aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Глава 7. Психологические тренинги

Психологические тренинги (по 30 мин) проводятся с сентября по май, т.е. в течение всего учебного года. После знакомства детей и для его укрепления проводятся начальные упражнения (сентябрь — октябрь), последующие тренинги направлены на снижение выраженности симптомов тревожности (ноябрь), агрессии (декабрь), нормализацию самооценки (январь), формирование у детей позитивного отношения к окружающим (февраль), корректировку личностных особенностей в процессе общения (март), воспитание в спокойной обстановке адекватных реакций с использованием суггестивного метода (апрель), отработку поведения в различных ситуациях (май).

Тренинг в сентябре — октябре

Мое сегодняшнее имя. Дети пишут на карточках свое имя, под которым они хотят участвовать в тренинге. Это имя нужно отразить в почерке, размере и расположении букв; можно нарисовать какой-либо символ.
Тарелка. Все участники в круге. Ведущий заранее готовит глубокую тарелку, наполненную до половины водой. Дети должны передавать тарелку друг другу, стараясь не расплескать воду.
Пусть пересядут те, кто... Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то признаком, имеет что-либо, любит что-либо, например: «Пусть пересядут те, у кого светлые волосы».
Теремок. Каждому ребенку присваивается роль из сказки. Нужно написать к ней описательные характеристики. Сказка «Теремок» проигрывается так, как есть. Затем роль остается та же, а характеристики другие (несоответствующие). Проиграть это, показывая личностные особенности каждого героя.
Кисочки (котята). Дети стоят в круге на корточках. Руки должны соприкасаться с руками соседа большими и указательными пальцами. Начинает ведущий: «Ты любишь кисочек?» Отвечает сосед. Ведущий: «А есть из их мисочек?» Если кто-то засмеется, начинают сначала. Заключительная фраза: «У них в тарелках вискас».
«Дракон ловит свой хвост». Все встают в цепочку, руки — на поясе впереди стоящего. Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост». «Голова» стремится поймать «хвост», расцепляться цепочке нельзя. Затем последний ребенок становится «головой». Упражнение продолжается, пока все дети не выполнять роли «головы» и «хвоста».
Обзывалки. Дети стоят в круге. Ведущий объясняет игру: бросая мячик кому-то, ребенок должен назвать его овощем (фруктом). Когда все по разу бросят мячик, нужно начать сначала, но называть ребенка уменьшительно-ласкательно (огурец — огурчик).
Послушай тишину. По первому сигналу ведущего (хлопок в ладоши) дети топают, кричат и шумят. По второму сигналу (два хлопка) они должны сесть на свои места и слушать тишину. Затем рассказать, что услышали.

Тренинг в ноябре

Европейский городок. Все дети стоят в круге. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в ма-ленький европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого нужно постараться соблюдать их обычаи: ровно в полдень все приходят на центральную площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами: один удар — каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; два удара — партнеры берут друг друга за плечи и слегка трясут, три удара — соприкасаются спинами. Давайте и мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами. Каждый постарается поприветствовать каждого».
Одиночество. Каждому ученику предлагается вспомнить моменты, когда он чувствовал себя одиноким, брошенным. Члены группы в течение 2 минут соблюдают абсолютную тишину, как бы внутренне переживая этот момент. Ведущий просит их найти в нем что-то положительное.
Мудрец. Ведущий предлагает: «Закройте глаза и представьте зеленый луг, на краю поляны стоит старый дуб. Под дубом сидит мудрый старец. Он может ответить на любой ваш вопрос. Вы подходите к нему и задаете вопрос, который вас волнует. Старец смотрит на вас и начинает отвечать. Прислушайтесь, постарайтесь уловить ответ. Вы мысленно благодарите старца. Смотрите на дуб. На кроне дерева с ветки свисает календарь. На нем указана дата. Запомните ее. Запомните поляну». Затем дети делятся своими пред-ставлениями.
Прорвись в круг. Определяется, кто из детей больше всего чувствует себя невостребованным, отвергнутым. Остальные, взявшись за руки, встают в круг. Выбранный участник остается вне круга и пытается прорваться в него силой. Другие ему мешают. (Упражнение помогает соприкоснуться с чувством причастности, повысить сплочен-ность группы.)

Тренинг в декабре

Снежки. Дети делятся на две команды и кидаются снежками из ваты друг в друга. Можно не делиться на команды.
Да — Нет. Дети делятся на пары. Первый кричит «да», второй — «нет». Кто кого перекричит.
«Оче-аче-есе-хрясь». Учитель делит детей на четыре группы. Первая хором говорит: «оче», вторая — «аче», третья _ «есе», четвертая — «хрясь». Все должны отработать дружное произношение, затем все четыре группы произносят это вместе. Должно получиться чихание.
Рисование руками. На листах ведущий просит детей нарисовать любую картину без кисточек руками (пальцами).

