aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Страница 2 | Работа со средствами массовой информации

Москва

Источники информации

Изначально планировался мониторинг различных СМИ – печатных, радио, телевидения и интернет-изданий, однако в действительности полноценным был только мониторинг печатных изданий.

Телевидение

Отсматривать телевизионные передачи возможности не было. Экспериментом была Декада инвалидов, когда телеканалы традиционно освещают эту тему. За период с 1 по 10 декабря добровольцами было отсмотрено 16 сюжетов по семи каналам (трем центральным и четырем московским). В основном, за исключением двух программ, это были сюжеты в новостных программах (продолжительностью от одной минуты до пяти).

В конце 2002 г. Перспектива обратилась к руководству телеканалов с просьбой предоставить сюжеты на эту тему, которые выходили в эфир в течение года. В результате мы располагаем подборкой из 25 сюжетов каналов Столица, Рен-ТВ и РТР. Кроме того, для анализа мы располагаем 34 сюжетами, присланными на конкурс Инвалид в российском обществе региональными телекомпаниями.

От просмотра сюжетов у нас сложились такие впечатления. Многие телерепортажи, посвященные инвалидам, рассказывают об их творческих способностях или спортивных достижениях (либо каких-то сверх-способностях). Предваряя сюжет, диктор заранее готовит аудиторию к повести о настоящем человеке, говоря, что сейчас пойдет речь об удивительном, смелом человеке, который делает то, что не могут и многие здоровые люди. Однако крайне редко в сюжетах показана обычная жизнь и условия (если они не ужасающие), которые необходимы для того, чтобы человек не чувствовал себя инвалидом, жил, работал и учился так же, как и его окружающие.

Что касается радио, то отслеживать радиопрограммы в эфире нам так же не удается, поэтому мониторинг радиопрограмм только предстоит, и мы надеемся на помощь радиостанций и редакций, которые создают такие программы.

Печатная пресса

Проще всего отслеживать публикации в печатных СМИ – газетах и журналах, а также в сообщениях информационных агентств и на сайтах в Интернете. Систематически публикации собирались и просматривались с июля 2001 г. За этот период (июль 2001 – январь 2003 г.) отслежено около 400 статей и заметок.Существенную помощь – ежемесячное предоставление подборки материалов – нам оказывал журналист Владимир Шутов.

Пресса, которая издается организациями инвалидов, сознательно исключена нами из области этого исследования, поскольку основной интерес в данном случае – отношение большинства к меньшинству, а не статьи, написанные изнутри сообщества инвалидов.

Количество публикаций.
Все публикации, которые попадали в поле нашего зрения, фиксировались, поэтому мы можем подсчитать, во-первых, общее количество публикаций за месяц, а во-вторых, количество публикаций в том или ином издании.

Сравнительное количество публикаций:

Издания, которые чаще других публикуют статьи на эти темы:

Качественные критерии

Прежде всего, мы обращали внимание на содержание публикации и выделяли статьи и информационные заметки. Более половины – сухие сообщения информационных агентств, статистика, комментарии к законодательным актам, в основном, касающихся пенсий и льгот для инвалидов.
Остальное – проблемные статьи, очерки и репортажи, в которых, тем или иным образом, создается образ человека с инвалидностью и формируется отношение к проблеме. Мы обращали внимание на следующие показатели. Во-первых, интонация. В большинстве случаев информация имеет нейтральный тон. Но это, в основном, касается информационных сообщений. В проблемных статьях и очерках сохранить такой тон удается не всегда. Чаще всего встречается пафос – примерно в 20% (Тысячи людей со здоровыми руками и ногами ломаются от малейших ударов судьбы. Она выстояла!), гораздо реже жалость – в 10%. Оскорбительная или негативная окраска статьи встречается крайне редко, но все же встречается.

Слова, которые придают статье ту или иную окраску.
Наиболее часто встречающиеся термины, вполне корректны: слово инвалид используется в 80% как основное. Реже оно заменяется оборотом человек (или люди) с ограниченными возможностями. Часто встречаются с указанием конкретного вида инвалидности человека: инвалид-колясочник, слепой, незрячий, глухой, апмутант. Однако в ряде материалов эти определения становятся просторечно-буквальными: безрукий, безногий (почти в 10% случаях). Слово беспомощный употребляются примерно в 7% статей и очерков.

Комментарий по поводу употребления слова инвалид:
В целом, это определение не вызывает негативного отношения и даже приветствуется теми, по отношению к кому оно употребляется. Однако следует обратить внимание на ситуации, когда журналисты злоупотребляют этим термином. Например, в одной из статей – рассказе об одном событии, в котором участвовали два инвалида-колясочника - из 2000 слов слово инвалиды (без производных) употребляется 38 раз, хотя автор мог бы называть их по именам, не опасаясь, что читатели не поймут, о ком идет речь: имена обоих героев были названы только четыре раза. Хотя обычно в материалах героев часто называют по именам, имени-отчеству и редко, но уже встречается и такое, по фамилии, предваряя ее словом господин.

В редких, практически единичных случаях в московской и центральной прессе употребляются термины, которые нельзя не назвать оскорбительными: больные, ненормальные, калеки (иногда безрукие и безногие калеки), телесно увечные, недочеловеки, физически и умственно неполноценные, убогие, уроды и так далее. Причем, слова калека или больной иногда используются в материалах, которые несут, в целом, позитивную информацию. Например, статья о центре подготовки водителей-инвалидов начинается так: Там учат спортивному вождению и трудоустраивают безногих и безруких калек. Очерк об одной женщине: Калеке не влезть на ступени автобуса, не подняться без пандуса по лестнице. Интересна также статья, в которой автор призывает использовать политически корректный термин человек с ограниченными возможностями, но тут же замечает, что это очень важно для больного, для самого инвалида.

