aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Буква Н | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Навыки - действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Выделяют также исходно автоматизированные навыки, формирующиеся без осознания выполняемых элементов действия, и вторично автоматизированные навыки, которые формируются с предварительным осознанием составляющих двигательного акта, они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. На формирование навыков влияют:
мотивация, обучаемость, динамика усвоения, многократное повторение, а также формирование навыка в целом или по составляющим;
- для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, методика подачи материала, обратная связь;
- для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от уровня к уровню.
См. также Автоматизм.
Нагрузка физическая - степень интенсивности и про-должительности мышечной работы. Ведущим ориентиром в выборе физических нагрузок и их дозировке являются максимально допус-тимые в ходе тестирования частота сердечных сокращений, величина артериального давления, параметры внешнего дыхания, газообмена и др.
Надомный труд осуществляется в рамках специализированного предприятия и допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки по определенному труду или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Предприятие предоставляет инвалиду в бесплатное использование необходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обеспечивает реализацию готовой продукции. Для инвалидов I и II групп, работающих на дому, норма выработки не устанавливается. Оплата труда надомников производится за фактически выполненные работы или произведенную продукцию.
Намерение - субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение каких-либо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные потребности.
Направленность коррекционная характерна для всей реабилитационной работы с аномальными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка. Ряд задач имеет общий характер: это мероприятия по развитию движений, чувственного опыта и мышления; привлечение ребенка к посильным формам общественно полезного труда и др.
Направленность профессиональная проявляется в интересах, склонностях, убеждениях и идеалах. Профессию необходимо выбирать в соответствии с устойчивыми интересами и склонностями.
Напряжение труда - количественные и качественные ха-рактеристики структурных элементов деятельности и интенсивность физиологических процессов, обеспечивающих выполнение этой деятельности.
Направления кондуктивной педагогики - программы реабилитации детей с двигательными нарушениями, направленные помимо развития двигательной активности на комплексное реабилитационное воздействие (развитие интеллекта и эмоционально- волевой сферы, речи, гражданского самоопределения и пр.). К этим программам относятся:
- учебные программы массовых школ, адаптированные для применения в кондуктивной педагогике;
- программы знакомства с окружающим миром - экскурсии, посещения театров, участие в спортивных соревнованиях и т.д.;
- игровые программы на развитие памяти, внимания, времени реакции и т.д.;
- программы эстетотерапии (музыка, арттерапия, визажизм, косметология и пр.);
- программы профориентации;
- программы логопедической, дефектологической, психологической помощи аномальным детям.
Наркоанализ - диагностическая процедура, составление анамнеза или выявление эмоционального содержания определенных жизненных ситуаций пациента предваряются введением его в состояние полусна за счет приема снотворных или наркотизирующих средств. В таком состоянии достигается снятие страха, стыда пациента, увеличивается его коммуникативная доступность, а также происходит ослабление психотических проявлений. Выявленное в таком состоянии психологическое, в том числе и психотравмирующее, содержание в дальнейшем, уже при проведении психотерапевтических мероприятий, может быть переработано с терапевтом в состоянии ясного сознания. Главной проблемой данной процедуры являются правдивость пациента и истинность сообщаемых им в полусознательном состоянии фактов, которые могут значительно искажаться и в силу психических нарушений пациента, и в силу воздействия фармакологии. Данная процедура детально разработана Дж. С. Хослеем и довольно широко обсуждалась в прессе, получив название «сыворотки правды», так как на нее возлагались большие надежды в судебной практике. За расширительное толкование подверглась резкой критике.
Наркомания - патологическое влечение к употреблению наркотических средств; возникает в результате употребления наркотиков, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших - оглушение, наркотический сон. Характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению употребляемых доз, формированием абстинентного синдрома - с плохим самочувствием при отсутствии наркотиков; с психической и физической зависимостью. Самый распространенный вид наркомании - хронический алкоголизм.
Наркопсихотерапия - течение и методический прием психотерапии, основанный на применении наркотических средств для преодоления пониженной внушаемости, плохой гипнабельности и сопротивления клиентов. Основывается большей частью на психоаналитически ориентированных идеях (наркоанализ), систематически применяется с 20-х гг. Самый распространенный курс - от пяти до двадцати сеансов через день. Передозировки наркотиков снимаются кофеином.