Тренинг в январе

Я умею. Я знаю. Я хочу (для 2—2-х классов). Передавая мячик соседу, дети по очереди заканчивают предложение: «Я умею...», затем — «Я знаю...», «Я хочу...».
Мы такие разные. Ведущий просит детей сложить лист пополам, оторвать верхний правый угол, повторить это 4 раза. Затем нужно раскрыть свои листочки и обсудить, чья снежинка кому понравилась. Затем все снежинки кладутся в круг, и дети с закрытыми глазами выбирают себе по одной. На них можно написать пожелания.
Волшебный магазин друзей. Группа детей делится на две половины. Одни — образцы друзей в магазине, вторые — покупатели. Ведущий раздает образцам ярлыки, на которых написаны характеристики (как положительные, так и отрицательные). Задача покупателей выбрать друга по надписи на ярлыках. Затем каждый покупатель объясняет свой выбор.
Сеанс релаксации «Активизация жизненных сил» (для 3—4-х классов). Ведущий говорит: «Начинаем сеанс релаксации. Вы слышите мой голос и стремитесь почувствовать все то, о чем я буду говорить. Внимание: глаза закрыты, веки теплые, гладкие, тяжелеют, лоб расслаблен, подбородок слегка опущен, мышцы лица как бы вытягиваются книзу, лицо спокойное, мягкое, расслабленное. Вы отды-хаете. Перед глазами спокойный темно-серый фон. Плечи провисают, локти опущены. Дыхание спокойное, ровное, свободное. Грудная клетка расслаблена. Лень пошевелиться. Все тело сонливое, вялое, отдыхает. Внимание на руки. Не хочется двигать руками, они тяжелеют. Приятная свинцовая тяжесть наполняет плечи. Тяжелеют предплечья, кисти рук. Руки мягкие, расслабленные. Все тело мягкое, сонливое, отдыхает. Внимание на лицо. Представьте перед глазами линию горизонта. Она уплывает вдаль, расплывается, исчезает, тает. Все тише, все темнее вокруг вас. Звуки удаляются, тают. Приятная сонливость мягко обволакивает голову. Перед глазами проплывают облака. Туман сгущается, сонливость нарастает. Продолжая слышать голос, погружаетесь в приятное сонливое состояние. Представьте, что вы находитесь в теплой ванне. Мысленно прибавьте теплой воды. Все тело разогревается, краснеет. Приятное тепло заструилось по рукам до кончиков пальцев. Тепло переливается в грудную клетку. Все тело окружено теплом, словно пуховым одеялом. Внимание на область живота. Живот становится мягким и теплым. Тепло переходит на ноги, устремляется до самых кончиков пальцев. Ноги теплые. Вы слышите мой голос и погружаетесь в особое приятное состояние.
Представьте, что ваше сердце будто превращается в яркий красный тюльпан, который воплощает в себе всю вашу энергию. Поток вашей энергии устремлен вверх к солнцу, все выше и выше. В стремлении к вашей цели ничто вам не может помешать. Вы побеждаете все внутренние и внешние препятствия и испытываете радость от их преодоления. Смело идите к цели и добивайтесь своего. Ваше дыхание умеренное и ровное, вы полны огромных жизненных сил, вы как бы распрямляетесь и поднимаетесь. Вы чувствуете прилив сил и большую жажду деятельности. Невозможно жить серой и обыденной жизнью, когда внутри вас столько сил и энергии. Вы все можете и всего добьетесь. Запомните это ощущение и поверьте, что внутри вас существует источник энергии.

Тренинг в феврале

«Кто "Я"?». Каждый ребенок на листе бумаги проставляет в столбик цифры от 1 до 10 и дает ответ на вопрос: «Кто Я?» (в 1-м классе можно нарисовать схематично). Учитываются любые характеристики, черты характера, эмоции, интересы. Фраза начинается: «Я — ...». Готовый перечень ответов пристегивается к одежде, дети свободно ходят по залу, читают надписи. Затем происходит обсуждение.
Кораблекрушение. Детям даются бланки с напечатанными (нарисованными) названиями предметов: зеркало, бочонок воды, коробка с питанием, плавательная подушка, топливо, коробка шоколада светонепроницаемый пластик, набор рыболовных снастей.
Детей просят представить, что они попали в кораблекрушение, на спасательную шлюпку можно взять из восьми предметов лишь пять. Нужно пронумеровать их по степени важности.
Затем все дети садятся в круг. Они должны выбрать общие для всей группы предметы, прийти к соглашению. Каждый вправе отстаивать свою точку зрения, критикуя чужую, обосновывая свою. После этого проводится обсуждение.

