Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

Право на образование (Статья 24 "Образование")

Статья 24. Образование
1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:
a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;
b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;
с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков, методов, способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.
4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей- инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.
5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.
В Первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении обязательств по статье 24 указаны следующие меры, предпринятые для ее осуществления:
Статья 24. Образование
197. В Российской Федерации признается право инвалидов, наравне с другими лицами, на образование на основе равенства возможностей без дискриминации, на всех уровнях и на протяжении всей жизни. В соответствии с Конституцией им гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право на бесплатное высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (статья 43). Установлена обязательность основного общего образования и обязанность родителей (или лиц, их замещающих) обеспечивать его получение детьми. Предусматривается государственная поддержка различных форм образования и самообразования, установление федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе определяющих условия и порядок его получения инвалидами. Для инвалидов I и II групп предусмотрено право получать в льготном режиме бесплатное высшее образование.
198. В 2012 году в России принят адаптированный к положениям Конвенции новый Закон об образовании, которым на органы власти всех уровней возложено создание необходимых условий для получения инвалидами без дискриминации и на протяжении всей жизни качественного образования, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для них языков, методов и способов общения, а также условий, в максимальной степени способствующих получению инвалидами образования избранного уровня и направленности, их социальному развитию, реализации творческого потенциала, в том числе посредством организации инклюзивного образования (ст.ст. 3, 5, 13, 16, 44, 79) (приложение 5).
199. В Закон об образовании впервые включена соответствующая нормам Конвенции статья «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (статья 79), предусматривающая разработку дифференцированных образовательных стандартов и адаптированных образовательных программ (реализующихся как совместно с другими обучающимися, то есть в инклюзивном режиме, так и в отдельных группах, классах или организациях, а также на дому). При этом обязательные условия, которые необходимо обеспечивать обучающимся инвалидам, установлены дифференцированно: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра. Право выбора формы обучения для несовершеннолетнего инвалида закреплено за родителями (законными представителями (статья 44).
200. Для инвалидов I и II групп, инвалидов вследствие военной травмы предусмотрены льготы по приему на подготовительные отделения, по приему для получения высшего образования, для обучения за счет бюджетных средств, а также на назначение государственной специальной стипендии.
201. Инвалидам при получении общего образования в соответствии с Законом об образовании оказывается индивидуализированная поддержка путем создания специальных условий, под которыми понимается использование:
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, в том числе выполняемых шрифтом Брайля;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика); проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания образовательных учреждений.
Предоставление целого ряда услуг и видов обеспечения, включая бесплатное питание, осуществляется без оплаты со стороны обучающегося инвалида и его родителей.
На правительственные органы в сфере образования и социальной защиты возложено принятие нормативных правовых актов по определению особенностей образования и порядка обеспечения для инвалидов условий доступности образовательных услуг применительно к каждому виду образовательной деятельности и с учетом нарушенных функций организма обучаемых.
202. Законом об образовании (статья 79) установлена обязанность уполномоченных органов обеспечить подготовку педагогических работников в целях владения ими необходимыми для работы с инвалидами специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания, привлечения таких работников в образовательные учреждения. В рамках программы «Доступная среда» во всех федеральных округах организовано повышение квалификации 24 тысяч педагогов и организаторов образовательной деятельности в целях осуществления моделей социализации детей-инвалидов, соответствующих положениям Конвенции.
203. С целью реализации прав обучающихся из числа инвалидов на создание специальных условий получения образования утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082), которым предусматривается, что по результатам обследования ребенка формулируется обоснованное заключение о создании конкретных условий для получения ребенком образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также выдаются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Данные рекомендации разрабатываются с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов, учитывающих образовательные потребности конкретного инвалида и обеспечивающих разумное приспособление к ним условий обучения и воспитания.
204. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательные учреждения и к их услугам программой «Доступная среда» предусматривается развитие системы инклюзивного образования путем ускоренного создания учебных заведений и подготовленных педагогических кадров для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В течение 5 лет (в 2011-2015 годах) предусмотрено создание универсальной безбарьерной среды в 9000 образовательных учреждений, реализующих в инклюзивном режиме образовательные программы общего образования, что составит не менее 20% от общей численности общеобразовательных школ.
В рамках программы разработаны и реализуются типовые пакеты методических материалов для осуществления инклюзивного образования детей-инвалидов, размещенные на сайте: http://inclusive-edu.ru.
В настоящее время в общеобразовательных классах в режиме инклюзивного образования обучается 146 тысяч 790 детей. Со значительным элементом инклюзивности ведется обучение по адаптированным программам еще 210 тыс. детей-инвалидов из общего числа 467 тыс. детей, обучающихся в школах. Это свидетельствует о значительном продвижении в реализации положений Конвенции о развитии инклюзивного образования.
Удельный вес детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей-инвалидов), обучающихся в организациях дошкольного и общего образования инклюзивного типа