Народная медицина - совокупность передаваемых народом из поколения в поколение эмпирических знаний и практических методов, применяемых для распознавания, лечения и предотвращения нарушений физического и психического здоровья. Зарождение разумной медико-гигиенической деятельности, предполагающей превращение взаимопомощи при болезнях и травмах в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности, произошло на относительно высокой ступени первобытного общества. Эмпирически найденные приемы лечения (устранение боли, остановка кровотечения, облегчение состояния путем вызывания рвоты и т.д.) и защиты от болезней закрепились в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину и гигиену. Для лечебных и предупредительных мер применяли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, природные факторы (воду, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), использовали некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание) и др. Научная медицина взяла на вооружение из арсенала народной медицины многие ценнейшие лечебные и профилактические средства. Большую практическую ценность представляют знания и навыки народа, касающиеся личной гигиены, питания, приемов обработки и хранения пиши, особенностей строения жилища, распорядка жизни, режима труда и отдыха, которые можно назвать народной гигиеной.
Нарушение (недостаток от Impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции.
Нарушение внимания - болезненные расстройства, в разной мере наблюдаемые при утомлении и при органических поражениях головного мозга, прежде всего, лобных долей. Характерны неадекватные изменения направленности и избирательности деятельности, а также координации отдельных действий, возможно сужение объема внимания, его неустойчивость - отвлекаемость на побочные раздражители. При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушение внимания бывает модально-неспецифическим и проявляется во многих видах деятельности, при восприятиях любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания бывают модально-специфическими и проявляются в сфере лишь одной модальности. Так, при поражении затылочной области коры головного мозга возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры - слухового.
Нарушение высших психических функций - соответственно построению любой анализаторной системы (периферический отдел анализатора, первичные и вторичные корковые поля) выделяют два типа расстройств: сенсорные и гностические.
- Сенсорные расстройства - относительно элементарные, отражают нарушение различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, ощущения высоты, громкости, длительности звука и т.д.).
- Гностические расстройства - более сложные, отражают нарушения различных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.). Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения, называют агнозиями (см. Агнозия). В зависимости от пораженного анализатора различают слуховые, зрительные и сенсорные агнозии, каждая из которых включает в себя большое количество форм нарушений.
Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством анатомической, психологической, физиологической структуры и (или) функции организма человека. Нарушения здоровья разделены на следующие основные группы:
- нарушение психологических функций - восприятие, внимание, мышление, речь, эмоции, воля, сознание;
- нарушение сенсорных функций - зрение, слух, обоняние, осязание;
- нарушение статодинамических функций;
- нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Нарушение когнитивного развития - см. Поведенческие фенотипы.
Нарушение когнитивных процессов - см. Ассоциированные нарушения.
Нарушение личностное - системные нарушения поведения, прежде всего социального, возникающие вследствие различных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга, характеризуются снижением уровня активности, исчезновением критичности, изменением направленности и динамики мотивации, нарушением самооценки. Как правило, развиваются патологические потребности и мотивы, связанные с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредованности мотивов, в норме обусловливающий отсроченное поведение; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.
Нарушение локальных процессов неспецифической активации - болезненные расстройства процессов активации, связаны с поражениями корковых отделов неспецифических систем (медио-базальных отделов лобных и височных долей мозга) и ведут к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой регуляции.
Нарушение мозгового кровообращения (НМК). Выделяют следующие клинические формы нарушений мозгового кровообращения:
- Начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга (НПНКМ) - диагноз НПНКМ указывает лишь на начальные клинические проявления недостаточности кровоснабжения головного или спинного мозга, а не начало заболевания, которое иногда длительное время протекает латентно. Непременное условие для диагностики НПНКМ - выявление атеросклероза, артериальной гипертензии, вазомоторной дистонии.
- Преходящие нарушения мозгового кровообращения - наиболее частый вид острого мозгового кровообращения, это транзиторные ишемические атаки, гипертонические церебральные кризы, острые гипертонические энцефалопатии - общемозговые и с очаговыми нарушениями. Из общемозговых симптомов отмечается головная боль, боль в глазных яблоках, болезненность при их движении, ощущение дурноты, головокружения, тошнота, рвота, заложенность в ушах, шум в голове, возможны изменения сознания (оглушенность, психомоторное возбуждение, потеря сознания). Очаговые симптомы проявляются чаще нарушениями в чувствительной сфере в виде онемения, иногда с ощущением покалывания, обычно весьма ограниченного отдельного участка кожи. Могут возникать двигательные расстройства - параличи и парезы (кисти, пальцы, мимические мышцы, язык).
- Инсульт - субарахноидальные нетравматические кровоизлияния (экстрадуральные и острые субдуральные), геморогический инсульт - нетравматическое кровоизлияние в головной или спинной мозг, ишемический инсульт (церебральный и спинальный), инсульт с восстановимым неврологическим дефицитом, малый инсульт, последствия ранее перенесенного инсульта.
