aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

Юристы консультируют

Нижний Новгород

Об ограничении способности к трудовой деятельности

В августе 2008 г. в юридическую службу нашей организации обратилась Татьяна М. В 2006 г. Её 75-летняя мать Елена Д. полностью потеряла зрение в результате заболевания. В январе 2007 г. Ей была установлена 1 группа инвалидности и 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности. Данное решение в сроки, установленные постановлением Правительства РФ N 95 не обжаловалось. Однако, когда Елена Д. узнала, что ее пенсия не увеличилась, она решила повторно обратиться в Бюро медико-социальной экспертизы. В декабре 2007 г. В ходе повторного переосвидетельствования были подтверждены прежние группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности. Решение также не обжаловалось, поскольку, по словам Татьяны М., данное право им не разъяснялось специлистами учреждения МСЭ. Таким образом. С момента принятия решения прошло уже 8 месяцев, но семья продолжает надеяться на возможность пересмотра данного решения и просит нас оказать содействие в этом.
Комментарий юриста: ситуация, в которой оказалась мама Татьяны М. весьма интересна с точки зрения правоприменительной практики. Мы детально изучили материалы данного дела, а также положения приказа министерства здравоохранения и Социального Развития N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и не нашли в этом документе ответа на основной вопрос, возникший у нас при работе с данным обращением.
Вопрос же этот состоит в следующем, каким образом учреждения МСЭ устанавливают степень ограничения способности к трудовой деятельности гражданам, достигшим пенсионного возраста? Согласно п.8 и п.9 приказа N 535 «Способность к трудовой деятельности включает в себя:
- способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
- способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
- способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально- трудовых отношениях;
- способность к мотивации труда;
- способность соблюдать рабочий график;
- способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности)»
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. По специальности Елена Д. - инженер-технолог. Другого образования или профессии она не имеет, и уже 15 лет не работает. Учитывая преклонный возраст, а также то, что потеря зрения произошла у нее в течение считанных месяцев, переквалификация вряд ли возможна. При этом, по словам Татьяны М. индивидуальная программа реабилитации ее матери после прохождения переосвидетельствования не составлялась, и следовательно каких-либо трудовых рекомендаций специалистами Бюро МСЭ дано не было. Учитывая вышеописанные обстоятельства, мы приняли решение обратиться к Главному Эксперту по Медико-социальной экспертизе Нижегородской области Базаевой Е. с просьбой проверить в порядке контроля правильность вынесения в отношении Елены Д. все предыдущие решения учреждений МСЭ. Главное Бюро МСЭ наделено данным правом в соответствии с п.6 постановления правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2007 г. N 733 «Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы, по организации деятельности по установлению связи заболевания (смерти) с профессией, а также причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы».
Ответ на наше обращение пока не получен, но мы надеемся на положительное решение вопроса. В завершении напомним, что критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц, а критерием установления 3 степени ОСТД является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

О возмещении затрат за самостоятельно приобретенную инвалидную коляску

В индивидуальной программе реабилитации моего сына было предусмотрено обеспечение его инвалидной коляской. Поскольку, колясок такого типа у организациях поставщиков, не было в наличии, в июне этого года мы самостоятельно приобрели ее за 30 тыс. рублей. Однако фондом социального страхования мне была выплачена компенсация в сумме лишь 11 тыс. рублей. При этом мне разъяснили, что сумма компенсации за технические средства реабилитации, самостоятельно приобретенные инвалидом, определяется исходя из стоимости изделий, закупаемых региональным отделением в соответствии с заключенными Государственными контрактами на поставку технических средств реабилитации, и сумма выплаченной компенсации является максимальной.
Скажите, правомерно ли это?
Татьяна К. Мать ребенка-инвалида.
Комментарий юриста: В федеральном законодательстве отсутствуют положения о том, что размер компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации определяется исходя из стоимости изделий, закупаемых региональным отделением фонда Социального страхования в соответствии с заключенными Государственными контрактами на их поставку. В ч.5 ст.11 ФЗ N 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что «Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду». Это положение конкретизируется в п.6 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N877 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-орто-педическими изделиями». Согласно ему, «если инвалиды или ветераны самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации». Таким образом, если вы приобрели для своего сына коляску, рекомендованную ему в индивидуальной программе реабилитации, то у вас есть основания требовать полного возмещения понесенных расходов, подтвержденных платежными документами. При этом в случае отказа фонда Социального Страхования компенсировать вам полную стоимость приобретенного технического средства мы рекомендуем вам обратиться в прокуратуру или в суд. Важно помнить, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Владимир

