aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Глава 6. Арттерапия эмоционального состояния детей

Программа «Арттерапия эмоционального состояния детей» (по методике О.В. Куревиной) по своему характеру является коррекционно-развивающей. Она направлена на коррекцию эмоционального состояния, сенсомоторное развитие детей через моделирование предметной среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира, способностей самовыражения через различные формы творчества.
Теоретической и методологической основой программы являются закономерности и восприятия произведений различных видов искусства, их взаимосвязи (литературы, музыки, изобразительного искусства и театра). Программа подразделяется на проблемные блоки:
— формирование представления о специфике восприятия произведений различных видов искусства;
— формирование навыков их восприятия;
— знакомство с жанровым многообразием произведений искусства;
— формирование навыков их анализа и средств художественной выразительности;
— развитие ассоциативного мышления.
Блоки строятся на основе взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств, эстетической общности их восприятия. Структурное построение программы по горизонтали и вертикали помогает педагогу выделить параллельные связи с сохранением содержательной преемственности и последовательности.
Программа может быть использована: в системе специального дошкольного образования; домашнем коррекционном и индивидуальном обучении; во внешкольной работе с детьми, имеющими умеренные отклонения в психическом развитии (в студиях, кружках, центрах эстетического развития); в начальном и среднем центрах общеобразовательной школы в качестве развивающей и дополняющей к существующим учебным программам по предметам эстетического цикла.
В программе каждое положение имеет двойной адресат: и педагога и ученика. Такая структурная организация материала дает возможность педагогу четко соотносить поставленные задачи с результатом их решения в ходе учебного процесса.
Программа предполагает широкую вариативность в выборе иллюстративного материала, способов активизации художественного мышления, последовательности изучения проблемных блоков. Желательно, чтобы не только дети, но и педагоги в процессе работы проявляли творческую инициативу. Программа (табл. 5) поможет спе-циалистам найти пути синтезирования различных видов искусств, профессионально скорректировать свои знания в области эстетического воспитания и развития детей.

Таблица 5
Арттерапия эмоционального состояния детей

Развитие речи Музыка Изобразительное искусство Пластика, ритмика, театральные формы
I. Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства
Дать представление об устной речи, ее акустических особенностях и способах восприятия. Учить внимательно слушать звучащую речь, участвовать в беседе Дать представление о специфике восприятия музыки как акустического вида искусства, роли органов слуха в ее восприятии. Учить внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца Дать представление о специфике произведений изобразительного искусства, роли органов зрения в их восприятии. Учить внимательно рассматривать произведения живописи Дать представление о связи  сенсорных и  моторных функций, влиянии первичной информации на двигательные компоненты. Учить координировать движения и определенные пластические компоненты в соответствии с сенсорной деятельностью.
II. Формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства
Дать представление о соотношении жизни и искусства, о творческом переосмыслении действительности в литературе. Учить соотносить явления действительности с их отражением в произведениях литературы; кратко, пере- сказывать их, сохраняя сюжетную канву и главные мысли Дать представление о музыке как виде искусства. Учить давать словесную характеристику музыки, описывать картины, рождающиеся в воображении при ее прослушивании. Научить воспринимать временную протяженность развития музыкального образа Дать представление о жанрах живописи. Учить словес- ному описанию сюжета картины, динамики отраженного действия с учетом статичности изображения. Дать представление о двух- мерности живописи и трех- мерности скульптур Рассказать о возможностях  актерской игры и пластики в создании образов персонажей и разыгрывании сюжетных этюдов. Выработать навыки построения пластических этюдов (статических и динамических)
III. Знакомство с жанровым многообразием произведений искусства
Ознакомить с особенностями рассказа, сказки, повести, романа, драмы, стихотворения, басни, пословиц, поговорок. Учить на слух при чтении отличать их друг от друга, составлять короткие рассказы, сказки Дать представление о марше, вальсе, других танцах, песне и их особенностях. Учить на слух воспринимать и различать эти жанры Дать представление о портрете, пейзаже, натюрморте, жанровой живописи (батальной, анималистической, бытовой. сказочной). Учить определять жанры произведений живописи Дать представление о мимике, знаковой системе жестов, поз. Научить фиксировать Различные мимические маски, жесты и позы, расшифровывать их
IV. Формирование навыков анализа произведений искусства, средств художественной выразительности
1. Основы восприятия настроения
Дать представление о роли слова, языковой выразительности в литературном произведении. Учить подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять эпитеты. Показать возможности голоса и интонации в устном общении. Учить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство речевого интонирования Учить пониманию ладового Своеобразия музыки ее мажорного и минорного звучания. Дать представление об интонировании, низких и высоких звуках, учить их  различать (нижнего, среднего и верхнего регистров). Учить петь попевки, построенные на релятивной системе с использованием ручных знаков. Раскрыть особенности живописного колорита, рассказать о теплых и холодных тонах, учить их различать, находить в картине. Рассказать о значении цветовой насыщенности картины. Учить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение Дать представление о возможности движений и пластики в передаче различных эмоциональных состояний. Учить выражать их мимикой, жестами, позой
2. Основы восприятия темпоритма
Дать представление о ритмической организации поэтической речи. Передавать ритм при исполнении стихов. Рассказать об особенностях звуковой динамики и темпе речи. Учить владеть голосовым диапазоном и скоростью речи Рассказать о ритмической организации музыки. Учить повторять заданный ритмический рисунок выученных песен и другой музыки, различать длительность пауз и комбинировать их. Показать возможности темпа и динамики в создании музыкального образа. Учить на слух определять темп, высоту звука Рассказать о слагаемых живописного образа. Учить выделять линейную, цветовую, пространственную организацию картины. Дать представление о возможностях передачи движения, используя сюжетные, световые компоненты. Учить ощущать движение в живописи и его характер Дать представление о ритмической организации сценических движений. Учить двигаться в разных ритме и темпе, необходимых для создания образа
3. Основы композиционного построения
Рассказать о структуре художественной и поэтической речи. Учить выделять фразы и предложения в устной речи. Познакомить с построением сюжета, учить составлять небольшие рассказы по заданным сюжетным ходам Дать понимание музыкальной фразы, мелодии и аккомпанемента, учить выделять их, определять в музыкальном произведении Дать представление о различных характерах рисунка, понятии линейной перспективы. Учить определять удаленность предметов на картине. Рассказать об особенностях разных планов (ближний, средний, дальний), научить их определять. Дать представление об основных и фоновых деталях, учить определять их Рассказать о пространственной относительности, учить ориентироваться в пространстве. Дать представление о главных и второстепенных персонажах в пластических этюдах и инсценировках, учить осмысленно исполнять свою роль в них. Рассказать об элементах сценической композиции (мизансцене, явлении, сцене, действии), учить действовать по заданной сюжетной схеме
V. Развитие ассоциативного мышления
Рассказать о роли художественного вымысла в литературе. Учить составлять сюжетные рассказы, основанные на фантазировании. Дать представление о многогранности литературного образа. Учить понимать и расшифровывать его, придумывать (составлять) Объяснить, в чем выразительность музыкального образа, как он соотносится с явлениями действительности. Рассказать об образ- ной взаимосвязи музыки и литературы, живописи и театра. Учить находить общую образность в музыке и других видах искусства Рассказать о роли воображения в восприятии произведений изобразительного искусства. Учить словесно дорисовывать живописный сюжет, показать влияние литературы, театра и музыки на содержание изобразительного искусства. Учить искать образные параллели в них Объяснить основы театрального действия, показать роль ассоциаций в создании драматургических образов. Учить ассоциировать себя с определенным сценическим персонажем. Показать возможности импровизаций, самовыражения через пластические и сценические этюды, в том числе по литературным, музыкальным, художественным произведениям

Развитие речи

Эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы. В достижении этих целей особое место занимают беседы-общения, во время которых коррекционный педагог в непринужденной обстановке провоцирует коллективное обсуждение тех или иных ситуаций, событий, природных явлений.
Задача заключается не только в том, чтобы получить правильный и логичный ответ на тот или иной вопрос, но и чтобы дать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения. Целесообразно начинать такие беседы, давая настрой на заданную тему, подводя детей к решению задач, предусмотренных в процессе занятий, эмоционально сориентировать их и закрепить познавательный интерес.
Тематика таких бесед-общений может быть самой разнообразной, но в ней всегда должно быть место понятиям нравственности и красоты, иными словами, задача таких бесед — формирование индивидуальной нравственно-эстетической позиции.
Следующим элементом развития речи могут быть художественное рассказывание и пересказ литературных произведений (сказок, рассказов, притч и др.). Ребенок с детства должен слышать хорошо оформленную звучащую речь, логически связанное построение фраз и сюжетов, эмоционально переданное субъективное впечатление от того или иного литературного произведения. Желательно, чтобы для такой работы отбирались произведения уже знакомые детям, прочитанные ранее. В таком случае предоставляется возможность выявить то, что наиболее тронуло каждого ребенка. Педагог должен сам хорошо владеть устной речью и задавать как бы зачин для художественного пересказа. Ребята могут рассказывать истории на предложенные сюжеты или собственные темы, пересказывать литературные про-изведения или истории, предложенные педагогом.
Особо стоит обратить внимание детей на то, что происходит рядом с ними — в природе, мире растений и животных, окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать основой повествования. За сюжетную фабулу можно взять уже известные литературные ходы. Так, например, деревянную куклу Буратино можно заменить на стеклянную, тряпочную, резиновую, соответственно и сюжет известной сказки тогда будет развиваться по-другому. Желательно избегать дидактики, использовать игровой метод. Далее предложено несколько игр, подобные может придумать каждый педагог.
Игра «Составляем сказку». Ребята коллективно составляют с помощью педагога устный рассказ на заданную тему, предложенный сюжет. Затем кто-то из них рассказывает эту сказку самостоятельно. При затруднениях остальные помогают рассказчику.
Игра «Перепутаница». Хорошо известную детям сказку педагог умышленно рассказывает с отступлениями от сюжета и изменением деталей. Дети должны найти ошибки и исправить их.
Игра «Меняем сюжет». Педагог предлагает детям заменить какую-нибудь существенную деталь в известной сказке и подумать, как будет развиваться сюжет в новом варианте. Например: если в сказке «Снегурочка» предположить, что она не из снега, а из дерева, как будет называться сказка? (Деревяночка.) Будет ли она бояться солнца? (Нет.) Чего она будет бояться больше всего? (Огня.) Ребята составляют свою сказку с учетом изменения сюжета с опорой на известную сказку. '
Разминка «Стихи под музыку». Педагог читает стихи. После этого ребята описывают словами, какая музыка могла бы к ним подойти (мажорная или минорная, быстрая или медленная, в высоком или низком регистре). Из нескольких музыкальных этюдов дети выбирают тот, который, по их мнению, подходит к стихам. Педагог повторно читает стихотворение уже на фоне музыки (мелодекламирует). Можно предложить детям самим прочитать стихотворение под музыку при условии, что они помнят его наизусть.

