aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Глава 5. Профилактика эмоциональных перегрузок

Профилактикой (от греч. Prophylaktikos — предохранительный) в медицине называют систему мер по предупреждению болезненных и патологических состояний, сохранению психического и физического здоровья и продлению жизни человека. Для того чтобы профилактические мероприятия, направленные на устранение эмоциональных перегрузок, были эффективны и действенны, необхо-димо ясно представлять себе причины и условия их возникновения.
Основными критериями эмоциональной устойчивости ребенка являются психическое и физическое здоровье, социальное благополучие, удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков, возможность осуществления общественной самореализации через усвоение социальных ролей, общественных норм и ценностей.
Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, учителей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи это ему не под силу.
Психосоматическое развитие детей и подростков происходит сугубо индивидуально, и в этом вся сложность. Каждый возраст по-своему чувствителен к воспитательным усилиям родителей и по-своему уязвим.
В младшем дошкольном возрасте особо хрупко чувство любви и эмоциональное развитие в целом. Пик потребности в любви у четырехлетних детей часто не совпадает с ответным чувством у матери, запаздывающей с его проявлением.
В возрасте 5—7 лет на мальчиков травмирующе действует уход отца из семьи, поскольку исчезает модель для идентификации. Часто к осложнению взаимоотношений со сверстниками приводит неоправданная изоляция детей, когда родители чрезмерно опекают их. В этом случае закономерно усиливаются возрастные страхи у детей, подрывающие уверенность в себе.
Детей травмируют недоверие к их возможностям, избыток контроля над посещением уроков, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках. В таких условиях нервно-психическое напряжения порождает эффект «парового котла», взрывающегося рано или поздно при неуклонном повышении давления, если отсутствует «клапан» для его уменьшения. Это чревато психогенным заболеванием — неврозом. Родители, не способные понять истоки заболевания и перестроить свои отношения, усугубляют и без того тягостное состояние своего ребенка, в чем кроются истоки аномального поведе-ния и антиобщественных поступков подростков.
Эмоциональный контакт с близкими людьми — источник полноценного развития ребенка. В подростковом возрасте наиболее подвержены психотравмирующему воздействию самосознание и самоуважение, психическая интеграция, интересы и увлечения. Чтобы этого не случилось, нужны психопрофилактическая работа с родителями, их знакомство со специальной литературой по этике и .психологии семейной жизни.
Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Потребность в ней специалисты называют одной из исходных. На обыденном языке свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, реализацию своих возмож-ностей. Обстоятельства, которые вызывают у ребенка (или взрослого) ощущение бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Э. Фромм относит все, что вызывает страх. Это может быть так называемое авторитарное наказание, не связанное с тем или иным проступком, а произвольно определяемое по усмотрению взрослого. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.
Другим важным обстоятельством, приводящим к утрате жизненных сил и возрастанию эмоциональной напряженности, являются условия душевного обнищания, когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной жестокости ребенка.
Немаловажный фактор, вызывающий эмоциональную напряжен-ность, — ценностные нормы и ориентиры той социальной группы, частью которой является ребенок. Социальная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, отрицательно влияя на формирование личности ребенка и его психоэмоциональное состояние.
Известный американский психоаналитик Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Она исходит из того, что определяющим в структуре личности является бессознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспомощности. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильности поведения, дефицита уважения к индивидуальным потребностям ребенка, теплоты, недостатка реального руководства или слишком большого восхищения им, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах и т.д.
Все эти факторы способствуют развитию тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может прибегать к разным стратегиям. Он становится враждебным и желает расплатиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Другая реакция: он стремится быть послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение. В любом случае у него может развиваться неадек-ватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие, искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, при этом сама победа оказывается для него важнее, чем достижение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и самоуничижение.
Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который может быть разрешен естественным способом, что говорит о нормальном развитии, или неестественным, что будет свидетельствовать о психоэмоциональных нарушениях.
Проблемам развития ребенка, отклонениям в его поведении посвящено множество специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, собран огромный фактический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав и др.), что позволяет понять механизмы и причины нарушений и задержки психического развития.
Такие нарушения связаны прежде всего с неблагоприятными собы-тиями в детстве. Это — семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, отношений привязанности. Они же остаются значимыми и в более поздние периоды жизни. Дефицит общения, нарушение, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу.
Потребность в признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуальна в раннем детстве. К 4—5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. У ребенка появляются страх одиночества, ощущение изолированности, забытое -ти и ненужности. Острая потребность в признании — это одновременно и потребность в самоутверждении, ребенок нуждается в раскрытии своего «Я», поддержке и любви. Их недостаточность компенсируется страхами, капризами, у детей фор-мируются замкнутость, недоверие к окружающим.
Американский психотерапевт К. Роджерс на основе значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в среде, социальном окружении содержатся условия для формирования «полноценно функционирующего человека», прогрессивного личностного развития. Согласно К. Роджерсу, тенденции к самоактуализации и саморазвитию заданы наследственно. Но движение вперед может быть осуществлено только при определенных условиях, когда выбор норм поведения осуществляется сознательно в результате научения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что от него хотят, а не тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы и ценности вытесняют и замещают его переживания и ценности, что ведет к саморазрушению «Я». Такой человек чувствует напряженность, дискомфорт. В детстве «Я-концепция» искажается под влиянием чужих оценок, а следствием такого искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям.
Как этого избежать? К. Роджерс разработал метод психотерапии, который назвал клиент-центрированной терапией. Он полагает, что его метод применим ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с имеющими проблемы. Основу метода составляет создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Создание терапевти-ческих, помогающих отношений возможно при реализации трех важнейших условий.
Первое — откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком. Значимые люди должны быть с ребенком искренними, не притворяться, не надевать маски. Они должны быть едины и целостны в своих чувствах, в восприятии ребенка и высказываниях о нем.
Второе — безусловное принятие человека, т.е. расположение к нему как к личности, имеющей безусловную ценность, независимой от состояния, поведения или чувств. Человек с рождения испытывает нужду в принятии себя, что предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в нем, его развитие. По мысли К. Роджерса, каждый человек чувствует, думает и верит так, как все остальные люди. Однако различия между людьми дают право каждому человеку реализовать свой жизненный опыт по-своему искать и найти в нем свой смысл жизни.
Ребенок нуждается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять его чувства и поведение, пугать лишением любви и привязанности. Чтобы быть «хорошим», ребенок стремится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к искажению его «Я-концепции», утрате внутренних регуляторов поведения и дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка, каков он есть, однако, не означает отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступкам. Неудовольствие родителей и педагогов должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности ребенка, а в виде субъективного отношения к его конкретному поступку, особенностям поведения.
Принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослым, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.
Третье — эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие может означать просто недифференцированное благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Как считает К. Роджерс, сопереживающее понимание является настолько эффективным средством, что может привести к значительным изменениям личности.
Модели поведения значимых взрослых (родители, педагоги, «звез-ды», кумиры) становятся не только основой приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Если родители уходят от трудностей или становятся агрессивными при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.
Дети усваивают и те же межличностные отношения, которые они в течение длительного времени наблюдали в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т.е. говорят одно, а делают другое (призывают к честности, но сами обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны). В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, заданную ему родителем, тогда его поведение окажется для них неприемлемым, а он станет отвергать родительское. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит и от других людей (друзей, учителей, соседей и др.), а также от отношений с роди гелями. Если отношения с родителями плохие или дети видят, что их поведение приводит лишь к новым трудностям и неудачам, они отвергают роди-тельские нормы.
Дисциплинарные требования, характер наказаний и поощрений не менее важны в профилактике эмоциональных перегрузок. Пагубно положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль, у него оказываются неразвитыми внутренние механизмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценно-стей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Специалисты советуют обсуждать с ребенком мотивы его поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.
Причинами нарушений поведения и эмоциональных расстройств может быть разлука с родителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье, а также неврозы и патологические особенности личности родителей.
Родительские ссоры, драки или враждебность, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения поведения, особенно у мальчиков. Агрессивное поведение родителей становится моделью для ребенка. Здесь могут иметь место и другие механизмы. В любом случае асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушений поведения детей.
Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие, оказывать влияние на него.
Предупреждению детской депрессии способствуют методики «Я — хороший, я — плохой» и «Я был, я стал».

Методика «Я — хороший, я — плохой»

Цель: определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекционной работе; научить способам самоанализа.
Порядок проведения. Детям раздают чистые листы бумаги и ручки. Предлагают разделить чистый лист бумаги (страницу в тетради) вертикальной линией пополам: слева — место, где они должны записать свои положительные качества, справа — отрицательные. Педагог просит детей больше сосредоточиться на своих достоинствах, недостатки описывать легче.
С согласия детей можно провести коллективное обсуждение заполненных листов. Необходимо соблюдать предельную осторожность, так как некоторым детям это может не понравиться и вызвать переживания, они замкнутся в себе и в следующий раз откажутся заполнять листы. Обсудите черты характера только тех, кто этого пожелает сам. Хвалите, мягко подсказывайте, привлекайте к обсуждению всех детей.
Обработка результатов. В процессе проведения таких занятий накапливаются данные о результатах воспитания и коррекционной работы. Появляется возможность обратить внимание школьников на то, какими видят их другие дети.

Методика «Я был, я стал»

Цель: определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекционной работе. Научить детей способам самоанализа.
Порядок проведения. В конце учебного года ученики кратко пишут, от каких недостатков поведения, плохих привычек им удалось избавиться. Тем, у кого нет особого прогресса или даже наблюдается регресс, можно шутливо сказать: «Каким я был, таким остался... Но у меня еще все впереди, еще не вечер. Я еще не волшебник, а только учусь...».
Можно развить методику и с согласия детей устроить коллективное обсуждение. При этом нужно соблюдать предельную осторожность, обсуждать надо успехи тех, кто этого захочет сам. Обязательно похвалить за малейший прогресс.
Обработка результатов. Подводятся итоги воспитания и коррекционной работы. Детям даются советы, в каком направлении улучшать свое поведение.

Назад Оглавление Далее