялось разумно между всеми учащимися.
Тьютор (англ. tutor) - учитель, наставник, опекун, личный куратор учащегося. Ассистент (помощник) - специалист, оказывающий ребёнку необходимую техническую помощь4.
Тьютор является педагогическим работником. Функция тьютора - служить связующим звеном между учителем (воспитателем) и учеником. Главная его задача - сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения обучающегося. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.
Тьютор в повседневности решает много самых разнообразных задач. Он сопровождает ребёнка на перемене, помогая ему взаимодействовать со сверстниками. Он находится с ним вместе в классе и помогает облечь в доступную форму речь учителя для того, чтобы ребёнок мог наравне со всеми выполнять задачи, задания и всевозможные упражнения. Он находится с ним как в общеобразовательном классе, так и в ресурсной комнате, в которой ребёнок может прийти в себя, отдохнуть и заниматься по индивидуальному учебному плану.
Ассистент - вспомогательная должность, не относящаяся к педагогическому персоналу образовательной организации. Ассистент оказывает техническую помощь обучающимся, помогает с самообслуживанием, заботится об охране здоровья ребёнка.
Конкретные обязанности тьютора и ассистента следует определить индивидуально с учётом особых потребностей и адаптированной образовательной программы для обучающегося. Необходимо помнить, что у ребёнка и его родителей есть право участвовать в разработке особых условий получения образования.

Полезные ресурсы

Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М., 2012. http://www.inclusive-edu. ru/content/File/knigi/maket_3.pdf.
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. М., 2012. http://www.inclusive-edu. ru/content/File/knigi/maket_1.pdf.
Профессия тьютор. Информационно-методический бюллетень № 2. Институт проблем инклюзивного образования МГППУ. http://inclusive-edu.ru/stat/.
Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях. Информационный материал подготовлен Карпен-ковой И.В., Кузьминой Е.В. М., 2011. http://autism-info.ru/catalog/ organizaciya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detej-s-ovz-v-usloviyax-realizacii-inklyuzivnoj-praktiki-v-obrazovatelnyx-uchrezhdeniyax/.
Тьюторские компетенции современного педагога в инклюзивной образовательной практике. https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/practice/vw-2166/.
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н

___________

3 Текст основан на параграфе доклада: О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации. М.: РООИ «Перспектива», 2015. https://perspektiva-inva.ru/ protec-rights/brochures/vw-2460/. С. 3-6. Текст параграфа приводится с уточнениями и дополнениями.

4 О правовом положении тьютора и ассистента, нормах права, определяющих их работу, можно найти материал в главе III книги «Развитие инклюзивного образования в России. Правовые аспекты», опубликованной РООИ «Перспектива» в 2015 году. https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/brochures/vw-2780/.

Назад Оглавление Далее