Упражнения на развитие чувства лада

Основой восприятия музыкального образа служит определение его характера — музыкального лада. При этом целесообразно опираться на жизненные впечатления ребенка, его эмоциональную чуткость и опыт. Характеристики мажорного и минорного звучания следует обосновывать, исходя из конкретных знаний детей о различных состояниях души, настроения, различиях ситуаций и реакции на них со стороны ребенка. Приведем несколько музыкальных игр.
Игра «Настроение». Педагог характеризует понятия грусти, радости, мечтательности и др., озвучивает их музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию, настроению.
Игра «Подбираем музыку». К предложенным ситуациям (котенок плачет, заяц танцует на поляне, потерялась девочка, мальчик играет со щенком и др.) ребята подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных педагогом нескольких музыкальных фрагментов.
Разминка «Музыкальный портрет». Педагог предлагает ребятам репродукцию живописного портрета с ярко выраженным эмоциональным настроением. Дети из нескольких различных музыкальных фрагментов выбирают тот, который подходит к портретной живописи по настроению.
Разминка «Мажор — минор». Педагог проигрывает несколько не-больших по форме музыкальных произведений. Дети определяют их музыкальный лад. Такая разминка направлена на выработку быстроты реакции в понимании музыки.
Игра «Живое пианино». Мелодия — ряд звуков, организованных ладоинтонационно и ритмически и передающих какое-то настроение (мажорное, минорное) в зависимости от высоты звучания. Дети, слушая музыку, располагаются соответственно с высотой мелодии на специально подготовленных ступеньках. По знаку педагога дети поднимаются и опускаются на высоту звучащей ступени заданное число раз.
Игра «Молчаночка». Выученные песни дети поют не только вслух, но и «про себя». По знаку педагога они то поют песню вслух, затем продолжают исполнять «про себя», снова в полный голос. Важно, чтобы дети не теряли заданной звуковой высоты.

Игры и упражнения на развитие чувства метроритма

Система относительной сольмизации, благодаря применению слоговой системы, позволяет одновременно со звуковысотностью быстро освоить основы метроритма. На занятиях используются слоговые обозначения длительностей: восьмые — ти-ти, четверть — та, половинная — та-а, пауза — се.
Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Можно усложнить игру, введя помимо хлопков притопы ногами.
Игра «Хлопай в такт». Звучит музыкальный этюд. Дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.
Игра «Музыкальные топотушки». Педагог показывает, как ритмическую пульсацию музыкального произведения можно продублировать ритмическими движениями (хлопками, топаньем и др.). Можно предложить отбивать только сильную долю, сильную и относительно сильную, раздробить длительности и т.д. Затем дети выполняют упражнения.
Игра «Лошадки в цирке». Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с длительностями восьмыми). Можно чередовать эти движения несколько раз, следя за точностью и легкостью исполнения.
Игра «Поэтический ритм». Слушая стихи, дети отстукивают ритм, отмечая ударные и безударные слоги. Гласные под ударением акцентируются не только при более сильном произношении, но и при более длительном их протяжении.
Эта игра дает представление о ритмической организации поэтической речи, соотнесенности сильных и слабых, а соответственно более длительных и менее длительных элементов звучащей речи.
Игра «Подбери слова». На предложенный ритмический рисунок дети подбирают словосочетания и небольшие предложения. Игра помогает детям грамотно выстраивать речь, соизмерять длительность произносимых гласных, не растягивая их без необходимости, они ощущают логику и мелодию звучащей речи, ее ритмическую организацию, вычленяют ударные слоги за счет удлиненного произнесения ударных гласных.

Развитие ассоциативного мышления в процессе восприятия музыки

Восприятие музыкального произведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит в основном через создание внутренних близких и знакомых им визуальных картин в воображении. Виртуальные картинки могут быть почерпнуты ими из личного опыта, рассказов взрослых, знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей. Особо в работе по развитию ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкального произведения стоит подчеркнуть предоставление детям свободы самовыражения, ощущения своих возможностей интеллектуальной и эмоциональной раскованности. Универсализация впечатлений от музыки недопустима, так как она сковывает во-ображение и гасит творческое начало.
Дав прослушать то или иное музыкальное произведение, доступное для детского восприятия, педагог предлагает описать те картины, которые рождались у детей в их воображении в момент звучания музыки, Так как музыкальный художественный образ не несет в себе ярко выраженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутреннее видение, т.е. нашли визуальный и словесный образ, адекватный музыкальному.

