.

aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Особенности организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов

Конституцией Российской Федерации право на образование признается одним из неотъемлемых прав каждого человека. Принятая Минобразованием России концепция федеральных компонентов государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может быть распространена и на стандарты профессионального образования, а именно на такие их функции как: критериально-оценочные; обеспечения права на полноценное образование; сохранения единства образовательного пространства страны; гуманизации образования; управления; повышения качества образования.
В свете вышеуказанного, система профессионального образования инвалидов должна разрабатываться с учетом преемственности в обучении и с учетом индивидуальных потребностей обучаемого инвалида. Одновременно быть непрерывной и открытой, ориентированной на потребности рынка труда, предлагая ему наиболее эффективные пути повышения уровня образования и различные варианты повышения квалификации.
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства учебного заведения для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательно-реабилитационной среды.
Образовательно-реабилитационная среда – это организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среда,обеспечивающая ему условия для освоения профессиональных образовательных программ, охрану здоровья, создающая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства учебного заведения. Эта среда должна компенсировать, полностью или частично, ограничение жизнедеятельности инвалида в получении образования, позволяя ему выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами. К таким ограничениям относятся ограничения в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, а в некоторых аспектах самообслуживания.
Создание образовательно-реабилитационной среды предполагает:

Основополагающими направлениями по созданию образовательно-реабилитационной среды в образовательном учреждении являются:

Образовательно-реабилитационная среда не является неким застывшим пространством. Очевидно, что по мере возникновения тех или иных проблем в ходе обучения инвалидов, изменениях в правовых документах, регламентирующих различные аспекты социальной защиты, включая образование инвалидов, потребуется поиск адекватных решений актуальных вопросов совершенствования среды. С другой стороны необходимо проведение мониторинга отдаленных результатов функционирования образовательно-реабилитационной среды, и на их основе разработка предложений по ее совершенствованию на последующих этапах работ.
Таким образом, технология обучения инвалидов включает полное описание процесса обучения: совокупность взаимосвязанных учебно-методических, информационных, обычных и специальных технических средств; режим обучения; способы контроля знаний; регламентацию отдельных видов процесса. Технология обучения характеризуется несколькими признаками. В качестве основных можно выделить: степень ориентации на область профессиональной деятельности, жесткость учебного плана, сочетание производственного и теоретического обучения, последовательность изучаемых предметов, особенности интегрированного обучения инвалидов по слуху и их технического и специального сопровождения в процессе всего периода обучения.
Сложность и наукоёмкость профессиональной деятельности определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования, необходимых для ее овладения, а следовательно ступень квалификации, к которой отнесена та или другая профессия.
Номенклатура профессий и специальностей, подготовка по которым в различных подсистемах образования, согласно Закону РФ «Об образовании», регулируется государством, представлена в следующих документах Госстандарта:

Подготовка в системе начального профессионального образования ведется, в основном, по профессиям широкого профиля с последующей специализацией по специальностям, а в системе среднего профессионального образования – по специальности, в рамках которой устанавливается специализация.
В соответствии со структурой высшего профессионального образования высшее учебное заведение в рамках определенных направлений предлагает поступающим на обучение различные специальности, по ряду специальностей устанавливаются специализации.
При создании структуры непрерывного образования инвалидов необходимо учитывать тенденции развития общей системы непрерывного образования с опорой на существующие организационные формы обучения инвалидов: реабилитационные центры, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Одним из основных направлений развития организационной структуры общей системы профессионального непрерывного образования в России является образование новых типов учебных заведений – многоступенчатых (многоуровневых), а также интеграция образовательных структур в целостные образовательные системы («детский сад – общеобразовательная школа – учреждение начального профессионального образования (УНПО)», «УНПО – учреждение среднего профессионального образования (УСПО)», УНПО – УСПО – ВУЗ»; «колледж – ВУЗ» и т.п.).
Профессиональные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования (учебный план) - представляют собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами всех ступеней профессионального образования.
При организации непрерывного интегрированного профессионального обучения лиц с психофизическими особенностями по базисным учебным планам общеобразовательных учреждений необходимо использовать возможности, предоставленные вариативной частью плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся (студентов), учитывающей их личностные особенности, интересы и склонности.
При таком учете предлагается ориентироваться на следующие 4-е возможности:
1 — психофизические особенности инвалида позволяют ему освоить профессию (специальность) в соответствии с Госстандартом общей системы образования;
2 — психофизические особенности инвалида позволяют ему освоить профессию (специальность) в соответствии с Госстандартом общей системы образования, но за больший срок обучения (или за тот же срок обучения, но с использованием специальных технологий обучения);
3 — психофизические особенности инвалида позволяют ему освоить большую часть видов деятельности (трудовых функций) по профессии (специальности), предусмотренных стандартом общей системы образования (в соответствии с профессиональной характеристикой для начального профессионального образования или требованиями к уровню подготовки выпускников для специальностей среднего или высшего профессионального. образования);
4 — психофизические особенности инвалида позволяют ему освоить только определенные виды деятельности или работ по специальности.
В учебном плане можно выделить три уровня: стратегический, тактический (обычно трех-пяти летний), оперативный (обычно годовой). Эти уровни отличаются степенью детализации и возможностью изменения.
Стратегический учебный план включает группы дисциплин с предполагаемой временной структурой, но без детализации по элементам периода обучения. Тактический план содержит до 80% детализированных дисциплин с выделением доли свободных ресурсов времени по отдельным группам дисциплин и конкретизацией видов контроля знаний. Оперативный учебный план содержит детальную совокупность дисциплин и методов контроля знаний. Фактически каждый очередной уровень учебного плана оказывается детализацией плана предшествующего уровня.
Обычно используется метод гибкого учебного плана (при нескольких уровнях гибкости), что предполагает выделение групп дисциплин. Первая группа является обязательной и регламентируется требованиями Министерства образования, вторая регламентируется образовательным учебным заведением, третья допускает варьирование и выбирается образовательным учреждением и выпускающей кафедрой. Такой план позволяет оперативно изменять состав предоставляемых знаний с учетом изменений на рынке профессионального труда, развития конкретной специальности, индивидуальных желаний обучаемого инвалида.
С учетом потребностей и возможностей инвалидов учебные планы должны включать в себя целый ряд специфических дисциплин, направленных на адаптацию учебного процесса к инвалиду и внедрение его в интегрированную среду обучения, овладения им современными средствами коммуникации и необходимыми знаниями медико-технической и медико-социальной реабилитации, основами психологии и т.д.
Годовой учебный план (“отрезки”) - учебный план на год с перечислением всех видов аудиторных занятий с количеством часов на семестр, самостоятельной работы и всех контрольных мероприятий по неделям семестра.
Учебные программы дисциплин - представляют собой развернутый план курса с кратким описанием всех видов проводимых по нему занятий, используемых учебно-методических материалов и всеми видами самостоятельных работ и контрольных мероприятий с учетом особенностей обучения лиц с дефектами здоровья.
К элементам процесса обучения относятся лекции, упражнения, лабораторные работы, контрольные задания, самостоятельные рефераты и исследования, экзамены, зачеты, профессиональная практика. Сочетание этих элементов характеризует технологию обучения в целом и по каждой дисциплине в отдельности.
Информационной базой профессиональной деятельности являются все дисциплины, предусмотренные сложившимся представлением о составе образовательных дисциплин. Это взаимосвязанный комплекс социальных, экономических, гуманитарных, математических, естественнонаучных, общеинженерных, специальных, составляющих в данном случае целый блок, и ряд специальных образовательно-реабилитационных дисциплин.
Инвалид, закончивший профессиональное образовательное учреждение и получивший дополнительные знания по ряду специальных образовательно-реабилитационных дисциплин, должен уметь организовать свое рабочее место с использованием необходимых технических средств, знать свои права и обязанности.
Формируя технологию обучения необходимо учитывать возможности по ее реализации. Конкретный курс или элемент обучения организуется в условиях учебного заведения в соответствии с педагогической целью и реальными возможностями. В качестве основных ресурсов можно выделить материально-техническое учебное оборудование, специальное техническое оборудование, время, учебную литературу, дополнительный раздаточный материал для наиболее полного освоения и понимания сложного материала, квалификацию преподавательского и учебно-вспомогательного персонала. Оснащенность компьютерной техникой, программными средствами, лабораторными приборами, образцами машин, выходами в мировые компьютерные сети определяют возможности образовательного учреждения по реализации некоторых элементов технологии образования. Многие современные элементы технологии обучения требуют видеотехники, видеофильмов, тренажеров, подготовленных аналитических ситуаций, специального учебного оборудования.
Временные ресурсы задаются предельно допустимым учебным временем по суткам, неделям, месяцам и семестрам. Совокупность элементов технологии обучения на конкретный интервал времени не должна превышать по трудоемкости ресурсов календарного времени. Возможности обучаемого не безграничны по ресурсам времени в сутках. Обычно выделяется (как предельно допустимый лимит) 8 - 10 часов в сутки для учебной деятельности человека. Временной цикл обучения инвалида в университете может быть увеличен (на один год) по сравнению с установленным сроком обучения за счет введения в учебный план специальных коррекционных дисциплин.
Профессиональный состав преподавательских кадров определяет возможности по составу дисциплин и долю отдельных, прежде всего трудоемких и высокопрофессиональных элементов технологии.
Наиболее полно задачам профессионального образования лиц со специальными потребностями в интегрированных (вариативных по форме) условиях обучения и складывающимся потребностям рынка интеллектуального труда отвечает многоуровневая (градуальная) образовательная система. В многоуровневых структурах естественным образом и наиболее эффективно воплощаются фундаментальные для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья принципы непрерывности профессиональной траектории, доступности и беступиковости всех ступеней и уровней профессионального образования, адресности и оптимальности содержания и объема специальных образовательных и реабилитационных услуг.
Реализация вариантов систем непрерывного многоуровневого интегрированного по форме профессионального образования инвалидов возможна прежде всего в ведущих образовательных учреждениях для инвалидов с сохранным интеллектом.
Основные принципы управления профессиональным образованием сформулированы Законом РФ «Об образовании»: в соответствии с образовательным стандартом дается обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки специалистов. При выборе моделей образования инвалидов необходимо руководствоваться Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Начальное профессиональное интегрированное образование инвалидов

Система начального профессионального интегрированного образования инвалидов так же как и общепринятая базируется на двухуровневой схеме подготовки специалистов:
- первый уровень обеспечивает основные параметры начального профессионального образования (базовая подготовка);
- второй уровень определяет требования к обучению конкретным профессиям (специальная подготовка).
Основным требованием, предъявляемым к базовой подготовке, является то, что она должна быть достаточно объемной (не менее 60% учебного времени, выделяемого на профессиональную подготовку) и в ходе ее должны быть освоены (хотя бы на уровне начального разряда) практические навыки по специальностям профессии с учетом психофизических особенностей инвалида и использованием специальных технологий обучения.
В этом случае подготовка по профессии широкого профиля обеспечивает профессиональную мобильность для выпускника образовательного учреждения из числа инвалидов, так как позволяет ему занимать различные рабочие места в системе разделения труда без дополнительного обучения или после краткосрочного обучения. Структура модели учебного плана начального профессионального образования интегрированного образования должна предусматривать блочно-модульный подход к его формированию. Модель предусматривает три формы обучения: на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования (для профессий 2-й ступени квалификации), то же с получением среднего (полного) общего образования и на базе среднего (полного) общего образования (для профессий 3-й ступени квалификации).
Модель отражает преемственность со стандартом общего образования:структура и объемы времени на циклы и предметные области общеобразовательной подготовки соответствуют инвариантной части базисного учебного плана Госстандарта общего образования и состоит из гуманитарного блока и естественнонаучного блока. Профессиональная подготовка включает следующие блоки: общетехнический, отраслевой (или часть общепрофессионального), общепрофессиональный, профессиональный, специальные блоки, которые должны включать ряд специальных реабилитационных дисциплин, учитывающих психофизические особенности определенных для данного образовательного учреждения категорий инвалидов и позволяющих решать задачи комплексной адаптации инвалида к обучению и его дальнейшей производственной деятельности (таблица 1).

