aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Буква М | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Магнитотерапия - лечебный метод, при котором на ткани больного воздействуют переменным низкочастотным полем или постоянным магнитным полем с помощью индукторов - электромагнитов, индукторов соленоидов или постоянных магнитов, в том числе эластичных. Применяется при лечении шизофрении, неврозов, органического поражения центральной нервной системы, при нарушениях кровообращения в системе сонных артерий, в системе вертебрально-базилярных артерий. Воздействие на организм магнитным полем оказывает седативный эффект, благоприятно влияет на функции вегетативной нервной системы, снижает чувствительность рецепторного аппарата и периферических нервов, оказывая, таким образом, обезболивающее действие. В результате воздействия магнитным полем у больных отмечается антиспастический, сосудорасширяющий и гипотензивный эффекты. Под влиянием магнитного поля происходит ускорение процессов регенерации тканей при трофических язвах, ранах, переломах костей.
Малый эпилептический припадок - см. Эпилепсия.
Маниакальный синдром - психопатологический синдром; характеризуется беспричинно приподнятым настроением, которое может варьироваться от беспечной веселости до неконтролируемого психомоторного возбуждения, ускорения мышления, вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности и социального поведения.
Мануальная терапия - комплекс специальных лечебных приемов, выполняемых руками; направлен на устранение боли и восстановление функции суставов или позвоночника. Процедура несколько напоминает приемы массажа. Больной по команде напрягает мышцы в болезненной зоне, после чего мышцы рефлекторно расслабляются, мануальный терапевт проводит при этом серии пассивных движений с постепенно увеличивающейся амплитудой. Иногда используются вытягивания позвоночника или сустава руками, встряхивания, резкие короткие удары. В большинстве случаев для получения большего эффекта после нескольких процедур мануальной терапии назначают активные упражнения.
Медицина психосоматическая - см. Психосоматика.
Медицинская реабилитация - см. Реабилитация медицинская.
Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных (в 1,5 - 2 раза выше нормы) размеров головного мозга или гидроцефалии. Дети с макроцефалией нередко страдают нарушениями интеллекта, зрения и слуха.
Массаж - метод лечения или профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки тела, производимого руками специалиста или специальными устройствами или аппаратами. Различают несколько видов массажа, основные среди них: лечебный, гигиенический, спортивный и косметический. Лечебный массаж (ручной и аппаратный) в зависимости от массажной техники может быть классическим, сегментарно-рефлекторным и точечным. Исторически сложились четыре приема массажа:
поглаживание - начинается и заканчивается процедура массажа, применяется также после каждого приема, может быть поверхностным (успокаивает нервную систему, способствует расслаблению мышц, оказывает местное воздействие на кожу) и глубоким (стимулирует отток лимфы и крови, способствует быстрой эвакуации из тканей колебательных (дрожательных) движений различной интенсивности, частоты, скорости и амплитуды.
Материальная помощь - социально-экономическая услуга (см. Социальная услуга), состоящая в предоставлении клиентам социальных служб (см. Клиент социальной службы), денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Медико-педагогическая реабилитация - меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания. Целью медико- педагогической реабилитации являются формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Различают также специальную (индивидуальную) медико-педагогическую реабилитацию, цель которой - полная ликвидация патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, либо максимально возможная компенсация врожденных или приобретенных отклонений в состоянии здоровья медико- педагогическими мерами и возвращение субъекта в предельно короткие сроки к свойственному для его возраста образу жизни, обеспечивающему гармоничное физическое и духовное развитие. Основной контингент: дети с функциональными отклонениями (II группа здоровья - ослабленные дети) и дети с морфологическими отклонениями (III группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации).
Медико-социальная помощь - помощь, направленная на уход за больными и инвалидами, профилактику заболеваемости и алкоголизма, медико-социальный патронаж.
Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида - см. Патронаж.
Медицина народная (целительство) - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый Министерством здравоохранения.
Медицинская диагностика в социальной работе - процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни и ее обозначения на основе принятой классификации. Медицинский диагноз предполагает собой умение специалиста определить болезнь и инвалидность на основании исследования. Специалиста по социальной работе эти диагнозы будут интересовать с точки зрения их психосоциальных и психолого- педагогических аспектов и тех социальных последствий, которые сопровождают данные заболевания, а также то, каким образом заболевание или инвалидность может повлиять на развитие ребенка. См. также Диагноз реабилитационный.
Медицинская модель инвалидности - см. Модель инвалидности.
Медицинская модель социальной работы - см. Модель медицинская.