Игры и разминки на образное восприятие колорита

Для восприятия произведений изобразительного искусства необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по усвоению холодной и теплой гаммы цветов.
В холодную гамму цветов входят голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Эти цвета в живописи создают холодный колорит, который всегда связан с тематическим и образным своеобразием картины, рисунка. Холодные тона эмоционально близки настроениям грусти, тоски, горя, печали. Через общность настроения их можно связывать с минорным ладом в музыке.
В теплую гамму цветов входят красный, -желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Они создают теплый колорит и эмоционально связаны с радостью, добром, светом и др., т.е. с теми явлениями и состояниями жизни, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущением гармонии и благополучия. В музыке подобные настроения передаются мажорным ладом.
Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям не только органично воспринять характер и настроение произведений живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, наблюдении за явлениями окружающей жизни. Дети смогут взглянуть на себя, свою одежду, окружающий интерьер глазами художника, т.е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с эмоционально-эстетических позиций.
Игра «Угадай, кто я». Педагог показывает тот или иной флажок, и дети называют те предметы, которые им встречались в жизни такого же цвета. В игре могут использоваться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лоскутки тканей и др.
Игра «Я ошибся». Педагог показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически его цвету. Дети должны исправить ошибку педагога, объяснить, в чем она заключается. Например: черный флажок педагог определяет как огонь, дети исправляют: «Огонь несет в себе тепло, значит должен быть теплого цвета — красным или желтым».
Разминка «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Так вырабатывается быстрая реакция на ладовое своеобразие музыкального образа и цветовую ассоциативность.
Разминка «Если бы я был художником...». Каждый ребенок гово-рит, кого бы он нарисовал (маму, папу, бабушку, друга, учителя, сегодняшний день, свое настроение) и каким цветом, если бы был художником. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Так формируются ассоциативные связи между явлением действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.
Разминки могут проводиться по ходу занятия. Темп их должен быть достаточно быстрым, ибо важна опора на первичность реакции. Такие упражнения не требуют глубокого логического осмысления, они — база для следующего этапа — составления цветовых композиций.

Составление цветовых композиций

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий зима, лето, осень, весна на основе цветовой гаммы, характерной для этих времен года.
Задание 2. Составить цветовую композицию понятий тепло, холод, снег, огонь, свеча, лед, мороз, жара на основе эмоционального и психологического их восприятия.
Задание 3. Составить цветовую композицию понятий печаль, ра-дость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.
Задание 4. Предложить назвать цветовую гамму, соответ-ствующую стихам, например, «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.С. Пушкина; «Весенние воды» Ф.И. Тютчева.
Задание 5. Составить цветовые композиции к музыкальным произведениям (например, «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского) на основе соотношения ладового и мелодического своеобразия музыкального произведения и эмоциональной окрашенности того или иного цвета.
В данном виде работы необходимо подводить ребенка к поиску удачного решения через логическое осмысление того объективного начала, которое несет в себе тот или иной цвет, а также то понятие, тот литературный или музыкальный образ, который ему предстоит «раскрасить».

