Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Социальная реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Доступность городского пространства

Затрагивая проблему доступности городского пространства, можно говорить о том, что ситуация несколько улучшилась в сфере торговли. В некоторых магазинах появились поручни и пандусы, стиль обслуживания преобразился:
«Я думаю, что великолепным в Саратове стало обслуживание в магазинах. Я когда прихожу или в «Магнит» или другой магазин без сопровождающего, я могу купить без всяких проблем, ко мне подходит консультант, спрашивает, что Вам нужно. Особенно там, где я живу, меня уже знают, подходят, - проблем никаких нет. Мы вчера с друзьями - они абсолютно незрячие - в «Интек» ездили покупать посуду. Нам помогли выбрать то, что нам нужно. В этом отношении стало супер, а не как раньше - "девушка Вы что, не видите что ли"?!» (женщина-инвалид по зрению).
Вместе с тем, большинство пандусов в городе не соответствует строительным нормам и правилам (СНИП), бордюрный камень на перекрестках должен быть ниже, чем во всех остальных местах, и это соблюдается лишь в редких местах. Ситуация с застройкой города, пешеходных зон, мест парковки практически не отслеживается сквозь призму потребностей инвалидов. Отсутствуют места специальной парковки, знаки и разрешения парковки в социально значимых местах, в том числе, около областного Правительства, Думы, больниц, земельного комитета, приемной уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Попытки инвалидов настаивать на своих правах нередко оборачиваются против них самих, власти начинают и выигрывают:
«По поводу знаков: у меня есть одна семья знакомая, они оба инвалиды, на костылях передвигаются. Подъехали к земельному комитету, что-то им там надо оформить. Подходит представитель ГАИ и требует убрать машину. Они говорят: "ну надо!" - "Нет, убирайте", - а они люди настырные, пошли в комитет, оставив машину. Автоинспектор снял у них номера, и они поехали в ГорГАИ. Естественно, [номера им] отдали, извинились даже и сказали, что обратим, мол, на это внимание, что инвалидам там можно парковаться. Через неделю рядом со значком «Остановка запрещена» появляется еще один -инвалид беленький на коляске перечеркнутый красной полоской, т.е. даже инвалиду категорически [запрещено]» (женщина-инвалид, председатель общественной организации).
Наши респонденты отметили, что ситуация с покрытием улиц и расчисткой дорожек зимой ухудшилась: в нескольких местах - возле магазинов - улицы были вымощены скользкой плиткой, а зимой с перепадом температуры тротуары превращаются в каток. В городе появилось несколько звуковых светофоров, необходимых для людей с нарушением зрения, впрочем, такие светофоры были установлены там, где у инвалидов меньше всего было проблем с переходом через дорогу - на центральных пешеходных улицах. Между тем, в принятой Министерством здравоохранения и социальной поддержки области программе реабилитации, было заложено обеспечение проведения мониторинга по определению потребностей в реконструкции и переоборудовании объектов социальной и транспортной инфраструктур согласно плотности проживания инвалидов определенных категорий. К сожалению, создание инфраструктуры безбарьерной среды продвигается довольно низкими темпами.
Проблема передвижения по городу инвалидов сопряжена с неприязнью работников общественного транспорта к льготным категориям граждан:
«Да, да. Вот когда пошли первые, как сказать, в автобусах - инвалиды детства, проезд бесплатно, и на нас, ну, как собаки лаяли, вплоть до мордобития. Ну, насчет мальчишек, которые вот так трясутся [показывает] и мотаются, их прям видно, они говорить не могут, шофер налетал с кулаками. Он показал пенсионное удостоверение, они [водитель и кондуктор] ему: "Пошел ты вон, чтоб ты больше сюда не совался, и попробуй только в мой автобус сесть, и вообще, это частный, я его купил". Ну, в общем, ужасно было. И жаловались, и все, а, бесполезно это все. Это все ерунда. Никто нас никак не защищает. Нигде. А потом пошли уже проездные, вот сейчас уже, с проездными легче» (женщина, низкорослый инвалид).
Особо остро почувствовали это матери детей-инвалидов в российской провинции: «мало того, что ничего хорошего не прибавили, да ещё плюс убавили вот эту льготу [на проезд]» (мать ребенка-инвалида). Вместо льготы детям-инвалидам и их сопровождающим предоставлено право приобретения социальных проездных (входит в так называемый социальный пакет), а на время получения ребенком образования - право бесплатного проезда. Далеко не все наши информанты успели сориентироваться в быстрых изменениях своего статуса, определенного региональным законодательством.
Гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени (инвалидам I группы) и инвалидам по зрению, а также детям-инвалидам предоставлено право на приобретение социальных месячных проездных билетов для сопровождающего их лица - на тех же условиях. Стоимость социальных месячных проездных билетов по каждому виду транспорта, право на приобретение которых предоставляется гражданам льготных категорий, устанавливается в размере 50 рублей. Транспортным предприятиям за каждый приобретенный гражданами социальный проездной полагается компенсация из областного бюджета. Почти вся финансовая нагрузка действия закона о социальных проездных документах ложится на областной бюджет.
В реформировавшихся регионах, к которым относится и Саратовская область, отмечено 15-процентное сокращение объемов транспортной работы. Как только транспортные услуги стали платными, у граждан льготных категорий появилась заинтересованность в экономии транспортных расходов. В результате сократились объемы перевозок, и местные власти приняли меры по оптимизации маршрутной сети и расписаний движения с целью приведения объемов предложения транспортных услуг в соответствие с уменьшившимся спросом. При этом сокращение объемов транспортной работы осуществлялось, в основном, за счет муниципальных транспортных предприятий. По частным предприятиям этот показатель, напротив, вырос на 18%. За счет этого удельный вес частников, по сравнению с 2004 годом, увеличился с 9 до 12%. Это значит, что, несмотря на все нерешенные правовые и финансовые вопросы, сектор социально значимых перевозок становится все более привлекательным для частного бизнеса. Между тем, в ряде регионов, в том числе и в Саратовской области отмечается негативный настрой частных перевозчиков, которые при каждом удобном случае грозят городу приостановить свою деятельность и выдвигают непомерные суммы компенсаций, а свое недовольство опрокидывают на пассажиров: «когда мы хотим поехать на транспорте, то водители этого транспорта (автобусов, трамваев) перед стариками и перед инвалидами как раз дверь перед носом закрывают. Потому что знают это "бесплатник", вот, и ему такие пассажиры не нужны» (женщина-инвалид 2 группы).
Неприспособленный для людей с особыми потребностями транспорт вызывает множество негативных отзывов и конфликтов, в которых проявляются общественные установки по отношению к инвалидности:
«... вот в транспорте обычно вот сталкиваешься, стоишь с коляской, а он проезжает пустой мимо и не останавливается, видит - ребенок-инвалид - и не останавливается».
«Маршрутное такси. Вот в школу мы ходили раз в неделю, на "двойке" стоишь, [маршрутки] «2а» иногда просто не останавливаются, или скажет: "Что прешься с тележкой, здесь для вас троллейбус пустили!"» (из интервью с матерями детей- инвалидов).
Услуга социального такси вызывает как положительные, так и отрицательные отклики инвалидов. Основные претензии связаны с необходимостью заранее, за две-три недели планировать выезды:
«Одно социальное такси - от общества инвалидов, там оно совершенно бесплатное, то есть там ни копейки не платишь, но там сделали всего лишь: ты можешь пользоваться два раза в месяц и записываться за две недели. Неудобно тем, что я собралась в гости к [знакомой], за две недели я как бы заказала, а пока я собралась, - мы с ней уже рассорились, то есть, в гости меня уже не звали, вот. Или, там, погода испортилась. Ну ладно, сейчас еще лето - куда ни шло. А, вот, осенью, там, или зимой, то есть погода огромное значение имеет. В снег уже не пойдешь, в дождь, там, в слякоть тоже уже не сможешь обратно добраться, вся перепачкаешься, вот. И уже все. Что за две недели ждать? Это очень сложно» (женщина-инвалид, ДЦП).
Закон о монетизации льгот больнее всего ударил по инвалидам с нарушением опорно- двигательного аппарата в части обеспечения их средствами автотранспорта. Общественные организации инвалидов предприняли в 2006 году попытку пролоббировать Саратовский закон об обеспечении автотранспортными средствами отдельных категорий инвалидов. В прошлом году этого сделать нельзя было в силу Федерального закона №122-ФЗ, который у региональных органов законодательной власти отобрал право финансировать разрабатывать законопроекты и программы, связанные с социальной защитой инвалидов. 31 декабря 2005 года был принят Закон №199-ФЗ, по которому такие полномочия о социальной поддержке инвалидов были возвращены в региональные органы власти. Проект Закона «Об обеспечении транспортными средствами отдельных категорий инвалидов» представленный общественной организацией инвалидов и поддержанный депутатами Саратовской областной думы не получил поддержки у Губернатора Саратовской области. В частности, в отзыве на данный проект говорится о несогласии Губернатора с самой концепцией законопроекта (из интервью с экспертом).

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.