Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Часть II. Основные сведения. Глава 5. Движение и развитие

– Понятие о движении
– Рефлексы и автоматические реакции новорожденных
– Основные отличия между нормальной и абнормальной последовательностью движений

Данная глава поможет читателю узнать, как мы двигаемся и какие трудности с движениями испытывает ребенок с церебральным параличом. Чтобы понять это, важно представлять, каким образом развиваются двигательные функции. У новорожденного младенца движения спонтанны и хаотичны, иногда на их объем влияют рефлексы. А взрослый человек может выполнять сложные, произвольные и целенаправленные движения.
Помощь детям с церебральным параличом направлена на то, чтобы они могли полностью использовать свой функциональный потенциал. Для этого мы должны с помощью различных приемов корректировать и изменять их двигательные реакции. В настоящем разделе даются основы для понимания двигательных нарушений ребенка с церебральным параличом: почему ему трудно сопротивляться действию силы тяжести и сохранять контроль за положением тела (позой), как вид и характер нарушения постурального мышечного тонуса, а также то, из какой исходной позы начинается движение, влияют на характер этих трудностей, а значит, и на способность двигаться, то есть переходить из одного положения в другое. Прочитав данный раздел, вы сможете более полноценно использовать советы части IV, которая посвящена проблемам повседневного ухода за ребенком с церебральным параличом.

Движение

Для того чтобы понять, каким образом происходит двигательное развитие ребенка с церебральным параличом, необходимо прежде всего узнать, как развиваются движения у обычных детей, как человек учится основным двигательным навыкам, на которых затем основываются более сложные виды движений. Полезно также понаблюдать, как двигаемся мы сами – тогда будет значительно проще оценить, почему ребенок с церебральным параличом двигается так или иначе и что именно мешает его движениям.
Наши мышцы работают по определенным схемам (образцам, или паттернам). Отвечая на наши намерения, мозг заставляет действовать не одну мышцу, а целую их группу. Как взрослые люди, мы не задумываемся о том, с чего начать движение или какая мышца работает. Сложно организованные центры нашего мозга постоянно заняты координацией и переработкой информации, которая поступает по чувствительным проводящим путям, – это сведения о положении тела в пространстве, взаимном расположении туловища и конечностей, готовности к действию мышц. Глаза и уши дают нам дополнительную информацию об окружающем мире.
Центры головного мозга обрабатывают информацию и постоянно корректируют деятельность двигательных центров, которые в свою очередь посылают сигналы (нервные импульсы) к мышцам, четко регулируя их деятельность, – вследствие этого мы можем сохранять определенное положение тела в пространстве. Когда мозг получает команду совершить то или иное действие, двигательные центры немедленно определяют, какие мышцы должны сокращаться, в каком порядке и с какой силой. При этом, конечно же, сохраняется контроль за позой и равновесием.
Обратите внимание, как вы пьете из чашки. Вы можете не только взять чашку и поднести ее ко рту, не расплескав содержимое, – когда вы отпиваете, вес чашки уменьшается, но вы все равно правильно и координированно удерживаете ее. В этом вам помогают описанные выше механизмы. Но еще имеет значение и работа самих мышц, их способность развивать определенное усилие. Именно усилие является результатом сокращения мышц. Выраженность и направленность силы сокращения мышц тоже регулируются центрами головного мозга.

Виды мышечной деятельности

Чтобы наше вступление, посвященное движениям, было полным, необходимо коротко рассказать о видах мышечной деятельности. Рассмотрим такое обычное действие, как письмо. Когда ручка зажата между большим, указательным и средним пальцами, небольшие движения сгибания (флексии) и разгибания (экстензии) пальцев позволяют нам выводить буквы на бумаге. Эти управляемые и в то же время легкие движения возможны, только если запястье выпрямлено, и запястье, локоть и плечо находятся в устойчивом положении. Для того чтобы пальцы сгибались, мышцы ладони (сгибатели) сокращаются, и их длина уменьшается, а мышцы тыльной стороны кисти (разгибатели) расслабляются и становятся длиннее. Их деятельность четко согласована. Мышцы, которые сокращаются, вызывая общее движение, называют агонистами. Мышцы, которые при сокращении агонистов выполняют обратное движение (в данном случае разгибатели), – антагонисты. А вот мышцы запястья, чтобы обеспечить его устойчивое положение, работают как синергисты: сгибатели и разгибатели сокращаются одновременно – в разной степени, но с одинаковой силой.
Мышцы состоят из пучков мышечных волокон; каждое такое волокно – это одна клетка, и их количество определено с рождения. Мышца сокращается или растягивается благодаря тому, что мышечные волокна скользят относительно друг друга. Соединяясь вместе, пучки мышечных волокон образуют мышцу; она заключена в оболочку, которая переходит в сухожилие. При помощи сухожилия, состоящего из плотной соединительной ткани, мышца прикрепляется к кости. Например, крупное сухожилие, которое находится на пятке (ахиллово сухожилие) соединяет мощные мышцы голени и стопу.
Теперь, я надеюсь, вы будете с уважением относиться к сложной и четко организованной системе, которая позволяет нам, не задумываясь, правильно планировать, координированно и плавно осуществлять крайне трудные двигательные задачи.

Физическое развитие

Рис. 5.1. а – физическое развитие на фоне нормальных мышечного тонуса, постуральных рефлексов и т. д. Формируются нормальные движения и поза; б – физическое развитие на фоне нарушенных мышечного тонуса, постуральных рефлексов и т. д. Формируются стереотипные и однообразные движения.

