aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

О социализации молодых инвалидов

Суслова Марина Юрьевна - ассистент Социального института Уральского государственного профессионально-педагогического университета.

В 1999 г. автором проведено сравнительное социоинженерное исследование, которое подвело итоги его четырехлетней работы над проблематикой социального положения инвалидов. Реализация поставленной исследованием цели предполагала решение следующих задач: выявление основных социальных проблем молодых инвалидов, возникающих в процессе социализации; определение оптимальных путей их социализации в рамках муни-ципальной социальной политики; разработка проекта деятельности организаций инвалидов, направленного на повышение эффективности их функционирования. Респондентами выступили инвалиды от 16 до 30 лет двух районов г. Екатеринбурга, а также управленческий аппарат районных обществ инвалидов, эксперты по проблемам инвалидов (начальники территориальных управлений социальной защиты населения, председатели комитетов по социальной политике, председатели районных обществ инвалидов). В качестве методов использованы анализ документов, экспертный опрос, инновационные игры, полустандартизированные и фокусированные интервью.
Объем выборочной совокупности составил 120 человек. Из них 43,3% - женщины, 56,7% - мужчины; респонденты 1-й группы инвалидности - 38,3%, II-й - 35%, III-й - 26,7%. С учетом специфики изучаемого объекта выборка содержала некоторые принципиальные особенности: за основу ее были взяты картотеки районных отделений ВОИ и проводился сплошной опрос респондентов.
Часть респондентов считает, что их образ жизни, самочувствие зависят от субъективных причин. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на свое окружение, практически всегда берут на себя ответственность за то, что с ними происходит. В случае неудач считают, что приложили недостаточно усилий или недостаточно настойчивы в достижении своих целей. Интерналов (люди, интерпретирующие события как результат собственной деятельности) среди инвалидов 45%, хотя среди молодых инвалидов они преобладают. Основная же масса, особенно инвалиды в более старшем возрасте, верит в свою зависимость прежде всего от объективных обстоятельств. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы.
На становление личности, положение человека в обществе решающее влияние оказывают различные социальные среды: семья, социальные институты, в пределах которых тот или иной человек выполняет свои роли и функции, общество в целом, предоставляющее человеку определенные права и предъявляющее к нему соответствующие законодательные, нравственные и культурные требования. Наиболее важной из них является семья, где происходит первичная социализация человека. Семейную социализацию можно рассматривать двояко: с одной стороны, как подготовку к будущим семейным ролям, с другой, как влияние, оказываемое семьей на формирование личности. Более 2/3 (70%) опрошенных нуждаются в понимании и поддержке семьи и находят их. Недостаток внимания со стороны близкого окружения оказывает существенное негативное влияние на самочувствие молодых инвалидов. Позиция инвалида в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в доме. Если он чувствует любовь родителей, окружен разумным вниманием и ненавязчивой заботой, то подобная эмоциональная обстановка благоприятно влияет на его отношение к семье и в какой-то степени к людям вообще (подтверждение этому было получено в ходе индивидуальных интервью). И наоборот, ощущение заброшенности, ненужности в семье приводит к негативному отношению к ней, порождает черствость, эгоизм, уход в себя, озлобленность в отношении к окружающим, особенно "здоровым" людям.
Как показало исследование, треть респондентов находятся в полной зависимости от родителей, близких либо опекунов. Это те, кто не могут передвигаться вообще или самостоятельно обслуживать себя. Долгое пребывание в таком пространстве порождает особое отношение к его содержанию (материально-вещественным и личностным компонентам), к вопросам о возможности контроля над средой, влияет на процессы восприятия (настроение, мироощущение) и поведение человека. Такие инвалиды в большинстве своем замкнуты, пассивны, а в ряде случаев даже агрессивны. Для них связь с внешним миром осуществляется благодаря членам семьи, соседям, СМИ и иногда социальным работникам. Каждый десятый респондент отметил наличие их помощи.
В последние годы СМИ и массовая культура стали ведущим фактором социализации. Они навязывают образы и модели поведения, культ звезд экрана, эстрады, музыки и спорта. Видя с экранов телевизоров красивых, здоровых и улыбающихся молодых людей, инвалиды острее ощущают свою "ущербность", у них снижается самооценка, срабатывает механизм социального сравнения. Это отметили до 2/3 опрошенных.
Следует отметить важность социально-психологического аспекта взаимоотношений инвалидов и общества. По мнению опрошенных, окружающие относятся к ним по-разному: одни их просто не замечают, другие стараются помочь, поддержать. Большинство респондентов (70%) дали позитивные характеристики отношения к ним окружающих, хотя и отметили наличие конфликтов с ними. Это, возможно, свидетельствует о том, что негативное отношение здоровых членов общества к инвалидам меняется на более терпимое. Тем не менее женщины по сравнению с мужчинами чаще ощущают на себе пренебрежительное отношение окружающих, особенно инвалиды I группы (43% к ответившим).
Возможность учиться и трудиться создает условия не только для самовыражения и самореализации инвалидов, но и способствует решению одновременно нескольких жизненно важных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей "ущербности" и считать себя полноценными членами общества. К сожалению, не все инвалиды с этим согласны, многие не хотят изменять стереотипы своего сознания, а предпочитают "молча страдать". Но и приобретя профессию, подавляющее большинство не могут трудоустроиться. Если это удается, то зачастую работают они не по своей профессии или на низкооплачиваемой должности. При этом только у 19% она соответствует полученному образованию.
Результаты исследования показали, что многие молодые инвалиды трудоустраиваются прежде всего для обеспечения себя дополнительными материальными средствами (помимо пенсии). На первое место, таким образом, выходят прагматические мотивы, что объясняется социально-экономическим положением в стране.
Изучение общественных организаций инвалидов пока не привлекло внимание социологов, отчасти именно этим обусловлен интерес автора к данной проблематике.
По мнению респондентов, заполнивших анкеты, районные отделения ВОИ должны выполнять следующие функции: психологическая поддержка рядовых членов - по мнению 96,7%, помощь в трудоустройстве - 90%, проведение мероприятий, способствующих общению инвалидов со сверстниками - 90%. Участники фокус-группы к перечисленным функциям добавили проблемы интеграции инвалидов в общество здоровых людей.
При непосредственном общении с респондентами деятельность районных организаций единодушно оценена высоко. Однако, при анкетировании выяснилось, что 40% опрошенных не удовлетворены их работой. Не устраивает отсутствие оперативной связи с обществом инвалидов, привилегированный статус некоторых его членов и то, что организации не отстаивают права инвалидов в органах муниципальной и областной власти.
Результаты инновационных игр выяснили весьма ограниченные ресурсные возможности этих организаций. Нет достаточной материально-финансовой базы, практически отсутствуют добровольные пожертвования со стороны благотворительных фондов и предприятий. Значительная часть ресурсных возможностей зависит от взаимоотношений с властными структурами, аналогичными общественными организациями инвалидов. Ограниченность ресурсов сказывается на слабой технической оснащенности, отсутствии помещений, необходимых для работы и проведения мероприятий, возможностях оказания материальной помощи рядовым членам, что негативно сказывается на социальном самочувствии молодых инвалидов и влияет на удовлетворенность работой этих организаций.
Как показало исследование, у части инвалидов наблюдается дефицит вторичной социализации вследствие ограниченного круга ее институтов. Она носит по преимуществу монофакторный характер. Это наблюдается у инвалидов, имеющих ограничения в передвижении, либо тех, кто не может передвигаться самостоятельно, имеет противопоказания к труду, учебной деятельности.
В зависимости от группы инвалидности весьма различаются и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются. Так, инвалиды III-й группы имеют больше возможностей в этой области по сравнению с инвалидами I-й. Возникают и психологические проблемы, что значительно усугубляет процесс адаптации, а в ряде случаев выступает факторами дезадаптации, что чревато утратой смысла жизни, чувством бесцельности своего существования. К этой категории молодых инвалидов нужен особый подход и поддержка.
Некоторые из возможных путей социализации инвалидов намечены в разработанном нами социальном проекте, направленном на повышение эффективности функционирования общественных организаций инвалидов (привлечение волонтеров, студентов старших курсов в качестве специалистов, что позволит при минимальных затратах решать возникающие проблемы; создание "инициативных" групп из молодых инвалидов и т.д.).

Список литературы

1. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997. 38 с.
2. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии "социальное самочувствие" // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям "Молодежь - будущее России". - Екатеринбург, 1996 г. 56 с.
3. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 1999. № 4.