aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Поездка в Финляндию 5-6 августа 2012 часть 3

Два года тому назад появился проект «Дорога на север». Первую его часть составляла поездка в Санкт-Петербург. А вторая часть - это выезд за границу, в Хельсинки. И у нас все получилось!
Первый день поездки
Наконец наша мечта сбылась, поездка в Финляндию состоялась. В 19 вечера ко мне приехала подруга Лена, и мы начали быстро собираться. Машина за нами пришла в 20:30 вечера. Мы погрузились и поехали. Мы - это пять человек на колясках: Ира Мовчан, Андрей Щекутьев, Ольга Шафранова, Юля Туманова, я, Алексей Карлов, и один ходячий, Сергей Стрельников. Из интерната также выехали заместитель директора Марина Германовна Курапова и моя подруга Лена Фролова.
Дорога была чистая, до вокзала добрались быстро. Мы остановились у 7-го пути, поскольку там был пандус. Он широкий, но очень крутой. С помощью Сергея Стрельникова мы все забрались на площадку за стеклянными дверями. Вскоре подошли представители турфирмы «Лем-центр-турс»: руководитель фирмы Ирина и сотрудник Ефим Михайлович. Постепенно все собрались. К нам присоединились Лена Кузнецова с мамой Галиной Ивановной и наша добрая знакомая, сотрудник реабилитационного центра «Царицыно» Любовь Павловна Фураева с сыном Зурабом.
Мы все волновались: я в поезде ездил 20 лет назад, когда мне было 10 лет, а многие из нас вообще никогда в нем не были. И мы немного боялись посадки, хотя нам сильно помогала Катя Сазонова (бывшая воспитанница нашего интерната, получившая квартиру). Спасибо ей большое! На вокзале на помощь пришел наш друг Жан-Франсуа Тири, директор культурного центра «Покровские ворота» с двумя помощниками, они помогли перетащить к вагонам множество тяжелых чемоданов и сумок, а также сделали единственные снимки нашей погрузки. Получился маленький репортаж. Выражаем Жану огромную благодарность.
По счастливой случайности наш отъезд пришелся на юбилей - 175 лет Российским железным дорогам. Мы всех железнодорожников сердечно поздравляем и благодарим за помощь, внимание и участие в наших проблемах.
Наш 8-й вагон комплектовался пандусом для погрузки, но купе для инвалидов было единственным, и дальше коридор сужался. Таким образом, пришлось протискиваться в свои купе без колясок, кто как мог. Пол покрыт синей ковровой дорожкой (я все шутил: «жалко, не красная»), и коленям было не больно. Наше купе - обычное, мы уселись и стали смотреть в окно.
Пока поезд стоял на вокзале, в вагоне было душно, но, как только мы поехали, заработал кондиционер и стало легко дышать. Наши друзья из «Джем кафе» принесли нам горячие пиццы, и мы отлично поужинали.
Я ехал в купе с моим другом, художником Андреем Щекутьевым, и мы почти всю ночь до утра смотрели на красивую природу за окном. Хотя я предпочитаю ночью быть в темноте и тишине, смотрел в окно на ночную Россию, не желая ничего пропустить из такого богатого зрелища. На небе было много звезд. Такое ощущение, что кто-то их рассыпал по небосводу.
В 6 утра наш поезд «Лев Толстой» сделал короткую остановку на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Час после этого мы поспали. И тут началась таможня. Пришли русские таможенники, их было много. Они дотошно изучали наши загранпаспорта, а потом мы еще проходили финскую границу. Ее мы прошли быстрее нашей, и я объясню почему. Русская служба собрала наши паспорта и унесла их к себе на проверку. А у финских пограничников в руках были мини-компьютеры на широких ремнях через плечо, и это позволило им работать быстрее. Я первый раз проходил проверку на границе. Меня удивило, что язык резко сменился с родного на финский. И там я в первый раз в жизни увидел европейских полицейских. Они вежливые и веселые.
Когда я ехал по Финляндии на поезде, то заметил: все аккуратно, чисто, нигде нет разрухи. Поезда мимо проносились красивые, новые. Еще я обратил внимание, что стога сена там сушатся не на открытом воздухе - они укутаны пленкой, чтобы сено хранилось и не прело. Это дает большую экономию.