  Обучение детей-инвалидов по общеобразовательным программам в обычных школах (по инклюзивному типу) Обучение детей- инвалидов в коррекционных школах
  По адаптированным образовательным программам в обычных школах По общеобразовательным программам в обычных школах
Численность детей- инвалидов (тыс. человек) 210,194 146,79 110,192
Удельный вес детей- инвалидов, обучающихся в образовательных организациях      
(от общей численности 467,176 тыс. человек детей-инвалидов, обучающихся в системе образования Российской Федерации) (%) 44,99% 31,42% 23,59%
Соотношение численности детей- инвалидов, обучающихся в образовательных организациях по инклюзивному типу и коррекционных школах (%) 76,41% 23,59%

205. Приоритетным национальным проектом «Образование» предусмотрен комплекс мер по развитию дистанционного образования детей-инвалидов. Его реализация позволила создать условия для организации 25 тыс. учебных мест в режиме дистанционного обучения детей- инвалидов на дому, оснащенных специальным оборудованием и подключенных к сети Интернет, а также создать рабочие места для 22 тысяч сопровождающих их обучение педагогических работников. Организована работа в 82 региональных центрах дистанционного образования детей-инвалидов, в которых проведено обучение 22 тысяч педагогических работников и 17 тысяч родителей детей-инвалидов.
206. В настоящее время осуществляется разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся из числа глухих (слабослышащих, позднооглохших), слепых (слабовидящих) детей, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра.
Данными стандартами будет заложена основа создания и реализации адаптированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей данных групп инвалидов с обеспечением их вариативности в зависимости от степени выраженности нарушений в развитии обучающихся. Начиная с сентября 2014 года 90 школ в 17 регионах приступят к пилотной апробации данных стандартов.
207. В России создано 41 профессиональное образовательное учреждение для детей- инвалидов по подготовке конкурентоспособных специалистов по профилям начального и среднего профобразования с одновременным осуществлением реабилитации и содействием в трудоустройстве после завершения обучения.
В частности, в ведении Минтруда России функционируют 11 техникумов и колледжей, обучающих 2315 инвалидов по 27 востребованным на рынке труда специальностям. В целях адаптации образовательного процесса в данных учебных заведениях к положениям Конвенции утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464).
206. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р утвержден Комплекс мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов профессионального образования на 2012-2015 годы, в соответствии с которым осуществляется:
утверждение требований к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, в том числе к оснащенности образовательного процесса;
организация разработки образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов.
208. В целях приведения системы высшего образования инвалидов в соответствие с положениями Конвенции и нового Закона в сфере образования, осуществлена переработка нормативных правовых актов, регулирующих реализацию образовательных программ высшего профессионального образования, предусматривающая обеспечение доступности образовательных услуг для инвалидов (с учетом их образовательных потребностей). Изменения с этой целью внесены в положение о производственной практике обучающихся по программам высшего образования; порядок организации осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры; порядок проведения государственной итоговой аттестации обучавшихся по данным программам и ряд других нормативных актов (приказы Минобрнауки России 2013 года № 464, № 1008, № 1014, № 1015, № 1258, № 1259, № 1367, приложение 13).
В высших образовательных учреждениях обучается 13 685 студентов-инвалидов. Ежегодно в них принимается более 6,5 тысяч инвалидов с детства.
209. Приказом Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» определены 33 образовательные организации (далее — базовые вузы), в которых созданы специальные благоприятные условия для обучения и проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и имеются специальные программы по сопровождению и трудоустройству инвалидов. Ко всем образовательным учреждениям высшего профессионального образования предъявляется требование по созданию для обучающихся в них инвалидов условий доступности образовательных услуг, а также по оказанию помощи в трудоустройстве выпуска в рамках общей программы содействия трудоустройству или в индивидуальном порядке.
210. Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы образования инвалидов является повышение доступности профессионального образования для наиболее тяжелых инвалидов, обеспечение индивидуализированного подхода к подбору и выбору более подходящих профессий и наиболее эффективных методик и средств обучения, совершенствование федеральных образовательных стандартов, дальнейшее увеличение (в рамках программы «Доступная среда») удельного веса учебных заведений инклюзивного типа.