Ребенок с церебральным параличом

У ребенка с церебральным параличом поражение развивающейся нервной системы затрагивает различные части описанных нами центров и проводящих путей. Проявления повреждений зависят от многих факторов. Вот некоторые из них:
– время возникновения повреждения – до родов, во время родов или сразу после них;
– размер области повреждения;
– причина повреждения – геморрагия (кровоизлияние) или гипоксия (недостаток кислорода);
– локализация повреждения в головном мозге – какие структуры повреждены.
Эти факторы определяют форму церебрального паралича – гемиплегия, диплегия или тетраплегия – и то, каким будет мышечный тонус: повышенный постуральный тонус (спастичность) или пониженный (гипотония), меняющийся тонус или смешанная форма с различными сочетаниями нарушений. Все эти расстройства приводят к тому, что у детей с церебральным параличом формируются неправильные образцы (паттерны) поз и движений (рис. 5.1). Конкретные проявления будут также зависеть от того, на какой стадии остановилось или замедлилось нормальное развитие.
Ребенок с церебральным параличом, как и другие дети, учится двигаться, пытаясь «почувствовать» движение и выполнить его. Обычные дети благодаря врожденной способности или приобретенным навыкам могут управлять своими движениями так, чтобы достигать определенной цели. Движения же ребенка с церебральным параличом ограниченны и менее разнообразны, он использует неадекватные двигательные образцы, которые становятся стереотипными, и именно на основе таких движений он строит все свои двигательные навыки. Каждое движение начинается из определенной позы и заканчивается в определенной позе. Если ребенок не может инициировать произвольное движение, не может изменить положение тела, то он ограничен в выборе позы и, следовательно, в движениях. В таком случае всегда возрастает риск развития контрактур. Именно поэтому цель помощи маленьким детям с церебральным параличом – ограничивать возможность развития неконтролируемых образцов движений, улучшать контроль за положением тела в пространстве и одновременно способствовать развитию более правильных образцов движений. Это означает, что необходимо расширять репертуар движений, прежде чем у ребенка с церебральным параличом начнут развиваться неправильные компенсаторные образцы движений.
Ниже описаны рефлексы новорожденных (примитивные рефлексы), которые служат своего рода фундаментом для дальнейшего развития движений.

Рефлексы новорожденных (примитивные рефлексы)

В этом разделе мы приводим описание некоторых рефлексов новорожденных (их еще называют примитивными реакциями новорожденных), которые есть у ребенка уже с рождения, и нормальных автоматических реакций сохранения позы. Все они необходимы для развития координированных движений и лежат в основе всей произвольной двигательной активности.
Младенец рождается с множеством незрелых двигательных реакций, обусловленных нормальным постуральным мышечным тонусом. Эти двигательные «ответы» возникают автоматически при воздействии определенного раздражителя и называются рефлексами новорожденных, или примитивными реакциями новорожденных. Одни из них, такие как рефлекс Моро, поисковый и хватательный рефлексы, исчезают в процессе развития, а другие видоизменяются и сохраняются на всю жизнь.
Очень важно понимать, в чем различие между безусловными рефлексами нормального новорожденного и персистирующими (то есть сохраняющимися постоянно) патологическими примитивными рефлексами ребенка с церебральным параличом.
Безусловные рефлексы возникают спонтанно и действуют непостоянно. Но при церебральном параличе те же самые реакции становятся патологическими и действуют постоянно как однообразные стереотипные реакции, связанные с абнормальным постуральным мышечным тонусом.
Способы, которыми вызываются некоторые рефлексы новорожденных, и их описание приведены в таблице.

Нормальный постуральный мышечный тонус

Нормальный постуральный мышечный тонус – это та основа, на которой формируются движения. Он вполне позволяет противостоять силе тяжести, но для движения, даже простого, его недостаточно.
Поза и движение – динамические и неотделимые друг от друга явления. Поза изменяется при каждом движении, а движение – это собственно процесс изменения позы.
В первый год жизни на фоне нормального постурального мышечного тонуса примитивные безусловные рефлексы постепенно сглаживаются и встраиваются в произвольные координированные образцы движения, позволяя формироваться зрелым двигательным реакциям. Это так называемые постуральные рефлексы (рефлексы сохранения позы), которые сопровождают нас на всю жизнь. С самого рождения на нас действует сила тяжести, и рефлексы сохранения позы помогают ребенку преодолевать ее и двигаться координированно и целенаправленно. В конечном счете, именно эти рефлексы позволяют ему встать и идти.

Некоторые безусловные рефлексы новорожденных

Некоторые безусловные рефлексы новорожденных

Постуральные рефлексы (рефлексы сохранения позы)

Постуральные рефлексы обеспечивают ребенку устойчивость, то есть позволяют ему сохранять и изменять положение тела в пространстве, преодолевая силу тяжести, равномерно распределять вес тела, сохранять стабильность в плечевом и тазовом поясе, обеспечивая свободу движений рук и ног. Стабильное положение туловища также дает возможность перемещать вес тела, преодолевая силу тяжести.

Выпрямительные реакции

Выпрямительные реакции – основа будущих координированных движений. Когда ребенка как-то перемещают или он сам совершает какие-нибудь движения, они обеспечивают сохранение правильного положения головы в пространстве и по отношению к туловищу и конечностям. Они позволяют ребенку двигаться – переворачиваться, садиться, вставать на четвереньки и на колени, чтобы в результате встать.
Эти реакции позже будут действовать совместно с реакциями равновесия.

