aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

4.3. Обучение в общеобразовательном или специальном образовательном учреждении

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения общего и профессионального образования.
На международном уровне основы образования инвалидов заложены нормами Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. (далее — Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов) (Правило 6 «Образование») и нормами Конвенции о правах инвалидов.
Генеральная Ассамблея ООН призывает особое внимание уделять детям самого юного возраста, являющимся инвалидами, детям-инвалидам дошкольного возраста, а также устанавливает, что в случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано.
Статья 43 Конституции РФ не только гарантирует право на образование любому ребенку независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию.
Особенности обучения детей-инвалидов заключаются в следующем. С одной стороны, образовательные учреждения должны выполнять специальные условия в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Какие-либо специальные образовательные стандарту для инвалидов не предусмотрены. Обязательные ддд изучения дисциплины не могут быть иными, чем у других детей. С другой стороны, при обучении инвалидов осуществляется адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов И педагогической коррекции учебного процесса, а также при необходимости образовательными учреждениями проводятся мероприятия по приспособлению помещений к обучению инвалидов.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Отдавать ребенка в школу можно после достижения им возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет. Закон позволяет родителям или иным законным представителям ребенка-инвалида составить заявление о приеме ребенка в школу в более раннем возрасте. По закону родители обязаны обеспечить получение ребенком общего образования. Предельный возраст для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения одинаков для всех детей и составляет 18 лет.
Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу достаточно подачи заявления одним из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты формы № 286-у. Желательно также предоставить ИПР ребенка, ведь она обязывает предоставить ребенку- инвалиду особые технические средства реабилитации й услуги, необходимые для его эффективного обучедля. Однако предоставление ИПР инвалида для приема ребенка в школу не является обязательным.
В общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться по очной, очно- заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования.
Дети-инвалиды могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или в общеобразовательных учреждениях. В частности, считается, что ввиду особых коммуникативных потребностей инвалидов по слуху и зрению целесообразнее обучать в обычных школах, в которых созданы специальные классы или группы для таких детей.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии создана система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Многие дети обучаются в коррекционных классах или группах в общеобразовательном учреждении.
Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которое регулирует Деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данному Типовому положению специальные (коррекционные) о6разовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослєпших детей, детей С тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Остановимся немного подробнее на видах коррец. ционных учреждений для детей-инвалидов. В соответствии с письмом Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов» специальные (коррекционные) образовательные учреждения делятся на следующие виды:
1) специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида. Оно создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7 лет (с учетом подготовительного класса); основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
2) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида. Оно создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: одно для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; другое — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов. Они обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных И ВТОРИЧНЫХ отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционйом учреждении) обучение незрячих и слабовидящих Четей, детей с косоглазием и амблиопией.
Для формирования у воспитанников компенсатор. НЫХ процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, по социально-бытовой и пространственной ориентировке ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением 0,04 и ниже и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
В первый класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей старше указанного возраста на 1-2 года.
Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида — до 8 человек.
Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с тремя ступенями общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих jum часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии, дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения выше 0,4 для продолжения лечения зрения.
Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года); основное общее образование (нормативный срок освоения — б лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
4) специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида. Оно создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Имеет в своем составе два отделения, в зависимости от местных условий может иметь и одно отделение. В первое отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, Ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во второе отделение принимаются дети с тяжелой рмой заикания при нормальном развитии речи.
В составе отделений могут комплектоваться класCbI (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их ре. чевого развития.
В случае устранения речевого дефекта воспитаниики коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
5) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида. Создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и параларезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
6) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида. Создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, У которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения— 3-5 лет),1 основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).
7) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида. Создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Сроки обучения в коррекционном Учреждении VIII вида могут составлять 9-11 лет.
Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только при наличии согласия родителей (законных представителей).
Даже при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии ребенок не может быть Направлен на обучение в коррекционной школе без согласия родителей. Родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу. Органы управления образования обязаны обеспечить ту форму образования (очную, заочную и др.), на которой настаивают родители. В заключении комиссии не может быть поставлена отметка «не обучаем», комиссия может только дать рекомендации, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка. Ребенок не может быть лишен своего права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Решение (заключение) психолого-медико-педагогической комиссии может быть обжаловано в суде.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.
В целях преодоления ограниченных возможностей здоровья воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения В коррекционном учреждении. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психологоиедико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения, медицинское обеспечение осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
По итогам обучения выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Назад Оглавление Далее