Межполушарная организация психических процессов - функциональная «специализированность» полушарий мозга человека и животных; при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно- пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и актуально протекающими событиями. Зрелые функции левого и правого полушарий представлены следующим рядом: причинное - непричинное, планирующее - узнающее, контролирующее - пребывающее, активное - рецептивное, интеллектуальное - интуитивное, аналитическое - синтетическое, суксцессивное - симультанное, концентрированное - диффузное, думающее - чувствующее, время - пространство, прошлое и будущее - настоящее, вербальное - образное. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется, происходит латерализация функций головного мозга. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
Менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга. По способу проникновения инфекции в мозговые оболочки менингиты разделяются на первичные и вторичные. При первичном менингите мозговые оболочки поражаются без предшествовавшего заболевания, при вторичном - процесс в мозговых оболочках развивается после общего или местного инфекционного заболевания. Менингит нередко оставляет тяжелые последствия: водянку головного мозга, эпилептические припадки, поражение внутреннего уха и слуховых нервов, чаще двухстороннее, что приводит к глухоте, атрофию зрительных нервов со снижением зрения и слепотой, нарушения опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы), задержку интеллектуального развития.
Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
Метаболизм - см. Обмен веществ.
Метод 1. Прием, способ, образ действия.
2. Способ познания, исследования явлений природы, общественной жизни человека, внутриличностных особенностей, функционального состояния организма и пр.; способ практического осуществления научного исследования.
Метод адаптивного биоуправления - см. Метод биологической обратной связи.
Метод биологической обратной связи (метод БОС, метод адаптивного или функционального биоуправления, биореабилитация, метод висцерального обучения, метод оперантного обучения) - современный метод реабилитации, направленный на активацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков. Теоретическое обоснование метода опирается на представления об условно-рефлекторной деятельности. Метод БОС представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации пациент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность изменять физиологическую функцию для коррекции патологических расстройств.
В общем случае принцип обратной связи опирается на фундаментальный закон кибернетики, согласно которому эффективное функционирование любой управляемой системы зависит от возврата информации о результатах работы этой системы управляющему органу. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с регулирующим механизмом обратной связи. Например, поддержание вертикального положения тела является с физической точки зрения весьма сложной задачей (большая масса тела, незначительная площадь опоры, высокое расположение центра тяжести и пр.), однако информация, постоянно поступающая от рецепторов давления (кожа стоп), проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, костях, от вестибулярного аппарата, от органов зрения, перерабатывается центральной нервной системой, которая в реальном времени, управляя соответствующими группами мышц, обеспечивает вертикальное положение тела. В данном случае биоуправление происходит бессознательно, т.е. осуществляется без участия сознания человека и применения им каких-либо мотивационных или волевых предпосылок. В противоположность этому метод БОС как способ медицинской реабилитации предусматривает обязательное использование сознательного регулирования психическими и физиологическими процессами.
В настоящее время выпускается 7 разновидностей кабинетов БОС, предназначенных для лечения заболеваний кардио- респираторной системы, опорно-двигательного аппарата, психофизиологической подготовки беременных к родам, коррекции зрения, психоэмоционального состояния человека, коррекции речевых нарушений и т.д.
Существуют определенные условия, без соблюдения которых применение метода БОС окажется принципиально невозможным. Первое условие - наличие хотя бы минимальной сохранности корректируемой функции, второе - присутствие хотя бы минимальной сохранности интеллекта, что необходимо для понимания инструкций методиста и их выполнения. Медицинские показания для использования метода БОС целесообразно рассматривать при обсуждении каждого конкретного специализированного комплекса БОС. Как правило, это посттравматические, ортопедические, неврологические нарушения, психовегетативные и невротические расстройства. Абсолютные противопоказания отсутствуют. Относительные противопоказания носят преходящий, непостоянный характер или накладывают лишь частичные ограничения на применение данного метода. К относительным противопоказаниям относятся возраст пациента, сохранность интеллекта и эмоционально- волевой сферы, наличие мотивации к лечению, тяжелые сопутствующие заболевания, значительные анатомические изменения, локальные патологические изменения, ожирение III степени, тяжелые нарушения возбудимости и проводимости сердца, наличие диафрагмальной грыжи, повышенная судорожная готовность.
Эффективность метода БОС оценивается по трем основным показателям: клиническое улучшение состояния больного, статистически значимые изменения регулируемой функции и сохранение устойчивости сформированных навыков. Среди преимуществ метода по сравнению с традиционным выделяют следующие:
- не имеет абсолютных противопоказаний; физиологичен, опирается на активацию и мобилизацию собственных резервов организма человека;
- имеет четкую патогенетическую направленность при лечении ряда заболеваний (например, недержание мочи или кала);
- дает возможность дозирования и контроля нагрузок как при проведении каждого сеанса, так и в ходе всего курса лечения;
- дает возможность осуществлять объетивно- диагностические мероприятия;
- предусматривает активное участие пациента в собственном лечении, что повышает эффективность лечения;
- индивидуальный подход к проведению каждого сеанса усиливает терапевтический эффект;
- сочетается со всеми видами проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий;
- безболезненен;
- неинвазивен или минимально инвазивен;
- способствует снижению или полной отмене лекарственной нагрузки на организм человека;
- практически не имеет нежелательных, побочных эффектов.
Метод БОС - см. Метод биологической обратной связи.
Метод висцерального обучения - см. Метод биологической обратной связи.
Метод вызванных потенциалов - метод, основанный на регистрации биоэлектрической активности головного мозга, обусловленной внешними воздействиями; фиксируются в относительной временной близости с этими воздействиями. В частности, можно исследовать ритмические колебания биопотенциала в ответ на внешне навязанный ритм раздражителя (вызванного потенциала).