Таблица 1.
Структура содержания начального профессионального образования

Содержание Учебный план  
Общеобразовательная подготовка  
Гуманитарный блок Гуманитарный цикл
Предмет
Предмет
Предмет
Б
А
З
О
В
А
Я

П
О
Д
Г
О
Т
О
В
К
А
Естественнонаучный блок Естественнонаучный цикл
Предмет
Предмет
Предмет
Профессиональная подготовка
Общетехнический блок Общетехнический цикл
Предмет
Предмет
Предмет
Отраслевой блок (или часть
Общепрофессионального)
Отраслевой цикл
(общепрофессиональный цикл)
Предмет
Предмет
Предмет
Общепрофессиональный блок Профессиональный цикл
Базовый курс
Предмет
Предмет
Производственное обучение
Профессиональный блок   С
П
Е
Ц
И
А
Л
Ь
Н
А
Я
Специальные блоки Специальный курс
1 Предмет
Производственное обучение
Практика
2 Предмет
Производственное обучение
Практика
3 Предмет
Производственное обучение
Практика
4 Специальные реабилитационные дисциплины

Таким образом, предложенное расположение циклов в модели делает учебный план открытым, что особенно важно при разработке на ее основе рабочего учебного плана образовательного учреждения, реализующего образовательные программы для инвалидов.

Среднее профессиональное интегрированноеобразование инвалидовp

Среднее профессиональное образование примыкающее, с одной стороны, к начальному профессиональному образованию, а с другой стороны, к высшему профессиональному образованию имеет много общего с ними, что необходимо учитывать при разработке учебных планов.
Среднее профессиональное интегрированное образование осуществляется на базе основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.
На базовом уровне осуществляется освоение основной профессиональной образовательной программы с использованием специальных технологий обучения представленной категории инвалидов, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена. Нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять в основном не менее 3-х лет. Выдается документ государственного образца с указанием специальности среднего профессионального образования.
На повышенном уровне осваивается основная профессиональная образовательная программа, включающая программу обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программу дополнительной подготовки, включающую в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным дисциплинам и (или) циклам дисциплин, ряд специальных реабилитационных курсов и обеспечивающая подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Срок обучения на базе основного общего образования — не менее 4-х лет. Выдается документ государственного образца с указанием специальности среднего профессионального образования и с дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки.
Структура модели учебного плана среднего профессионального интегрированного образования должна также предусматривать блочно-модульный подход к его формированию и состоять из следующих блоков;
гуманитарные дисциплины, социально-экономические дисциплины, математические дисциплины, общие естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины (для данной группы специальностей), специальные дисциплины, которые должны включать ряд коррекционных дисциплин, производственной (профессиональной) практики, дисциплины по выбору и факультативные дисциплины.
В учебном плане по конкретной специальности необходимо показывать объемы времени, отводимые на описанные выше разделы плана и на федеральный и региональный компоненты.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов из числа инвалидов по схеме интегрированного обучения на базе основного общего образования, реализуют базисный учебный план общеобразовательного учреждения с элементами коррекции, соответствующей инвалидизирующей патологии, специальными образовательно-реабилитационными технологиями и специальным техническим сопровождением учебного процесса.

