aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Дыхание по К. П. Бутейко

Врач, кандидат медицинских наук К. П. Бутейко заметил, что некоторые болезни обостряются при глубоком дыхании, когда, как известно, из организма выделяется углекислый газ, что, в свою очередь, вызывает спазм сосудов и приводит к кислородному голоданию тканей. Проверяя свои предположения, он просил людей, страдающих астмой, стенокардией и другими заболеваниями, дышать неглубоко, и, как оказалось, приступы этих заболеваний тут же снимались, а при глубоком дыхании вновь усиливались. Так у К. П. Бутейко родилась мысль, что различные симптомы, такие, например, как бронхоспазм, спазм сосудов сердца, повышенное или пониженное артериальное давление, являются симптомами одной болезни — болезни глубокого дыхания, которую врач назвал гемогипокардией (дефицит СО2 в крови).
Работая в основном с астматиками и используя свой метод, К. П. Бутейко заметил, что, кроме астмы, попутно лечатся и многие другие заболевания: аллергозы, полиартриты, эпилепсия, нервные заболевания и др. Всего он насчитал 150 болезней, при которых помогает метод лечебной гимнастики дыхания (ВЛГД).

Техника метода ВЛГД

Дыхание «по Бутейко» осуществляется через нос. Вдох делается таким маленьким, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание поверхностное — воздух опускается примерно до ключицы, а ниже «стоит углекислота». Вдох длится 2-3 секунды, выдох — 3-4 секунды, а затем пауза — 3-4 секунды. Чем меньше объем вдоха (он составляет 0,1-0,2 л), тем лучше.
Чтобы определить степень нарушения дыхания, нужно сделать контрольную паузу— это время почти максимальной задержки дыхания после неглубокого вдоха и выдоха. Допустим, вам не хотелось дышать 15 секунд, еще 5 секунд пришлось потерпеть. Это значит, что в клетках организма запаса кислорода всего на 15 секунд, а здоровым может себя считать лишь тот, кто выдерживает контрольную паузу в 60 секунд. Это средняя норма. Чем крепче здоровье человека, тем большую паузу может он выдержать. Пауза больше 90 секунд, означает сверх-выносливость. У отдельных индивидуумов, например у йогов, она может достигать 3-4 минут. У детей контрольная пауза меньше — в пределах 5-25 секунд. Но по мере занятий она. может увеличиваться в 2-3 раза и достигать 30- 60 секунд, что является показателем улучшения дыхательной функции.
Занятия по ВЛГД проводятся в любой позе, в любык условиях (стоя, лежа, сидя, в движении), но обучаться методу целесообразно сидя. Делать это, особенно на начальных этапах, необходимо только под руководством опытного врача-методиста. Осваивать самостоятельно этот метод не рекомендуется, т.к. на определенном этапе тренировки дыхания происходит так называемый саногенез, или реакция выздоровления, — могут появиться болезненные приступы, подняться температура, поэтому необходимы помощь и консультации врача.
Детей можно обучить методу поверхностного дыхания уже с 2-летнего возраста. Наибольший экспериментальный материал накоплен у врачей, медсестер и воспитателей детских садов Новосибирской области и Алтайского края, где уже в течение 20 лет проводится изучение и внедрение метода. Специалисты установили, что при целом ряде заболеваний 70-90 детей из каждой наблюдаемой сотни выздоравливают. Положительные результаты отмечены уже спустя 2-3 недели после начала занятий. Но для получения стойкой ремиссии и полного выздоровления метод Бутейко необходимо применять в течение нескольких лет. При этом многие специалисты отмечают, что дети быстрее осваивают поверхностное дыхание и добиваются положительных результатов, чем взрослые. В процессе занятий у детей увеличивается жизненная емкость легких, возрастает физическая работоспособность и повышается иммунитет.
Для обучения ребенка методу поверхностного дыхания используют следующий прием.
- Сначала его просят сделать 3- 5 шумных и глубоких вдохов.
- Затем затаиться и дышать неслышно. При этом методист произносит следующие слова: «Мы мышки, пришла злая кошка, мы спрятались, затаились и дышим тихо-тихо».
- Продолжительность первых занятий — 1-2 минуты.
- Постепенно продолжительность занятий доводится до 5-10 минут, по 2 раза в день. Главное, чтобы ребенок не утомлялся и не задыхался после выполнения упражнений. После усвоения дыхательную гимнастику Бутейко рекомендуется использовать 2-3 раза по 15 минут в день, совмещая ее с отдыхом и релаксацией. Хорошо ее делать утром сразу после сна, днем перед обедом и вечером перед сном.
Упражнение желательно выполнять на фоне медитативной музыки. Это дает не только улучшение дыхательной функции на клеточном уровне, но и обеспечивает более глубокое расслабление, что очень важно в процессе реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Назад Оглавление Далее