Бывает, что журналист после общения или интервью использует в материале сленговые выражения, которые допустимы в среде своих и вряд ли очень уместны на газетной полосе: Сейчас у них два костыля - в смысле два инвалида, дэцэпэшки – ласковое название детей, имеющих ДЦП, даунята - детей с синдромом Дауна.

Еще одно интересное явление – употребление самоизобретенных конструкций. Самые интересные из них наши нетрудоспособные товарищи, человек, страдающий инвалидностью, больной с ограниченными возможностями передвижения. Еще время от времени используются штампы вроде прикованный к коляске, обреченный на неподвижность.

Насколько часто журналисты используют цитаты и прямую речь, предоставляя слово людям с инвалидностью? В очерках и проблемных статьях, как правило, прямая речь используется, но все равно не всегда (всего прямая речь использовалась в 40 случаях).

Какой образ человека с инвалидностью складывается у читателя после прочтения статей? Это, конечно, очень субъективно, и мы отдавали себе в этом отчет. Однако, в целом, как обычный, рядовой, просто имеющий некий особый опыт, человек, он представлен где-то в 12-13% статей. Чаще всего человек с инвалидностью показан как герой или талант, реже – как борец за свои права и страдалец. Юмор в статьях о людях с инвалидностью используется крайне редко. Только единицы пока решаются использовать шутки и смешные истории в своих материалах, большинство воспринимает юмор здесь как кощунство.

Большинство материалов – реакция на то или иное событие, связанное с людьми с ограниченными возможностями. Так, фотовыставка Снимки, которых не хватало в Московском доме фотографии (на ней были представлены фотографии людей с инвалидностью, выполненные ведущими немецкими фотохудожниками) была поводом для, по крайней мере, пяти статей в различных изданиях, восхождению на вершину Мак-Кинли двух инвалидов-колясочников в составе экспедиции Матвея Шпаро – восемь статей, Параолимпийским играм - четыре статьи, кинофестивалю Кино без барьеров - 21 публикация. Декада инвалидов в декабре – это время, когда практически все издания публикуют материал по этой тематике. Заметна тенденция к повышению интереса к этой теме: в 2001 г. статей, вышедших во время Декады инвалидов, то есть в период с 1 по 10 декабря – девять, а в 2002 г. – уже 24. Всего, как уже было сказано, в декабре 2002 г. вышло около 50 публикаций на эту тему, пока что абсолютно рекордное количество.

Во все остальные неприуроченные дни наиболее часто освещаются вопросы, связанные со льготами для инвалидов, пенсионеров и чернобыльцев. Далее в рейтинге – творчество и спорт. Эта тема очень популярна у журналистов, но в большей степени это касается телевидения. Около 12% статей посвящены проблемам доступной среды для инвалидов. Информационные сообщения о новых различных приспособлениях и услугах для инвалидов составляют около 5% публикаций.

Выводы

Из всего перечисленного можно сделать несколько выводов. Эта тематика остается далеко не самой популярной в СМИ, то есть общество пока что не считает, что проблема инвалидов актуальной. Однако все-таки прослеживается тенденция к повышению интереса к ней (среднее ежемесячное количество публикаций в 2001 г – 21,5, в 2002 г. – 24,2, то есть их количество возросло, в целом, на 12%). Это связано, как нам кажется, с несколькими вещами, опять-таки взаимосвязанными. Во-первых, власти стали уделять этим проблемам больше внимания. Заявление президента: Одна из главных задач государства - помочь людям с ограниченными возможностями было растиражировано многими СМИ и дало повод для публикаций на эту тему в изданиях, которые нечасто интересуются этой тематикой. В Москве два года назад принят закон о безбарьерной среде, и это тоже повод к тому, чтобы время от времени обращаться к этой проблеме. Что-то в этой области происходит, появляются какие-то данные, факты, официальная статистика, которые могут использоваться в создании материалов.

Комментарии журналистов

Результаты мониторинга были представлены журналистам на круглом столе, который прошел в феврале 2003 г., и вызвали интересную дискуссию о том, как и какими словами писать про инвалидов. Полностью с ней можно ознакомиться ниже, в главе Круглый стол для журналистов, а резюмировать ее можно несколькими мнениями, с которыми были согласны все: во-первых, сами по себе слова особой роли не играют, гораздо важнее контекст. Во-вторых, чем чаще мы будем обсуждать эти проблемы, тем скорее нужные слова придут естественным путем. В-третьих, журналист должен отвечать за каждое свое слово, уважать своего героя, писать деловито, не сюсюкая.

Иллюстрации

Говоря об образе, который складывается в результате той или иной публикации, нельзя не сказать об иллюстрациях. Иллюстрации обращают на себя внимание в первую очередь, привлекают внимание к статье, поэтому картинка несет не менее важную нагрузку, чем сам текст. Однако показать человека с инвалидностью – взрослого или ребенка – не так просто. Согласитесь, что экологам или детским организациям в этом отношении гораздо проще: зеленый лес, красивые растения и редкие животные или маленькие дети – это всем понятные и близкие образы, которые легко вызывают очень позитивное к себе отношение, поэтому удачное использование этих образов – дело техники. Труднее показать человека с инвалидностью так, чтобы соблюсти баланс: подтолкнуть аудиторию к пониманию его проблем, не вызвав при этом жалости, настроить на позитив, не впадая в иллюзии, что публика сможет его воспринять.