Реакции равновесия (баланс)

Реакции равновесия возникают автоматически, когда равновесие неожиданно теряется. Они позволяют нам его сохранять и восстанавливать и обеспечивают свободные и независимые движения головы и конечностей при любом положении тела.

Защитные реакции

Внезапная и резкая потеря равновесия вызывает и защитные реакции. Они обеспечивают защиту лица, когда мы потеряли равновесие и возникла угроза падения. Мы выбрасываем вперед прямые руки с раскрытыми ладонями для того, чтобы опереться на них (передняя выпрямительная реакция).
У ребенка с церебральным параличом эти зрелые автоматические постуральные реакции из-за нарушенного постурального мышечного тонуса и абнормальных (патологических) образцов движений отсутствуют или выражены слабо (или, наоборот, чрезмерно).

Нормальная и абнормальная (нарушенная) последовательность движений: основные отличия

В этом разделе мы обсудим последовательность развития движений, которая позволяет нам плавно и координированно менять позу из положения лежа на спине или лежа на животе. Мы коротко остановимся на переворотах, стоянии и ходьбе. Выясним, почему ребенку с церебральным параличом трудно начать или выполнить в полном объеме ту или иную последовательность движений.

Сесть из положения лежа на спине

Прежде чем сесть, мы автоматически готовимся к этому: ложимся ровно – так, чтобы голова, туловище и таз располагались на одной линии, кладем руки и ноги в симметричной (относительно средней линии тела) и свободной позиции.
При такой позе вес тела распределяется равномерно, плечи и таз опираются на поверхность, и, например, если кто-то попытается подвести руки под плечи и таз лежащего человека, то ему не удастся это сделать.

Сесть из положения лежа на спине

Рис. 5.2. Сесть из положения лежа на спине: а – ребенок садится, поднимая голову и глядя при этом вперед, одновременно выводя вперед руки и плечи; ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах; б – вторая стадия: окончание движения.

Способ, который мы применяем для того, чтобы сесть, зависит от нашей готовности и силы мышц живота. Предположим, что мышцы живота достаточно сильные – мы приподнимаем голову, наклоняя ее вперед и опуская подбородок, одновременно округляем спину, выводим вперед плечи и руки и, по мере подъема туловища, сгибаем ноги в тазобедренных суставах, при этом туловище перемещается в пространстве над ногами. В зависимости от тренированности мышц живота, ноги либо лежат, либо слегка согнуты; затем они выпрямляются, когда мы уже почти сели (рис. 5.2, а, б).
Если вы считаете, что садитесь не так, попробуйте сделать следующее: лягте на спину и поднимите голову, задержитесь и поднимите руки. Теперь напрягитесь и сядьте. Я думаю, все доказано!
Теперь давайте посмотрим, с какими трудностями сталкиваются дети с церебральным параличом. Начнем с ребенка, у которого мышечный тонус резко повышен (спастичность выражена сильно), потом перейдем к ребенку с умеренной спастичностью.

Ребенок с тяжелой спастичностью

Положение лежа на спине для ребенка с резко повышенным мышечным тонусом самое трудное, так как именно в этой позе наиболее сильно проявляются патологические рефлексы и абнормальные образцы движения. Из-за отсутствия мышечного тонуса в мышцах-сгибателях туловища и конечностей, который противодействует силе тяжести, ребенок не может лечь ровно и подготовиться к движению. Он также не может сесть, то есть приподнять голову и туловище, преодолевая действие силы тяжести, и одновременно согнуть ноги в тазобедренных суставах (рис. 5.3).

Ребенок с тяжелой спастичностью

Рис. 5.3. Так ребенок с церебральным параличом обычно лежит на спине. Голова, плечи и руки отведены назад и он не может или ему крайне трудно вывести их вперед. Положение рук провоцирует разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах; в – голова запрокинута, плечи направлены вперед, повернуты внутрь – приведение (к средней линии тела) рук и поворот внутрь кистей провоцирует аналогичное положение ног (а, б).

Ребенок с умеренной спастичностью

Дети с умеренно повышенным тонусом могут сесть из положения лежа на спине, но способы, которые они для этого выбирают, и характер действия будут различны. Это зависит от физического развития, от распределения абнормального постурального мышечного тонуса и отсутствия постуральных рефлексов. На движения влияет и то, где сильнее выражены двигательные нарушения – в руках или в ногах, и, наконец, сам факт повышения тонуса при попытке сесть.
Рассмотрим, как садится ребенок с гемиплегией. Поза при гемиплегии несимметрична и неустойчива. Когда ребенок лежит на спине, весь вес его тела перенесен на «здоровую» сторону, и он садится, опираясь на «здоровую» руку. При этом мышечный тонус спастичных руки и ноги повышается (рис. 5.4).

Ребенок с умеренной спастичностью

Рис. 5.4. Левосторонняя гемиплегия. Вес тела перенесен на здоровую сторону. В результате усилия мышечный тонус спастичных руки и ноги повышается еще более.

Сесть из положения лежа на животе

Начиная движение из симметричного положения, мы поднимаем голову, разгибаем позвоночник, ноги в тазобедренных суставах, затем ставим руки перед грудью и опираемся на них. Одновременно мы поворачиваем туловище, чтобы сесть, то есть поворачиваем плечевой пояс относительно тазового (рис. 5.5).

Сесть из положения лежа на животе

Рис. 5.5. Сесть из положения лежа на животе. Н ормальная последовательность движений (а, б).