Метод динамической проприоцептивной коррекции - метод восстановления двигательных, речевых и психических функций для больных с поздней резидуальной стадией детского церебрального паралича, включая и больных с самыми тяжелыми его проявлениями, в возрасте от 3 лет и старше. Автором данного метода является известный российский ученый профессор К. А. Семенова. Восстановительное лечение проводится путем применения устройств «Адели» и «Гравистат», прототипом которых является комбинезон «Пингвин», используемый космонавтами для устранения отрицательного влияния на организм пребывания в невесомости. Применение костюмов «Адели» и «Гравистат» дает положительный эффект в 60-70% реабилитации больных ДЦП, прежде всего с гиперкинетической формой заболевания, ранее рассматривающейся как некурабельной, а также при тяжелой спастической диплегии, атонически-астатической форме, в меньшей степени при гемипаретической.
Костюм «Адели» - это нагрузочное устройство, имитирующее гравитационное поле земли, которое стимулирует у человека (как здорового, так и больного) структуры функциональной системы антигравитации мозга. Однако в патогенезе ДЦП основную роль играют не только дефективность функциональной системы антигравитации, но и тесно с ней связанная патология мышечных синергий, которые формируются на базе нередуцировавшихся у этих больных патологических рефлексов: лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР), симметрического шейного тонического рефлекса (СШТР), асимметрического шейного тонического рефлекса (АШТР) и др. Устройство «Гравистат» учитывает возможности для нейтрализации и уменьшения интенсивности тонических рефлексов, что принципиально изменило конструкцию комбинезона, он стал не нагрузочным, а рефлекторно-нагрузочным, что позволило значительно расширить возможность воздействия на рефлекторный аппарат больного с целью более направленной и интенсивной коррекции патологического двигательного стереотипа.
Применение метода динамической проприоцептивной коррекции выполняет следующие задачи:
уменьшение интенсивности или же нейтрализация некоторых основных патологических тонических рефлексов;
- рефлекторную коррекцию патологических мышечных синергий;
- рефлекторную коррекцию порочного положения туловища и нижних конечностей;
- выработку стереотипа локомоторного акта, максимально приближенного к физиологическому.
Метод кардиограммы - метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы; применяется для анализа вегетативных сдвигов.
Метод кожно-гальванической реакции - метод регистрации биоэлектрической кожной активности как показателя непроизвольной вегетативной активности. Применяется для оценки изменения функциональных состояний, ориентировочных и эмоциональных реакций, индивидуальных различий. Для регистрации кожно- гальванической реакции может замеряться разность кожных потенциалов по методу Тарханова и изменение кожного сопротивления по методу Фере.
Метод Лурии - ряд нейропсихологических подходов, разработанных А. Р. Лурией, служащих для диагностики локальных повреждений головного мозга по сопутствующим психическим нарушениям. Представляет собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности. По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительное предположение о возможной локализации очага поражения. Затем производится собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом характеризуются состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, кожно-кинестетического) и уровень опосредования психических процессов с помощью речевой системы. На базе полученных данных делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых структурах головного мозга.
«Метод мимический» - система обучения глухих на основе использования мимико-жестовой формы речи (см. Речь мимико- жестовая). Сторонники «мимического метода» исходили из концепции совершенствования прирожденных способностей глухого ребенка посредством использования естественных жестов. Язык жестов расценивался как наиболее приемлемое для глухого средство мышления и общения на всех этапах возрастного развития.
Метод миограммы - метод регистрации биоэлектрической активности мышц тела человека для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения, например, для регистрации скрытых двигательных реакций.
Метод оперантного обучения - см. Метод биологической обратной связи.
Метод функционального биоуправления - см. Метод биологической обратной связи.
Метод электрофизиологический - метод анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. При этом биотоки головного мозга анализируются с помощью энцефалограммы и вызванных потенциалов, мышц - с помощью миограммы, кожи - с помощью кожно-гальванической реакции, сердца - с помощью кардиограммы.
Метод PNF - см. Проприоцептивная нейромышечная фацилитация.
Метод энцефалограммы - метод регистрации биоэлектрической активности головного мозга на различных участках поверхности скальпа; служит для анализа изменений мозговой активности.
Методика - совокупность приемов, методов обучения чему- либо, методов рационального проведения некой работы, процесса или же практического выполнения чего-либо; конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
Для работы с инвалидами к реабилитационным методикам предъявляются следующие требования:
- доступность и постепенное усложнение заданий; опора на возможности и интересы людей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой (см. Зона ближайшего развития);
- учет индивидуальных медико-психологических особенностей инвалида.
Методология - совокупность методов, применяемых в конкретном научном направлении; определяет принципы, которыми необходимо руководствоваться в организации и построении теоретической и практической деятельности. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила - те нормы, которыми необходимо руководствоваться.
Методы реабилитации механические - применение приспособлений и механизмов для восстановления или компенсации нарушенных функций и систем.