Когда мы переезжали через границу, я заметил маленький домик, а к нему был пристроен огромный пандус. Я понял, что строение доступно для людей с ограниченными возможностями и в случае чего и я смогу туда войти. Это здание было для меня визитной карточкой.
Каждая станция железной дороги была аккуратно покрашена краской и ухоженна. Похоже на конструктор «Лего». На каждой платформе стоят лифты для того, чтоб поднимать коляски из метро. Дома простые и красивые, с огромными балконами. Я искал какое-нибудь грязное или неотремонтированное строение - и не смог найти.
Даже леса выглядели ухоженно, несколько похоже на парк. И мне было грустно и обидно за нашу Россию. Даже когда я выезжаю в Подмосковье, я вижу грязные дома, дороги, машины.
В поезде мне понравился туалет, специально оборудованный для инвалидов. Его площадь равна площади купе. Там были перила и специальная кнопка для слива, которую даже я без страха мог нажимать.
Время в Финляндии на час позже нашего, поэтому по финскому времени наш поезд прибыл в полдень. Нас встречала представитель туристической организации в Финляндии Ирина Обухова. Водитель помог выгрузить вещи, и их отправили в гостиницу на трансфере, специальной машине.
Мы перешли широкую площадь и оказались в гостинице «Сокос». Я сразу заметил, что машин на улице очень мало. Никаких пробок. Я могу объяснить почему. Потому что у нас в Москве все едут на работу из пригорода, а там все работают в своих городах. Там нет такой разницы в зарплатах. В России зарплата в столице в несколько раз превышает зарплату в области, и каждый день огромный поток жителей Подмосковья устремляется в Москву, а вечером обратно. Вот почему на улицах столько пробок, в метро теснота и электрички забиты пассажирами. Я не могу понять, почему для Подмосковья нельзя сделать приличные зарплаты.
Большой холл гостиницы нас поразил. В середине был фонтан, по бокам полукругом стояли высокие кресла. Пандус, к сожалению, был крутой, наклон 40-45 градусов. Взобраться нам помогли мужчины и наш Сергей Стрельников. В другие дни администрация гостиницы предоставила нам возможность ездить на служебном лифте до -1-го этажа. Мы попадали из него в маленький русский магазинчик, оттуда выезжали на улицу. Спасибо администрации гостинцы за эту возможность.
Какое-то время мы разбирались с номерами (они еще не все были готовы, так как мы должны были заселяться после обзорной экскурсии). Меня неожиданно поселили в тот самый бесплатный номер 633, который нам выделили финны. Я жил там один. К сожалению, перил в туалете там нет, так как это обычный номер. Полы теплые, с подогревом, и на полу слив воды, как в реабилитационном центре «Царицыно». Это означало, что я не могу мыться сам. Один душ для ванны, другой крепится около унитаза. Из крана идет горячая вода с температурой +3 8 градусов, но ее можно изменять кнопками похолоднее-погорячее. Я видел такое в первый раз, и мне очень понравилось. Комната большая, шкафы просторные, с двумя отделениями. В шкафах мы обнаружили бар, гладильную доску и утюг. На стене большой плазменный полукомпьютер- полутелевизор. Я такого в России никогда не видел; может, где-то есть. На кровати лежали пульт и клавиатура.
Мы покидали свои вещи и помчались на обзорную экскурсию, нас внизу уже ждал автобус. Меня он просто поразил. Справа идет ряд обычных сидений, а слева - ряд мест для колясок: сидений там нет, зато есть ремни, которые идут из укреплений в полу, за три таких ремня с крюками и цеплялась моя коляска, а впереди - место для следующей. Шофер Тимо оказался очень добрым и веселым. Он сам пристегивал все коляски. Я за все время поездки выучил одно финское слово: «китос», что значит «спасибо». Теперь мне чуть-чуть осталось до полного освоения финского языка.