Комментарии общественных организаций инвалидов:

1. Россия сделала определенные шаги в направлении развития инклюзивного образования и обеспечения доступа к общему образованию детей с ограниченными возможностями. Принятие нового федерального закона об образовании, включившего понятие инклюзивного образования и понятие специальных условий обучения, так же как и начатая разработка адаптированных образовательных программ, без сомнения является шагом вперед. Заметны позитивные шаги в обеспечении доступности образования при использовании дистанционных технологий. Значительным шагом вперед является установленный запрет признавать детей необучаемыми и изменение функций психолого - педагогических комиссий в том, чтобы надлежащие специальные условия обучения разрабатывались в интересах ребенка и для полной реализации его права на образование. Особенно важен этот шаг в отношении детей, проживающих в интернатах для умственно отсталых, где отсутствие доступа к образованию было совсем недавней практикой во многих регионах.
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательные учреждения программой «Доступная среда» предусматривается развитие системы инклюзивного образования путем создания учебных заведений и подготовленных педагогических кадров для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В течение 5 лет (в 2011-2015 годах) предусмотрено создание универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, реализующих в инклюзивном режиме образовательные программы общего образования. К 2020 году число образовательных учреждений, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, предусматривается значительно увеличить.
2. В соответствие с Федеральным законом об образовании должны быть приведены базовые законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования. В письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указана необходимость для субъектов РФ приведения своих законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принять меры по внесению изменений в данные законы в целях устранения противоречий, дублирования с Федеральным законом, декларативных предписаний, приведению используемых в них понятий и терминов в соответствие с принятым Федеральным законом.
Именно базовый закон региона должен конкретизировать положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» применительно к социальноэкономическим, национальным, географическим и иным особенностям региона. Учитывая сроки вступления в силу Федерального закона, работа субъектов Российской Федерации по приведению своих законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» могла быть завершена к 01.09.2013 г.
Однако процесс пересмотра региональных законодательных норм об образовании, закрепление механизмов обеспечения права на образование и развития инклюзивного образования идет неравномерно и не всегда в соответствии с федеральным законодательством и его принципами.
Например, в Воронежской области законом от 3 июня 2013 г. № 68-ОЗ Закон Воронежской области от 14 февраля 2005 № 03-ОЗ «Об образовании» признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г. Базовый региональный закон об образовании не принят до настоящего времени. Нормативным актом, определяющим полномочия органов государственной власти Воронежской области в сфере образования, является закон от 3 июня 2013 года № 84-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере образования на территории Воронежской области». Однако в этом законе не закреплены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, не установлены функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их учредителей.
В Архангельской области региональный закон об образовании, принятый в июне 2013 года, вызывает критику с точки зрения его соответствия принципам инклюзивного образования. В 2010 году в области была принята Концепция образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой органы управления образованием должны стремиться к тому, чтобы образование было инклюзивным, то есть все дети должны обучаться, как правило, в образовательных учреждениях общего типа. Одним из принципов инклюзивного образования, отраженных в Концепции, явилось положение о том, что организация и характер учебного процесса должны быть адаптированы к потребностям детей, а не наоборот. Согласно Саламанкской декларации, обучение лиц с особыми потребностями основано на представлении о том, что «различия между людьми являются нормальным явлением, что обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса». К сожалению, закон Архангельской области закрепил прямо противоположный принцип. В п.3 пп.6 ст. 21 этого акта указывается как одно из условий инклюзивного образования «Обеспечение адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к образовательной среде государственной или муниципальной образовательной организации...» В то время как ст. 21 регионального закона об образовании посвящена дополнительным мерам по организации инклюзивного образования, ст. 22 (об образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) опирается совсем на другие принципы, «забыв» о том, что Концепция самым первым принципом обучения учащихся с ОВЗ на территории области признает «приоритетность инклюзивного образования по сравнению с раздельным обучением в образовательных учреждениях общего типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях».