Фотожурналисты и художники точно так же часто находятся во власти стереотипов, поэтому с ними тоже нужно работать, чтобы добиться желаемого. Мы знаем, что мы имеем в виду, когда говорим о положительном образе: человек показан без акцента на его инвалидность, в выгодном ракурсе, с улыбкой на лице и т.д. Когда речь идет о детях, мы говорим, что лучше показать ребенка в обществе других детей или в семье. Однако все равно сделать это не так просто: если образ человека на коляске уже более или менее привычен, то нарисовать другие виды инвалидности сложнее. Незрячего человека тоже можно достаточно просто изобразить: трость, темные очки или собака-поводырь являются деталями, которые помогают сразу догадаться, кто имеется в виду. Но вот как показать на рисунке или коротком ролике неслышашего человека или человека с ментальными проблемами? Все это пока что сложно, и работа с художниками – долгий, мучительный и интересный процесс.

Лотос – работа с фотохудожниками

В самом начале проекта, в марте 2002 г., Лотос объявил фотоконкурс Человек с инвалидностью – новый взгляд. Целью было создание и пропаганда позитивного образа человека с инвалидностью, устранение стереотипов и замена их новым взглядом на человека с инвалидностью. К участию приглашались фотожурналисты и фотолюбители. Основным критерием работ было отражение положительного образа людей с инвалидностью. Планировалось отметить премиями три лучшие работы, а по итогам конкурса – в мае - организовать недельную фотовыставку.

Для проведения конкурса на высоком уровне Лотос добился поддержки Объединения фотожурналистов Азербайджана, руководство которого согласилось участвовать в работе жюри, и оказало организационную поддержку в организации фотовыставки.

В конце апреля были подведены предварительные итоги конкурса: 39 участников представили на конкурс 237 работ. Для привлечения фотожурналистов Лотос использовал поддержку Объединения фотожурналистов и проводил большую работу с ними. Как оказалось, профессионалы сторонились этой темы, считая очень сложной и малоперспективной. Все работы до представления на конкурс обсуждались на собраниях Объединения, и тема становилась ближе и понятней для остальных, после чего участники заметно активизировались. Этому способствовал и специальный семинар, на который пригласили фотожурналистов: Стереотипы и роль СМИ в формировании позитивного образа человека с инвалидностью. Понимание инвалидности с точки зрения социального подхода. Семь профессиональных фоторепортеров очень активно участвовали в обсуждении тем семинара, в особенности тех, что касается непосредственно их работы: содержания статей и газетных фотографий. Все понимали степень влияния СМИ на общественность в формировании положительного образа инвалида. В итоге было достигнуто понимание того, какие принципиальные моменты необходимо учитывать при работе с инвалидами, как и на чем расставлять акценты при подготовке фотоматериала к газетной статье. Этот семинар оказал довольно сильное влияние на работу журналистов. Особенно ярко это демонстрируют две серии работ одного автора до и после семинара.

13 мая были подведены окончательные итоги фотоконкурса Человек с инвалидностью – новый взгляд. Жюри решило разделить призовой фонд на две номинации: для профессионалов и для любителей, а также учредило свои собственные призы. Таким образом, было две первые премии, две вторых и две третьих и четыре приза жюри. Среди лауреатов были три участника с инвалидностью и семья, имеющая ребенка-инвалида.

18 июня в Бакинском Центре Искусств – довольно престижном зале - состоялось открытие фотовыставки Человек с инвалидностью: новый взгляд. Основная цель выставки – разрушение стереотипов, формирование отношения к людям с инвалидностью, которое будет способствовать их интеграции в общество. На выставке были представлены 57 работ 39 участников. Выставка проходила с 18 по 21 июня, и за три дня ее посетили более двухсот человек. Отзывы о выставке были очень позитивные: Все работы не стандартны и вызывают чувство солидарности с людьми с ограниченными физическими возможностями, но не чувство жалости или наподобие этого, Спасибо фотохудожникам, которые смогли передать нам таким образом минуты радости или печали. Хотя в повседневной жизни мы и сталкиваемся с людьми с инвалидностью, не многие из нас могут осознать, что это значит - быть человеком с инвалидностью,
Вы делаете невозможное, но даже чудо требует времени.

Ниже – несколько фотографий, которые стали лауреатами конкурса.

1 место Футболист Шамил Асимоглу. 2 место Тяжелоатлет Русяева Юлия Ховшун Анна. 3 место На прогулке

Шамил Асимоглу

Русяева Юлия

Ховшун Анна

Банк иллюстраций

Еще одна проблема, которая существует у многих печатных изданий – отсутствие банка иллюстраций на эту тему. Это не касается таких больших изданий, как, например, Коммерсант, у которого существует большая и профессиональная фотослужба, корреспонденты которой бывают на многих, в том числе наших мероприятиях (в конце 2002 г. Перспектива смогла организовать из фотографий, предоставленных Коммерсантом целую фотовыставку Инвалиды на пути к независимой жизни). Но мы часто сталкивались с тем, что издания не готовы командировать вместе с корреспондентом фотографа, а собственных фотографий, которыми можно проиллюстрировать материал, практически нет. И складывается ситуация, когда в короткое время (газета делается быстро) нужно подобрать иллюстрацию, а выбирать не из чего. В результате на полосе появляется фото, не имеющее много общего с содержанием статьи.
Такая фотография появилась на первой полосе одной районной газеты в связи с интересным и проблемным материалом, посвященном декаде инвалидов.

Что можно сделать? Конечно, лучший выход для организации инвалидов – создание собственного банка иллюстраций. Во-первых, это будут иллюстрации, к которым вы не будете иметь претензий с точки зрения содержания. Во-вторых, вы можете предлагать эти снимки журналистам, и они будут вам за это благодарны. Однако спасибо вам скажут лишь в том случае, если эти фотографии будут сделаны профессионально, и технически отвечать требованиям, которые предъявляют к иллюстрациям бильд-редакторы. Поэтому важно найти человека, который мог бы делать для вас качественные снимки. Это может быть доброволец, которому достаточно оплачивать расходы, или профессионал, которому нужно оплачивать съемку. Конечно, второй вариант предпочтительнее, поскольку он более надежный, но здесь все зависит от возможностей организации. Фоторепортеры, которые делают снимки на ваших мероприятиях для своих изданий, обычно не возражают против того, чтобы передать фотографии вам. Об этом можно договориться с их руководством. Если убедить его в том, что вы не будете использовать фотографии для зарабатывания денег, вы и получите их безвозмездно. Эти фотографии, конечно, нельзя будет передавать для использования в других изданиях, но поместить на свой сайт или использовать в буклете (с указанием автора и источника) вполне допускается.

