Социальная реабилитация
Оценка эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями
Саратовская область, г. Саратов ГНПУ «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями» О. С .Бажанова, Е. М. Желуницына
Поиск новых подходов и стратегий к улучшению качества реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра актуализировал проблему разработки и внедрения в практическую деятельность системы критериев оценки эффективности.
Оценка эффективности реабилитации становится неотъемлемым элементом реабилитационного процесса, поскольку без формирования и внедрения системы оценки представляется затруднительным выявление тех нозологических групп заболеваний, которые максимально эффективны с точки зрения реабилитационного процесса. Кроме того, результаты оценки эффективности используются нами для формирования потока детей по нозологическому признаку, прогнозирования необходимых изменений материально-технического обеспечения и кадрового состава специалистов.
Нами были разработаны две таблицы: шкала оценки нарушений функций больного и шкала оценки динамики развития ребенка в процессе реабилитации. При составлении данных шкал оценки использовались Международная классификация нарушений ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, разработки НИИ педиатрии АМН под руководством проф. К.А.Семеновой и Санкт-Петербургским НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Их последовательное заполнение включает определение и сопоставление двух параметров: исходного уровня и состояния после курса реабилитации.
Первой заполняется шкала оценки функций больного (приложение 1), где оцениваются двигательные нарушения, нарушения высших мозговых функций и нарушения психических функций на основе медицинской документации об обследовании и диагностики данного ребенка и первичного осмотра врачей при поступлении в реабилитационный центр.
Затем заполняется шкала оценки динамики развития ребенка в процессе реабилитации (приложение 2), которая включает в себя определение уровня психического развития ребенка при его поступлении и динамику психического развития ребенка, его отношений с родителями за период пребывания в центре.
При заполнении «шкалы оценки нарушений функций больного» проводят оценку по пятибалльной системе, где 1 балл - это сохранение функции в норме, 5 баллов - крайняя степень отклонения от нормы. По полученным результатам обследования рассчитывается количественный показатель эффективности медицинской реабилитации по формуле:
С
К Э Р= --,
Д
где С - среднеарифметическое значение оценки тяжести нарушений функций до реабилитационных мероприятий.
Д - среднеарифметическое значение оценки тяжести нарушений после реабилитационного курса.
КЭР (коэффициент эффективности реабилитации) позволяет судить об эффективности медицинской реабилитации s удовлетворительная реабилитация КЭР до 1.0 s хорошая КЭР 1.01-1.05 s высокая КЭР 1.06- 1.10 s достаточно высокая КЭР более 1.10
При заполнении шкалы оценки динамики развития ребенка в процессе реабилитации необходимо описать уровень психического развития ребенка до проведения реабилитационных мероприятий и изменения, произошедшие в их процессе.
Это достигается специалистами в ходе психолого-педагогической диагностики особенностей психического развития ребенка с использованием специальных диагностических методик. Диагностируются основные показатели, выделяемые в педагогике (учебные и социальные навыки), психологии (психические функции и отношения) и логопедии, характеризующие в комплексе уровень психического развития человека. Таким образом, исследуется педагогический, логопедический и психологический статус детей.
Педагогический статус - уровень освоения образовательной программы и сформированности учебных навыков - включает в себя оценку особенностей сенсорного развития, мелкой моторики, общего развития речи, конструктивной и игровой деятельности, сформированности математических представлений, навыков бытовой ориентировки, навыков самообслуживания и широты представлений об окружающем мире.
Логопедический статус (уровень речевого развития) определяется в ходе диагностики состояния артикуляционного аппарата, особенностей произношения и различения звуков, просодической стороны речи, ее грамматического строя, объема импрессивного словаря.
Психологический статус (уровень развития психических функций и межличностных отношений) описывается через отражение особенностей познавательной (память, внимание, мышление, пространственные представления), эмоционально-волевой сфер ребенка, особенно его поведения, общения и детско-родительских отношений.
Полученные результаты по каждому показателю оцениваются по их соответствию возрастной норме в баллах. Сильное нарушение оценивается в один балл, частичное нарушение - 2 балла, соответствие норме - 3 балла. Анализ этих результатов позволяет построить индивидуальный профиль психического развития ребенка, сделать выводы о характере нарушений, их глубине, тотальности (локальности). Подсчитывается средний балл и по результатам первичной диагностики делается заключение об уровне психического развития ребенка. Низкий уровень характеризуется тотальными и глубокими нарушениями в психическом развитии ребенка, зачастую малокурабельными. Средний уровень - локальные нарушения разной степени тяжести или тотальное отставание от нормы средней степени. Нормальный уровень развития определяется при соответствии измеряемых показателей возрастной норме или наличии отдельных незначительных отклонений.