Двигательно-пластические игры, упражнения и этюды

Освоение пластики, динамика красоты движений, богатства мимического рисунка составляют важный аспект эстетического воспитания. Начинать такие занятия следует с игр и простых упражнений, позволяющих ребенку адаптироваться с тем пространством, в котором он находится, ощутить свои пластические возможности.
Затем переходят к упражнениям для развития пластики рук. Их можно выполнять и сидя и стоя. Желательно, чтобы они сопровождались ритмичной музыкой, совпадающей с образами, создающимися жестами. При выполнении упражнений важно учитывать субъективные особенности детей, их темперамент и творческое воображение. Образы, предлагаемые для пластического воплощения, должны быть предварительно охарактеризованы самими детьми с уче-том их личного опыта и наблюдений.
Ситуативные этюды могут воспроизводить сюжеты известных кар-тин, быть музыкально-пластическими импровизациями или иллюстрировать определенные жизненные ситуации, возникающие в жизни (например, приезд бабушки, игра в снежки, катание на лыжах и коньках, игра с котенком и т.д.). Такие этюды направлены на адекватную передачу эмоций и движений, на соответствие образа мыслимого и создаваемого.
Ситуативные этюды могут быть динамическими и статическими, в зависимости от поставленных задач. Если задача заключается в создании достоверного образа в движении, то прибегают к динамическим этюдам. Здесь существенную помощь может оказать музыкальное произведение, близкое по ритмическому рисунку, пластическому движению. Если важно передать положение тела при том или ином действии, используют статические этюды, которые больше ассоциируются с произведениями живописи и скульптуры. Предлагаемые далее игры, упражнения и этюды можно дополнять аналогичными.
Игра «Кто ближе»? Двое ребят становятся соответственно ближе и дальше к другим детям и постоянно меняют свое местонахождение. Остальные угадывают., кто из детей стоит к ним ближе.
Разминка «Встали в круг». Под музыку дети расходятся по всему пространству комнаты. Можно ввести элемент воображения (гуляют в лесу, собирают ягоды, играют в снежки и т.д.). При счете «Раз, два, три» ребята должны быстро встать в круг, выбрав для себя любое или же зафиксированное заранее место.
Игра «Я— портрет». Ребенок воображает себя изображением на портрете. Его задача — определить и выбрать для себя фон, на котором он изображен. Остальные называют этот фон (например: «Витя на фоне розовой стены, Ира на фоне окна, Таня недалеко от двери» и т.д.).
Пластический этюд для рук «Листья падают...». Под плавную, музыку вальса дети руками имитирует падающие листья. Движения должны быть легкими, соответствующими музыкальной мелодии. Можно усложнить задание: «Подул ветер». Тогда меняется характер музыкального образа — дети изображают листья, уносимые ветром.
Этюд «Снег кружится». Под музыку ребята плавно опускают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падает снег, вдруг ветер подхватывает снежинки, начинается метель... Этюд можно развить, предложив ребятам подняться с мест и дополнить пластику рук движениями всего тела. Завершение этюда — снежинки падают на землю, причем опускаются не все вместе, а поочередно. Дети учатся легкости кистевых движений, плавности жестов и других предметов.
Этюд «Бегут ручьи...». Дети стараются передать непрерывность движения при помощи рук. Под быструю скользящую музыку они руками создают образ непрерывно струящихся весенних ручьев. Можно усложнить задание: пальцы — это воображаемые волны, их движения должны быть быстрыми и легкими. При плавном непрерывном движении всей руки пальцы должны двигаться быстро.
Этюд «Музыкальные руки». Он рассчитан на развитие воображения и координацию движений в соответствии с музыкальным образом. Под звучание музыки дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ей соответствующий. Причем конкретность образа необязательна, важно, чтобы ребенок ощущал через движение ритмическое и мелодическое своеобразие произведения.
Под звуки марша подходят движения четкие, геометрические, вальса — скользящие, кругообразные, других танцев — разнообразно ритмические. Важно, чтобы каждый ребенок мог по-своему пластически «прочитать» музыкальный образ. Главное, чтобы в разыгрываемых этюдах присутствовал элемент непредсказуемости и импровизации.
Игра «Замри!». Ребята исполняют динамический пластический этюд на заданную тему. По команде «Замри!» они застывают в тех позах, в каких она их застала. В этом случае пластический этюд переходит из динамичной формы в статичную, что дает детям представление об относительности движения и покоя, развивает координацию.
Игра «Смена кадров». В основе игры лежит кинематографический прием смены кадров. Под музыку ребята создают ситуативный динамический этюд. При смене музыкального образа меняется заданная ситуация, а в соответствии с ней и пластический рисунок. При каждой смене пластического этюда необходимо, чтобы ребята как бы переносились в новую обстановку, т.е. принимали новые предлагаемые обстоятельства и создавали образ, соответствующий им.
Этюды по картине. Они проводятся после знакомств с жанрами живописи. Исходным является создание статических этюдов с последующим их динамическим развитием. Дети учатся пластикой движений передавать эмоциональное, пространственное и ритмическое наполнение живописи: соотносить линейную перспективу с освоением пространства; ритмическую повторяемость деталей со своими движениями; общее настроение изображенного на картине.
Для таких этюдов подходят картины, на которых изображены дети в различных ситуациях (например: «Утро» Т.Н. Яблонской, «Тройка» Б.Г. Перова, «У дверей школы», «Устный счет» Н.П. Богданова-Вельского и др.). Перед этюдами по картинам проводится предварительная беседа о них (характер, колорит, какое в целом настроение — мажорное или минорное — соответствует им). При пластической фиксации сюжета картины важна точность позы, эмоционального рисунка, мимики. Затем можно предложить развить сюжет, т.е. привести картину в движение, как бы домыслить ее в том ключе, в каком она создана.
В пластических этюдах по портретам важно фиксировать внимание ребят на выражении лица персонажей, предлагать домыслить их характер и настроение, обратить внимание на позу. Для поиска адекватного пластического образа используют музыкальные фрагменты, соответствующие настроению картин. Для пластических этюдов по картинам можно предложить картины «Аниська» Д.П. Штереи-берга, «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Голова девочки» А.А. Харламова и др.
Этюды по пейзажной живописи позволяют заострить внимание на соотношении пространств, органичности и гармонии природы. Этюды могут быть дополнены литературными примерами, близкими им по настроению и образному решению, а также музыкальными произведениями. • Например, создавая пластический этюд по картине А.И. Куинджи «Березовая роща», можно использовать русскую хороводную песню «Во поле береза стояла...», стихи, посвященные этому дереву; а по картине И.И. Шишкина «На севере диком» или А.И. Куинджи «Север» логично обратиться к стихотворению М,Ю. Лермонтова «Сосна», подобрать соответствующую по настроению музыку. В любом случае необходимо опираться на поисковый принцип, т.е. избегать прямолинейной подсказки детям, они должны сами через внимательное знакомство с картиной правильно выбрать музыку и стихи.
Музыкально-пластические импровизации. Они выполняются в соответствии с тем или иным музыкальным образом. Ребятам стоит предоставить свободу творческого выбора и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком. Задача таких этюдов создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Подобные импровизации способствуют развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.