Новые возможности для непрофессионалов дает современная фототехника, особенно цифровая, но ее приобретение в организации опять-таки сопряжено с определенными расходами. Такую технику можно для особого случая взять напрокат у знакомых. Удачные фотографии, снятые на пленку, нужно отсканировать. Мы в Перспективе теперь завели практику сканировать фото сразу в нескольких форматах: делать качественные, но тяжелые файлы для полиграфии и легкие для размещения на сайте. Негативы нужно бережно хранить: лучшие фотографии обязательно будут утрачены, если они будут только в одном экземпляре.

Рисунки

Рисованные образы инвалидов – пока что очень большая редкость. В печатных СМИ они не встречаются: как уже сказано выше, пока что ирония и юмор (а чаще всего в газетах комиксы и карикатуры ассоциируются с комической стороной) неприменимы в освещении данной темы. Но организации инвалидов, и мы в том числе, используют рисунки в своих изданиях и заказывают художникам плакаты. Это очень интересный опыт, которым мы тоже хотим поделиться с читателем.

Художники, как и журналисты, и фотографы – люди творческие. В соответствии со своими способностями, вкусом, чувством юмора они нарисуют вам все, что вы захотите. Но вам очень важно знать и объяснить, чего именно вы хотите. Это особенно трудно с новыми художниками, которые не знают вас, не знают того, чем вы занимаетесь и ради чего вы это делаете. Для вас включение людей с инвалидностью в жизнь общества, интегрированное обучение, безбарьерная среда – это самоочевидные понятия, а для художника, который должен это изобразить, особенно впервые – нет. Поэтому вам придется приложить усилия для того, чтобы убедить человека, который об этом никогда не задумывался, в ваших ценностях. Проще (имеется в виду для ваших взаимоотношений с художником, а не сам процесс) и гораздо эффективнее самим придумать идею и как можно подробнее изложить ее: что именно должно быть изображено, в какой технике, какими цветами и прочее и прочее. Само собой, вы сами пишете все тексты и все подписи под картинками. Тогда профессионалу будет гораздо проще выполнить ваш заказ, и после долгих споров и согласований все (хотя на всех невозможно угодить) будут довольны.
Ниже мы хотим показать вам работы и эскизы, которые были сделаны для Перспективы разными художниками и в разное время. Часть из них - неутвержденные идеи, эскизы и наброски, которые отражают мучительный творческий процесс.

Наш первый опыт рисованных человечков для книги Инвалиды: язык и этикет (Дмитрий Петров)
(UFO /мои док-т/ UFO / press - project /пособие/иллюстрации

Серия эскизов к плакату, посвященному созданию доступной среды для инвалидов (Роман Баринов).

Использование кадров из фильмов при создании плаката для кинофестиваля Кино без барьеров (Светлана Розанова).
Плакат Город без барьеров - город будущего (Дмитрий Петров). Этот рисунок был использован также на футболках и наклейках.
Использование детских рисунков на плакате Школа для всех (Дмитрий Петров)

Семинары для журналистов

Семинары для журналистов были разработаны Перспективой в ходе предыдущей работы, но в ходе этого проекта они перерабатывались партнерами с учетом потребностей каждой аудитории, например, студентов, журналистов телевидения, фотографов и т.п.
В чем была их основная задача и как они проходили?
Цель семинара заключалась в том, чтобы дать журналистам новую информацию для более объективного и разностороннего освещения проблем инвалидности в СМИ. В задачи семинара входило обсуждение стереотипов, существующих в обществе по отношению к инвалидам, влияния используемой терминологии на характер освещения этой темы в СМИ, критериев объективного репортажа (сюжета), затрагивающего проблемы инвалидов, а также знакомство с рекомендациями ООН и ведущих организаций инвалидов по освещению этой темы.

При проведении семинаров используются интерактивные методы: дискуссии, игры, работа в малых группах. Журналистам предлагалось обсудить и переработать небольшие публикации, которые появлялись в зарубежных и российских изданиях.

Ниже приведены две небольшие заметки, которые обычно предлагаются участникам семинара для обсуждения. Обе они переведены на русский язык.Источник: B. Kolucki and B. Duncan. Тogether with media. A Practical Guide for People with Disabilities. International Labour Organization. 1994.

Первая действительно появилась в газете одной из африканских стран.

Увечные и умственно отсталые делают ювелирные изделия, несмотря на свои недостатки

Около 30 увечных, глухих, слепых и слабоумных людей недавно решили объединиться, чтобы открыть ювелирную мастерскую на Харамби Плаза. Они не могут ходить и с трудом сидят, многие из них раньше были обычными бродягами. Теперь при своих ужасных проблемах и нищете, они хотят бросить вызов своей уродливой судьбе и делать что-нибудь красивое. Со всей тщательностью и терпением они целыми днями сидят и делают ожерелья, браслеты, кольца для продажи. Может быть, милосердные люди откликнутся и купят их изделия, тогда эти люди почувствуют, что делают что-то стоящее.

Сначала участники обсуждают эту статью, высказывают свои впечатления и вместе выясняют, что именно придает этой небольшой заметке такой характер. Затем вниманию участников предлагается переработанный вариант той же информации.

