Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

Приложение 1

Малагская Декларация министров о людях с ограниченными возможностями "На пути к полному участию люде" с ограниченными возможностями как граждан"
(Принята на второй европейской конференции министров,
ответственных за политику интеграции людей с ограниченными возможностями, Малага, Испания, 7-8 мая 2003 года)
1. Мы, министры, ответственные за политику интеграции людей с ограниченными возможностями, собравшись 7 и 8 мая 2003 года в Малаге по приглашению правительства Испании на второй европейской конференции министров, организованной Советом Европы,

1. Сознавая, что:

2. целью Совета Европы, как это воплощено в его Уставе, является "достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу";
3. итоги первой конференции министров, ответственных за политику в поддержку людей с ограниченными возможностями, проведенной в Париже 7 и 8 ноября 1998 года на тему "Независимая жизнь для людей с ограниченными возможностями", послужили основанием для принятия Комитетом Министров Совета Европы рекомендации R(92)6 о последовательной политике в поддержку людей с ограниченными возможностями;
4. защита и содействие правам человека и основным свободам, а также пользование ими в полном объёме является важнейшим условием для активного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества, и что принцип равенства возможностей для людей с ограниченными возможностями представляет собой основополагающую ценность, разделяемую всеми государствами - членами Совета Европы;
5. вклад европейского движения в поддержку людей с ограниченными возможностями во вторую конференцию Совета Европы на уровне министров по вопросам инвалидности "От слов - к делам", принятый на европейском форуме неправительственных организаций (НПО) 8 апреля 2003 года в Мадриде;
6. наличие существенных различий между государствами - членами Совета Европы в отношении их политической, экономической и социальной ситуации очевидно, и что ряд стран, особенно те, экономика которых находится на переходном этапе, имеет меньше возможностей для того, чтобы осуществлять современную политику в сфере инвалидности, и нуждается в дополнительных рекомендациях и помощи;
7. политика в поддержку людей с ограниченными возможностями сталкивается с определенными политическими, экономическими, социальными, демографическими и технологическими проблемами, поскольку на протяжении последнего десятилетия Европа переживает различные перемены, которые сказываются на качестве жизни населения и создают многочисленные вызовы, хотя, при этом, и новый потенциал для развития последовательной политики в поддержку людей с ограниченными возможностями;
8. особое значение в отношении людей с ограниченными возможностями имеют два аспекта: с одной стороны, рост количества пожилых людей в Европе, что необходимо учитывать в любой будущей стратегии социальной сплоченности, основанной на предупреждении зависимости от услуг по поддержке на протяжении всей жизни и сохранении качества жизни в пожилом возрасте; с другой стороны, то, что в результате научных открытий в сфере здравоохранения и улучшения условий жизни лица с физическими и психическими расстройствами здоровья живут дольше и ведут более полный образ жизни, что порождает новые потребности в предоставлении услуг, экономической поддержки и защиты их прав человека;
9. 2003 год был провозглашён Европейским Союзом Европейским годом людей с ограниченными возможностями и что его главная цель - поднять уровень осознания прав людей с ограниченными возможностями на равные права и поощрять полное и равное пользование этими правами;
10. учитывается работа специального комитета ООН "По рассмотрению предложений о всеобъемлющей и комплексной международной конвенции по развитию и защите прав и достоинства инвалидов";
11. учитывается работа Комитета Совета Европы по реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями, который расширяет межправительственное сотрудничество в рамках Частичного соглашения в социальной области и области охраны здоровья;
12. учитываются достижения Совета Европы и других международных организаций, учреждений или мероприятий, которые перечислены в Приложении к данной Декларации;

2. Подтверждают:

13. свою решимость обеспечивать права человека и основные свободы для всех в рамках законодательства своих стран, как это изложено в Европейской конвенции о защите прав человека, а также то, что все люди рождаются свободными и равными в отношении своего достоинства и прав и обладают потенциалом, для того чтобы вносить конструктивный вклад в развитие и благосостояние общества, и что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона;
14. что положения в поддержку полного и эффективного соблюдения всех прав человека, как это закреплено в европейских и иных международных документах в сфере прав человека, должны применяться без какой-либо дискриминации и различия по какому-либо признаку, включая инвалидность;
15. своё стремление, как это было выражено на первой конференции министров, ответственных за политику в поддержку людей с ограниченными возможностями, состоявшейся в Париже в 1991 году, содействовать последовательной и интегрированной политике в поддержку людей с ограниченными возможностями и что Рекомендация № R(92)6 о "Последовательной политике в поддержку людей с ограниченными возможностями" вдохновила страны принять законодательные и политические меры, обеспечивающие продвижение вперёд к полному участию в жизни общества, и что эта Рекомендация является основным документом, который должен служить платформой для будущей деятельности;
16. что укрепление гражданственности и полного участия людей с ограниченными возможностями требует расширения возможностей человека, для того чтобы он или она могли осуществлять контроль над собственной жизнь, а это, в свою очередь, требует конкретных мер поддержки;

3. Полагают:

17. что наша основная цель на ближайшее десятилетие состоит в том, чтобы улучшать качество жизни людей с ограниченными возможностями и их семей, делая при этом упор на их интеграцию и полное участие в жизни общества, поскольку общество, основанное на участии и доступе для всех, является благом для всего населения;
18. что меры, направленные на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями, должны быть основаны на объективной оценке их положения, потенциала и потребностей, что требует новаторского подхода к оказанию услуг, учёту их предпочтений, социальных прав и обстоятельств;
19. что соответствующая стратегия для достижения этой цели должна быть изложена в будущем Плане действий по ликвидации всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями любого возраста с уделением особого внимания женщинам с ограниченными возможностями и людям с ограниченными возможностями, нуждающимся в высоком уровне поддержки, для того, чтобы они могли осуществлять свои права человека, основные свободы и полноправную гражданственность;
20. что необходимо применять интегрированный подход к разработке национальной и международной политики в сфере инвалидности и соответствующего законодательства, и должным образом учитывать потребности людей с ограниченными возможностями во всех соответствующих областях политики, особенно в таких ключевых сферах, как доступ к жилью, образованию, профессиональной ориентации и подготовке, занятости, застроенной окружающей среде, общественному транспорту, информации, здравоохранению и социальной защите;
21. что основной целью является развитие мер в области экономики, социального обеспечения, образования, занятости, окружающей среды и охраны здоровья, для того чтобы поддерживать максимальный потенциал всех людей с ограниченными возможностями на протяжении всей жизни, а также для того, чтобы помочь предотвратить инвалидность;
22. что образование является основным инструментом для социальной интеграции и что необходимо предпринимать усилия для предоставления детям с ограниченными возможностями возможности посещать обычные школы, если это отвечает интересам ребёнка, а также помогать в переходе от школьного или высшего образования к занятости, и развивать концепцию обучения на протяжении всей жизни;
23. что равенство доступа к занятости является основным условием для социального участия; исходя из этого, необходимо добиться прогресса в интеграции людей с ограниченными возможностями на рынке труда, предпочтительно на открытом рынке труда, уделяя основное внимание оценке способностей и осуществлению активной политики, делая, таким образом, более разнообразной рабочую силу путём обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями к обычным рынкам труда, что будет дополнительной ценностью для общества;
24. жизненно важно понять социальную природу технологии и максимально использовать потенциал новых технологий с целью повышения автономии и взаимодействия людей с ограниченными возможностями во всех областях жизни;
25. что в результате научных открытий в сфере здравоохранения и улучшения условий жизни людей с ограниченными возможностями с физическими, психологическими и интеллектуальными расстройствами здоровья живут дольше, порождая новые потребности и проблемы в отношении предоставления услуг по уходу, что требует новаторских подходов;
26. что необходимо обеспечивать, чтобы преимущества более долгой жизни не приводили к увеличению числа лиц, зависящих от услуг по поддержке, ибо этого можно избежать благодаря распространению среди населения самого юного возраста навыков здорового образа жизни и созданию таких условий жизни, которые обеспечивают хорошее физическое и психическое здоровье на более поздней стадии жизни;
27. что необходимо добиться прогресса в ликвидации препятствий и в принятии принципа универсального дизайна, что позволит избежать возникновения новых препятствий;
28. что существует небольшое, но постоянно растущее число людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в высоком уровне поддержки и что, исходя из этого, мы признаём необходимость укрепления структур, ориентированных на этих лиц и их семьи, не отказываясь при этом от модели оказания услуг в местном сообществе;
29. что положение женщин с ограниченными возможностями в Европе требует более углублённого изучения и дополнительного внимания с целью гарантирования их независимости, автономии, участия и социальной интеграции, а также что требуется предпринять меры по поддержке гендерного подхода при разработке политики в сфере инвалидности;

4. Принимают на себя обязательство:

30. работать на основе отказа от дискриминации и обеспечивая соблюдение прав человека с целью предоставления людям с ограниченными возможностями равных прав во всех областях политики;
31. отказываться от дискриминации по признаку характера инвалидности или личности человека с ограниченными возможностями;
32. расширять возможности вести независимый образ жизни в обществе через постепенное принятие принципов технологий для интеграции и универсального дизайна, в том числе, в застроенных окружающих пространствах, публичных зданиях, коммуникационных системах и в жилье;
33. добиваться усиления координации в работе между разными правительственными учреждениями и внутри этих учреждений; рассматривать при этом в качестве особого обязательства содействие равенству в предоставлении основных услуг в сфере здравоохранения и в правовой системе, а также совершенствовать отчётность на местном, региональном и национальном уровне ответственности;
34. способствовать оказанию качественных услуг, отвечающих потребностям людей с ограниченными возможностями, оценка которых будет производиться через опубликованные критерии предоставления прав на основе тщательной и справедливой оценки, учитывающей собственный выбор человека с ограниченными возможностями, степень автономии, благосостояние и представительство при соответствующих гарантиях, нормах и доступе к независимой системе рассмотрения жалоб, и для консолидации и укрепления уже существующих мер;
35. выступать за включение людей с ограниченными возможностями во все области жизни через образование и поддерживать людей с ограниченными возможностями как граждан, контролирующих свою собственную жизнь;
36. содействовать интеграции людей с ограниченными возможностями на рынке труда, уделяя внимание оценке способностей, в частности, профессиональных возможностей, и предоставляя услуги по профессиональной ориентации и подготовке, а также большего доступа к рабочим местам;
37. в полной мере учитывать потребности детей с ограниченными возможностями и их семей, а также пожилых людей с ограниченными возможностями, не нанося при этом ущерба существующим обязательствам в отношении людей с ограниченными возможностями в трудоспособном возрасте, независимо от того, работают они или нет, отмечая, что нельзя рассматривать факт занятости как единственный показатель гражданственности, участия или как единственный путь к утверждению человеческого достоинства;
38. продолжать поддерживать фундаментальные и прикладные научные исследования, особенно в области новых информационно-коммуникационных технологий, с целью совершенствования вспомогательных средств, которые помогают интерактивному участию во всех областях жизни;
39. осуществлять меры, необходимые для обеспечения подлинного равенства возможностей между мужчинами и женщинами и активного участия людей с ограниченными возможностями, уделяя при этом особое внимание женщинам и девушкам в области образования и профессиональной подготовки, занятости, социальной политики, участия в политической жизни, в половых отношениях, общественном представительстве, в сфере материнства, жилья и семейной жизни, а также в предупреждении насилия;
40. углублять анализ тех мер и положений, которые реально улучшат жизнь в обществе для людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в высоком уровне поддержки, и собирать статистические данные, необходимые для разработки и оценки политики в сфере инвалидности;
41. тщательно оценивать потребности семей с детьми с ограниченными возможностями со стороны ответственных органов власти с целью обеспечения мер поддержки тем детям, которые растут в своих семьях, для того чтобы они могли быть вовлечены в жизнь детей на местном уровне и получать образование;
42. углубленно анализировать потребности семей, предоставляющих неформальный уход, особенно семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и осуществляющих уход за лицами, нуждающимися в высоком уровне поддержки с целью осуществления мер в сфере информации, подготовки и помощи, включая психологическую поддержку для того, чтобы эти лица могли жить в семье;
43. содействовать развитию программ и поиску средств, необходимых для удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями по мере их взросления;
44. развивать у населения с самого молодого возраста привычки к здоровому образу жизни и создавать соответствующие условия жизни для того, чтобы люди подходили к зрелому возрасту при самых высоких стандартах физического и психического здоровья;
45. способствовать созданию позитивного образа людей с ограниченными возможностями, сотрудничая при этом с разными участниками, включая средства массовой информации;
46. вовлекать людей с ограниченными возможностями в принятие решений, влияющих на них лично, а также организации людей с ограниченными возможностями в разработку государственной политики, уделяя при этом особое внимание людям с рядом типов инвалидностей или сложными расстройствами здоровья, а также тем, кто не способен представлять свои собственные интересы;
47. развивать участие и сотрудничество социальных партнёров и всех других общественных и частных участников и заинтересованных лиц в разработке государственной политики;

5. Рекомендуют:

48. Комитету Министров Совета Европы и далее развивать политику, направленную на обеспечение полной гражданственности и активного участия людей с ограниченными возможностями, вовлекая в полной мере все государства-члены, а также укреплять роль Совета Европы в качестве платформы международного сотрудничества в области политики по вопросам инвалидности, призвав Комитет по реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями и другие соответствующие Комитеты Совета Европы и далее координировать политику по вопросам инвалидности в своих областях компетенции;
49. разработать, с учётом соображений, изложенных на данной конференции министров, План действий Совета Европы в поддержку людей с ограниченными возможностями: новые рамки европейской политики на следующее десятилетие, основанной на правах человека и партнерстве между разными участниками, в которых будут излагаться стратегические цели и приоритетные вопросы для обеспечения полной гражданственности и активного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества, через эффективную, экономичную и стабильную политику;
50. чтобы Совет Европы играл активную роль в переговорах в связи с предстоящими сессиями Специального комитета ООН, созданного "для рассмотрения предложений по всеобъемлющей и комплексной международной конвенции по содействию и защите прав и достоинства инвалидов", используя при этом большой опыт Совета Европы в сфере прав человека;

6. Призывают:

51. все государства - члены Совета Европы и государства-наблюдатели и представителей от европейских неправительственных организаций принять участие в мероприятиях и в общей работе Совета Европы по укреплению последовательной политики в поддержку полного участия людей с ограниченными возможностями и через такое полное участие;

7. Стремятся:

52. выступать на основании общих идей, ценностей и принципов, связанных с правами человека и основными свободами людей с ограниченными возможностями, а также полной гражданственности и активного участия в жизни общества, как это изложено в данной Декларации министров европейских стран и определено общими основными принципами Европы, охватывающими всех людей, включая и тех, кто проживает за пределами Европы.
В завершение мы благодарим власти Испании за отличную организацию конференции и за их щедрое гостеприимство.

Назад Оглавление Далее