Высшее профессиональное интегрированное образование

Высшее профессиональное образование осуществляется на базе среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования.
Структура высшего профессионального образования — совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, характеризующих уровни высшего профессионального образования. При этом нормативный срок обучения — установленный стандартом расчетный срок освоения выпускником основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования для очной формы обучения, осуществляемого на базе среднего (полного) общего образования.
Основные профессиональные программы высшего многоуровневого непрерывного профессионального образования инвалидов являются в настоящее время наиболее разработанными. Они должны предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин (для данного направления или специальности подготовки), специальных дисциплин и блока специальных реабилитационных курсов, включающих основы медико-социальной и правовой реабилитации.
Основные образовательные программы включают, наряду с обязательными, дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины.
С учетом предшествующего образования обучающегося возможно обучение в сокращенные сроки (относительно нормативных сроков) на всех уровнях высшего образования.
Условия продолжения образования или перехода на другой уровень определяются высшим учебным заведением в порядке, установленным федеральным государственным органом управления высшим образованием.
Наибольшее распространение в настоящее время получили два концептуальных предложения по структуре многоуровневых систем, например, университетского технического образования:
Двухуровневая система по схеме 4+2 (лет);
Трехуровневая система по схеме 2+2+2(лет).
Возможны и целесообразны в конкретных условиях различных вузов и другие схемы: 3+2+1 (лет), 4+2+2 (лет).
Такая многоуровневая система высшего профессионального образования инвалидов, позволит университету реализовать гибкую систему подготовки специалистов и профессионалов из их числа и оказать ряд образовательных, специальных образовательных и реабилитационных услуг в объеме, форме и содержании, предусмотренных законодательством, обусловленных специальными потребностями и ориентированных на рынок труда.
Для решения указанных задач система многоуровневого непрерывного интегрированного обучения инвалидов предъявляет определенные требования к структуре и организации профессионально-образовательного и образовательно-реабилитационного процессов в высшем учебном заведении. Эта система сводится к следующему:
- вариативность и индивидуальность форм обучения (тотальная интеграция, интеграция по месту нахождения, инклюзивное обучение, традиционное продолженное обучение, кооперативное обучение, «сэндвич» технология и т.д.), что обеспечивает реализацию личной образовательной траектории;
- модульность и достаточность образовательно-реабилитационной структуры, что обеспечивает реализацию индивидуальных специальных образовательных потребностей и предоставление предусмотренных специальных услуг в установленных формах и объемах;
- модульность и беступиковость профессионально-образовательной системы, что обеспечивает реализацию непрерывной и вариативной форм подготовки специалистов;
- функциональную ориентированность и модульность структуры и содержания коррекционно-компенсационных и адаптационно-технологических курсов;
- модульность структуры учебных курсов и их завершенность, что обеспечивает академическую мобильность и реализацию личной образовательной траектории;
- динамизм и саморазвитие, систематическое (на основе мониторинга) обновление содержания учебных и коррекционно-компенсационных курсов, групповая и индивидуальная адаптация при стабильной устойчивой структуре;
- организация специальных служб, помогающих студентам-инвалидам успешно осваивать профессионально-образовательные программы и предоставляемые университетом образовательные (в том числе дополнительные) услуги: служба психолого-педагогической поддержки, институт персональных кураторов, служба планирования карьеры, служба содействия занятости, служба медицинской реабилитации, служба академической поддержки (сурдоперевод, тьюторинг, записывание лекций и т.д.), служба специальной технической и информационной поддержки и т.д., что обеспечивает высокое качество образовательной среды и минимизацию ограничений жизнедеятельности в период обучения.
При разработке системы непрерывного интегрированного профессионального образования инвалидов одной из основных проблем является разработка специальных образовательных и реабилитационных технологий.
Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимается особая совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ, в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, формирование методов познания и деятельности на общем заданном уровне, реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.
Специальные образовательные технологии должны отвечать следующим требованиям:
- соответствия концепции непрерывного многоуровневого интегрированного образования;
- инклюзивности в установившуюся нормативную педагогическую практику образовательного учреждения;
- интегрированности в национальную систему образования;
- органической связи и взаимодополнительности образовательных и реабилитационных технологий, т.е. обеспечения единства образовательных и реабилитационных процессов;
- преемственности научных стандартов традиционных технологий новыми технологиями;
- понимания специальных образовательных технологий, как информационных так и интеллектуальных.