Инвалиды открыли новую ювелирную мастерскую в нашем городе

Около 30 людей с различными видами инвалидности - нарушением опорно-двигательного аппарата, невидящие, неслышащие, с ампутированными конечностями - открыли недавно новую ювелирную мастерскую в восточной части Харамби Плаза. После того, как они прошли полугодичный курс обучения, работники мастерской производят в день 30-50 оригинальных браслетов, ожерелий, колец как классического, так и современного дизайна.
Шариф Мусака, управляющий мастерской, передвигается с помощью инвалидной коляски. Он рассказал нам: Раньше некоторые из нас были очень бедные, теперь же мы освоили профессию и можем содержать себя и наши семьи. Наши изделия отличаются хорошим дизайном, прекрасно изготовлены и вполне могут конкурировать на рынке. Г-н Мусака заявил также, что клиент, который придет в мастерскую с этой заметкой, получит скидку на первую покупку.

Этот вариант также обсуждается: почему он предпочтительнее и что именно делает его более позитивным? Участники нередко говорят, что статьи, подобно первой, не могут появиться в нашей прессе. Они, к сожалению, ошибаются, и, скорее всего, можно будет подобрать одну-две достойных заметки из местной прессы. Мы предлагаем для обсуждения две небольшие заметки из центральной прессы.

Американец Билл Шеннон, перенеся в пять лет редкую форму артрита, навсегда остался инвалидом с парализованными ногами. А потом случилось чудо. Десять лет назад, прямо в госпитальной палате, парализованный Билл вдруг пустился в пляс. На костылях. Это была сплошная импровизация, напоминающая смесь брейка и пантомимы а-ля Чарли Чаплин - просто праздник какой-то! Вернее, не какой-то, а святого Йоргена. С тех пор Билл ездит по миру и пляшет где ни попадя на потеху публике. На прошлой неделе он дал свой первый мини-концерт и в Москве. Русская публика, не привыкшая воспринимать неполноценных людей на равных, до последнего была уверена, что костыли - просто прикольный танцевальный атрибут. И только когда Билл упал на пол и не смог самостоятельно подняться, все всё поняли и дружно зааплодировали силе заморского мужества. Вместо того чтобы просто помочь встать инвалиду. (Журнал Огонёк октябрь 1998 г. №44)

Снимки, которых не хватало

При нацистах было то же самое. Дрезденский Немецкий музей гигиены устраивал выставки про физически и умственно неполноценных, как устраивает и теперь – только теперь музейным акциям приписывается обратное значение. Единственная перемена: выставку про неполноценных могут теперь увидеть и неполноценные – если рассуждать в терминах 1930-х. То есть, мы с Вами. На выбор предлагаются два варианта. Перейти в лагерь полноценных, признав, что интерес к инвалидам, уродам и сумасшедшим – это нормально, интересно и актуально. Или же возмутиться – и остаться неполноценным. Которому не место в обществе – если рассуждать в терминах 2000-х. Вариант с равнодушием не предполагается.

Какое может быть равнодушие?! Ведь уроды танцуют; уроды любятся; уроды жеманничают – так же как и не уроды, но выразительнее. Даунихи изображают барочных красавиц; карлик изображает самого себя, но в выгодном черно-белом цвете; нормальные папа и мама проводят уикенд с ненормальным сынком; а вот группа Station 17, состоящая из музыкантов нормальных и ненормальных вперемежку, снятых не кем-нибудь, самим Антоном Корбийном, в образе этаких reservoirdogs. За чёрными очками и те и другие одинаковы. Зритель тронут. Фотограф может потирать руки: я просто хотел отразить факты; я хотел остаться сторонним наблюдателем; я просто хотел выразить радости жизни. Но за уверенностью я хотел дрожит нравственная растерянность: да и можно ли вообще это снимать? Я не стремлюсь к отображению красоты - ну ещё бы. Посмотрела бы так, не через объектив, на свою натуру. Уродов фотографируют всё время, пока существуют фотоаппараты. Они актуальны всегда. При нацистских медиках, при Дайас Арбас или сейчас, при Корбийне и Нике Найте. Только сейчас стали фотографировать счастливых уродов и уверять, что смысл затеи – доставить фотографируемым удовольствие. (Так доставьте удовольствие мне! Начните снимать упитанных людей 30 лет, возьмите меня и провезите мои снимки по всей Европе – и, обещаю, я буду счастлив. И любой на моём месте.) То, что когда-то считалось общественным благом, теперь считается – наоборот. Но способы достижения общественного блага были и остаются отвратительными. В прямом смысле слова.

Афиша 24 июня – 7 июля 2002 года

Очень полезно в ходе семинаров обсудить отдельно иллюстрации и заголовки статей. Для этого мы обычно делаем вырезки: фотографии и крупно набранные заголовки сразу же бросаются в глаза читателям, а, между тем, как уже было замечено выше, они не всегда соответствуют содержанию статьи. После этого обычно проводится игра слова – чувства, с помощью которой можно выяснить, какие чувства и ассоциации у людей вызывают те или иные слова, которые употребляются по отношению к инвалидам.

Средняя продолжительность семинаров для журналистов, учитывая их занятость, сократилась до 4-х часов. В ходе семинаров ведущие старались делать упор на информационную часть: каждый участник получал материалы, которые мог использовать для своей дальнейшей работы (статьи по этикету, терминологии, рекомендации по освещению проблем инвалидов – все это читатели найдут в приложениях, а также информацию об организации и ее ближайших мероприятиях). В семинарах, наряду с журналистами, участвовали люди с инвалидностью, которые могли высказывать свое мнение, приводить личные примеры и истории. Участие таких экспертов служило также стимулом для журналистов применять корректную терминологию, обращаться лично к человеку, пробовать задавать ему вопросы, рискуя обидеть или задеть. Это общение имело большое значение как для журналистов, так и для молодых инвалидов, поскольку и те, и другие учились общаться, выражать свои мысли, обсуждать темы, о которых раньше не задумывались или не считали возможным озвучить. В ходе проекта проводились семинары также для студентов факультетов журналистики. Программа семинара для студентов была переработана для того, чтобы семинар вписывался в учебное расписание (как правило, он был рассчитан на продолжительность в полтора часа). Ниже – несколько слов об особенностях семинаров для журналистов в каждом регионе.