Ребенок с тяжелой спастичностью

На рис. 5.6 показано, как обычно лежит на животе ребенок, у которого резко повышен мышечный тонус. У таких детей высокий постуральный тонус, несимметричная и неустойчивая поза, отсутствует мышечный тонус в разгибателях туловища и конечностей, который препятствует действию силы тяжести. Все это не позволяет ребенку ни лечь на живот, ни изменить позу, когда он уже лежит на животе.

Ребенок с тяжелой спастичностью

Рис. 5.6. а – нарушенная поза лежа на животе при резко повышенном мышечном тонусе; б – попытка распрямиться приводит к сгибанию ног в тазобедренных суставах, перенесению массы тела на верхнюю часть туловища, сведению рук.

Ребенок с умеренной спастичностью

Большинство детей с умеренно повышенным мышечным тонусом могут сесть из положения лежа на животе. Возьмем, к примеру, ребенка со спастической диплегией, когда положение головы контролируется хорошо, а двигательные нарушения в ногах выражены сильнее, чем в руках, причем с одной стороны больше, чем с другой.
Такой ребенок обычно лежит на животе в несимметричной позе, конечности на одной стороне тела будут согнуты сильнее, чем на другой. Поскольку одна нога согнута сильнее, и таз смещен в ее сторону, стабильность и подвижность в тазовом поясе отсутствует, и вес тела полностью перенесен на одну сторону. Любые движения выполняемые из такого положения, неизбежно окажутся несимметричны, поворот туловища будет невозможен или очень ограничен. Обычно дети выходят из такого положения, отталкиваясь руками и подаваясь телом назад, затем они садятся на колени и сидят с согнутыми и разведенными ногами в асимметричной позе. Если посмотреть на такого ребенка сверху, то положение его ног напоминает букву W.

Поворот со спины на живот

Способ повернуться на живот зависит от силы мышц, привычки, состояния позвоночника, а также от перенесенных травм. По моим наблюдениям, вариантов поворота существует множество. Все мы начинаем с того, что ложимся ровно, поднимаем голову и плечи и несколько поворачиваем туловище. С этого момента начинаются вариации. Одни сначала полностью поворачивают голову и туловище, другие – таз и ноги, одни верхнюю ногу сгибают, а нижнюю выпрямляют, другие ног не сгибают вовсе. Руки тоже все располагают по-разному. Большинство взрослых переворачиваются так, как показано на рис. 5.7.

Поворот со спины на живот

Рис. 5.7. Поворот со спины на живот. Нормальная последовательность движений, когда плечевой пояс поворачивается относительно тазового.

Ребенок с умеренной спастичностью

Дети с церебральным параличом тоже по-разному переворачиваются на живот, но в этом случае способ, который использует ребенок, определяется тяжестью двигательных нарушений, нарушениями постурального тонуса, отсутствием тех или иных постуральных рефлексов, а также наличием контрактур и деформаций. В большинстве случаев из-за несимметричности позы ребенок перекатывается через удобную ему сторону, но не поворачивает плечевой пояс относительно тазового.
При умеренном повышении мышечного тонуса, например при спастической диплегии, поворот начинается с чрезмерного сгибания шейного и верхне-грудного отдела позвоночника и рук. При этом из-за слишком сильного сгибания верхне-грудного отдела позвоночника рука придавливается туловищем к полу (рис. 5.8).

Ребенок с умеренной спастичностью

Рис. 5.8. Спастическая диплегия. Положение таза и ног, когда шея, руки и верхняя часть туловища чрезмерно согнуты.

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольны/ми движениями

Ребенок с меняющимся тонусом мышц и непроизвольными движениями, переворачиваясь на живот, сначала поворачивает таз и ноги, в результате чего туловище и шея выгибаются, плечи отводятся назад, а руки поворачиваются наружу (рис. 5.9).

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольны/ми движениями

Рис. 5.9. Атетоз и непроизвольные движения. Попытка повернуть сначала таз и ноги привела к разгибанию шеи, рук и туловища.

Мышечный тонус туловища снижен

При сниженном мышечном тонусе ребенок поворачивается наиболее примитивным образом: он полностью разгибается и крайне незначительно смещает плечевой пояс относительно тазового.

Движения, которые при детском церебральном параличе возможны, но выполняются неправильно

Иногда привычка ребенка с церебральным параличом неправильно двигаться приводит к тому, что он не может научиться двигаться плавно и координированно, приобрести навыки тонких движений. Конечно же, способствовать тому, чтобы он передвигался независимо, и радоваться его успехам надо, но нельзя поощрять движения, которые чреваты развитием контрактур и деформаций или препятствуют приобретению правильных двигательных навыков.

"Мостик" и ползание на спине головой вперед

В 5-месячном возрасте младенец любит делать «мостик». Он наклоняет голову вперед, упираясь в грудь подбородком, переносит вес тела на плечи, сгибает колени и, опираясь на стопы, поднимает таз. Иногда он при этом переносит вес с одной ноги на другую. Позднее он уже способен, находясь в такой позе, отталкиваться ногами и «ехать» головой вперед на спине (рис. 5.10).

Мостик и ползание на спине головой вперед

Рис. 5.10. Мостик" и ползание на спине головой вперед. Нормальная последовательность движений. Голова на полу. Подбородок приведен к груди, таз зафиксирован, опора на спину, плечи и стопы.