Общепризнанными в педагогической практике технологиями обучения, например, инвалидов по слуху, которые назовем ординарными (ОТО), являются сурдоперевод, записывание лекций, использование надписей на экране (титров), а также демонстрация диапозитивов и диафильмов и др. Применение этих ОТО частично облегчает решение проблемы доступа к информации для лиц с дефектами слуха, но не решает ее принципиально, поскольку они не обеспечивают существенного повышения качества обучения при заданном в образовательном учреждении уровне и темпе подачи и освоения знаний. В этой связи существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды призваны выполнять интенсивные технологии обучения (ИТО). К разряду ИТО, нашедших свое применение в заданной области, можно отнести:
- компьютерные технологии;
- технологии проблемной ориентации;
- технологии «гувернерского» обучения;
- технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект);
- технологии тотальной индивидуализации и др.
Особое место в обеспечении высшего качества образовательных и реабилитационных услуг для контингента со специальными потребностями должны занять высокие технологии обучения (ВТО), которые, как правило, универсальны и могут быть широко использованы в ряде образовательных сред, в т. ч. и специальных.
В ВТО входят такие технологии, которые оптимальным образом обеспечивают формирование у проблемных обучаемых лиц с дефектами здоровья императива генерирования и воспроизводства новых знаний, т.е. таких профессиональных качеств, которые наиболее востребованы на рынке интеллектуального труда, например мультимедиа технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии; мультимедиа технологии в живом контакте педагога и учащегося и т.д.
Применение этих технологий может иметь далеко идущие последствия как в создании безбарьерного образовательного пространства, так и в организации эффективного дистанционного обучения.
В целом для всех создаваемых искусственных информационных сред, независимо от их конкретной архитектуры и конфигурации, обязательным условием эффективности является учет индивидуальных и групповых психофизиологических особенностей инвалидов и использование всех механизмов реабилитации.
Таким образом, система профессионального непрерывного интегрированного образования инвалидов на всех уровнях призвана решать двуединую комплексную задачу:
- реализацию образовательных профессиональных программ по государственным образовательным стандартам, что можно рассматривать как процесс профессиональной реабилитации через профессиональное образование;
- реализацию реабилитационных мероприятий как создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Интеграцией учебного и реабилитационного процессов решаются вопросы органической трансформации учащихся-инвалидов из пассивных потребителей реабилитационных услуг в активных, сознательных и квалифицированных пользователей, способных творчески применять специальные знания и методы для продуктивной деятельности, направленной на снятие (уменьшение) ограничений деятельности в образовательной, профессиональной и бытовой сферах, самопознании, саморазвитии и самореализации.
Создание системы непрерывного интегрированного высшего профессионального образования инвалидов подразумевает:
1. Организацию довузовского образовательного цикла, включающего: создание и сопровождение базы данных об обучающихся в специализированных и обычных школах, ПТУ, техникумах с целью формирования контингента будущих абитуриентов с одной стороны и с другой - с целью формирования собственной учебно-методической и материально-технической базы приема выпускников школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений, относящихся к указанной категории, для профессионального обучения.
2. Участие в работе уполномоченных учреждений медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов как в части определения их собственных возможностей обучения в интегрированной среде, так и в части нормирования необходимого комплекса условий реализации такого обучения.
3. Разработку специальных индивидуализированных программ и учебных планов, обеспечивающих возможность выбора образовательных траекторий, то есть академическую мобильность.
4. Создание специальной учебно-реабилитационной технологической базы.
5. Формирование понятия «учебно-реабилитационный сотрудник образовательного учреждения», квалификационных требований к нему и тарифов оплаты его труда.
6. Формирование номенклатуры специалистов - учебно-реабилитационных сотрудников.
7. Определение базовых соотношений численности учащихся-реабилитантов, приходящихся на одного преподавателя, сотрудника, специалиста.
8. Формирование единого фонда финансирования образовательных и реабилитационных программ.
9. Разработку нормативов финансирования образовательно-реабилитационного процесса по всем статьям расходов.
10. Организацию консультационного пункта для учащихся и их родителей;
11. Совместную работу с ответственными службами заинтересованных ведомств по созданию регламентирующих перечней специальностей и нормативных документов по организации рабочих мест.
12. Содействие трудоустройству выпускников и их дальнейшее сопровождение с целью создания условий последующего повышения квалификации и переподготовки.
Из перечисленного следует, что решение комплекса задач в реализации профессионального образования инвалидов возможно только при наличии в нем авторитетных научно-педагогических школ по широкому спектру дисциплин фундаментальной и специальной подготовки.

Назад Оглавление Далее