Если сравнить содержание статей 21 и 22, то очевидно, что право на инклюзивное образование и образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как будто находятся в разных плоскостях, как бы сами по себе, в то время как в Концепции они объединены. Таким образом, принципиальный подход, заложенный в Концепции, о том, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют право на инклюзивное образование, оказался невостребованным в областном законе, который, хотя и не отрицает инклюзивного образования, но отнюдь не опирается на его приоритет. К сожалению, несмотря на существующие в области хорошие практики и положительные примеры инклюзии в образовании, широкого распространения инклюзивное образование пока не получает. Количество специальных классов в общеобразовательных школах увеличивается, а количество учреждений, применяющих инклюзивные практики, за 5 лет, прошедших с момента включения в областной закон об образовании положений о дополнительном финансировании обучения учащихся с инвалидностью, не увеличилось. В 2014 году региональная Концепция образования лиц с ограниченными возможностями здоровья была отменена. При общем курсе на инклюзивное образование такой шаг был преждевременным, не способствующим его развитию.
3. Существенным шагом вперед в развитии доступности образования для детей с ментальной инвалидностью является принятие Федеральных государственных стандартов образования учащихся с особенностями развития. Такие стандарты утверждены Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Приказом от 19.12.2014 № 1598 утвержден Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Предметом его регулирования являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Приказом от 19.12.2014 № 1599 утвержден Федеральный государственный
образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предметом регулирования этого Стандарта являются отношения в сфере обучения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Эти Стандарты представляют собой единые, обязательные на всей территории России требования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Стандарты вводятся в действие с 1 сентября 2016 года и будут применяться к тем учащимся, которые с этого времени приступят к обучению.
В настоящее время в отношении образования детей с ментальной инвалидностью практика складывается таким образом, что решения об открытии специальных классов VTTT вида (классов для детей с умственной отсталостью) в школах «общего типа» принимаются неохотно. Объективной причиной является необходимость дополнительных ресурсов (специально подготовленных педагогов, отдельных помещений для небольших групп учащихся, дополнительных средств на оплату труда и учебное оборудование и
приспособления). Устойчивыми являются стереотипы и предрассудки в отношении детей с ментальной инвалидностью. Таким образом, дети формально зачисляются в общеобразовательное учреждение, однако под нажимом их руководителей родители соглашаются на перевод детей на надомное обучение. Конечно, никакого инклюзивного образования в таких случаях быть не может. Дети не посещают школу. Как правило, возможности общаться со сверстниками и учиться вместе у них по-прежнему нет18.
В Москве были отмечены случаи конфликтов между детьми с ментальной инвалидностью, другими учащимися и их родителями. При этом администрация образовательного учреждения, как правило, не может адекватно решить такие проблемы, и часто занимает позицию стороннего наблюдателя.
От введения в действие Стандартов ожидается повышение качества обучения детей с различными формами инвалидности, в том числе с умственной отсталостью, усиление внимания к индивидуальным особенностям и потребностям учащихся и разработке индивидуализированных образовательных программ, более качественное включение родителей в разработку таких программ и их реализацию.
В дополнение к тому, что такие Стандарты являются совокупностью требований, действующих по всей стране, они также предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута учащегося. Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, кроме того, является основой объективной оценки качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям. Таким образом, правовые основания для повышения доступности и расширения возможностей получения образования для детей с ментальной инвалидностью созданы. Необходим мониторинг практической реализации этих документов.
4. Региональные программы развития инклюзивного образования существуют не во всех регионах. Комплексные программы, направленные на обеспечение реализации права на образование всеми без исключения людьми с инвалидностью — прежде всего, детьми с инвалидностью — приняты только в отдельных регионах.
5. Несмотря на запрещение законом отказа в принятии ребенка в образовательную организацию, по-прежнему в некоторых регионах сохраняется практика признания детей с инвалидностью «необучаемыми» с последующим отказом в проведении каких-либо образовательных программ.
Например, в Нижегородской области встречаются случаи вынесения психолого- медико-педагогическими комиссиями заключений (далее — ПМПК) о необучаемости детей с ментальной инвалидностью и рекомендации направить ребенка в интернат системы социальной защиты. По мнению общественной организации, это происходит потому, что ПМПК находятся в структуре органов образования и не являются подлинно независимым органом. При вынесении решений эти комиссии зачастую опираются на положение дел в образовательных учреждениях, наличие в них условий для работы с ребенком, а не на обязанности органов образования создавать данные условия. При этом в ходе проведения

18 См: Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 18-22.