Ребенок с тяжелой спастичностью

Если мышечный тонус у ребенка резко повышен, то его ноги слишком разогнуты и приведены, способность стабилизировать или изменять положение таза снижена, он не может выполнять изолированные движения в коленных и голеностопных суставах. При таком положении он не может ни сделать «мостик», ни оттолкнуться ногами, чтобы «поехать» по полу. Иногда дети передвигаются, отталкиваясь от устойчивой опоры – стены или бортика ванной. Такие поза и движение крайне нежелательны. Они не только провоцируют еще большее повышение тонуса мышц-разгибателей, но и препятствуют развитию подвижности таза и тазобедренных суставов (рис. 5.11,а).

Ребенок с умеренной спастичностью

При гемиплегии или диплегии, когда мышечный тонус повышен незначительно или умеренно, ребенок способен управлять мышцами живота, туловища и таза и может сделать «полумостик». То есть он приподнимает таз, может отталкиваться ногами, но делает это несимметрично. Поощрять такие движения не следует, поскольку они только закрепляют навык асимметричного распределения веса тела.

Ребенок с умеренной спастичностью

Рис. 5.11. а – мышечный тонус резко повышен. Тело разогнуто слишком сильно, упор на кончики пальцев ног; б – атетоз и непроизвольные движения. Голова запрокинута, подбородок смотрит" вверх, плечи отведены, таз не зафиксирован, ребенок отталкивается несимметрично.

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольны/ми движеними

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольными движениями лежит на спине, запрокинув голову, подняв подбородок и отведя плечи назад (плечи в положении ретракции). Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, разведены и развернуты наружу (рис. 5.11,б) – в такой позе выгибаться и делать «мостик» невозможно. Ему трудно опираться на руки и ползать на животе, поэтому он предпочитает двигаться головой вперед на спине, просто отталкиваясь ногами. Он не может разгибать ноги в тазобедренных суставах и фиксировать положение бедер и поэтому, упираясь стопами в пол, он еще больше разгибает шею и туловище и отводит руки. Очень важно учить таких детей другим способам передвижения.

Ползание

Как только ребенок приобретает способность лежа на животе контролировать положение головы, разгибание туловища, стабильность в плечевом и тазовом поясе и переносить вес тела с одной стороны на другую, он начинает двигаться ползком. Ползает он так: переносит вес на одну сторону грудной клетки (верхнюю часть туловища), одной рукой тянется вперед, а другой отталкивается. Одновременно он переносит вес и в нижней части туловища, поворачивая таз в противоположную сторону, сгибая ногу и отталкиваясь ею. Таким образом, в плечевом и тазовом поясе происходит движение по диагонали и поворот таза относительно плеч (ротация) (рис. 5.12).

Ползание

Рис. 5.12. Ползание. Нормальное ползание.

Ребенок с умеренной спастичностью

Дети с такими нарушениями могут двигаться вперед, но не ползают так, как описано выше. Чтобы понять причины этого, давайте посмотрим, как передвигаются дети со спастической диплегией (тонус в большей степени повышен в ногах, чем в руках) и со спастической гемиплегией (преобладает тонус на одной стороне тела).
Ребенок может приподнять голову, но при этом слишком сильно разгибает шею и его подбородок смещен вперед (рис. 5.13). Он опирается на руки, но они прижаты к бокам, а плечи приподняты и помогают удерживать голову. Такая поза не позволяет перенести вес тела на одну руку и освободить вторую, чтобы потянуться и оттолкнуться вперед.

Ребенок с умеренной спастичностью

Рис. 5.13. Ползание. Мышечный тонус повышен умеренно. Поза нарушена, ребенок не может опереться на предплечья и перенести вес тела так, чтобы начать двигаться вперед.
Посмотрите на спину и бедра ребенка на рисунке, они слишком выпрямлены и приведены, стопы находятся в положении подошвенного сгибания, таз наклонен назад (к спине). В таком положении движения таза, бедер и туловища невозможны, ребенок не может выполнять попеременные движения ногами. Единственный способ, которым он способен передвигаться, – вытянуть вперед руки и подтянуться, не сгибая ноги. При этом разгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах усилится.
При гемиплегии ребенок может продвигаться вперед, но использует для этого асимметричный, или петлеобразный, образец движения, поскольку ему трудно занять устойчивое положение и перенести вес тела на спастичную сторону. Он поползет вперед, поворачиваясь в «здоровую» сторону, на спастичной стороне рука будет согнута, а нога выпрямлена.

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольными движеними

При данных нарушениях дети способны преодолевать силу тяжести, но плохо контролируют положение головы, туловища и стабильное положение таза, поэтому они не любят лежать на животе. Такие дети передвигаются, перекатываясь со спины на живот и обратно, или отталкиваются ногами, лежа на спине, как мы уже описывали (см. рис. 5.11, б).
Некоторые дети успешно передвигаются вперед и назад в положении сидя. Для этого они должны уметь сидеть на полу с прямой спиной, согнув ноги в тазобедренных суставах и опираясь на прямые руки.