Механизм организации движения - здесь объектом изучения являются естественные движения, в основном человека. Прежде бытовало мнение, что двигательный акт организуется так: при обучении движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа, затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут командные импульсы, и движение выполняется. Итак, механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция. Согласно Н. А. Бернштейну, сколько-нибудь сложное движение так выполняться не может. Главная причина в том, что результат сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Все они вносят дополнения в запланированный ход движения, а сами не поддаются предварительному учету. В результате цель движения может достигаться, только если в него постоянно будут вносить поправки, корректировки. Это - содержание принципа сенсорной коррекции.
руку, она взлетает не только за счет моторных импульсов, но и с какого-то момента начинает двигаться по инерции; влияние инерции особенно велико при работе с тяжелыми орудиями;
- внешние силы - так движение, направленное на объект, встречается с сопротивлением данного объекта, которое может быть не всегда предсказуемо;
- исходное состояние мышцы - мышца может быть расслабленной, утомленной и пр., состояние мышцы во время движения меняется вместе с изменением ее длины, поэтому один и тот же управляющий импульс может давать различные моторные эффекты.
Действие всех этих факторов обусловливает необходимость непрерывного учета информации о состоянии двигательного аппарата и о ходе движения. Эта информация называется сигналами обратной связи.
Механизм сдвига мотива (механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив) - механизм образования мотивов, суть которого в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу - сама становится мотивом, что может произойти только при наличии положительных эмоций. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций как своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему. В итоге цель обретает статус мотива. Так происходит сдвиг мотива на цель.
Механизм освоения роли во многом сходен с механизмом идентификации, но отличается значительно большей обобщенностью, часто - отсутствием персонализации осваимого эталона. Описывается с помощью понятой социальной позиции и социальной роли. Восприятие персональных ролей - принятие индивидом для себя различных ролей и понимание поведенческих норм, присущих этим ролям.
Механотерапия - метод для восстановления нарушенных двигательных функций с использованием аппаратов (технических средств), облегчающих движения или, наоборот, требующих одно-моментных усилий для их выполнения.
Миалгия - боль в мышцах, возникающая спонтанно или под влиянием внешних воздействий (пальпации, физической нагрузке, движении); обусловлена нарушением проницаемости клеточных мембран, развитием отека, специфических и неспецифических воспалительных изменений в мышцах. Наблюдается при физическом переутомлении, поражении опорно-двигательного аппарата, различных заболеваниях нервной системы, особенно воспалительного характера.
Миастения (астенический бульбарный паралич, болезнь Эрба-Гольдфлама), (греч. mus, my[os] - мышца и аєШепеіа - бессилие) - нервно-мышечное заболевание, характеризующееся патологической утомляемостью и мышечной слабостью. Установлено, что в основе заболевания лежат аутоиммунные расстройства, связанные с патологией вилочковой железы и вызывающие нарушение механизма симпатической нервно-мышечной передачи. Наиболее часто слабость начинает появляться в наружных мышцах глаз, мимических мышцах и мышцах, осуществляющих жевание и глотание. Поэтому первыми симптомами заболевания чаще всего являются птоз, косоглазие и двоение в глазах, а также нарушение жевания, глотания и речи. По мере прогрессирования болезни развиваются слабость мышц туловища, конечностей и резкая утомляемость. Мышечные атрофии и нарушения сухожильных рефлексов наблюдаются крайне редко. Течение прогрессирующее, однако быстрота нарастания отдельных симптомов варьирует от нескольких недель до нескольких лет.
Миатония (болезнь Оппенгейма), (греч. mus, my[os] - мышца, отрицательная приставка а- и tonos - напряжение) - врожденное заболевание, основным признаком которого является резко выраженная гипотония или атония мышц. Причинами могут быть родовая травма головного или спинного мозга, врожденная патология мышечной системы, обмена веществ, пороки развития центральной нервной системы и др. Первые признаки заболевания иногда проявляются еще до родов в виде слабого шевеления плода, роды часто бывают патологическими из-за недостаточной двигательной активности. Симптоматическое лечение включает массаж, лечебную физкультуру, назначение средств, влияющих на тканевый обмен.
Микроклимат - комплекс физических факторов (температуры, влажности, скорости движения воздуха, температуры поверхности объектов и т.д.) внутри помещений, влияющих на тепловой обмен организма и здоровье человека. Воздействие разнообразных сочетаний параметров микроклимата создает различные условия теплообмена организма с окружающей средой и обеспечивает определенное тепловое состояние, выражающееся не только в субъективном теплоощущении человека, но и в характере тех физиологических процессов, которые происходят при изменении микроклимата.
Микросоциум - ближайшее социальное окружение человека (семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе).
Микрофтальм - врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех его размеров. Микрофтальм развивается на одном или обоих глазах в результате различных внутриутробных патологических процессов, обусловленных, например, токсоплазмозом или другими причинами.