- Прогрессирующие нарушения мозгового кровообращения - хроническая субдуральная гематома, дисциркуляторная миелопатия, дисциркуляторная энцефалопатия (атеросклеротическая, гипертоническая, венозная и др.).
Нарушения мозгового кровообращения, сопровождающиеся преходящей или стойкой неврологической симптоматикой, объединяют в понятие острого нарушения мозгового кровообращения, для которого характерно проявление клинических симптомов со стороны нервной системы на фоне уже существующего сосудистого страдания (атеросклероза, гипертонической болезни, артериальной гипертензии иного происхождения) и некоторых других болезней (болезни крови, диабета, сифилиса, инфекционно-аллергических васкулитов и пр.). Заболевания характеризуются острым (обычно внезапным) началом и отличаются значительной динамикой общемозговых и локальных симптомов поражения мозга.
Нарушение моторики в младенческом и раннем возрасте включает в себя, прежде всего, нарушения созревания крупной и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функций моторики.
Нарушение мышления - нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психичес-кими заболеваниями, локальными поражениями головного мозга и аномалиями психического развития. Могут локализоваться на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации, проектирования и контроля; на уровне исполнительских операций; на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности.
В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербально-логическое, наглядно-образное или наглядно- действенное мышление. В случае психических заболеваний харак-терно выпадение, прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности; более всего страдает при этом мотивационная составляющая.
При локальных поражениях головного мозга характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонент мышления при сохранности исполнительских интеллектуальных операций. При поражении третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий происходят расстройства наглядно-образных и наглядно- действенных форм мышления из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон левого полушария возникают затруднения в организации речевых высказываний. При поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола или диэнцефальных структур мозга обычно возникают динамические нарушения мышления.
Нарушение обучаемости - локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций (см. Задержка психического развития).
Нарушение походки наблюдается при поражении многих уровней нервной системы (центрального и периферического двигательного нейронов, мозжечка, экстрапирамидной системы, задних канатиков), а также при нервно-мышечных и функциональных заболеваниях. Принято выделять следующие виды патологической походки:
- спастическая - встречается у больных со спастическим парезом нижних конечностей вследствие повышения мышечного тонуса в разгибателях голени и подошвенных сгибателей стоп, тугоподвижности в суставах ног;
- параспастическая - развивается у больных с нижним спастическим парапарезом;
- гемиплегическая - обусловлена спастическим гемипарезом; из-за повышения тонуса разгибателей голени и подошвенных сгибателей стопы нога «удлинена», и больной при ходьбе описывает ее полукруг;
- паретическая - возникает при периферических парезах ног;
- петушиная - синонимы: перонеальная, лошадиная, степпаж (от англ. steppere - трудовая лошадь); развивается при поражении малоберцового нерва; из-за пареза или паралича мышц, тыльно разгибающих стопу, больной вынужден высоко поднимать ногу, «роняя» вслед за этим стопу;
- атактическая - «пьяная» походка, когда происходят пошатывания в одну или несколько сторон, возникает при поражении мозжечка, «штампующая», когда нога поднимается высоко и с силой опускается на пол, возникает при поражении задних канатиков под постоянным контролем зрения; «лисья», когда ступни становятся на одной линии, возникает при поражении лобных долей мозга без повышения тонуса в приводящих мышцах бедер;
- спастико-атактическая - при наличии атаксических расстройств, сопровождающихся спастичностью мышц;
- кукольная - развивается при экстрапирамидных поражениях; больной движется мелкими шажками, с трудом начинает движение и с трудом останавливается и поворачивается; характерны также общая скованность и отсутствие содружественных движений рук при ходьбе;
- танцующая - характерна для хореи; больной при ходьбе делает много лишних нескоординированных движений, неожиданно его бросает то в одну, то в другую сторону;
- утиная - наблюдается при миопатии; вследствие пареза мышц, так как затруднение в поднимании ног он компенсирует наклонением туловища в другую сторону;
- верблюжья - тяжелая, неуклюжая; встречается у больных торсионной дистонией;
- пяточная - встречается при вялом парезе подошвенных сгибателей стопы вследствие повреждения общего ствола большеберцового нерва;
- вычурная - подпрыгивания, приседания, отведение ноги в сторону, топтание на месте, внезапные отрывистые удары ноги о пол, поворот вокруг оси; встречается у больных с синдромом Де ля Туретта;
- аиста - встречается при умеренно выраженном вялом парезе разгибателей стопы и пальцев;
- истерическая - синонимы: метущая, походка Тодда; больной «тащит» ногу за собой, нередко перемещая ее руками;
- щадящая - изменение походки при болевом синдроме, наблюдается не только при локализации боли в ногах, но и при головных болях вследствие гипертензионного синдрома.
