aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Гармония души и рук Ковалевская М. М., Удмуртская Республика, г. Ижевск

Удмуртская Республика, г. Ижевск ГУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Ковалевская М. М., инструктор по труду

Свою воспитательную деятельность я начала с организации творческой мастерской «Фабрика умелых рук». Цель ее - интеграция детей с ограниченными возможностями в общество через художественное творчество, через трудовую и досуговую деятельность. Принципиальная часть моей работы - помочь ребенку почувствовать уверенность в себе, раскрыть индивидуальные способности, сформировать устремления ребенка в направлении «Я хочу» и «Я могу». Ребенок начинает познавать и объяснять окружающий мир, а так же - собственное поведение. Он вступает в общение с другими, накапливает опыт и старается найти свое место. Занимаясь с детьми и родителями, я каждый раз тоже приобретаю опыт общения с ними, заново переоцениваю свои знания и умения.
«Фабрика умелых рук» - это творческая мастерская, где создаются условия для развития особого ребенка, где он не просто встречается с группой людей, осваивает определенные навыки, а набирает потенциал, который позволит ему продолжать развитие, расширять его знания о мире и возможность действовать в нем. На занятиях в кружках происходит формирование всех психических процессов, развитие художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира. Работа в творческой мастерской ориентированна на максимально возможную реабилитацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями и рассчитана на диапазон работ от самой простой, типа сортировки отрезков цветной ткани, до наиболее сложной, такой как роспись гипсовых заготовок, пошив прихваток и т.д.
Творческая деятельность и досуг в стационарных условиях отвлекает детей больных ДЦП от физической и психологической боли, готовит детей к возвращению к продуктивной жизни в обществе.
Труд рассматривается, как терапия. Еще один существенный аспект труда - создание продукта, нужного другим людям. Дети разного возраста с удовольствием и с огромным терпением занимаются росписью по гипсу, так как они знают, что свою работу они подарят своим знакомым, родным. Это приносит им большую радость.
Индивидуальный подход осуществляется к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, темперамента, интересов - это одно из главных условий работы «Фабрики умелых рук».
Творческая мастерская - это мастерская перевоплощений. Здесь созданы все условия, чтобы дети приняли участие в продуктивной деятельности.
Почему же продуктивная деятельность так важна для ребенка? Прежде всего, потому, что творчество, т.е. возможность что-то создать, - одна из главных способностей, данных человеку.
Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет свою связь с миром. Изделие, слепленное, сшитое или сконструированное ребенком, несет отпечаток его личности и в то же время существует отдельно от него.
Занятия в творческой мастерской помогают детям и подросткам приобрести уверенность, самореализоваться, использовать на практике свои знания.
Для расширения кругозора детей с ограниченными возможностями предусмотрено посещение лицеев, выставочных залов, экскурсии по городу, организация выставок, а так же участие в различных смотрах и конкурсах городского и республиканского уровней.
В течение месяца дети до 12 лет и их родители участвуют в творческом процессе «Фабрики умелых рук», - в игровой форме занимаются живописью с помощью пальцев рук, ног, работают с соленым тестом, с различными крупами (манкой, гречкой, горохом), с пластилином. Такие арт-терапевтические техники помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка. Подростки с 13 до 18 лет занимаются кружковой деятельностью: «Чудо - соленое тесто», «Бисероплетение», «Поделки из фольги» и т.д.
Родители тоже вовлечены в творческую, игровую деятельность на базе кружка «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». Семья представляет собой социальный феномен, как социальный институт, малая социальная группа. Она, наряду с многочисленными функциями, обладает функцией передачи социально-культурной информации и обеспечивает культурно- историческую связь между поколениями.
Родители с интересом изготавливают поделки, рисуют, лепят совместно с детьми. В конце заезда творческая мастерская организует выставку рисунков, различных поделок из бумаги, ткани, ниток, теста, пластилина, гипса и т.п. Следует отметить, что выставки проходят в развлекательно-игровой форме (игры-конкурсы «Чик - планета, жик - ракета», «Вернисаж», различные путешествия). Детям нравиться играть с поделками, сделанными своими руками. Для них игра - это источник радостных эмоций, обладающих воспитательной силой, которая формируют такие качества, как организованность, самоконтроль, оценка своих способностей. Тематические выставки «Моя Удмуртия», «Большой аквариум» ориентированны на развитие познавательной деятельности и совершенствование разговорной речи детей. Большое воспитательное значение заложено в правилах народных подвижных игр, проводимых во время театрализованных выставок «Приятна мне твоя прощальная краса». Они регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность, направляют на развитие тех сторон психической деятельности, которые в большей степени отстают у ребенка. Взрослым только надо вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами ребенка.
Театрализованные выставки создают условия для раскрытия творческих способностей и направлены на поддержку самостоятельной активности детей с ограниченными возможностями. Выставки являются важным фактором, а точнее условием социальной реабилитации детей-инвалидов. Именно на выставках ребенок получает конечную оценку своей работе. Он может оценить ее глазами посетителей, через их мнение. Выставки становятся одной из форм художественно-психологической реабилитации. В реабилитации очень важно не делить работы детей на слабые и сильные, а видеть их в динамике и единстве. Они выявляют художественный рост ребенка, через творчество преодолеваются проблемы как психологические, так и физиологические.
Необходимо стараться вносить в жизнь детей праздники, развлечения, игры. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Творческая мастерская «Фабрика умелых рук» дает большие возможности, как для решения общетерапевтических задач, так и для достижения конкретных коррекционных целей. В число коррекционных задач входят сенсорная стимуляция, развитие мелкой и крупной моторики, реализация творческого замысла - помочь детям сформировать свой стиль, раскрыть творческие способности.
Социум - это объединение людей, которые характеризуются своим стилем поведения, своим уровнем доброжелательности или агрессивности и т.п. В «Фабрике умелых рук» дети и подростки объединены в группы. Здесь созданы все условия для совместной деятельности детей и родителей. Они придумывают сценарии выставок, кукольных спектаклей, сочиняют стихи. Такая организация совместной, развлекательной, игровой деятельности ребенка и взрослого способствует усвоению у детей социальных норм поведения: формируют культуру организации свободного времени; дети усваивают и совершенствуют коммуникативные навыки, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности в игровой деятельности.
Благоприятный микроклимат в «Фабрике умелых рук», индивидуальный подход к каждому ребенку, организация и проведение совместно-творческой досуговой деятельности - все это залог успешной адаптации в Центре и интеграции в обществе.
Это одно из немногих мест, где ребенок с ограниченными возможностями развития (ОВР) может реализовать свое Я.
Добро пожаловать! Двери творческой мастерской «Фабрика умелых рук» всегда открыты для детей и их родителей. Доброта, внимание и забота окружают детей и подростков с первых дней пребывания в Центре. Будьте, уверены: скучать не придется!

Назад Оглавление Далее