Медицинская реабилитация
8. Исследование пространственного праксиса
1) Одноручная проба с воспроизведением положения руки сидящего напротив исследователя
Врач попеременно прикасается к одноименному или противоположному глазу, уху или щеке. Больной должен повторить жест, мысленно изменяя положение руки, преодолевая тенденцию к зеркальному воспроизведению позы.
При проведении исследования отмечают скорость воспроизведения позы; наличие пространственных ошибок; возможность или невозможность самостоятельной коррекции ошибок больным или исправления их после наводящих вопросов исследователя.
Возможные нарушения (Глозман Ж.Г. 1999)
- Импульсивность, приводящая к ошибкам
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Патологическая инертность выполнения заданий
- Выраженные ошибки при воспроизведении позы
- Полная невозможность воспроизведения позы
2) Рисунок стола и куба (Лурия А.Р., 1973).
Больному предлагается выполнить рисунок объемных объектов (стол, куб). Оценивается, может ли больной выполнить задание сам или ему приходится использовать образец; отмечаются искажения деталей и пропорций изображения, игнорирование сторон.
При проведении исследования отмечают, выполнен ли рисунок самостоятельно или по образцу; сохранены ли детали и пропорции изображения; исправляет ли больной ошибки самостоятельно, после подсказок, либо не может исправить эти ошибки вовсе.
Возможные нарушения (Глозман Ж.Г.,1999)
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность); инертность
- Утеря перспективы
- Микрография
- Игнорирование стороны
- Дисметрия, пространственные искажения, пространственный поиск (нарушение пространственной организации действий)
- Фрагментарная стратегия
2) Тест «Рисование часов»
Больному предоставляют чистую белую бумагу без линий и клеток и просят самостоятельно нарисовать на ней круглый циферблат часов с цифрами и стрелками, которые бы указывали заданное врачом время (Захаров В.В., Яхно Н.Н., 2005).
Оценивают правильность изображения циферблата и точность воспроизведения положения стрелок.
Возможные нарушения
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Микрография
- Нарушения целостности круга
- Нарушения правильного расположения цифр внутри циферблата
- Расположение цифр вне циферблата
- Воспроизведение лишь части цифр
- Ошибки в расположении стрелок
- Игнорирование стороны
Балльная оценка результатов выполнения теста (по Захарову В.В., Яхно Н.Н., 2005)
0 - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно, или больной не делает никаких попыток выполнить инструкцию
1 балл - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга или числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком, или написано пациентом в числовом виде) или неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.
3 балла - более заметные ошибки в расположении стрелок: одна из стрелок отклоняется от нужного времени более чем на один час или обе стрелки показывают неправильное время
4 балла - норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время или имеются незначительные неточности расположения стрелок.
Назад | Оглавление | Далее |