Нарушение речи у детей (расстройство речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология, логопатия) - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нарушения речи у детей - резко выраженные отклонения в развитии речи у детей с сохранным слухом и интеллектом, вследствие чего возникает ограниченные в речевом общении. Нарушения речи весьма разнообразны. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относят также выраженные формы заикания (в тех случаях, когда этот дефект значительно затрудняет общение и обучение детей в массовой школе).
Нарушения сенсорные - относятся экстрацептивные расстройства: глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, а также различные формы нарушений ощущений, отражающих состояние внутренних органов и систем (интерорецептивные) и проприорецептивные, связанные с сигналами, поступающими от рецепторов, находящихся в мышцах, связках, суставах и обеспечивающие информацию о положении тела в пространстве, равновесии, движении.
Нарушения сознания - тяжелое расстройство функции нервной системы, которое проявляется преобладанием признаков торможения (кома, сопор, оглушение, сомноленция) - синдром выключения сознания или возбуждения (сумеречное состояние, делирий, аменция, онейроидный синдром). Встречается как при процессах, локализующихся в мозге (инсульт, опухоль, травмы, паразитарная киста, менингит, энцефалит), так и общих инфекциях, интоксикациях, эндокринопатологиях и т.п. Выделяют следующие формы нарушения сознания:
- кома - полное выключение сознания, при котором угасают как условные, так и безусловные рефлексы (см. Кома);
- сопор - частичное выключение сознания, безусловные рефлексы сохранены; реакции на сильные болевые, световые и звуковые раздражители сохранены, больные не реагируют на словесные обращения, неподвижны; иногда установить контакт с больным удается похлопыванием по щекам или повторными громкими обращениями - больной открывает глаза, пытается произнести слова, но через несколько секунд перестает реагировать;
- оглушение - более легкая степень расстройства сознания, характеризуется повышением порога восприятия; больной безучастен к окружающему, вял, заторможен, дезадаптирован, аспонтанен, загружен, с трудом вступает в контакт, ответы либо односложные, либо сбивчиво-противоречивы, мимика бедна; обычно наблюдается при опухолях головного мозга и обозначается как «загруженность»;
- сомноленция - еще более легкая степень расстройства сознания; больной сонлив, но под влиянием раздражений приходит в себя, вступает в контакт; нарастающая сомноленция приводит к оглушению, сопору и коматозному состоянию;
- сумеречное сознание - больной дезориентирован в окружающем, не узнает врача, близких, иногда возбужден, при наличии угрожающих галлюцинаций способен на агрессивные действия; характерно для эпилепсии;
- делирий - дезориентировка в собственной личности, сочетающаяся с наплывом ярких зрительных и слуховых галлюцинаций, больной возбужден, много говорит, тревожен, спит плохо, часто пробуждается, иногда приходит в себя, но потом вновь впадает в это состояние; характерен для тяжелых инфекций и интоксикаций;
- аменция - более тяжелое состояние помрачнения сознания; особое состояние растерянности при неполной ориентировке как в окружающем, так и в собственной личности; больной возбужден, речь бессвязна, временами смех, улыбка, слезы и т.п.; способность устанавливать связи между окружающими явлениями утрачена; характерна для тяжелых инфекций и интоксикаций;
- онейроидный синдром - синдром помрачнения сознания, характеризуется наличием фантастического бреда, больные обездвижены, изредка возникает психомоторное возбуждение; ориентировка в окружающем и в собственной личности нарушена; чаще наблюдается при энцефалитах, интоксикациях, шизофрении;
- сомнамбулизм (лунатизм) - синдром помрачнения сознания, относится к так называемым амбулаторным автоматизмам, возникает во время сна, когда больной совершает ряд иногда довольно сложных действий (одевается, ходит по комнате, выходит на улицу), после чего возвращается в постель и продолжает спать, о своих поступках после пробуждения больные не помнят;
- транссумеречное состояние (транс) - кратковременное состояние амбулаторного автоматизма, при котором больные совершают импульсивные целенаправленные действия (уезжают в другой район города и др.), о которых потом не помнят;
- синдром locked-in (синдром «замыкания в себе») - синдром помрачнения сознания; выделяют относительно недавно; наблюдается при поражениях ствола мозга, полная обездвиженность больного за исключением моргания и движения глазных яблок по вертикальной плоскости; если удается вступить в контакт с больным, то обнаруживается, что сложная психическая деятельность у него сохранена.