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольными движеними

Рис. 5.14. Передвижение сидя: а – движение назад. Опора на прямые руки. Ребенок отталкивается пятками и перемещает таз, выпрямляя ноги; б – движение вперед. Опора на прямые руки, туловище наклонено вперед, ребенок выводит вперед ноги, затем сгибает их и перемещает следом таз.
Чтобы двигаться назад, ребенок садится, опирается на прямые руки и сгибает ноги в коленях. Он наклоняется вперед, упирается пятками в пол, выпрямляет ноги и передвигает таз назад между руками, а затем снова сгибает ноги в коленях. Вперед он двигается так: садится, опираясь на прямые руки, и наклоняет туловище вперед. Когда таз «проезжает» между выпрямленными руками, ребенок сгибает ноги в коленях, а потом снова их выпрямляет (рис. 5.14, а, б).
Как только ребенок научится сидеть, хорошо сохраняя равновесие, нужно способствовать тому, чтобы он передвигался не ерзая по полу, а с помощью приспособлений, снабженных устойчивым сиденьем (см. главу 21 о вспомогательных средствах передвижения).

Передвижение по-заячьи"

Играя на полу, многие дети время от времени ползают «по-заячьи», но в отличие от ребенка с церебральным параличом, для обычного малыша это будет лишь один из многих способов передвижения. Дети часто играют, сидя так, что обе ноги подобраны под себя и прижаты ягодицами к полу.
Что касается детей с повышенным мышечным тонусом, то они и играют, и передвигаются сидя (ягодицы на полу между голенями). При этом ноги согнуты в тазобедренных суставах, бедра повернуты внутрь (внутренняя ротация бедер), а вес, как правило, в основном приходится на одну ногу. Это вредно, поскольку тонус мышц, сгибающих ноги в тазобедренных и коленных суставах, еще больше возрастает, а также появляется риск развития деформаций в голеностопном суставе и суставах стопы. Если ребенок привыкнет передвигаться таким образом, ему будет трудно развивать равновесие в положении сидя, самостоятельно садиться и переходить из положения сидя в другую позу.
Ребенок с меняющимся тонусом и непроизвольными движениями тоже часто передвигается «по-заячьи», усаживаясь так, что его таз оказывается между голенями. Он не может зафиксировать туловище и ноги в тазобедренных суставах, поэтому переносит вес тела вперед на руки, разгибает шею и подтягивает обе ноги к рукам.

Ребенок стоит, переступает и ходит

Ребенок стоит

Дети начинают стоять, переступать и ходить в разном возрасте. Многие очень долго ездят" на попе или ползают, а потом вдруг встают и уже через несколько дней ходят.

Ребенок стоит, переступает и ходит

Рис. 5.15. Ребенок стоит. Ребенок держится руками, когда стоит. Он это делает на разных стадиях развития по-разному, пока не научится сохранять равновесие.

Очень важно запомнить: ребенок встает, когда он еще недостаточно хорошо удерживает равновесие в положении сидя; переступает и ходит, когда баланс в положении стоя еще не идеальный. Когда малыш впервые пытается подтянуться и встать, он прежде всего полагается на руки, пытаясь компенсировать недостаточную стабильность туловища и таза. Ноги при этом он лишь сгибает и выпрямляет. Постепенно овладевая своим телом, он экспериментирует, используя разные способы, чтобы вставать, и наконец начинает вставать из положения стоя на коленях, а позже – стоя на одном колене.
Когда ребенок стоит, он удерживает себя, держась за опору руками. Способ опираться на руки тоже проходит ряд стадий. Сначала малыш опирается на предплечья, потом – на прямые руки и, наконец, на одну руку (рис. 5.15).
На рис. 5.16 показана поза, в которой он стоит, едва научившись сохранять равновесие. Чтобы справиться с нестабильным положением туловища и таза и сохранить пока еще шаткое равновесие в вертикальном положении, ребенок:
– широко расставляет ноги, сгибает их в тазобедренных и коленных суставах;
– наклоняет таз вперед (передний угол наклона таза) и сильно выгибает спину назад (лордоз);
– поворачивает стопы носками наружу так, что вес приходится на внутренний край стопы;
– руки сгибает и отводит.

Так стоит ребенок, который учится ходить

Рис. 5.16. Так стоит ребенок, который учится ходить. Положение таза неустойчиво, и ребенку нужна широкая опора. Поясница вогнута (лордоз), таз выведен вперед, ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Ребенок помогает себе, вытягивая руки, как показано, или принимая высокую стойку", то есть сгибая и расставляя руки.

Ребенок переступает

Двигаться в вертикальном положении ребенок начинает, переступая в нужном ему направлении немного боком, пока не научится хорошо переносить вес с одной ноги на другую. Слегка освоившись, он уже начинает просто переступать с места на место. Поначалу он плюхается на попу у цели своего путешествия, а потом постепенно учится присаживаться на корточки. Часто дети переступают очень быстро, но, научившись ходить по прямой, ходят уже медленнее.

Ребенок ходит

Делая свои первые шаги, ребенок расставляет согнутые руки; такое положение называют «высокая стойка». Это помогает стабилизировать туловище и свободнее переставлять ноги. При ходьбе он сильно раскачивается и широко расставляет ноги – ходит вразвалочку, как моряк, который сошел на сушу после долгого плавания.

Ребенок с церебральным параличом

Вне зависимости от тяжести двигательных нарушений ребенка, нужно как можно раньше начинать учить его опираться на ноги и нагружать ноги, даже если для этого вам приходится его ставить. Пригодятся ли вам те или иные специальные приспособления – стояки или ходунки – будет зависеть и от возраста ребенка, и от двигательных нарушений, и от распределения нарушений постурального мышечного тонуса. Наличие ранних контрактур и/или деформаций тоже необходимо учитывать.