Минимальная мозговая дисфункция (минимальная церебральная дисфункция, органическая мозговая дисфункция, слабовыраженная форма детской энцефалопатии, гиперактивность, гиперкинетический синдром, хронический мозговой синдром, минимальный церебральный паралич) - термин, официально рекомендованный к применению Оксфордской международной группой по изучению проблем детской неврологии в 1962 г. Это группа расстройств, возникающих вследствие перинатальных повреждений центральной нервной системы, недоношенности, перенесенных черепно-мозговой травмы или нейроинфекции, а также как последствие ранних локальных повреждений головного мозга. С современных позиций рассматриваются как особые формы дизонтогенеза. Представляют собой наиболее распространенную форму (по разным источникам от 5 - 10 до 20 - 30 случаев на 100 детей) нервно-психических нарушений детского возраста. Чаще встречаются у мальчиков. У детей наблюдается возрастная незрелость функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей нервной деятельности. При этом возникают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Клинически расстройства проявляются повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, умеренно выраженными сенсорными и речевыми нарушениями, расстройствами восприятия, отвлекаемостью, трудностями поведения, недостаточной сформированностью практических навыков письма (см. Дизграфия), чтения (см. Дислексия), счета (дискалькулия) и избирательного дефицита интеллектуальной деятельности в сочетании с легкими очаговыми неврологическими симптомами.
Эти расстройства могут встречаться изолированно, но чаще всего сочетаются друг с другом. При этом общее интеллектуальное развитие находится в пределах нормы или, в отдельных случаях, субнормы. Следует отметить, что максимальная выраженность проявлений минимальной мозговой дисфункции совпадает с критическими периодами психоречевого развития.
Минимальная церебральная дисфункция - см. Минимальная мозговая дисфункция.
Минимальный церебральный паралич - см. Минимальная мозговая дисфункция.
Минус-симптомы - симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. К душевным минус-симптомам относятся потеря решительности, медлительность, недостаток побуждения, недоверие себе, неспособность устанавливать связи; к эмоциональным - торможение, усталость, депрессия, летаргия, апатия; к вегетативным - головокружение, замедленное сердцебиение, понижение мускульного тонуса, слабый голос.
Миограмма - запись электрической активности скелетных мышц, выполняемая посредством специального прибора, для исследования функционального состояния мышц - миографа (электромиографа) путем регистрации их биопотенциалов.
Миография - метод исследования функционального состояния мышц путем регистрации их биопотенциалов.
Миоклония - см. Гиперкинез.
Миопатия (греч. mus, my[os] - мышца и рathos - страдание, болезнь) - термин, объединяющий различные по происхождению системные поражения скелетных мышц с нарушением их трофики, уменьшением массы активных элементов и развитием у больных мышечной слабости. К группе миопатий относят наследственные нервно-мышечные болезни и нервно-мышечные синдромы, развивающиеся при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, внутренних органов, инфекционных болезнях и интоксикациях. Миопатии, в основе которых лежат обменные нарушения в самой мышечной ткани, приводящие к распаду мышечных волокон с замещением их соединительной тканью, носят название мышечных дистрофий (см. Мышечная дистрофия). Нейромышечные заболевания, обусловленные нарушением иннервации мышц вследствие первоначального поражения мотонейронов спинного мозга или периферических нервных волокон, называются амиотрофиями.
Миопия - близорукость, один из видов рефракции глаза. При миопии параллельные лучи преломляются средами глаза так, что соединяются впереди сетчатки. На сетчатке образуется расплывчатое изображение и предметы видны неясно.
Мобильность - способность индивида эффективно передвигаться, в том числе с использованием посторонней помощи или устройств.
Мобильные культурные центры на селе - передвижные клубы нового поколения, призванные обеспечить доступ сельского населения к ценностям отечественной и мировой культуры, способствовать укреплению социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Специальные электронные комплексы позволяют инвалидам «побывать» в любом музее или театре мира в режиме реального времени, снимать фильмы и телепередачи, издавать книги, журналы, газеты. Мобильные передвижные комплексы должны иметь богатый фонд отечественных и зарубежных фильмов, фонотеку, аппаратуру для жестового пения, домашний театр и т.д. Использование мобильных культурных центров позволяет радикально обновить культурно-просветительскую работу на селе. Персонал клуба долен иметь специальную подготовку.
Модели помощи семье. Существуют различные модели помощи семье (в том числе дисфункциональной, проблемной), которые могут быть использованы в социально-реабилитационной работе.
- Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Субъектом жалобы выступает, как правило, ребенок, в этом случае хотя родитель и является причиной неблагополучия, это открыто не рассматривается, и консультант ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
- Учебная модель выделяется некоторыми авторами [Овчарова Р. В.; 2001], отличатся от педагогической тем, что носит профилактический характер. Направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного и реабилитационного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социализации ребенка.
- Социальная модель используется тогда, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации требуется вмешательство внешних сил.
- Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей инвалида лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
- Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - не только дети с нарушениями и отклонениями в поведении, но и сама семья.
- Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат заболевания ребенка или членов семьи, в этом случае задача помощи семье заключается в адаптации здоровых членов семьи к больным.
- Реабилитационная модель основана на укреплении позиции семьи с определением ее сильных сторон, потребностей, ресурсов и опорой на них в процессе реабилитации. Между семьей инвалида и специалистами по реабилитации устанавливаются партнерские отношения, семья активно участвует в планировании, принятии решений и осуществлении деятельности по достижению реабилитационных целей.
