aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

1.3. Инвалидность и особые образовательные потребности

Инвалидность является общим понятием. Для образовательных отношений форма инвалидности не всегда имеет значение. Более важным является определение особых образовательных потребностей ребёнка и возможностей для его развития и обучения. Например, если у ребёнка инвалидность по зрению, то его особые образовательные потребности будут связаны с необходимостью обеспечить его специальными учебниками, выполненными шрифтом Брайля; компьютерной программой, позволяющей озвучивать тексты; несколько изменить методы подачи материала, чтобы ребёнок участвовал в работе наравне с другими детьми (например, проговаривать все задания, которые написаны на доске); потребуются дополнительные занятия по ориентированию. Необходимо прежде всего оборудовать помещения внутри здания школы контрастными обозначениями, школьные коридоры - поручнями и создать тому подобные элементы доступности образовательной среды.
Если у ученика имеется инвалидность по слуху, для него, вероятно, будут необходимы дополнительные занятия по обучению жестовому языку, помощь сурдопедагога или сурдопереводчика на занятиях, организация некоторых занятий в отдельном классе, а некоторых - в общем классе (адаптация учебной среды).
Для ученика, передвигающегося на инвалидной коляске, возможно, не требуется никаких изменений в школьной программе, за исключением адаптации уроков физкультуры. Но в то же время необходимо оценить архитектурную доступность школы, сделать пандус и подъёмник либо рассмотреть возможность перенести занятия класса на 1-й этаж школьного здания, если внутренние барьеры на этажах и пороги в классе нельзя полностью устранить.
Для ученика с ментальными особенностями здоровья необходимы адаптированные образовательные программы, нужна поддержка тьютора, а также понятная навигация по школе.
Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Вопрос о том, где обучать ребёнка, имеющего, например, нарушение зрения, - в образовательной организации общего типа или в специальной (коррекционной) образовательной организации для слепых и слабовидящих, решается, таким образом, не по заранее заданному алгоритму («слепого нужно учить только в школе для слепых»).
Право выбора организации, в которой будет обучаться ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, согласно части 3 статьи 44 Федерального закона «Об образовании», принадлежит родителям ребёнка.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования...
Дух и буква закона об образовании подчёркивают, что наиболее важным является не то, в каком виде школы или класса ребёнок учится (в коррекционном или общем классе), а то, чтобы были разработаны специальные условия получения образования, ориентированные на особые образовательные потребности ребёнка на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для отдельной организации или конкретного учителя важен не столько собственно диагноз или форма инвалидности, сколько характер особых образовательных потребностей, связанных с функциональными ограничениями.Кроме того, у ребёнка может быть сразу несколько функциональных особенностей, например, нарушение зрения и расстройство аутистического спектра, поэтому его обучение в специальном классе для детей с нарушениями зрения потребует также создания специальных условий получения образования, как и обучение в обычном классе.
Каждая ситуация особых образовательных потребностей индивидуальна и уникальна. Группирование по какому-то признаку (нарушение зрения, слуха, интеллекта или расстройство аутистического спектра) не может быть и не должно быть решающим фактором для определения условий обучения ребёнка. В индивидуальной ситуации решение о специальных условиях получения образования должно быть индивидуальным, основанным на изучении всех факторов этой ситуации в совокупности. Не может быть единой модели инклюзивного образования, так как все дети разные.

Полезные ресурсы

Алёхина Светлана Владимировна. Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса. Лекция в рамках Всероссийской научной школы с международным участием «Эффективные технологии инклюзивного образования». Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 22 октября 2013 года. https://www.youtube.com/ watch?v=LP8dYLHyaB0.
Банч Гэри, Валео Энжело. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников: практическое и теоретическое исследование. http://ecsocman.hse.ru/text/19145487/.
Банч Гэри. Основные педагогические стратегии в модели инклюзивного образования. Определение инклюзивного образования. Лекция в рамках Всероссийской научной школы с международным участием «Эффективные технологии инклюзивного образования». 22 октября 2013 года, НГПУ, Новосибирск. https:// www.youtube.com/watch?v=ioVtWDrtl20.
Банч Гэри. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии. http:// www.narfu.ru/upload/iblock/952/geri-banch-10-klyuchevykh-punktov-uspeshnoy-inklyuzii.pdf.
Инклюзия: принципы и право. https://perspektiva-inva.ru/indusive-edu/law/vw-371/.
Что такое инклюзивное образование. https://perspektiva-inva. ru/inclusive-edu/law/vw-372/.
Перечень изданий, институт проблем инклюзивного образования МГППУ. http://inclusive-edu.ru/Nashi_izdania/.

Назад Оглавление Далее