В процессе работы с ребенком и реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы специалистами отслеживаются изменения в выделенных статусах, позволяющие судить о динамике в психическом развитии ребенка. По итогам работы диагностируются изменения по выделенным показателям, оценивается степень этих изменений, их значимость для данного ребенка. Отсутствие изменений оценивается в 0 баллов, незначительное улучшение - 1 балл, улучшение в состоянии ребенка оценивается 2 баллами. Анализ этих результатов позволяет судить об изменениях в рамках отдельного статуса (педагогического, психологического, логопедического) или уровня психического развития в целом (за счет выведения среднего показателя и построения индивидуального профиля динамики психического развития ребенка в ходе курса реабилитации), их степени, характере, широте.
Соотношение двух основных параметров (уровня психического развития ребенка и динамики этого развития) позволяет судить об эффективности психолого-педагогических мероприятий.
Рассчитывается количественный показатель эффективности как частное значений оценки динамики психического развития ребенка по итогам проведения психолого-педагогических мероприятий и оценки уровня психического развития ребенка до проведения реабилитационных мероприятий. Полученное значение показателя оценивается по шкале:
0 - 0,05 - нулевой
0,06 - 0,2 - положительный
0,21 - 0, 65 - высокий
0,66 и более - очень высокий.
В данной методике при оценке эффективности деятельности учитывается значимость изменений для детей с различным уровнем развития. При относительно равных значениях оценки динамики психического развития показатель эффективности при положительной динамике будет больше у ребенка с более тяжелыми нарушениями и меньшим реабилитационным потенциалом, и это оправдано, поскольку достижение такого результата требует от педагога большего профессионализма в организации развивающей среды. Сравнение показателей двух курсов реабилитации позволяет судить об индивидуальном реабилитационном потенциале психического развития ребенка.
Опыт практического применения расчета эффективности как составляющей системы оценки эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями (приложение 3), может быть предложен вниманию специалистов, занятых разработкой и реализацией индивидуальных программ реабилитации детей, имеющих инвалидизирующие отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.
Приложение 1.
Шкала оценки нарушений функций больного
№ п/п | Функциональные нарушения | Степень выраженности (в баллах) | |
---|---|---|---|
до курса реабилитации | после курса реабилитации | ||
1 | Рост | ||
2 | Масса тела | ||
3 | Двигательные нарушения | ||
3.1 | Мышечная сила (характеристика пареза) | ||
3.2 | Тонус мышц | ||
3.3 | Объем активных движений | ||
3.4 | Патологическая поза и положение сегментов конечностей | ||
3.5 | Нарушения двигательной рефлекторной сферы (характеристика патологических рефлексов) | ||
3.6 | Гиперкинезы | ||
3.7 | Координаторные расстройства | ||
4 | Нарушения органов чувств | ||
4.1 | Нарушение проприоцепции | ||
4.2 | Нарушение зрения | ||
4.3 | Нарушение слуха | ||
5 | Нарушение высших мозговых функций | ||
5.1 | Нарушение речи | ||
5.2 | Нарушение зрительно-пространственного восприятия | ||
6 | Нарушение психических функций | ||
6.1 | Нарушения эмоционально-волевой сферы | ||
6.2 | Нарушение мышления | ||
6.3 | Нарушение психического развития | ||
6.4 | Нарушение интеллектуальной сферы | ||
7 | Общемозговые нарушения (внутричерепная гипертензия) | ||
8 | Судорожный синдром |
Шкала оценки динамики психического развития ребенка в процессе реабилитации
Приложение 2.