Армения

В ходе проекта проведено два семинара для журналистов (в обоих случаях – тележурналистов), три семинара для студентов факультетов журналистики и один семинар для юных журналистов.

На семинарах обсуждались рекомендации ООН при освещении темы инвалидности в СМИ, правила этикета при общении с инвалидами. Поскольку аудитория была заинтересована в обсуждении видеоматериалов, журналистам были показаны фильмы и социальные ролики. Эти были как зарубежные, так и снятые в Армении материалы. На семинаре в школе журналистики Интерньюс участники сами предложили посмотреть и обсудить два телерепортажа, снятых ими в ходе сессии.

Исходя из своего опыта, Мост надежды рекомендует сократить продолжительность семинаров до 2,5-3 часов и сделать его более гибким для того, чтобы заинтересовать и вовлечь людей, в разной степени знакомых с этой проблемой. Можно подготовить небольшие анкеты, чтобы узнать, насколько аудитория семинара знакома с темой (например, можно предложить составить антонимы к слову “инвалид” и записывать все ответы). В ходе семинара полезно записывать все вопросы, чтобы не забыть на них ответить. Кроме того, нужно стремиться давать в ходе семинара больше новой информации, необходимой для практической работы журналиста: как брать интервью у людей с разными видами инвалидности (например, у людей с затруднениями в речи и т.д.) И еще одна важная деталь, на которую необходимо обратить внимание: журналистов и участвующих в семинаре людей с инвалидностью нужно познакомить и создать наилучшие условия для их общения. В будущем неплохо было бы организовать цикл семинаров для утверждения восприятия идей, которые предложены журналистам на коротком семинаре.

При проведении семинаров для студентов нужно учитывать сроки: не проводить семинары, конкурсы и другие мероприятия в период экзаменов, зачетов и каникул. В конце семинара можно предложить студентам принять участие в конкурсе на лучшую статью (сочинение, передачу, фотографию и т.д.) В качестве награды можно опубликовать материал в газетах, с которыми сотрудничаете. Студентов можно и нужно вовлекать в волонтерскую работу (Мост надежды предлагал студентам преподавать в учебном центре, приглашал участвовать в мероприятиях). Студентов можно также заинтересовать в этой теме как потенциальной теме для курсовых и дипломных работ и предложить имеющиеся ресурсы и свое сотрудничество в их создании.

Азербайджан

В ходе проекта проведено четыре семинара для журналистов, из них один – для фотожурналистов, один – для русскоязычных журналистов, один – для азербайджаноязычных журналистов и один – для телевизионных операторов. Содержание каждого семинара варьировалось в зависимости от аудитории.

Основные темы, которые обсуждаются на семинарах для всех журналистов: стереотипы по отношению к инвалидам, медицинский и социальный подход к инвалидности, философия независимой жизни, этикет. Практические задания и показ видеоматериалов (или фотографий) подбирались в зависимости от группы журналистов (например, пишущим журналистам предлагалось переделать статью, подобрать фотографию, операторам – показать инвалидность в кадре, фотографам – смоделировать ситуацию общения с моделью, подобрать фото).

На семинаре показывались и обсуждались фильмы Разговоры (Великобраитания) и Мы – есть (снятый при участии Лотоса фильм о безбарьерной среде), а также и видеорепортажи азербайджанского телевидения. Кроме того, на семинарах обсуждаются негативные и позитивные статьи, а также фотоматериалы.

Семинары получаются интересными, и активность участников повышается в тех случаях, когда присутствует необходимый практический материал, то есть участники могут показать свои знания и проявить себя, поучаствовать в творческом процессе (написать статью, снять инвалида-колясочника).

Интерес к семинарам у журналистов был большой, хотя все участники жаловались на нехватку времени. Поэтому Лотос пытался предоставить как можно больше информации и раздать как можно больше материалов. Многие участники семинаров выражали пожелание включать в семинары больше практических заданий, делать разбор полетов, включать информацию о зарубежном опыте и публикации на тему инвалидности.

Грузия

Проведено 12 семинаров для журналистов и один семинар для студентов факультета журналистики.

Семинар состоял из четырех сессий, и на нем обсуждались стереотипы, терминология и социальный подход к инвалидности. Участники обсуждали статью о Билле Шэнноне, которая приводится выше, и фильмы об Э. Робертсе и Доступный город, снятый по заказу Перспективы.

После семинаров, проведенных для журналистов, многие из них стали готовить передачи или статьи. Но, несмотря на дополнительные консультации, оказалось очень сложным изменить их видение и отношение к вопросам инвалидности. Журналисты отмечали, что кратковременные семинары ввели их в шок, и они окончательно растерялись в возможности писать на тему инвалидности, чтобы не проявить некорректность там, где им бы не хотелось. Однако эта растерянность – тоже хороший результат: журналисты стали задумываться над тем, над чем не задумывались раньше.