обследования ребенка специалистами ПМПК его индивидуальные особенности развития и образовательный потенциал, как правило, должным образом не исследуются. Ситуация усугубляется еще тем, что дети с ментальной инвалидностью часто не идут на контакт в незнакомой ситуации. Такие дети могут не желать отвечать даже на самые простые вопросы специалистов ПМПК, что дает им повод думать, что у ребенка отсутствуют элементарные знания, навыки. Заключения ПМПК в таких случаях вряд ли могут считаться объективными. Периодически встречаются заключения ПМПК о пробном обучении детей в течение определенного периода. Такие заключения нередко интерпретируются коррекционными образовательными учреждениями как обязывающие их обучать его только указанный период времени — например, 6 месяцев или учебный год. После этого родителям нередко предлагают перевести ребенка на надомное или индивидуальное обучение, либо вовсе «забрать» его из школы.
Типичными являются случаи, когда ребенку с ментальной инвалидностью не отказывают в зачислении в школу, но в нарушение закона ему не создают специальные условия или они создаются лишь частично. В конфликтных случаях с педагогами администрация образовательного учреждения как правило встает на защиту педагога и не пытается разобраться в ситуации или самоустраняется от решения проблемы.
6. Проблема реализации права на образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В системе образования отсутствует единая статистика учащихся с РАС.
Дети с РАС чаще других исключаются из школьной среды образовательных учреждений и переводятся в специальные (коррекционные) образовательные учреждения или на надомное обучение. Проблемой является отсутствие специально подготовленного персонала для сопровождения, недостаток знаний у педагогического персонала.
По данным опроса родителей детей, имеющих РАС, большинство опрошенных отмечают отсутствие возможности выбрать образовательное учреждение, а также получать инклюзивное образование в государственных образовательных учреждениях, семейное образование19 20 21.
По сообщениям из г. Воронежа, родители детей с РАС, учитывая реальную необходимость в оказании ребенку помощи в сопровождении во время учебного процесса, просят руководителей образовательных организаций предоставить услуги ассистента (помощника), поскольку без дополнительной педагогической помощи освоение ими образовательной программы значительно затруднено. Но директора школ зачастую
отказывают им в этом, ссылаясь на то, что штатными расписаниями эти должности не предусмотрены.
В Нижегородской области уже имеется опыт по включению детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционные школы города, который мог бы быть полезен и

19 Аналитическая записка к докладу «О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации» по Нижегородской области. НРООПДиМ «Верас», с. 21.
20 Общественный доклад о соблюдении прав людей с ментальной инвалидностью. ВРООИ «Искра надежды». Воронеж, 2012, с. 11.
21 Аналитическая записка о положении людей с ментальной инвалидностью в Воронежской области в свете исполнения Конвенции о правах инвалидов. Воронеж, с. 15-16.