Фамилия, имя ребенка
Возраст/дата рождения
Дата поступления Дата выписки
Домашний адрес
№ п/п | Оцениваемые показатели | Уровень развития | Динамика развития в ходе реабилитации | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | Без изменений | Незначительное улучшение | Улучшение | ||
Педагогический статус | |||||||
1. | Сенсорное развитие | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
2. | Мелкая моторика | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
3. | Графические навыки | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
4. | Развитие связной речи, грамотность | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
5. | Конструктивная деятельность | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
6. | Игровая деятельность | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
7. | Бытовая ориентировка | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
8. | Навыки самообслуживания | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
9. | Математические представления и навыки | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
10. | Представления об окружающем мире | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
Логопедический статус | |||||||
11. | Состояние артикуляционного аппарата | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
12. | Произношение и различение звуков | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
13. | Просодическая сторона речи | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
14. | Грамматический строй речи | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
15. | Импрессивная речь | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
Психологический статус | |||||||
16. | Память | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
17. | Внимание | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
18. | Мышление | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
19. | Пространственные представления | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
20. | Эмоциональное состояние и реагирование | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
21. | Поведение и механизмы его регуляции | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
22. | Общение | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
23. | Детско-родительские отношения | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
Приложение 3.
Эффективность реабилитации детей за 9 месяцев 2007 г. в ОРЦ
Группа | Наименование | Удовл етв. До 1.0 | Хорошая 1.01 1.05 | Высокая 1.06 1.10 | Достаточно высокая >1.10 | Общий итог |
---|---|---|---|---|---|---|
F00-f99 | Нарушения психологического развития | 1 | 13 | 13 | 2 | 29 |
Психические расстройства и расстройства поведения | 1 | 1 | 2 | 4 | ||
Умственная отсталость | 10 | 36 | 21 | 3 | 70 | |
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте | 1 | 6 | 7 | 3 | 17 | |
Органические, включая симптоматические, психические расстройства | 2 | 1 | 3 | |||
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства | 1 | 1 | ||||
Шизофрения, шизотипические состояния и бредовые расстройства | 1 | 1 | ||||
F00-f99 итог | 13 | 59 | 43 | 10 | 125 | |
G00-g99 | Болезни нервно-мышечного синапса и мышц | 1 | 1 | 4 | 6 | |
Другие нарушения нервной системы | 1 | 4 | 1 | 6 | ||
Церебральный паралич и другие паралитические синдромы | 4 | 19 | 51 | 20 | 94 | |
Эпизодические и пароксизмальные расстройства | 1 | 6 | 5 | 12 | ||
G00-g99 итог | 7 | 30 | 61 | 20 | 118 | |
H00-h59 | Болезни глаза и его придаточного аппарата | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции | 1 | 7 | 3 | 2 | 13 | |
Болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиарного тела | 1 | 1 | ||||
Болезни сосудистой оболочки и сетчатки | 1 | 2 | 3 | |||
Болезни хрусталика | 2 | 2 | ||||
Болезни зрительного нерва и зрительных путей | 1 | 1 | 2 | |||
Болезни стекловидного тела и глазного яблока | 1 | 1 | ||||
Глаукома | 1 | 1 | ||||
H00-h59 итог | 3 | 15 | 5 | 3 | 26 | |
H60-h95 | Другие болезни уха | 1 | 1 | |||
H60-h95 итог | 1 | 1 | ||||
M00-m99 | Другие нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани | 1 | 1 | |||
Системные поражения соединительной ткани | 1 | 1 | ||||
Дорсопатии | 1 | 1 | ||||
M00-m99 итог | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
P00-p96 | Родовая травма | 2 | 2 | 4 | ||
P00-p96 итог | 2 | 2 | 4 | |||
Q00-q99 | Врожденные аномалии [пороки развития] глаза, уха, лица и шеи | 1 | 2 | 3 | ||
Врожденные аномалии [пороки развития] и деформации костно-мышечной системы | 1 | 3 | 3 | 7 | ||
Врожденные аномалии [пороки развития] нервной системы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Врожденные аномалии [пороки развития] системы кровообращения | 1 | 1 | 2 | |||
Q00-q99 итог | 3 | 7 | 5 | 1 | 16 | |
R00-r99 | Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу | 1 | 1 | |||
R00-r99 итог | 1 | 1 | ||||
S00-t98 | Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин | 1 | 1 | |||
S00-t98 итог | 1 | 1 | ||||
Общий итог | 27 | 114 | 119 | 35 | 295 |
Литература
1. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. рекомендации. Т.2, Москва-С-Петербург, 1998.
2. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. МНН, ВОЗ Женева, Москва, 1994.
Назад | Оглавление | Далее |