Модель инвалидности - современные социальные представления об инвалидности, ее причинах и средствах и способах реабилитации.
- Медицинская модель инвалидности широко распространена в обществе; исходит из ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривает инвалида как пациента; все внимание концентрируется на физической или психической патологии, и, следовательно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспособлении к жизни в обществе; ограничения жизнедеятельности инвалида рассматриваются только в сочетании с его недугом, центральной оказывается идея непохожести на других, инвалид - аномальное или трагичное лицо, а ограниченные возможности инвалида - его собственная проблема, в результате чего человек должен приспособиться к обществу, измениться, чтобы соответствовать сложившимся представлениям о норме; способности инвалида принимать решения тоже ограничены, поэтому он должен принять условия большинства; обучаться и работать такие люди могут только в специальных, узко ориентированных учреждениях.
- Социальная модель инвалидности предполагает, что инвалидность следует рассматривать, учитывая взаимосвязь инвалида с его окружением, ограниченные возможности - это не личная проблема, а результат социального, экономического и политического неравенства внутри общества; люди с ограниченными возможностями - не аномальная или трагическая, а скорее, притесняемая группа; ощущение ограниченных возможностей вызвано не столько недугом, сколько отношением людей, существованием средовых барьеров и т.д.; должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и обществу необходимо изменить свое отношение к инвалидам; инвалиды должны быть интегрированы в общество здоровых людей на их собственных условиях.
- Политико-правовая модель инвалидности - люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство, права и свободы которых ущемляются посредством внешних ограничений: архитектурной средой, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к участию во всех аспектах общественной жизни, к информации и средствам коммуникации; данная модель ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов.
- Модель независимой жизни инвалида - возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности; ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества; она рассматривает инвалидность с позиции неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить, мыслить обычными способами, таким образом, включение в инфраструктуру общества системы социальных служб, которым человек с инвалидностью мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества. Философия независимой жизни предполагает, что независимая жизнь - это (виртуальный центр независимой жизни инвалидов Магаданской области):
возможность самим определять и выбирать такой образ жизни, который позволяет самостоятельно принимать решения и свободно управлять обстоятельствами в различных жизненных ситуациях; - право человека быть неотъемлемой частью современного общества и, принимая активное участие в социальных и политических процессах, иметь свободу выбора;
возможность иметь право полного участия в процессах медицинской и социальной реабилитации и быть главным экспертом в оценке их качества;
- право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам;
- все то, что дает возможность инвалиду считать себя Личностью и быть независимым человеком.
Модель медицинская (медицинская модель социальной работы) - подход в социальной работе к оказанию помощи людям, построенный в соответствии с формами и методами, используемыми многими врачами. Включает в себя отношение к клиенту как к больному, которого надо лечить, сравнительно меньше внимания уделяя факторам среды, в которой живет клиент, установление диагноза при помощи весьма специфических терминов и рассмотрение проблемы с позиции обычного клинического подхода (см. Модель инвалидности).
Модификация - видоизменение, преобразование чего-либо, для которого характерно появление новых свойств.
Модификация поведения - метод регулирования социального поведения; использовался сначала как клинический метод психотерапии для лечения больных неврозами, затем стал применяться в отношении психически здоровых людей для выработки механических привычек, обеспечивающих адаптацию к неприемлемым для них условиям жизни.
Мозговые оболочки - соединительные образования, покрывающие головной и спинной мозг; выполняют защитно- трофическую функцию и участвуют в регуляции мозгового кровотока. Различают твердую, паутинную и мягкую, или сосудистую, оболочки.
- Твердая оболочка головного мозга состоит из двух листков, плотно прилежащих друг к другу и к внутренней поверхности костей черепа, образует отростки, которые проникают между частями головного мозга и разделяют их. В местах отхождения отростков твердая оболочка расслаивается, формируя венозные синусы, куда оттекает кровь из вен головного мозга, твердой оболочки, костей черепа и собирается в систему внутренних яремных вен. Обладает болевой чувствительностью.
- Паутинная оболочка головного мозга не проникает в глубину борозд мозга, вследствие чего между нею и подлежащей мягкой оболочкой образуется подпаутинное (субарахноидальное) пространство, содержащее циркулирующую в нем цереброспинальную жидкость. В отдельных участках субарахноидальное пространство расширяется, образуя подпаутинные цистерны. Подпаутинное пространство головного и спинного мозга, сообщаясь с желудочками спинного мозга, входит в систему циркуляции цереброспинальной жидкости. На наружной поверхности паутинной оболочки расположены выросты - пахионовы грануляции, имеющие сложные функции.
- Мягкая оболочка головного мозга состоит из двух пластинок, между которыми располагаются мозговые артерии и вены. Эта оболочка сращена с тканью мозга, принимает участие в образовании сосудистых сплетений желудочек.