другим регионам. Благодаря региональному проекту шесть коррекционных школ Нижнего Новгорода станут площадками для апробации вышеназванных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с инвалидностью в 2015-2016 учебном году.
Опыт г. Нижний Новгород:
С апреля 2013 года в городе реализуется проект «Современные технологии обучения детей с выраженными расстройствами аутистического спектра, коммуникации, интеллекта и поведения на базе коррекционных школ Нижнего Новгорода»22.
В проекте участвуют шесть коррекционных школ. Цель проекта — дать возможность детям с аутистическими расстройствами и имеющим выраженные нарушения коммуникации, интеллекта и поведения учиться в школе.
Основные усилия экспертов направлены на то, чтобы познакомить педагогов коррекционных школ с принципами организации обучения таких детей. В рамках образовательной программы проекта были организованы и проведены стажировки, семинары- практикумы, супервизии с видеоразбором уроков в школах, консультации педагогов и администраций школ. В этих мероприятиях приняли участие более 70 педагогов. По итогам первого года программы все участники проекта — авторы программы, приглашенные эксперты и обучающиеся педагоги — признают: процесс налажен и приносит хорошие результаты. Подробнее о проекте можно узнать на сайте НРООПДиМ «Верас» http://veras- nn.ru/
7. В свете поддерживаемой государством стратегии инклюзивного образования необходим постоянный мониторинг того, как развивается обучение на дому и каким образом создаются условия для развития инклюзивного образования в последующем при надомном обучении. У общественных организаций вызывает обеспокоенность тот факт, что дети, которые ранее признавались необучаемыми, во многих случаях обучаются на дому, а не в школах. Таким образом, дети получают доступ к образованию, однако возможности инклюзивного образования или обучения в образовательной организации (даже в коррекционных образовательных организациях) для них в значительной степени ограничены. Например, обучение на дому для детей с интеллектуальными расстройствами, с тяжелыми и множественными нарушениями является в ряде случаев единственной безальтернативной возможностью, что вызвано отсутствием необходимых специальных условий в образовательных учреждениях, а также отсутствием доступного транспорта для проезда в школы (для детей, использующих кресла-коляски для передвижения) и как следствие «досягаемости» образовательных учреждений.
Согласно пункту 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение

22 http://veras-nn.ru/work/psihologicheskaya-podderzhka-rebenka-s-ogranicheniyami-i-ego-sem-i/

медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме.
На практике дети с тяжелыми и множественными нарушениями, использующие кресла-коляски для передвижения и имеющие ментальные нарушения, нередко без достаточных оснований, лишь в силу того, что учреждения не могут создать для них специальные условия получения образования, направляются на обучение на дому.
8. Недостаток кадров для обеспечения специальных условий обучения, тьюторов
Школам не хватает ресурсов для обеспечения всех нуждающихся учащихся тьюторами, помощниками педагога, содействующими созданию специальных условий обучения. В общеобразовательных школах недостаточно ресурсов и источников финансирования ассистентов, помогающих передвигаться детям, использующим кресла- коляски либо помогающим осуществлять санитарно-бытовые потребности в период занятий. Нет межведомственного взаимодействия между органами образования и органами социальной защиты при обеспечении помощи ассистентов в образовательных организациях. Взаимодействие между организациями, осуществляющими обучение, и медицинскими организациями не организовано должно образом. В ряде случаев детям необходима более расширенная медицинская поддержка, чем это обеспечивается согласно общепринятой практике медицинского сопровождения в организациях системы образования.
9. Право ребенка быть услышанным при принятии решений о том, в какой форме он/она будет обучаться, не реализуется. Одна из причин этого заключается в том, что возможность выбора формы обучения хотя и предусмотрена законом (право родителя выбирать форму получения ребенком образования), но на практике зачастую отсутствует. В отношении детей с ментальной инвалидностью и в особенности с тяжелыми и множественными нарушениями это особенно актуально.
10. В связи с правом на образование и правом на реабилитацию детей со сложными и множественными нарушениями существенной проблемой является отсутствие межведомственного взаимодействия.
В случаях, когда реабилитация (социальная и медицинская) и образование детей с инвалидностью осуществляется учреждениями, подчиняющимися разным ведомствам (органам социальной защиты и органам образования), взаимодействие и сотрудничество между ними имеет лишь самые общие правовые основания. Согласно статье 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. На практике это положение закона не всегда согласуется с ведомственными функциями и подходами в организации работы.
Самая большая трудность возникает при организации реабилитации, образования и сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включая ментальную инвалидность. Для такой группы детей необходим особый подход, сочетающий меры по реабилитации и обучению. На практике взаимодействие между различными ведомствами осуществляется не всегда эффективно и в интересах обучающегося.
В регионах система поддержки, как правило, основана на разделении полномочий органов социальной защиты и органов образования. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья (относящиеся к ведомству социальной защиты) оказывают определенный объем социальных услуг и содействие развитию и подготовке к школе детей дошкольного возраста. Преемственность при последующем переходе ребенка в организации системы образования нередко отсутствует.
Кроме того, реабилитационные центры, в которых имеются специалисты, работающие с детьми с инвалидностью, в том числе с ее сложными и множественными формами, ментальной инвалидностью, функционируют, как правило, только в крупных региональных центрах. Доступность реабилитации и подготовки к последующему обучению в образовательных учреждениях по месту жительства осложняется не только ведомственной, но и территориальной разобщенностью учреждений.
Та же проблема встречается в сфере получения профессионального образования в тех случаях, когда медицинские рекомендации и мнения специалистов образовательных учреждений в отношении возможности получения лицом с инвалидностью соответствующего профессионального образования не совпадают.
Случай из г. Самары:
В организацию инвалидов обратилась девушка, которой I группа инвалидности установлена по зрению, но у неё имеется сахарный диабет (1 тип, тяжёлое течение). Именно по этой причине ей отказали в получении образования в АНО «Волоколамский учебный центр». Медицинская комиссия по месту жительства пришла к выводу о возможности получения ею образования. Однако собственная комиссия образовательного учреждения Волоколамска не допустила ее к обучению.
По данным индивидуальной программы реабилитации инвалида у девушки отсутствуют ограничения способности к обучению, способности к контролю за своим поведением.
Комментарий юриста НКО (г. Нижний Новгород):
“За период с января по май 2014 г. более 50% обращений за юридической помощью касались вопроса реализации права на образование детьми с особыми образовательными потребностями, включая детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющих расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, проблемы в поведении, интеллектуальные нарушения в сочетании с поведенческими, комбинированные нарушения в развитии.
Исходя из анализа оказанной юридической помощи по вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями, можно заключить, что проблема состоит в отсутствии механизмов реализации норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Например, ст. 79 Закона говорит о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования. На практике создание специальных условий сталкивается, в первую очередь, с проблемами финансирования, а также консервативным взглядом многих специалистов психолого-медикопедагогических комиссий, которые, как правило, являются структурой органов образования и 23