В январе 2008 года наша группа давала разъяснение инвалиду 1 группы, имеющего машину, о возможности установки металлического гаража рядом с домом. Был подготовлен письменный ответ «О порядке установки временных гаражей»:

Елена Голубева, юрист ВООО «АРДИ «Свет»

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры инвалидам должно быть выделено место для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения, которое предоставляется инвалидам вне очереди и вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 27.04.2006 г. N 76 «О «Правилах установки временных гаражей для индивидуального автотранспорта на территории муниципального образования город Владимир» определен порядок оформления документов для установки временных металлических гаражей.
Необходимо учитывать, что все металлические гаражи являются временными, нестационарными объектами и не могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества, не подлежат техническому учету в территориальных органах ФГУП «Ростехинвентаризация», и права на них не подлежат государственной регистрации в территориальном управлении Федеральной регистрационной службы. Право аренды земельных участков, выделенных инвалидам для установки временных металлических гаражей, не подлежит продаже, передаче другому лицу, не передается по наследству. Во временных металлических гаражах не разрешается устройство погребов и смотровых ям. Размеры временного металлического гаража не должны превышать: по площади - 24 кв.м, по высоте - 2,5 м.
Основанием для рассмотрения вопроса об установке металлического гаража является заявление заказчика (инвалида), поданное на имя главы администрации района по месту жительства. К заявлению прилагаются:
1) документы, удостоверяющие личность заказчика;
2) надлежащим образом оформленная доверенность, в случае, если от имени заказчика действует доверенное лицо.
3) документы, подтверждающие инвалидность;
4) документы, подтверждающие наличие транспортного средства.
При наличии незастроенных и незакреплённых за физическими и юридическими лицами земельных участков вблизи места жительства инвалида, после получения справки о праве на льготу в администрации района заказчик обращается в управление архитектуры и строительства администрации города Владимира с заявлением об определении места под установку временного металлического гаража.

Управление архитектуры и строительства выдает заказчику на предлагаемый для установки временного металлического гаража земельный участок фрагмент съёмки М 1:500 с целью согласования места установки. На земельных участках, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме, металлические гаражи могут устанавливаться только по решению общего собрания собственников помещений, а так же при наличии необходимых согласований со следующими органами: ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области, управлением государственной противопожарной службы, трестом «Влади- миргоргаз», обособленным подразделением «Владимиргорэлектросеть» ОАО «ВКС», МУП «Владимирводоканал», отдельным предприятием «Владимиргортеп- лосеть» ОАО «ВКС», Владимирским филиалом ОАО «ЦентрТелеком» Владимирский городской узел электросвязи.
После получения вышеуказанных документов инвалид обращается в управление земельными ресурсами города Владимира с заявлением о предоставлении земельного участка для установки временного металлического гаража, к которому прилагается справка администрации района установленной формы и заключение управления архитектуры и строительства о согласовании размещения гаража в установленном месте с приложением схемы размещения. Гаражи, установленные без согласования с выше перечисленными органами считаются самовольно установленными и подлежат сносу.
Земельные участки для содержания металлических гаражей предоставляются на условиях краткосрочной аренды на срок до одного года. Необходимо учитывать, что если в течение месяца после окончания договора аренды земельного участка владелец гаража не обратится в управление земельными ресурсами города Владимира с заявлением о продлении договора, договор считается расторгнутым, а срок аренды земельного участка - истёкшим. В этом случае временный металлический гараж подлежит демонтажу силами владельца гаража, а земельный участок - приведению в состояние, пригодное для его дальнейшего использования за счет владельца гаража.

Назад Оглавление Конец