Мозжечок - отдел головного мозга, обеспечивающий координацию движений, мышечный тонус и равновесие тела, расположен в задней черепной ямке над продолговатым мозгом и мостом мозга (варолиевым мостом). Состоит из среднего отдела, или червя мозжечка, и двух полушарий, каждое из которых разделено бороздами на три доли. Различают заложенное внутри белое вещество и покрывающее его тонким слоем серое вещество - кору мозжечка. Главной функцией мозжечка является регуляция согласованной (координированной) деятельности скелетных мышц. Вместе с корой большого мозга мозжечок принимает участие в координации произвольных движений. Осуществляется это благодаря связям мозжечка с рецепторами, заложенными в скелетных мышцах, суставах и сухожилиях, полукружных каналах наружного уха, сигнализирующих в центральную нервную систему о положении головы и тела в пространстве. Также мозжечок участвует в регуляции равновесия тела при ходьбе и активных движениях. Регуляция координации движений скелетных мышц осуществляется через специальные системы восходящих и нисходящих проводящих путей, связывающих мозжечок со спинным мозгом, откуда начинаются двигательные нервные волокна, идущие к скелетным мышцам.
Мониторинг - текущий контроль и оценка деятельности, непрерывное отслеживание фактически проведенных и запланированных мероприятий, соблюдений временных рамок, соответствия расходов утвержденному бюджету, охвата участников мероприятий и т.д.
Монопарез - паралич мышц одной конечности.
Монтессори-терапия - опыт интегрированного обучения детей с различной патологией в развитии в условиях одной группы, при этом большое внимание уделяется сенсомоторному развитию, развитию речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. Большое значение уделяется воспитанию самостоятельности, независимого, социально активного и социально адаптированного человека, овладевшего навыками самостоятельного освоения культуры. В группе дети помогают друг другу, например, ребенок с нарушением интеллекта может катать коляску с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата, глухой ребенок может помогать слабовидящему ориентироваться в пространстве и т.п. Так как нет традиционных одновозрастных групп, на первый план здесь выходят социальные обучающие процессы «опытными» и «неопытными» членами детского коллектива.
М. Монтессори считала, что «подготовительная среда» существенно облегчает ребенку не только понимание окружающего мира, но и взаимодействие с различными предметами, которые ребенок выбирает сам, освоение двигательных и сенсорных навыков, а самое главное, конструктивне общение с детьми и взрослыми. В этой подготовительной среде малыш развивает свои физические и интеллектуальные способности, нормирует «душевную целостность» и стремится к гармоничному развитию. Получив через дидактический материал практический опыт «упорядочивания подготовительной средой», малыш начинает приводить в систему свой «жизненный» опыт, он начинает воспринимать не отдельные грани и изолированные факты, а выстраивает их в единое целое.
С достаточной степенью условности учение Монтессори можно представить в виде нескольких крупных разделов [Лильин Е. Т.; 1997]: упражнения в повседневной жизни, развитие чувств, развитие математических способностей и развитие речи. Дидактический материал подбирается в соответствии с утверждением, что «в разуме нет ничего такого, что прежде не было бы в чувстве».
Морально-психологический климат - см. Климат социально-психологический.
Морита-терапия - форма когнитивной психотерапии; основана на положениях дзен-буддизма с использованием эффектов сенсорной депривации. Первоначально этот метод был ориентирован на лечение такого этноспецифического психического заболевания японцев, как «шинкейшицу» (невротический комплекс с элементами неврастении, ипохондрии, навязчивостей). Основной целью данного метода являлось достижение пациентом не просто хорошего самочувствия, но изменение самого уклада жизни. Морита-терапия осуществлялась в клинике, куда пациент помещался, чтобы исключить возможность привычных занятий и отношений, и проходила несколько этапов. В первую неделю пациент проводил время в изолированной, затемненной комнате, пытаясь самостоятельно решить свои проблемы. Затем он включался сначала в легкую, затем во все более тяжелую трудотерапию, которая длилась месяц-полтора; в это время его проблемы также не обсуждались, но формировалась общая установка, позволяющая пациенту включать в свою личностную структуру как позитивный, так и негативный опыт, а главное - не вытеснять страх, а относиться к нему безучастно. После окончания стационарного курса психотерапия продолжалась в рамках краткосрочных семинаров бывших пациентов. В настоящее время метод используется достаточно широко и получил международное признание.
Мотив (от лат. moveo - двигаю) - теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотивом могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Первичным мотивом являются вещественные предметы, отвечающие элементарным потребностям человека. Впоследствии мотивом становятся и предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Основными признаками мотива являются: активизация деятельности (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией.
Мотив трудовой деятельности - сложное психологическое понятие, связанное как с личностно-психологическими особенностями субъекта, так и с внешними факторами, оказывающими влияние на желание (нежелание) участвовать в трудовом процессе.
Мотивация - желания и побуждения, вызывающие личностную активность и определяющие ее содержание. Термин мотивации используется во всех областях психологии при исследовании причин и механизмов целенаправленного поведения. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы разделены на три относительно самостоятельных класса:
при анализе вопроса о том, почему субъект вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;
- если изучается вопрос, на что направлена активность субъекта, ради чего произведен выбор именно этих, а не других поведенческих актов, то исследуется прежде всего проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;
- при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.
