Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

4.2. Бесплатное обучение детей-инвалидов на дому

Возможность обучения ребенка на дому предусмотрена ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Ребенок может обучаться на дому при наличии двух условий:
1) когда он по состоянию здоровья временно или постоянно не может посещать образовательное учреждение (например, из-за невозможности передвигаться без посторонней помощи или серьезных психологических проблем в общении с другими детьми). У родителей или иных законных представителей такого ребенка должно именься соответствующее заключение психолого-педагогической и медико- педагогической комиссии (или лечебно-профилактического учреждения), рекомендующее надомное обучение;
2) когда имеется согласие родителей на обучение ребенка-инвалида на дому.
Родители могут считать более полезным для своего ребенка общение со сверстниками нежели обучение ребенка в изоляции от других детей, а потому имеют право настоять на том, чтобы их ребенок обучался «как все». Принимая то или иное решение, родители должны в первую очередь исходить из интересов ребенка и учитывать его особенности характера, состояния здоровья, потребности, желания общаться и находиться в публичных местах.
В письме от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6, содержащем Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомвого обучения, Управление специального образования Минобразования РФ высказывает свое мнение о том, что существующая практика организации надомного Учения показывает свою неспособность в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками зд0. ровья: ребенок лишается естественной социальной среды — школьного коллектива.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утверждены постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861.
Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержден письмом Минпроса РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-м и Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186.
Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства, зачисление в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке.
Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:
а) предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
б) обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
в) осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
г) выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.
Основы надомного обучения детей содержатся в Законе РФ «Об образовании»:
- с учетом полученных от педагогов рекомендаций родители сами могут выбрать другое образовательное учреждение;
- обучающийся вправе оставить учебу в любой период учебного года в случае ухудшения здоровья или по другим причинам по заявлению родителей (законных представителей);
- необоснованное исключение обучающихся из образовательного учреждения не допускается;
- образовательное учреждение вправе расторгнуть Договор при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ. В этом случае oбразовательное учреждение обычно рекомендует иную форму обучения или иное образовательное учреждение.
Как правило, обучающиеся, не выполнившие про. граммные требования предыдущего года обучения, на следующий год обучения не переводятся, Они могут решением педагогического совета учреждения продолжать повторное обучение, но не более одного раза на данном этапе подготовки.
Конкретный порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому разрабатывается и утверждается на уровне субъектов РФ, обычно принимаются законы об образовании, содержащие отдельные статьи об образовании детей-инвалидов, и соответствующие постановления правительства субъекта РФ.
Так, в ст. 10 закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № ЗЗ-ЗСО «Об образовании» закреплено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение на дому детей-инвалидов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, и детей, нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения. Основанием для организации обучения на дому является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего воспитание и обучение ребенка-инвалида на дому, финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ в размерах, определяемых нормативом бюджетного финансирования расходов на реализацию образовательных программ общего образования в бюджетных общеобразовательных учреждениях на одного учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по медицинским и социально-педагогическим показаниям.
Некоторые родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, осуществляют их воспитание и обучение на дому самостоятельно. В таких случаях органы управления образования компенсируют им затраты на обучение в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида, но размеры компенсаций достаточно небольшие.
Бесплатным является только приобретение учебной и иной сопутствующей литературы в рамках образовательной программы. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении сверх установленного норматива финансирования (т. е. расходы на приобретение учебной, справочной, методической и иной литературы, Учебных видео- и аудиоматериалов и т. д., не предусмотренных учебной программой, производится родителями (законными представителями) за свой счет).
С учетом потребностей и возможностей личности ребенка-инвалида, ребенка, нуждающегося в длительном лечении, родители (законные представители) могут осуществлять обучение их на дому самостоятельно.
Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и средне, го (полного) общего.
Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) по организации семейного образования регулируются договором. Родители (законные представители) совместно с образовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Имеющийся опыт создания школ надомного обучения показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои положительные моменты.
Во-первых, разные сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии — по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.
Во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.
В зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально90левой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы МСЭ, возможностей доставки обучающегося в учреждение, наличия или отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе) можно выбрать варианты проведения занятий. Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.
В-третьих, преимуществом школ надомного обучения является гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.
Кроме этого следует помнить, что возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.
Ребенок, находящийся на индивидуальном надомном обучении, имеет право участвовать во внеклассной жизни школы и класса, в том числе участвовать во внеклассных мероприятиях, походах в театр или на высоки, в бассейн, на спортивные мероприятия, посещать занятия творческих объединений отделения дополнительного образования, занятия с логопедом, педагогом-психологом, занятия по лечебной физкультуре.
Однако, к сожалению, у надомного обучения детей имеются и отрицательные моменты. В письме от 30 марта 2001 г. № 29/1470-6 «Об организации обра. зовательных учреждений надомного обучения (шкод надомного обучения)» Министерство образования Рф отмечает, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.
Как правило, специальные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями не дают общего среднего образования, необходимого для поступления в вузы. Для решения актуальных проблем специалисты в области образования давно предлагают принять специальный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями.
Зачастую родители возражают против надомного обучения своего ребенка-инвалида, считая, что тем самым он лишается возможности общения с другими детьми, общения со сверстниками и шанса вести нормальную жизнь в будущем. Однако стоит помнить, что индивидуальное обучение организуется на дому только для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия, при наличии заключения медицинского учреждения и разрешения органа управления образованием. В справке, выданной ребенку медицинским учреждением, должно содержаться заключение о необходимости обучения ребенка на дому, при ее наличии проведение занятий в помещении школы является нарушением рекомендаций медицинского учреждения.
Особенностью организации образовательного процесса на дому является включение в образовательную деятельность родителей обучающегося. Педагог, обучающий ребенка на дому, проводит индивидуальные консультации с родителями, согласует с ними программу обучения, формирует у родителей адекватную оценку возможностей ребенка.
Конечно, в организации надомного обучения участвует не только педагог, но и педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагогпсихолог с квалификацией «социальный психолог».
Деятельность школ надомного обучения начата не так давно, постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимальной организации обучения детей.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах для более чем 35 тысяч детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, во всех российских регионах будут созданы условия для дистанционного обучения.
Министерство образования и науки РФ рекомендовало регионам выделять на обучение ребенка с ограниченными возможностями в обычной школе не меньше средств, чем выделялось бы в специализированном учреждении, то есть значительно больше, чем 8а других ребят.
В рамках названного проекта в каждом из субъектов РФ предполагается: - подключение рабочих мест детей-инвалидов, их учителей и центров дистанционного образования по широкополосным каналам доступа к сети интернет;
- обеспечение детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования оргтехники и программного обеспечения, адаптиро. ванными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, включая доставку оборудования, электромонтажные и пусконаладочные работы;
- подбор и подготовка учителей, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей- инвалидов;
- создание образовательного учреждения, которое выполняет функции учебно-методического центра, обеспечивает доступ к электронным образовательным ресурсам учителей, координирует деятельность по организации дистанционного обучения детей- инвалидов в субъекте РФ;
- текущее техническое обслуживание оборудования и оплата трафика;
- информационно-методическая поддержка, включая проведение обучающих мероприятий для учителей, иных работников образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, разработка учебно-методических материалов, организация мониторинга реализуемых мероприятий.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы