aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

2.2. Инвалидность в Российской Федерации

2.2.1. Статистика

Общее количество инвалидов в 2004 г. составляло 11.4 миллиона человек (Федеральная целевая программа «социальная поддержка инвалидов в 2006-2009гг.»). Развитие «первичной» инвалидности представлено в таблице (согласно данным, полученным от Министерства здравоохранения и социального развития).

  1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего, тысяч человек 1113 1347 1109 1200 1184 1092 1463 1799 1443
На каждые 10 000 человек 74,9 90,8 76,2 82,2 82,5 75,5 101,7 126,0 101,2

Согласно Министерству здравоохранения и социального развития РФ, 4.5% или более 1.5 миллиона детей имеют задержки в развитии. 382.5 тысячи из них в 2003-2004 учебном году обучались в спец.школах или спец.классах. 254327 детей обучались в 1956 спец.школах для детей с ограниченными возможностями. В спец.классах в общеобразовательных учреждениях обучались 26433 учащихся с умственной отсталостью, 171966 учащихся с психологическими нарушениями, и 5854 учащихся с физическими формами инвалидности.
В 2001 г. немногим более 5400 инвалидов обучались в 259 ВУЗах в 72 регионах РФ, в 2002-2003 гг. количество студентов инвалидов увеличилось до 14.5 тысяч человек, а в 2004 г. превысило 15 тысяч. (Для сравнения: в 1995 г. лишь 2.5 тысячи студентов инвалидов обучались в ВУЗах). Более 60% из тех инвалидов, которые закончили интегрированные программы получения высшего образования, трудоустроены. В 2004 г. примерно 15 тысяч учащихся инвалидов обучались в средней школе, 19.8 тысяч человек в начальных классах. В 2003-2004 гг. 15000 студентов инвалидов обучались в 300 ВУЗах, что составляло 4.2% от общего количества учащихся. Более подробные статистические данные в сфере инвалидности можно найти в приложении 1 к данному отчету.
Также важно рассматривать эти статистические данные с точки зрения динамической классификации инвалидности, в которой инвалидность рассматривается не как статическая концепция, а как динамический процесс, где инвалиды получают свои инвалидности с возрастом, через болезнь или травму все с более пугающей быстротой. В реальности в условиях стареющей рабочей силы и населения можно легко предсказать, что количество инвалидов в России будет значительно увеличиваться.
Это накладывает на государство ответственность по поиску способов обеспечения того, что все граждане, включая инвалидов, вносят свой конструктивный и продуктивный вклад в жизнь общества. Этот посыл ясно показывается в целом ряде международных политических документов, включая Конвенцию по Правам Инвалидов (ООН) и План Действий в Сфере Инвалидности (Совет Европы).
Количество инвалидов, зарегистрированных в России, относительно не велико по сравнению с другими государствами. На начало 2005 года было зарегистрировано 700 тыс. инвалидов. Однако общее количество инвалидов оценивается на уровне 12,27 млн. людей. Несмотря на то, что около 50% инвалидов находится в трудоспособном возрасте, лишь 10-15% из них трудоустроены.
Скорее всего значительно меньшее количество этих людей участвует в настоящем продуктивном процессе занятости. Например, по данным московского департамента социальной защиты из 10% трудоспособных, имеющих официальную работу инвалидов большая часть реально не работала.
При анализе этих статистических данных важно подчеркнуть, что получение доступа к подходящим точным данным не легко в любом государстве, а особенно в России, где не существует четко контролируемого национального исследования инвалидности.
В одном из регионов, в Саратовской области, согласно данным министерства труда и социальной защиты, 52% всех инвалидов трудоспособны, а количество людей, получающих работу, увеличивается от года к году.
Несмотря на это, оптимистическая оценка трудоустроенных инвалидов в Саратовской области колеблется на уровне 16% (2004). В этом году 6424 рабочих места в 1283 компаниях были зарезервированы для инвалидов, 334 из них - специально адаптированные рабочие места. Лишь около 47% из данных рабочих мест были заняты.
Тот факт, что столько квотированных рабочих мест для инвалидов не заняты работниками, является фактом, подчеркивающим то, что меры, ранее использовавшиеся для продвижения идеи участия инвалидов в жизни общества в Российской Федерации, работают не настолько эффективно на сколько они могли бы работать.
Также важно рассматривать эти статистические данные с точки зрения динамической классификации инвалидности, в которой инвалидность рассматривается не как статическая концепция, а как динамический процесс, где инвалиды получают свои инвалидности с возрастом, через болезнь или травму все с более пугающей быстротой.
В реальности в условиях стареющей рабочей силы и населения можно легко предсказать, что количество инвалидов в России будет значительно увеличиваться.
Это накладывает на государство ответственность по поиску способов обеспечения того, что все граждане, включая инвалидов, вносят свой конструктивный и продуктивный вклад в жизнь общества. Этот посыл ясно показывается в целом ряде международных политических документов, включая Конвенцию по Правам Инвалидов (ООН) и План Действий в Сфере Инвалидности (Совет Европы).

2.2.2. Различные модели инвалидности

Одним из моментов, на который нужно обратить внимание большинству субъектов, является модернизация механизмов предоставления социальной поддержки и социальной помощи инвалидам. Многие субъекты действуют в рамках модели социальной поддержки населения, которая основывается на двух основных идеях. Во-первых, это медицинский взгляд на инвалидность как состояние здоровья, а во-вторых, это реабилитационный подход, который направлен на изменение человека, а не на адаптацию окружающей среды к его потребностям. Потому объяснение исключенности инвалида связано с его физическими, психологическими ограничениями или нарушениями функционирования органов чувств. В системе, разработанной на основе данного принципа, большинство мероприятий направлено на решение трудных ситуаций в жизни инвалида и реализовываются за счет лечения и вмешательства, ориентированного на развитие потенциала. Другим элементом данного подхода является существование системы поддержки, направленной на компенсацию людей с точки зрения получения ими пенсий и пособий по инвалидности.
Концепция интеграции, включая развитие более доступных социальных институтов, реализовывается в отдельных случаях и зачастую лишь организациями, действующими в сфере инвалидности, такими как дома престарелых, специальные образовательные заведения, защищенные предприятия и специализированные рекреационные заведения. К сожалению, эти организации представляют собой изолированную сферу деятельности для инвалидов. Можно утверждать, что данный подход несет в себе зачатки неравенства по отношению к инвалидам.
Подход «социальной поддержки населения» подвергается значительной критике со стороны организаций, представляющих интересы инвалидов. С их точки зрения инвалидность рассматривается как социально созданное ограничение на участие, появляющееся в результате действий представителей общества. Таким образом, любое нарушение рассматривается как
индивидуальное различие, сходное по своим характеристикам с возрастом и полом, и именно общество накладывает негативное значение на понятие «инвалидность». Эта точка зрения отражается в социальной модели или модели гражданских прав в инвалидности, при которой акцент делается на отсутствии дискриминации и обычный подход к вопросам инвалидности во всех сферах жизни общества, т.е. на равных правах с другими членами общества.
Для реализации такого подхода необходимо рассмотреть новые способы предоставления социальных услуг и оказания социальной поддержки, а также устранить дискриминацию по признаку инвалидности.
Услуги предоставляемые на базе сообщества и неконтролируемые различными институтами, становятся важной составляющей нового подхода к предоставлению услуг.
Медицинская и социальная точки зрения на инвалидность содержат аспекты, важные для описания природы инвалидности. Трудность состоит в определении систематического приемлемого способа балансирования данного акцента в условиях изменяющейся окружающей среды и постоянного развития потенциала человека. В связи с этим Всемирная Организация Здравоохранения совместно с Международной Организацией Инвалидов разработали матрицу, которую можно использовать для систематической записи обоих аспектов инвалидности в обществе. Эта матрица под названием Международная классификация функционирования здоровья и инвалидности (МКФ) может стать значительным вкладом в разработку и реализацию политики в сфере инвалидности.
При применении МКФ можно учесть следующие аспекты:
- Здоровье и функциональный потенциал человека;
- Типы систем и поддержки, включающих в себя политику, связанную с инвалидами;
- Физические, социальные и отношенческие барьеры среды;
- Жизненный опыт инвалидов;
- Местные сети оказывающие поддержку инвалидам, включая ресурсы НКО, используемые для помощи при интеграции в общество.
Трудность, появляющаяся в результате этого взгляда на инвалидность с социальной перспективы, связана с ее сложностью и той дилеммой, которую она создает для людей, отвечающих за реализацию политики в сфере инвалидности и предоставляющих планы интеграции для каждого человека (в них указаны и потенциал человека, и возможности избегания барьеров среды). Одним из значимых механизмов для достижения этого является эффективная Индивидуальная Программа/ План Реабилитации (ИПР). Механизмы и процедуры ИПР уже действуют в российской системе, и потому было бы интересным оценить насколько этот механизм отражает биологическую, психологическую и социальную точку зрения на инвалидность.

2.2.3. 0тношения между федеральным и региональным уровнями

Другим важным аспектом российской ситуации являются отношения между региональным и федеральным уровнями. Дополняемость компетенций каждого уровня особенно важна при анализе влияния в сфере инвалидности и предложении возможных мер. В базовом законе 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что определяются новая цель и направление политики в сфере инвалидности. Также он определяет переход от помощи инвалидам и заботы о них к предоставлению им равных с остальными гражданами возможностей, чтобы они могли пользоваться своими гражданскими, экономическими, политическими и другими правами и свободами.
Понятно что закон 1995 года отражает признанный на международном уровне передовой опыт и является сигналом перехода к более социальному взгляду на инвалидность.
Таким образом, с точки зрения взгляда на политику можно определить и признать намерение перейти к более активному подходу к инвалидности. Трудности появляются, как в прочем и в других странах, при реализации этих намерений в практической деятельности. За последние 10 лет можно отметить очень медленный прогресс в данной сфере. Закон оказал влияние на ряд изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации, включая и Закон о трудоустройстве 1996 года, который снижает барьеры для трудовой деятельности инвалидов с легкой и средней тяжестью нарушений.
Однако влияние этих изменений и поддерживающие их принципы сложно выделить в существующем на данный момент образе деятельности и процессах интеграции людей с ограниченными возможностями в социальную и экономическую жизнь.
Часть сложностей с выделением и распространением ценных принципов закона появляется в связи с распределением обязанностей между федеральными и региональными органами власти. Например, ответственность за формулирование политики, проведение медико-социальной экспертной оценки и предоставление технических средств поддержки была предана на федеральный уровень. Это привело к тому, что инвалиды перестали зависеть от социально-экономических и культурных условий конкретного региона, но при этом ответственность за политику также была изъята из перечня обязанностей региональных органов власти, отвечающих за интеграцию инвалидов.
В результате необходимо стало определить и подчеркнуть права и обязанности различных субъектов Российской Федерации. Закон №199 от 2005 года вносит некоторые такие изменения.
Согласно этому закону федеральные органы власти Российской Федерации в сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на:
1. Участие в реализации федеральной политики в сфере инвалидности на территории страны;
Внесение законов и других законодательных документов для поддержки федеральных законов;
2. Определение приоритетов реализации политики в сфере инвалидности на территориальном уровне, которые отражали бы уровень социально-экономического развития региона;
3. Разработку, согласование и реализацию региональных программ по социальной защите и поддержке населения, которые поддерживают доступ к равным возможностям со стороны инвалидов и контролируют реализацию этих программ;
4. Участие в обмене информацией с соответствующими федеральными органами власти;
5. Предоставление финансирования из своих собственных бюджетов на дополнительные меры по социальной защите инвалидов;
6. Продвижение идеи занятости инвалидов при помощи создания стимулов для появления новых специальных рабочих мест;
7. Проведение обучения персонала по социальным аспектам инвалидности;
8. Предоставление финансовой поддержки на исследование и инновации в сфере социальной поддержки населения;
9. Предоставление поддержки организациям, представляющим инвалидов.
Интересно отметить, что это все считается правом и позволяет территориям действовать таким образом, а не является навязанной обязанностью, что является другим требованием согласно закон одател ьству.
Таким образом, пользование правами не является настолько сильным законодательным механизмом как наличие обязанности. Еще одной потенциальной проблемой данного подхода будет отсутствие четкого понимания как должны взаимодействовать федеральные и региональные структуры на региональном уровне.
Кроме данного закона существует ряд других законодательных актов, которые необходимо принимать во внимание, такие как организация национального организационного и консультативного совета по сложной инвалидности, отдельный закон по правам инвалидов, закон об адаптации физической среды для инвалидов, закон, разъясняющий вопросы финансовой поддержки инвалидов, а также закон, требующий предоставления услуг в сфере здравоохранения, образования, трудоустройства и реабилитации.
На региональном уровне система реабилитации и интеграции включает в себя территориальные офисы федеральных органов власти, региональные органы социальной защиты и социальные организации, региональные образовательные органы власти и обучающие заведения, территориальные отделения организаций инвалидов и региональные некоммерческие неправительственные организации. Становится понятно, что с точки зрения инвалида это - очень сложная система, с которой может единолично без поддержки справиться лишь очень компетентный и образованный человек. К сожалению, любая поддержка в большинстве случаев недоступна.

Назад Оглавление Далее