Тренинг в марте

Заброшенный магазин. Дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы идем по главной улице. Вокруг витрины, фонари. Сворачиваем на боковую улочку. Там стоит заброшенный магазин. Мы останавливаемся перед ним. Стекло грязное, пыльное, но сквозь него видно. Посмотрите внимательно внутрь мага-зина. Что там оставлено? Постарайтесь ощутить себя в роли этого предмета. Затем немедленно возвращайтесь назад по боковой улочке на главную. Откройте глаза».
Далее каждый делится увиденным, отвечает на вопрос: Каково ему было быть оставленным предметом?
Запоздавший покупатель. Продавец и покупатель. Дети делятся на пары и разыгрывают ситуации. Продавец только что закрыл магазин. Покупателю нужно срочно купить что-то. Они встречаются у двери магазина... На рынке. Задача продавца — продать игру по более высокой цене. Задача покупателя — купить ее по более низкой.

Тренинг в апреле

Клубочек (для 1—2-х классов). Детям раздаются нитки (яркая пряжа), из которых нужно смотать клубочки. Они должны быть аккуратными. Затем выбирают лучшие клубочки по разным критериям. Время выполнения от 5 до 7 минут.
Расставь посты. Дети идут строем в шеренгу по одному. Есть командир. Ему дается задание расставить детей в определенной последовательности. Командир подает сигнал, последний ребенок должен остановиться.
Пожалуйста. Все стоят в круге и выполняют движение, которое показывает водящий. Но дети должны выполнять, только если он скажет «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет движение.
Найди применение. Дети стоят в круге. Водящий показывает детям карандаш и просит назвать, как можно использовать его. Игра заканчивается, когда кто-то затрудняется ответить. Затем ведущий показывает коробочку, зубную щетку...
Сеанс релаксации «Спокойствие» (для 3—4-х классов). Начинается упражнение с расслабления тела. Ведущий говорит: «Вы спокойны, почувствуйте, как приятный покой наполняет грудную клетку. Он разливается по всему телу. На душе легко и спокойно. Вы растворяетесь в тепле и покое. Вы учитесь владеть свой волей, настроением. Вы всегда спокойны, уравновешенны, уверены в себе. Постепенно спокойствие становится главной чертой вашего характера. С каждым днем улучшается настроение, самочувствие. С каждым разом состояние спокойствия появляется быстрее».

Тренинг в мае

Минута вседозволенности и минута тишины. Ведущий договаривается с детьми о том, что сейчас будет минута, когда все можно, и минута тишины.
Ассоциации (сказочный герой). Выбирается один ребенок, который будет угадывать персонажа. Он выходит за дверь. Ведущий показывает детям табличку с именем героя. Заходит водящий и задает детям по очереди вопросы, ответы на которые помогут ему угадать героя.
Искра в круге. Дети стоят в круге, держась за руки. Ведущий пожимает руку соседа слева или справа. Сосед должен передать это пожатие дальше как можно быстрее.
Разбор проблемной ситуации. Ведущий предлагает детям какие-либо ситуации, заготовленные заранее, и спрашивает их о том, как бы они поступили. Можно спорить и высказывать свое мнение.
На этом занятии проводится обсуждение тренингов, впечатлений детей. Подводятся итоги, обобщаются сформированные знания детей.

Советы педагогу

1. Необходим строгий контроль за посещаемостью.
2. При проведении тренингов учитывайте психолого-педагогические особенности детей: подробно ставьте задачу, записывайте что-то на доске, не перегружайте де,тей информацией.
3. Предоставляйте детям свободно выражать свое мнение.
Помещение, где проводятся тренинги, должно быть просторным, с умеренным освещением, иметь достаточно столов и стульев, матов на полу.

* * *

Болезни лучше предупреждать, чем потом лечить. Поэтому необходимо заниматься ежедневной профилактикой эмоциональных перегрузок детей. Лучшими средствами для этого являются: ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее 30 минут; ежедневные уроки физкультуры; систематический (2—3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются самообладанию; регулярные прогулки на свежем воздухе под руководством педагога длительностью не менее часа; ежедневный общественно полезный труд; хоровое пение (не менее 3 раз в неделю) всех учеников младшей школы.

Назад Оглавление Далее