aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Социальная и профессионально-трудовая реабилитация

Профессиональная реабилитация детей с ограниченными возможностями Фогель Т. В., Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Центр социально-психологической помощи населению Фогель Т. В., директор центра, педагог-психолог высшей категории, старший преподаватель МарГТУ, аспирант кафедры социальных наук и технология МарГТУ

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная как за рубежом, так и в нашей стране, сформирована в конце 19 - начале 20 веков под влиянием философии ценностей, в основе которых лежит идея о социальной полезности человека. Поэтому одной из главных целей социальной реабилитации является адаптация лиц с ограниченными возможностями до степени социальной независимости. Конечными целями социальной реабилитации являются восстановление самостоятельности и трудоспособности, повышение качества жизни реабилитанта, уменьшение ограничений его активности.
Все более актуальным направлением реабилитации становится профессиональное обучение. Трудовая деятельность является одной из основ социализации детей-инвалидов, а их трудоустройство - профессиональной реабилитацией. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями ставит своей целью подготовку работников, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития, вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Расширение рамок охвата детей- инвалидов образованием позволяет обеспечить им достойную жизнь и в дальнейшем приносить пользу обществу.
Но дети-инвалиды могут испытывать значительные трудности в определении своего места в сфере профессионального труда. Эти трудности обусловлены спецификой социальной ситуации развития ребенка-инвалида: необходимо социально-педагогическое, психологическое сопровождение профессионального обучения детей-инвалидов, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении бытовых проблем. На решение подобных трудностей нацелены специализированные учреждения помощи инвалидам. Одно из таких - Государственное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский центр профессиональной реабилитации детей-инвалидов».
Центр создан и функционирует с сентября 1999 года согласно Постановлению Правительства Республики Марий Эл с целью квалифицированной профессиональной подготовки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Количество учащихся возрастает с каждым годом: в 2003-2004 учебном году в Центре обучалось 75 человек, 2004-2005 - 97 человек, 2006-2007 - 99 детей. Это позволяет сделать вывод о востребованности данного учреждения. Более 50% учащихся - дети из различных районов Республики Марий Эл. Все они имеют возможность получить место в общежитии, предусмотрено бесплатное 4-хразовое питание. В Республиканском центре профессиональной реабилитации детей-инвалидов обучаются дети, страдающие детским церебральным параличом, олигофренией, эпилепсией, а также с нарушениями зрения и слуха. Профессиональная реабилитация проводится по следующим профессиям: оператор ЭВМ, оператор швейного оборудования, изготовитель художественных изделий из дерева, кружевница, художник росписи по дереву. Приоритетами в своей деятельности педагоги и мастера производственного обучения считают создание ситуации успеха каждому учащемуся, формирование положительной «Я-концепции», которая позволяет успешно адаптироваться в новых для них условиях получения профессиональных и образовательных услуг. Выпускникам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования и квалификации.
Основным направлением деятельности Центра является овладение детьми-инвалидами рабочими профессиями в системе трудовой, медицинской, социально-психологической реабилитации. В этой связи важное значение имеет обучение их таким творческим специальностям как кружевоплетение, изготовление художественных изделий из дерева (резьба по дереву, плетение из лозы), а также художественная роспись по дереву. Кружевоплетение на коклюшках способствует улучшению моторики, при постановке булавок в сколок кончиками пальцев улучшаются кровообращение и обмен веществ. В процессе обучения кружевоплетению прививается любовь к творчеству, к прекрасному, чувство уважения к предмету своего и чужого труда. В процессе обучения художественной росписи по дереву применяются методики и технологии арт-терапии.
С целью получения качественного образования в Центре осуществляется комплексная реабилитация. Психологическая служба, применяя разнообразные формы и методы работы, формирует положительный психологический климат через собеседование, школу общения, Телефон Доверия. Учащиеся получают полное медицинское обслуживание: ежедневный контроль за общим состоянием, занятия лечебной физкультурой, необходимую медицинскую помощь. Немаловажное значение уделяется организации досуга детей. Ведется культурно- массовая работа, целью которой является создание условий для развития и самореализации личности обучающихся и формирование духовно-нравственных качеств. Проводятся концерты, смотры художественной самодеятельности, вечера отдыха, экскурсии, праздники профессионального мастерства. Все это способствует успешной адаптации учащихся к образовательной среде Центра.
Образовательная реабилитация инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами общего образования, при необходимости различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии.

Назад Оглавление Далее