Нарушение схемы тела - расстройство ориентировки в собственном теле; агнозия частей тела. Больному кажется, что рука уменьшена или увеличена, что она лежит где-то рядом, отдельно от туловища, голова непомерно велика, губы раздуты, нос вытянут и т.п., он путает левую и правую стороны, не может указать большой и указательный пальцы, ощущает наличие большего количества (3 - 4) рук или ног, не сознает наличие дефекта - паралича, пареза, нарушения чувствительности. Возникает при нарушении межтеменной борозды, чаще при локализации очага в правом полушарии. Чаще наблюдается у больных, перенесших мозговой инсульт, а также при опухолях, абсцессах, паразитах мозга.
Нарушение фантомное - ложные ощущения (боль, зуд, анемия, судороги и пр.) со стороны несуществующей части тела, например, после ампутации конечности. Могут принимать навязчивый, тягостный характер, отсутствующая конечность может восприниматься вполне реально. Бывают случаи воспроизведения характера боли, наблюдавшейся до ампутации.
Наследственность - одно из наиболее общих свойств органических форм, заключающееся в передаче от родителей потомкам признаков и особенностей развития; эволюционный опыт предыдущих поколений живых организмов, запечатленный в генетическом аппарате. Хранение, воспроизведение и передача наследственной информации происходит посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот, индивидуальная совокупность которых образовывает генотип. Под его контролем находятся морфологические, биохимические, физиологические признаки организма. Проявление этих признаков в индивиде зависит от конкретных условий индивидуального развития. Любые признаки организма или клетки зависят в конечном итоге от типа обмена веществ, поэтому нередко наследственность определяют как свойство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена веществ в ряду поколений.
Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида, характеризующиеся диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, позволяющей считать настроение отдельным показателем темперамента. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформированные настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции в связи с происходящими событиями, соответственно меняя направление мыслей, восприятие (см. Перцепция социальная) и поведение.
Настроение общественное (настроение массовое) - преобла-дающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Одна из самых значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведении различных групп и слоев общества. Может носить локальный характер, проявляясь в социально-психологическом климате и в жизнедеятельности отдельной личности - в той мере, в какой настроение личности отражает социальные обстоятельства этой жизнедеятельности и выражает отношение личности к явлениям и процессам, происходящим в обществе (упадочнические настроения в период социальной реакции и пр.).
Настройка оперативная - подготовка к выполнению действия при заданных условиях, в соответствии с которыми устанавливаются точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ и стиль предстоящей деятельности. В ходе оперативной настройки происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях выполнения деятельности она становится неэффективной.
Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами. Путем научения может приобретаться любой опыт: знания, умения, навыки (у человека), новые формы поведения (у животных). Включает в себя протекаемое неосознаваемое уяснение содержания материала и его непроизвольное запоминание.
- Вербальное научение - научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее - без обращения к конкретным предметным действиям, к оперантному или условно-рефлекторному обусловливанию.
- Викарное научение - научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.
- Оперантное научение - вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию, или стимул с последующим закреплением лишь тех, которые оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
- Социальное научение - термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему; объясняется исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление). Первоначально изучалось на животных, позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. Даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций - не столь длительный процесс как при выработке обычных навыков.
- Условно-рефлекторное научение - вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму условного рефлекса.
Неврастения - одна из форм невроза, характеризующаяся стойким и мучительным чувством снижения умственной продуктивности или физической активности с нарушениями мотивационно-волевой сферы: робостью, пассивностью, неуве-ренностью в себе. Основные симптомы:
ухудшение психической деятельности, состояние слабости, повышенная истощаемость и утомляемость, ухудшение концентрации внимания, пониженная работоспособность;
- лабильность эмоция, неустойчивое настроение, часто пониженное, подавленное;
- изменения чувствительности в виде гиперакузии, гипералгии, парестезий и пр.;
- повышенная раздражительность, слезливость; тревожность, нетерпеливость, сексуальные расстройства, головные боли, различные нарушения со стороны вегетативной нервной системы.
Возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах, сопровождается физическим истощением. Лечение, направленное на купирование соматических симптомов, как правило, малоэффективно; действенный эффект достигается снятием внутреннего конфликта психогенного характера.
Неврит слухового нерва - заболевание ствола слухового нерва и его рецепторного аппарата. Чаще всего возникает как осложнение после различных инфекционных заболеваний (тиф, грипп, корь, скарлатина, цереброспинальный менингит, свинка, малярия и др.).