Экскурсия была замечательной, город при первом знакомстве показался прекрасным. Дома красивые, чуть-чуть напоминают Санкт-Петербург, на улице чистота, на зеленых газонах все сидят компаниями и отдыхают. Мусора почему-то нет нигде. Меня поразил белый храм Святой Троицы. Он принадлежит лютеранской конфессии, но выглядит как православный, а внутрь мы не заходили. К входу ведут сорок высоких ступенек, на них сидят люди. Когда кто-то погибает или происходит катастрофа, на ступенях зажигают свечи. Еще здесь вспоминают погибших от СПИДа - зажигают свечи в их память.
При первоначальном планировании собора на месте лестницы предполагались колонны. Но потом их заменили на ступени. Экскурсовод сказала, что на Новый год президент Финляндии выходит поздравлять людей на эту площадь. Еще меня поразил рассказ экскурсовода, как она увидела президента на улице, а прохожие не обращали никакого внимания и продолжали идти по своим делам. И я подумал: «Вот если бы наш президент шел с работы, то наши люди обязательно отреагировали бы. Он бы так просто домой не попал».
Запомнились спортивные здания, построенные для Олимпиады, проходившей здесь в 1952 году. Это была первая Олимпиада, в которой участвовали русские. До этого русские спортсмены не участвовали в Олимпиадах, потому что Сталин был против. А в 1945 году русский народ выиграл Великую Отечественную войну, и Сталину показалось стыдным проигрывать американцам.
Впервые я увидел двухэтажные автобусы. Второй этаж - открытый. Улицы чистые, узкие и нарядные. На улице я заметил нескольких инвалидов на колясках, которые катились самостоятельно. Экскурсовод Марина рассказала, что в Финляндии очень длинная зима, поэтому финнам летом отпуск дают два месяца, чтобы они смогли поехать на юг, набраться сил на холодный период. Я подумал: как же финское государство заботится о своем народе! Мы проезжали мимо Финского залива, там увидели огромный девятиэтажный паром «Санта-Мария».
Марина рассказала, что мэр города Хельсинки отдает на полгода свой дом президенту. У президента делают ремонт, и мэр одолжил свой дом ему. Наш автобус проехал мимо этого дома. Я заметил, что там даже нет ограды и охраны. На улице стоит короб с вещами около магазина одежды, его никто не охраняет, и вещи никто не берет! Велосипедов там много, больше, чем машин. Мне кажется, это очень правильно. Это сохраняет экологию, и пробок нет. За неделю мы не попали ни в одну пробку, а в Питере у нас из-за пробок менялся весь распорядок дня.
В Хельсинки много протестантских церквей.
С экскурсии мы вернулись довольные, но усталые, и нам надо было поесть. Мы пошли на десятый этаж нашей гостиницы. Оттуда открывался прекрасный вид на город. Время бизнес-ланча уже прошло. Мы с Леной выбрали детское меню. Второе стоило всего 10 евро. Официант был веселый и старался нам помочь, хотя преодолевать языковой барьер было тяжело. Кроме того, когда приехала наша группа на колясках, в ресторане не было и намека на пандус. Но работники быстро вышли из положения и накинули металлический пандус на ступеньки. Еда была очень вкусной. В Хельсинки очень вкусная и чистая вода в кране, и я много пил.
Вечером мы, несмотря на сильную усталость (это был первый день после дороги), отправились на пешеходную прогулку по Хельсинки. Мы прошли памятники, вышли к Финскому заливу. Город мне показался очень красивым, поражало малое количество людей и машин. Ирина рассказала, что финны заканчивают работу в 16 часов. После 16 они отдыхают. А в России рабочий день до 18, и жители Подмосковья еще 2 часа добираются домой. Финское государство бережет своих граждан. На Финском заливе нам понравился огромный паром в 9 этажей. С моря дул приятный ветерок. На клумбах росла клубника. Все здания - из темного камня. Мы вернулись в гостиницу около 22 вечера, попили чай и улеглись спать.
В номере я стал изучать телевизор. Забегая вперед, скажу, что с меня взяли 22 евро, потому что я послушал одну песню из «Deep Purple». И я спокойно заснул.
Так закончился наш первый день.

Назад Оглавление Далее