Москва

В Москве для журналистов и студентов факультетов журналистики было проведено семь семинаров, в которых приняли участие, в общей сложности, 30 профессиональных журналистов и 185 студентов. В чем особенности московских семинаров? Прежде всего, столичных журналистов очень сложно привлечь на семинар: событий в Москве происходит много, работы у журналистов немало, и время свое они ценят очень высоко. Кроме того, они, как правило, довольно высоко оценивают свой профессионализм, не без основания считая, что факультет журналистики – это уже само по себе хорошая школа. Однако даже на журфаке МГУ до последнего времени не было специализации в области социальной журналистики. Лишь недавно благодаря инициативе кафедры периодической печати и Агентства социальной информации, появился спецкурс, который дает студентам возможность познакомиться с актуальными социальными проблемами и общественными организациями, которые помогают эти проблемы решать. Перспектива провела несколько семинаров для студентов, и все они прошли очень интересно. За короткое время молодые люди знакомились с совершенно новыми для них проблемами (студенты МГУ признались, что для них это обсуждение было откровением). Взрослые журналисты тоже активно участвовали в обсуждениях, и их мнения, подкрепленные опытом и авторитетом их изданий, делали дискуссии иногда очень острыми и интересными. Особенно интересно проходит обсуждение терминологии по отношению к инвалидам и проблемы политкорректности в целом.

Опыт по проведению семинаров для журналистов, которым располагает Перспектива, позволяет предложить на будущее некоторые рекомендации. Во-первых, желательно использовать информацию и примеры, которые появились в российской прессе (благо количество изданий позволяет сохранить анонимность). Это ближе и лучше воспринимается, и к тому же перевод, неизбежный при использовании зарубежных материалов, может в определенной степени исказить смысл. Во-вторых, хорошо принимается статистический и аналитический материал. Мы не представляли результаты мониторинга СМИ на семинарах, потому что они не были подведены, но то, как они были приняты на круглом столе, позволяет судить о том, что такая информация – это хороший повод для дискуссии. В-третьих, важно, чтобы семинары с профессионалами вели профессионалы, готовые отвечать на любые вопросы (журналисты пришли за информацией, и поэтому уводить их от интересующей их темы, если она, конечно, уместна, не стоит). Важно позаботиться об экспертах, то есть людях с инвалидностью, которые будут принимать участие в семинаре. Они должны быть убедительны и должны уметь выступать, так как их роль в семинаре – далеко не пассивная. Еще один способ сделать семинар привлекательнее – обеспечить участие в нем человека, являющегося для вашей аудитории большим авторитетом.

В будущем мы будем развивать эти семинары и приспосабливать к потребностям разных журналистских аудиторий. Для студентов Перспектива планирует разработать небольшой курс, чтобы глубже познакомить их с особенностями освещения этой темы и дать возможность практиковаться.

Информационный повод

Проект Инвалидность и СМИ предполагал проведение ярких мероприятий, которые позволят привлечь к той или иной проблеме внимание общества и СМИ. Такие мероприятия, кроме того, позволяют вовлечь другие организации и завязать новые контакты, в том числе новые контакты с журналистами. Каждая организация провела в ходе проекта множество таких мероприятий, и о некоторых из них - наиболее ярких, пойдет речь ниже.

Мост надежды

30 марта 2002 г. Мост надежды провел первое мероприятие в рамках проекта – акцию по посадке деревьев на территории Детского дома для детей-инвалидов в поселке Харберд, который расположен неподалеку от Еревана.

В этом мероприятии участвовали около 150 человек: молодые инвалиды из организации “Мост надежды”, ученики старших классов из общеобразовательных школ и дети-инвалиды из детского дома посадили 400 саженцев на территории поселка. На мероприятии присутствовали также пресс-секретарь Министерства социального обеспечения А. Хачатрян, представители Всемирного независимого молодежного союза, директора и учителя школ, местные жители. Были также представители СМИ (журналисты из телеканала “Шант” и журнала “Аревацахик” (Подсолнух – издание Моста надежды).

Целью акции былопривлечение внимания общественности к детям-инвалидам, а также пропаганда идеи интеграции детей-инвалидов в общество. С этой целью была выбрана особо социально уязвимая группа - дети-сироты с инвалидностью. В Харбердском специализированном заведении живут около 200 детей с особо тяжелыми формами врожденной инвалидности (физическими и ментальными). В основном, дети поступают в этот детский дом из родильных домов, сразу после рождения. Долгое время (в советский период) дом для детей-инвалидов был закрытым заведением и запретной темой как для журналистов, так и для общества в целом. Несмотря на то, что нынешнее руководство детского дома прикладывает усилия привлечь внимание общественности к проблемам детей-инвалидов и открыто к сотрудничеству, тема детей из Харбердского дома ребенка остается одной из болезненных для журналистов. В результате общество не готово воспринимать этих детей как полноправных своих членов. Эти дети живут изолированной жизнью, не выходят за стены приюта, не общаются со сверстниками. Между тем, они нуждаются не только в специальном уходе, но и в том, в чем нуждаются все дети - в любви, дружбе, понимании.

По мнению директора детского дома А. Баласаняна, для нормального развития детей-инвалидов необходимо вывести их за стены приюта, сменить обстановку. Дети должны дружить, общаться со сверстниками и чувствовать себя нужными. Организация таких мероприятий, встреч детей-инвалидов из приюта с другими детьми-инвалидами (из организации “Мост надежды”) и их сверстниками (неинвалидами) из общеобразовательных школ несомненно пойдет на пользу всем. Дети-сироты приобретут новых друзей, учащиеся общеобразовательных школ многое узнают о сверстниках-инвалидах, начнут с пониманием и терпимо отнестись к проблемам других людей. Подростки-инвалиды из организации “Мост надежды” стали как бы посредниками между этими двумя группами и с первой же минуты устранили скованность в их общении. Дети нашли новых друзей а организация “Мост надежды” обязалась в мае выступить в детском доме с театральным представлением.

После посадки деревьев дети-инвалиды из приюта устроили концерт. Интересно, что жалость в глазах у присутствующих журналистов сменилась живым интересом и восхищением. И как результат, репортажи получились динамичные. Акцентировалась не столько инвалидность детей, сколько участие всех в совместном мероприятии. Важно было показать, что при желании можно вовлекать всех детей в общее дело.