Неврозы - психогенные (вызванные внешним психотравмирующим воздействием) заболевания личности, в основе которых лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое проти-воречие между личностью и значимыми для нее явлениями действительности, приводящее к болезненным переживаниям, неудовлетворенности. На первый план выступают расстройства эмоциональной сферы, психологическая и физиологическая дезорганизация личности. Относятся к обратимым расстройствам, особое значение в их лечении, наряду с медикаментозным воздействием, принадлежит психотерапии и психологической коррекции.
Невротизм (нейротизм) - состояние, характерное эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм обычно измеряется с помощью специальных шкал или личностных опросников.
Невротик - человек, находящийся под воздействием невроза, личность, плохо приспособляемая к внешней среде, реальности; доминирующее поведения - эмоционально-инстинктивные реакции.
Согласно 3. Фрейду, это объясняется преобладанием принципа удо-вольствия над принципом реальности. Образно, невротик — это человек, который стоит у себя на пути.
Невротический синдром - в практике врача-невролога и реабилитолога приходится постоянно выявлять и дифференцировать признаки органического поражения мозга и функциональные нарушения нервной системы. Пациентов именно с функциональными расстройствами нервной системы, по мнению А. А. Скоромца (1989), оказывается намного больше. Среди основных невротических синдромов можно выделить астенический, истерический и обсессивный.
- Астенический синдром характеризуется повышенной утомляемостью и истощаемостью. Больные жалуются на общую слабость, раздражительность, снижение аппетита, нарушение сна (диссомнию). Снижается работоспособность, настроение неустойчивое, наблюдается слезливость, неуверенность в своих силах. Частые головные боли, головокружения ортостатического характера (при резком вставании с постели, выпрямлении из положения наклона и пр.). Астенический синдром характерен для неврастении и многих соматических и инфекционных заболеваний. См. Невротический синдром.
- Истерический синдром - характеризуется эмоциональной неустойчивостью; поведение больных определяется скорее чувствами, настроением, чем рассудком, и носит черты демонстративности. Требуя к себе особого внимания, больные постоянно стремятся находиться в центре внимания. Наблюдается склонность к позерству, эксцентричности, театральности, фантазированию. Нередки неврологические расстройства в виде паралича (с сохранением глубокой чувствительности, отсутствием патологических кистевых и стопных знаков), гемианестезии (с границей строго по средней линии) и др. Истерический синдром составляет основу невроза.
- Обсессивный синдром (синдром навязчивых состояний) проявляется различными болезненными сомнениями, страхами, влечениями, действиями и т.д., возникающими у человека помимо его воли. При навязчивости у больного почти всегда имеется критическое отношение к этому состоянию; при всем понимании нелепости своих опасений и действий избавиться от них больные не могут. Наибольшее практическое значение имеют навязчивые страхи - фобии (см. Фобия). Больной понимает, что он совершенно здоров, но навязчивые опасения не дают ему покоя. Навязчивые влечения выражаются в появлении необычных неприятных желаний - выскочить на ходу из трамвая, схватить прохожего за нос и пр. Подобные навязчивости обычно в действия не переходят, однако борьба с ними для больного тягостна и мучительна. Навязчивые действия крайне разнообразны: зажмуривание глаз, шмыганье носом, обкусывание ногтей, покашливание и пр.
- Ипохондрический синдром наблюдается в отдаленном периоде экзогенно-органических повреждений головного мозга, при хронических инфекционных и соматических заболеваниях, при различных психических расстройствах. Ипохондрический синдром нередко формируется на фоне астении и пониженного настроения. Определяется гипертрофированным вниманием больных к своему физическому состоянию, с переоценкой тяжести имеющихся расстройств и болезненных проявлений (в том числе соматовегетативных) в виде идей доминирующего, навязчивого или сверхценного характера ипохондрического содержания. Сопровождается тревогой и беспокойством за соматическое благополучие, представлениями о возможности какого - либо тяжелого заболевания, стремлением к постоянным дополнительным обследованиям и лечению различными методами. Больные охотно рассказывают о своих ощущениях и сомнениях, считают себя тяжелыми больными, ищут помощи и сочувствия.
Негативизм - немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп, нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, противоречащие внутренним смыслам субъекта. Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или личностная черта обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.
Негативизм детский - форма общения ребенка, в которой он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым, а также в упрямстве, грубости, замкнутости. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов.
Негативнее самоопределение - привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.