Мотивация в реабилитационном процессе - эффективность реабилитации в большой мере определяется активным участием инвалида в реабилитационном процессе, что, в свою очередь, определяется его мотивацией; желание действовать и добиваться результата - важнейшая предпосылка для осуществления действия. Организация жизни, положительные привычки, позитивное отношение к самому себе, эффективный контакт с внешним миром формируют желание действовать. Поэтому немаловажным моментом в формировании мотивации в процессе реабилитации является создание позитивного образа себя, стремление к успеху и достижению прогнозируемого результата на основе приветствования и поощрения любого, даже незначительно, результата; предоставление возможности самореализации, создание ситуации успеха и др. При этом необходимо учитывать возможности инвалида и избегать ситуаций, когда он не в состоянии использовать предлагаемый материал. Не следует забывать, что чрезмерная мотивация приводит к потере интереса.
Мотивировка - рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его микросоциального окружения обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Отличается от действительных мотивов поведения, которые иногда самим субъектом могут не осознаваться.
Моторика - двигательная активность.
Моторика внутренняя - понятие, обозначающее обретенные в прошлом опыте человека программы для выполнения двигательных действий.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, восходит к опыту древней медицины: Атарведама, Авиценны, Маймонида и др.
Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделения седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Выделяют четыре основные направления лечебного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование, развитие навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы, повышение эстетических потребностей.
У детей чаще используется в сочетании с пластическими и ритмическими танцевальными занятиями, у подростков и взрослых может применяться как самостоятельный вид психотерапии. Вместе с тем многие исследователи замечают, что индивидуальность восприятия и переживания музыки, ее интеграция в психобиографию очень индивидуальны и диктуют индивидуальные вариации общих музыкальных рецептов.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем, осознанию собственных переживаний и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой американской школе музыкотерапии предлагаются такие музыкальные отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в шведской школе, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.
Музыкотерапия в реабилитации - технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно- оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется разножанровая музыка, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий, интегративный элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и т.д.). Специалист подбирает музыку, которая может соответствовать уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединять людей в делах, мыслях, чувствах: на празднике, соревновании, в конкурсах, вечерах, семейных торжествах.
Основными задачами музыкотерапии являются стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями инвалида. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, что, в свою очередь, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе двигательной реабилитации. Широко применяются в реабилитации инвалидов следующие формы музыкотерапии:
- пение - корректирует активность психических процессов, развивает артикуляционный аппарат, речевые навыки, мимические группы мышц, побуждает исполнителей к слиянию с хором, обогащает новыми впечатлениями;
замкнутости, положительные самостоятельно способствуют выразительности,
- ритмика - способствует восстановлению и развитию отдельных групп мышц, координации движений, совершенствованию ходьбы, развивает координацию слуха и голоса, голоса и движения, мимики и жестов, эмоциональную выразительность; музыкальные игры - способствуют снятию застенчивости, вызывают эмоции, желание действовать или совместно с кем-либо, развитию эмоциональной развивает мелкую моторику и координацию движений;
слушание музыки - развивает устойчивый интерес к музыке, способствует снятию психологического напряжения или мотивирует на определенный вид деятельности, развивает художественно-эстетические чувства;
музицирование - привлекает даже самых робких людей к активности в выражении своих чувств, развивает общую музыкальность, развивает координацию движений, дает возможность ощутить себя равноправным партнером, солистом или лидером в определенной сфере.
Мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от активной речи, отсутствие речевого контакта с окружающими при сохранности функций речевого аппарата. Это расстройство речи функционального происхождения: больной совершенно не говорит, но полностью понимает обращенную к нему речь, может объясняться жестами или письмом. Возникает преимущественно в школьном возрасте в результате психической травмы. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. В зависимости от природы этой травмы мутизм может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (элективным), проявляющимся лишь в определенных случаях, когда ребенок активно отказывается от речевого общения с лицами, вызвавшими психотравмирующую ситуацию или в психотравмирующей ситуации, но в другой обстановке или другом окружении ребенок сохраняет речевое общение; нередко возникает на фоне заикания. Если мутизм сохраняется длительное время, это может привести к задержке психического развития.
У взрослых мутизм чаще всего - один из симптомов истерии и развивается в тех случаях, если пациент видел больного моторной афазией, читал или слышал красочный рассказ об этом нарушении и т.п.
Мышечная дистрофия - наследственное заболевание нервно- мышечной системы, характеризующееся первичным поражением мышц и прогрессирующим течением. Наблюдаются мышечная слабость и атрофия мышц, а также снижение и затем исчезновение сухожильных рефлексов. Слабость наиболее часто выражена в мышцах тазового и плечевого пояса, что проявляется в виде характерной «утиной» походки больного, симптомом крыловидных лопаток. Различные формы мышечной дистрофии начинаются в разном возрасте и отличаются друг от друга быстротой нарастания симптомов, последовательностью поражения различных мышечных групп, наличием или отсутствием сухожильных реакций, псевдогипертрофией и т.д.

Назад Оглавление Далее