Ребенок с умеренной спастичностью

Нарушения позы, которые заметны у детей с умеренно повышенным мышечным тонусом в положении стоя и при ходьбе, возникают из-за того, что они не могут стабилизировать центр тяжести, то есть это попытка компенсировать, изменяя положение туловища, рук и ног, недостаточно хорошее равновесие в положении стоя.
На рис. 5.17 а показано, как может стоять ребенок, у которого мышечный тонус в ногах повышен в большей степени, чем в руках (спастическая диплегия). Он стоит согнувшись, и, чтобы компенсировать сгибание позвоночника и ног в тазабедренных и коленных суставах, ему приходится вытягивать шею, выдвигая подбородок вверх и вперед. В такой позе ребенок все время пытается не упасть вперед. Таз наклонен назад (задний угол наклона таза), бедра повернуты внутрь и приведены, опора приходится на внутренний край стоп (вальгусное положение стоп).

Ребенок с умеренной спастичностью

Ребенок с умеренной спастичностью

Два способа стоять при спастической диплегии

Рис. 5.17. Два способа стоять при спастической диплегии: а – из-за напряжения мышц, разгибающих бедро, таз отведен назад, а поясница округлена. Вес перенесен на одну ногу, бедро другой ноги повернуто внутрь, а стопа отведена назад (подошвенное сгибание). Поза неустойчива, и для сохранения равновесия ребенок выдвигает вперед подбородок, округляя верхнюю часть спины, выводя вперед плечи и слегка сгибая локти; б – мышечный тонус ног нарушен в меньшей степени, и ребенок стоит на полной стопе, тазобедренные суставы согнуты, ноги чрезмерно выпрямлены. Неустойчивость позы чревата падением вперед и компенсируется тем же способом (см. пункт а); в – поза ребенка с гемиплегией несимметрична, вес перенесен на здоровую ногу. На спастичной стороне рука согнута, плечо повернуто внутрь и опущено, туловище согнуто. Голова тоже часто наклонена к спастичной стороне тела. На спастичной стороне нога разогнута и бедро повернуто внутрь, таз поднят и отведен назад. Стопа в подошвенном сгибании, лодыжка разогнута, и ребенок опирается на пальцы ноги и опорный участок стопы под ними.

Часто детям со спастической диплегией помогают «ходить», поддерживая под мышки или за руки, при этом руки остаются согнутыми. Ребенок с такими нарушениями плохо сохраняет равновесие, а тонус разгибателей, необходимый для того, чтобы сопротивляться действию силы тяжести и удерживать тело в вертикальном положении, у него снижен. Поэтому он может только падать вперед, подставляя то одну ногу, то другую, опираясь на кончики пальцев и скрещивая ноги.
Часто родители успокаивают себя тем, что малыш все-таки учится ходить. На самом деле это не так. Подобная «ходьба» приучает ребенка двигаться неправильно и помешает ему научиться стоять и ходить.
На рис. 5.17,б показано, как стоит ребенок, у которого мышечный тонус в руках практически не нарушен. Он сгибает тазобедренные суставы и разгибает ноги в коленях, выводя таз вперед. Чтобы компенсировать сгибание в тазобедренных суставах, он выгибается назад в пояснице (поясничный лордоз).
На рис. 5.17,в показано, как стоят дети, у которых преобладают двигательные нарушения на одной стороне тела (спастическая гемиплегия). Поза несимметрична, вес приходится на «здоровую» ногу, которая выведена вперед. На спастичной стороне таз приподнят и отведен назад, бедро повернуто внутрь, нога разогнута, стопа повернута внутрь и находится в положении подошвенного сгибания (эквинусная стопа). Плечо отведено назад, рука согнута, предплечье повернуто внутрь, кисть согнута в лучезапястном суставе. Если ребенок быстро пойдет или побежит, неправильное положение руки усугубится.
Походка зависит от степени повышения мышечного тонуса. Возможно, что, вынося ногу вперед при шаге, ребенок сгибает ее в тазобедренном суставе, чрезмерно выпрямляет в коленном и полностью ставит стопу на землю. Если же мышечный тонус повышен сильнее, ребенок отводит ногу в сторону и выносит ее вперед, часто сначала опираясь только на пальцы стопы, которая при этом повернута внутрь.

Ребенок с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольными движениями

Детям с меняющимся тонусом и непроизвольными движениями трудно удерживать положение тела в пространстве и стабилизировать позу, поэтому им трудно сохранять вертикальное положение. Реакции сохранения равновесия неправильные, и ребенок не может перенести вес тела с одной стороны на другую или вперед. Если его поставить на ноги, он либо полностью разогнется и завалится назад, либо согнется и упадет вперед. Если он приподнимет ногу, то вторая, опорная, нога непроизвольно согнется, и он упадет. Чтобы ребенок с атетозом мог сохранять позу и слегка сгибать тазобедренные суставы, перенося вес тела то на одну сторону, то на другую или вперед, он должен научиться вытягивать вперед руки и держаться за опору. На рис. 5.18 показано, как может стоять ребенок с такими нарушениями: руки вытянуты вперед, ладони сведены вместе.

Типичная поза стоя для детей с атетозом и непроизвольными движениями

Рис. 5.18. Типичная поза стоя для детей с атетозом и непроизвольными движениями. Чтобы сохранить позу и равновесие, ребенок «фиксирует» себя, сцепив руки перед собой и сжав пальцы ног. Это помогает ему не опрокидываться на спину.