Негосударственные учреждения социального обслуживания - см. Учреждение социального обслуживания.
Негосударственный сектор социального обслуживания - не-государственный сектор социального обслуживания пожилых и инвалидов объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осу-ществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслужи-ванием граждан пожилого возраста и инвалидов (см. Государственный сектор социального обслуживания).
Недоношенные дети - дети, родившиеся в срок менее 37 недель внутриутробного развития и имеющие массу тела ниже 2 500 г. В зависимости от массы тела при рождении различают 4 степени недоношенности: 1-я степень - недоношенные, родившиеся с массой тела 2 001 - 2 500 г, 2-я степень - с массой 1 501 - 2000 г, 3-я степень - с массой 1 001 - 1 500 г, 4-я степень - 1 000 и менее граммов. Жизнеспособными считаются дети с массой тела при рождении более 500 г и сделавшие хотя бы один вдох. Частота рождения недоношенных детей в России в зависимости от региона составляет от 6 до 14%.
Независимость - альтернатива конформности и негативизму - самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. Не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (самоопределение коллек-тивное).
Независимая жизнь подразумевает два взаимосвязанных аспекта. В социально-политическом плане это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах; это свобода выбора и доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации; это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В философском плане это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношения с другими людьми, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития служб поддержки (см. Декларация независимости инвалида, Философия независимой жизни инвалида, Центр независимой жизни).
Нейролингвистика - отрасль науки, пограничная для психоло-гии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях головного мозга.
Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение.
Нейролептические средства (нейролептики) - лекарственные вещества, оказывающие угнетающее влияние на функции центральной нервной системы и способные устранять или ослаблять некоторые симптомы психозов (бред, галлюцинации).
Нейрон - нервная клетка с отростками, основная структурная единица нервной системы. Состоит из тела, ветвящихся отростков (дендритов), длинного отростка (аксона) и концевых аппаратов (синапсов). Основная функция нейрона - возбуждение, распространяемое по аксону в виде кратковременных электрических сигналов (нервных импульсов). Нейроны подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов.
Нейропсихологическая реабилитация - ряд мероприятий, направленных на реабилитацию больных и инвалидов с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Имеет своей целью не приспособление к имеющемуся дефекту, а максимально полное восстановление нарушенных психических функций, а также преодоление изменений личности, наступивших в результате длительной дезадаптации, негативных реакций, восстановление активных форм вербального и невербального поведения и пр. Конечной целью реабилитации данной категории лиц является возвращение их в нормальную, а не в упрощенную социальную среду.
Нейропсихологический симптом - нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга). Различают первичные и вторичные нейропсихологические симптомы. Нарушение психических функций, непосредственно связанных с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора, является первичным нейропсихологиическим симптомом, при вторичных - происходят нарушения психических функций, которые являются следствием первичных по законам их системных взаимосвязей.
Нейропсихология - отрасль науки, сложившаяся на стыке пси-хологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. Компенсация психических функций). Рассматривает соотношение мозга и психики. Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия, развивая идеи Л.С. Выгодского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов - теоретическую основу нейропсихологии. Подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста; использует синдромный анализ (синдром) для квалификации нарушений и диагноза поражений мозга. Методы анализа являют собой набор специальных проб, адресуемых к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы - закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур.
Нейрофизиология - раздел физиологии, посвященный изучению нервной системы посредством электрофизиологических методик.
Немота - собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В некоторых случаях немота бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха немота возникает вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью (см. Глухонемота). При нормальном слухе к немоте могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм (см. Мутизм). В случаях глубокой интеллектуальной недо-статочности неспособность к овладению речью также приводит к немоте.
Неработающий - гражданин, не работающий по какой-либо причине и не имеющий статуса безработного.
Нервная система - подразделяется на центральную нервную систему, включающую головной и спинной мозг, и периферическую, в которую входят нервные волокна и узлы (см. Нервы), лежащие вне центральной нервной системы. По некоторым особенностям строения и функции нервную систему разделяют также на соматическую и вегетативную. Последнюю, в свою очередь, делят на симпатическую и парасимпатическую. Структурным и функциональным элементом нервной системы является нейрон, имеющий тело и отростки (дендриты и аксон). Совокупность нервных клеток, окруженных клетками нейроглии, образует нервную ткань. Одним из основных физиологических процессов нервной системы является возбуждение. Возникая в теле нейрона, оно распространяется по аксону до следующего нейрона или эффекторной клетки. Переход возбуждения с аксона одного нейрона на другой или на эффектор осуществляется с помощью синапсов. При осуществлении функции регулирования деятельности нейронов большую роль играют физиологические процессы торможения.