Освещение и отклики

Мероприятие освещалась в тот же день в программе новостей телеканала “Шант”, а в мае вышел иллюстрированный репортаж в журнале “Аревацахик”. В результате мероприятия и телепередачи организация получила отклики от разных общественных организаций (местных и международных), общественных деятелей и журналистов из информационного агентства Арменпресс, газет “Республика Армения” и “Канч”.

Лотос

Одним из наиболее ярких событий проекта стала фотовыставка Человек с инвалидностью: новый взгляд, которая прошла в Баку в июне 2002 г. В ней, как уже было сказано, было представлено 39 работ, отобранных жюри. В его составе были представители организаций инвалидов, и журналисты, в том числе фотожурналисты. Это событие – само по себе яркое - позволило привлечь внимание общества и СМИ к проблемам инвалидов в стране. Кроме того, на фотовыставке были представлены работы, которые дали многочисленным зрителям пищу для размышлений и повод для того, чтобы по-новому взглянуть на людей с инвалидностью, их проблемы и возможности.

Выше уже приводилось несколько откликов посетителей, а здесь уместна статья А. Мюзартгызы (бакинская газета Зеркало) с впечатлениями об увиденном.

Общество равных возможностей? Или разоблачение мифа о нашей с вами древней цивилизации

Отношение к инвалидам – это как определяющий уровень на индикаторе развитости общества. Так что, если общество визуально развито, нравственно и даже можно сказать кусками культурно (это как у нас), то сия прогрессивная отметка еще не означает – можно называться цивильными. Хотя возможно это и есть развитие, просто в несколько другом порядке, когда социум защищает не больных и обездоленных, а здоровых и ничем вовсе не обделенных... как правило, чиновников.
Видимо, здесь нужно провести параллель с Древней Спартой, когда ущербных еще в детстве уничтожали, заботясь изначально об отмеченных Богом. В таком случае, мне придется только извиниться и заметить, что наше общество – микромодель древней цивилизации....
По словам организаторов, целью открывшейся в Бакинском центре искусств выставки Человек с инвалидностью – новый взгляд является разрушение стереотипов, формирования правильного отношения к людям с инвалидностью, которое будет (по крайней мере, должно) способствовать их интеграции в нашем обществе. На выставке, организованной Объединением Инвалидных Организаций Азербайджана – Лотос в рамках социального проекта Общество равных возможностей, было представлено около 50 работ азербайджанских фотографов, отражающих позитивный образ людей с инвалидностью. Причем лучшие работы были отмечены материальными вознаграждениями. Хотя большим вопросом является сам факт победы фотографа, просто запечатлевшего инвалида в обычной, казалось бы, ситуации. Неизвестно чьей победой является фотография человека с протезами (или без них) вместо рук, занимающегося изготовлением железных деталей на рабочем станке, или работа, изображающая мужчину в инвалидной коляске, ремонтирующего свою машину (которую он и сам водит)?...
Стоит заметить, что отмеченными оказались работы, изображающие не акробатические действия человека без рук и ног, а демонстрирующие самые простые жизненные ситуации, провозглашающие уже давно понятное на Западе – Они такие же, как и мы (правда, там просто даже некультурно говорить Они и Мы. Это что-то вроде феминистических выпадов, только в другом аспекте), но до нас доходящее, как модные тряпки лишь к следующему сезону. Только вот сезон следующий что-то затянулся...
Абсолютно счастливый ребенок, резвящийся с не менее счастливыми родителями, пораженный, судя по всему, детским церебральным параличом, принес запечатлевшему его фотографу первое место. Не менее трогательной оказалась серия фотокадров со свадьбы женщины и мужчины на коляске. Не обошлось и без медового месяца на берегу отечественного моря или озера (вторая премия). Кстати, третье место тоже присудили демонстрации простого, как говориться, человеческого счастья (которое не зависит ни от времени года, ни от температуры воды на Марсе, ни от наличия инвалидной коляски). Мать в коляске купает, одевает, причёсывает своих непослушных (природа у них такая) детей.
Одним словом, после просмотра выставленной фотоэкспозиции начинаешь теряться в догадках относительно присутствия тех самых неправильных стереотипов и необходимости проведения интеграции. Так что ж мы, не древняя цивилизация? Получается, что так...

Москва

Безусловно, в Москве самым ярким событием 2002 г. стал Международный кинофестиваль Кино без барьеров, который состоялся 26-29 сентября.

За четыре дня фестиваля на просмотрах и семинарах побывало более 700 человек, среди которых большинство составляли дети, а также представители организаций инвалидов и специалисты.

Кто наш зритель?

Кто наш зритель?

1 - дети (42,8%)

g - студенты и молодежь (4,3%)
g – журналисты (11,4%)
g - представителей различных организаций инвалидов, центров реабилитации, школ-интернатов и другие специалисты (34,2%)
g – представители государственных организаций (2,14%)
g – другие (5%)

Показ фильмов

На фестивале было показано 65 фильмов различных жанров. Эти фильмы были отобраны из 135 заявок, присланных из 25 стран мира. Зарубежные фильмы были переведены на русский язык, и большинство из них снабжены субтитрами, чтобы их могли посмотреть неслышащие люди.

Фильмы были разбиты на несколько тематических блоков: фильмы о дискриминации и правах инвалидов, фильмы об образовании, проблемах безбарьерной среды, фильмы о детях и образовании, фильмы о любви, арт-фильмы и полнометражные художественные ленты.

Семинары

В ходе фестиваля было проведено восемь семинаров, в которых участвовали российские и зарубежные специалисты по освещению проблем инвалидов в разных СМИ и в разных странах мира. Семинары были посвящены аспектам освещения проблем инвалидов в СМИ в разных странах.

Мастер-классы

В программе фестиваля были мастер-классы российских кинодокументалистов – Сергея Мирошниченко, Алексея Погребного и Виктора Белякова.

Назад Оглавление Далее