Игры и упражнения на восприятие структурной соотнесенности произведений живописи, музыки, литературы, пласти-ки

Игра «Поем по фразам». Выученную песню дети разделяют на фразы и исполняют ее, чередуясь: группа — группа, педагог — группа, ребенок — ребенок.
Игра «Ходим по фразам». Исполняя выученную песню, дети двигаются под первую фразу в одном направлении, под вторую — в другом и т.д. Важно, чтобы ребенок через движение передал смену одной фразы другой.
Игра «Передай по цепочке». Выученное стихотворение по поэтическим фразам дети «передают» от одного к другому, сохраняя непрерывность и мелодичность исполнения.
Разминка «Сколько изобразительных планов»? В предложенной педагогом репродукции картины дети должны определять количество изобразительных планов и их соотношение. Если в музыкальном и поэтическом произведении фразы строго соизмеримы, то в изобразительном искусстве соотношение планов произвольно. Называть планы стоит от переднего к последующим.
Для формирования представлений о композиционной структуре могут быть предложены игры по усвоению различных видов и типов орнаментов; геометрического, растительного и анималистического. Особо стоит обратить внимание детей на национальные типы орнаментов конкретного региона. Ребенок должен знать и различать орнаменты своей культуры, их структурные особенности и сюжетную основу.
В ходе такой работы учитывают основные принципы построения орнаментов:
— чередование (различные детали орнамента в строгой очередности следуют друг за другом);
— повторение (через определенный интервал повторяются одни и те же орнаментальные детали);
— инверсия (одни и те же декоративные детали повторяются в перевернутом, как бы отраженном виде).

Назад Оглавление Далее