aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Дыхательные упражнения йогов — Пранояма

Дыхательные упражнения индийских йогов — Пранояма — буквально понимаются как принятие и управление жизненной энергией — Праной.
С помощью Праноямы можно достичь прогресса в физическом, умственном и духовном развитии. Приступать к обучению дыхательным упражнениям больным детям следует в возрасте 12-14 лет, когда их организм достаточно окреп.
Несмотря на то что сейчас опубликовано много руководств по Пранояме, овладеть техникой таких дыхательных упражнений достаточно сложно. И обычно обучаются Пранояме под руководством опытного наставника.
Для больных детей используют простейшие дыхательные техники. Овладеть ими довольно легко, войдя в состояние так называемого «спокойствия ума», которое достигается за счет глубокого погружения в расслабление с помощью техники релаксации. В этом состоянии у человека восстанавливается естественная регуляция процессов жизнедеятельности. В ходе занятий Праноямой ребе нок начинает ощущать лотош энергии, щущяело ел? тгу. /7рк, этом даются простые наставления: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Спокойно и тихо сделайте вдох, і сначала через левую ноздрю, выдохните через правую. Затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую, плавно, не напрягаясь и не контролируя ритм дыхания». Мы становимся как бы посторонними наблюдателями того, что происходит у нас в организме, и следим только за возникающими ощущениями.
Можно использовать следующую учебную формулу: Поставьте указательный палец правой руки на межбровье и сожмите большим пальцем правую ноздрю. Спокойно и тихо вдохните через левую ноздрю.
Когда вдох достигнет основания позвоночника, сожмите обе ноздри и сделайте небольшую паузу. Зажмите пальцем левую ноздрю и спокойно выдохните через правую. Зажмите нос во время небольшой паузы. Освободите пра вую ноздрю и сделайте через нее спокойный вдох. Когда вдох достигнет основания позвоночника, сделайте короткую паузу и спокойно выдохните через левую ноздрю». И так далее... Девочки ставят палец левой руки и соответственно делают все так же, но с левой стороны. Длительность первых занятий не превышает 5- 10 минут. Затем их можно увеличить до 15 минут. Лучше всего проводить занятия 2 раза в день: утром и в полдень.
воити в такое состояние, при котором ребенок может мысленно наблюдать, что происходит в организме во время дыхания: на вдохе тонкая прохладная струя входит в ноздрю и в переносицу, затем опускается вниз; в переносице возникает ощущение легкого давления. Мышцы нижней части живота расслабляются, и диафрагма легко, без напряжения опускается вниз. Возникает такое ощущение, что прохладная струя воздуха, которую вдыхают, движется до самого копчика. Кажется, что не только набирается воздух в легкие, а все тело наполняется чем-то легким, светлым, живым. И кажется, что дыхание такое глубокое, полное, но на самом деле воздуха набирается мало, так как, когда происходит вдох, нет напряжения дыхательных мышц и человек полностью расслаблен.
Вдох длится 5, 7, 10, 15 секунд в зависимости от состояния. После вдоха — естественная пауза, которая примерно равна половине вдоха. Во время паузы иногда возникает такое ощущение, что в копчике начинает что-то двигаться.
Во время спокойного выдоха, который примерно равен вдоху, ощущается подъем энергии вверх по позвоночнику. Чувство приятного тепла и состояния легкой эйфории сопровождает дыхание. Во время занятий Праноямой у каждого человека устанавливается свой естественный ритм дыхания, например 2:1:2:1. Это означает, что вдох длится, например, б ударов сердца, или 6 секунд, пауза — 3, выдох — би пауза снова 3.
На начальной фазе занятий вдох составлял 5-6 секунд, а весь дыхательный цикл длился 15- 20 секунд, то есть 3-4 дыхательных движения в минуту.
По мере практики период вдоха, паузы и выдоха постепенно удлиняется, и в хорошем состояние: достигается длительность вдоха е 30 секунд и делается одно ил І: меньше дыхательных движений в минуту.

В Пранояме есть главное правило: никогда не напрягаться и не терпеть. Удлинение цикла дыхания должно происходить естественно, как бы само собой.

Терапевтический эффект при использовании йоговских дыхательных упражнений достигается за счет:
- легкого перемещения и самомассажа внутренних органов во время выполнения дыхательных упражнений;
- воздействия на нервные центры, расположенные вдоль позвоночника;
- восстановления естественного ритма дыхания;
- повышения концентрации СОг и лучшего снабжения тканей Ог. Но главный терапевтический
эффект достигается тогда, когда ребенок научится наполнять во время вдоха организм Праной и правильно распределять ее по участкам тела.

Назад Оглавление Далее