В таблице этой главы упоминался безусловный рефлекс новорожденного – рефлекс автоматической походки. Она выглядит как «шаг с высоким подниманием бедра», поскольку, почувствовав стопой твердую поверхность, ребенок тут же одну ногу выпрямляет, а другую сгибает.
Если «водить» ребенка с меняющимся тонусом и непроизвольными движениями, его походка будет напоминать тот самый «шаг с высоким подниманием бедра». Мы настоятельно рекомендуем не злоупотреблять подобным «хождением». Это только помешает ребенку научиться стоять, опираясь на обе ноги, а потом – переносить вес с ноги на ногу, то есть подготовиться к самостоятельной ходьбе.
Если малыш неплохо владеет руками и может держаться ими, он научится и стоять, и ходить «самостоятельно», держась за что-то, то есть используя вспомогательные средства передвижения. Важно помнить, что все подобные средства только компенсируют недостаток равновесия, но не исправляют походку и не учат ходить правильно. Дети с незначительными двигательными нарушениями, конечно, ходят сами.

Нормальное сенсомоторное развитие: ранние стадии

В книге постоянно подчеркивается, как важно для детей с церебральным параличом развивать контроль за положением головы, сохранять симметричность и стабильность тела, как важны для них сигналы, которые поступают от различных органов чувств. Я думаю, что нам будет полезно кратко ознакомиться с сенсомоторным развитием ребенка с нормальным постуральным мышечным тонусом и постуральными рефлексами.
Мы будем рассматривать стадии развития, которые примерно соответствуют возрасту 4 и 6 месяцев, и выясним, как ребенок лежит на спине и животе, сидит. Помните, что «норма» – это условное понятие, развитие каждого ребенка индивидуально и не вписывается в узкие рамки. Подробности, касающиеся сенсомоторного развития ребенка, вы найдете в Приложении II.

Сенсомоторное развитие ребенка в 4 месяца

(контроль за положением головы и ориентация тела по средней линии)

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

Симметричность – ребенок держит голову, туловище и таз по одной линии.
Стабильность позы – вес тела распределен равномерно, то есть приходится на голову, туловище и таз (рис. 5.19-5.21).
Перенос веса тела – ребенок переносит вес на одну сторону туловища, освобождая руки и ноги для свободных движений. Движения рук более совершенны, чем движения ног.

Управление мышцами

Когда ребенок начинает лучше контролировать мышцы-сгибатели – это начало обретения мышечного равновесия, то есть когда действие сильных мышц-разгибателей, направленное против действия силы тяжести, компенсируется сгибателями. В положении лежа на животе ребенок учится разгибать туловище, преодолевая силу тяжести (рис. 5.22).

Сигналы от органов чувств

Ребенок держит голову по средней линии, опуская подбородок – зрительное и слуховое восприятие улучшается, что важно для коммуникации и социального взаимодействия.
Ребенок соединяет руки по средней линии – это готовит его к дальнейшему восприятию зрительных и тактильных ощущений и другой информации для того, чтобы оценивать положение рук в пространстве. Ребенок может двигать руками изолированно от движений туловища; кроме этого, он научился сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, что позволяет ему лучше осознать собственное тело и начать исследование мира.

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

Рис. 5.19.

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

Рис. 5.20.

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

Рис. 5.21.

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

Рис. 5.22.

Крупная моторика

Мышцы, суставы и кожа получают новые ощущения от прикосновений и давления.

Ребенок сидит

Мышечное равновесие между сгибателями и разгибателями наблюдается пока только в мышцах шеи и верхней части спины. Площадь опоры большая; малыш сидит, опираясь на руки (рис. 5.23).

Ребенок сидит

Рис. 5.23.

Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев

(одинаковая активность сгибателей и разгибателей)

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

Симметричность – ребенок способен выровнять положение тела, восстановить симметричность позы. Хороший контроль за положением головы во всех позах.
Стабильность позы – лежа на спине или на животе, ребенок равномерно распределяет вес тела, опираясь на голову, плечевой и тазовый пояс или только на туловище.
Ребенок хорошо контролирует положение плечевого пояса, он может опираться на прямые руки и разгибать туловище.
Хорошая способность стабилизировать положение таза и поясничного отдела позвоночника, движения в области таза свободны (рис. 5.24-5.27)
Перенос веса тела – ребенок способен переносить вес тела вперед, назад и с одной стороны на другую.

Управление мышцами

Сбалансированное действие сгибателей и разгибателей, когда ребенок лежит на спине или на животе.

Сигналы от органов чувств

В положениях на спине и на животе ребенок начинает использовать накопленный в первые месяцы жизни опыт восприятия (интегрирует сигналы от нескольких органов чувств) для целенаправленных движений.

Крупная моторика

В положении лежа на животе преобладает разгибание. Ребенок отталкивается прямыми руками, но когда он переносит вес на одну руку, то сгибает ее, обеспечивая устойчивость позы.
Лежа на спине ребенок сохраняет равновесие – начинают работать реакции равновесия.
Ребенок переворачивается со спины на живот и обратно.
В положении сидя ребенок наклоняется вперед, чтобы схватить игрушку и манипулировать ею, поворачивается (ротация туловища). Но пока еще он падает назад или на бок, если центр тяжести смещается за площадь опоры.
Чтобы отдохнуть, ребенок время от времени кладет руки на колени или прямо перед собой, опираясь на них, – передняя защитная реакция.

Поворот со спины на живот начинается со сгибания головы или ног

Рис. 5.24. Поворот со спины на живот начинается со сгибания головы или ног.

Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев

Рис. 5.25.

Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев

Рис. 5.26.

Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев

Рис. 5.27.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.