Нервы - тяжи нервных волокон, связывающие центральную нервную систему с различными органами и тканями. Крупные нервы называют нервными стволами. По расположению выделяют поверхностные, или кожные, и глубокие (мышечные, висцеральные) нервы. По функции различают преимущественно двигательные нервы, в состав которых входят в основном двигательные волокна, идущие к скелетным мышцам; преимущественно чувствительные, состоящие главным образом из чувствительных нервных волокон, идущих во все ткани; смешанные, содержащие оба вида нервных волокон; а также вегетативные нервные волокна. Кроме того, выделяют сосудодвигательные нервы, которые обусловливают сокращение мышц стенки сосудов, и секреторные, регулирующие секрецию желез. Названия многих нервов обусловлены их принадлежностью к органу (глазной нерв), топографо-анатомической областью (лицевой нерв), функции (зрительный нерв).
Нервы состоят из отдельных нервных волокон, каждое из которых является отростком нервной клетки и обеспечивает проведение возбуждения между нервными клетками и структурными компонентами других тканей и органов. В зависимости от направления проведения нервного импульса различают центростремительные нервные волокна (афферентные, или чувствительные), проводящие импульсы от рецепторов в центральную нервную систему, и центробежные нервные волокна (эфферентные, или двигательные), проводящие импульсы из центральной нервной системы и от вегетативных узлов к исполнительным органам. Особенностью нервов является непостоянство территорий иннервации тех или иных нервных стволов. Один и тот же нерв у разных людей иннервирует соответствующую область различной площади или протяженности. То же самое относится и к областям перекрытия зон иннервации. Таким образом, можно говорить о морфологической индивидуальности зон иннервации (так называемая клиническая индивидуальность), что объясняет непостоянство клинической картины при повреждении нервов на одних уровнях.
Нестационарное учреждение социального обслуживания - см. Типы учреждений социального обслуживания.
Нетрадиционные методы лечения - см. Комплементарная медицина.
Нетрудоспособность - потеря трудоспособности в связи с заболеванием, несчастным случаем в быту или на производстве, в результате стихийного бедствия может быть обусловлена карантином или необходимостью ухода за заболевшим членом семьи. Различают постоянную (см. Инвалидность) и временную нетрудоспособность. Нетрудоспособность вследствие заболевания - самый частый вид нетрудоспособности. Временная нетрудоспособность может быть частичной или полной. При полной временной нетрудоспособности утрачена способность к какому-либо труду, и заболевший человек нуждается в особом режиме (постельном, домашнем). При частичной временной нетрудоспособности заболевший не в состоянии выполнять свою обычную профессиональную работу, но без ущерба для здоровья может заниматься другой работой.
Нетрудоспособный - гражданин, не способный выполнять общественно-полезный труд вследствие нарушения здоровья. Нетрудоспособность гражданина устанавливается путем проведения медико-социальной экспертизы и ему выдается соответствующий документ (справка МСЭ).
Нистагм - своеобразная форма судорог глазных мышц, проявляющаяся в непроизвольных, быстро следующих друг за другом небольших движениях глаз. Эти движения могут совершаться в горизонтальном, вертикальном или вращательном направлениях.
Нозогении - психогенные расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием. Нозогении могут проявляться невротическими (тревожно-фобическими, свехрценными, ипохондрическими, истерическими), аффективными (депрессией, гипоманией, эйфорией) и патохарактерологическими синдромами. Тип реагирования на болезнь будет определять поведение больного и, соответственно, психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующего в реабилитационном процессе (см. Реакция личности на болезнь).
Нондискриминационный язык общения - язык общения с инвалидами, отражающий основные принципы работы с ними, лишенный стереотипов и обобщений, вызывающих жалость и усиливающих впечатление от болезни, фокусируется не на проблеме, а на человеке, с его возможностями и условиями социального окружения. Существуют особенности коммуникации с людьми, передвигающимися с помощью кресла-коляски, имеющими ослабленный слух или зрение, отклонения в интеллектуальном развитии.
Нонконформизм - стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаюсь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.
Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо.
Норма групповая - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Позволяет группе или сообществу соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность. Облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения, способствует повышению устойчивости и стабильности группы, играя в определенном смысле консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в необычных условиях, особенно в экстремальных.
Норма социальная - принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
Нормальная жизнедеятельность - деятельность гражданина по самостоятельному осуществлению функций передвижения, самообслуживания и социальных контактов с семьей, обществом и государством..

Назад Оглавление Далее