23 Аналитическая справка СГООИК «Ассоциация Десница» (г. Самара), с. 7.

зачастую выносят заключения, основываясь не на потенциале, нуждах и потребностях конкретного ребенка, а исходя из возможностей образовательных организаций. Преобладает все же медицинский подход к проблемам детей-инвалидов. Организация пространства, адаптация образовательной организации к потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая услуги ассистента (тьютора), на сегодняшний день, к сожалению, в большинстве случаев остается пока только правом, которое реализовать непросто. При включении детей, нуждающихся в услугах тьютора, возникает множество проблем. На наш взгляд, самая главная — проблема финансирования ставок тьюторов в образовательных учреждениях. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде в образовательных организациях, реализующих образовательные программы для детей с нарушением интеллекта, в классах для детей со сложной структурой дефекта имеется учитель и воспитатель. При включении в класс детей, нуждающихся в персональном помощнике, приходится изыскивать его самыми разными способами. Некоторые образовательные учреждения привлекают родителей в качестве ассистентов. Где-то пользуются услугами волонтеров некоммерческих организаций. Отсутствие дополнительных ставок для тьюторов в коррекционной школе и детском саду значительно затрудняет включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, препятствует их полноценной адаптации и социализации в образовательной организации. На сегодняшний день, как известно, коррекционные школы — это расходное обязательство субъекта. Понятно, что в зависимости от региона финансирование коррекционного образования разнится очень сильно.
В федеральных нормативных документах прописано, что дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным образовательным программам в соответствии с ИПР. Однако ИПР, в соответствии с положением о психолого-медикопедагогических комиссиях (Приказ № 1082 от 20.09.2013 г.) формируется на основании рекомендаций, указанных в заключении ПМПК. Но когда специалисты комиссии обследуют ребенка, нуждающегося в создании специальных условий (это и тьютор, и специальная организация пространства, и другие условия), то при отсутствии всех этих составляющих в образовательной организации в рекомендациях, как правило, пишут, что ребенок не готов к обучению на данном этапе, либо что ему рекомендовано учреждение социальной защиты населения. До сих пор в территориальных комиссиях специалисты предлагают родителям детей с указанными выше нарушениями определить их в интернаты. В других случаях, даже если специалисты, скажем, областной комиссии выносят заключение об обучении ребенка по специальным программам в ДОУ или ОУ для детей с нарушениями интеллекта, то условий на местах для реализации таких рекомендаций практически нет. И даже несмотря на рекомендации в ИПР, где исполнителями прописаны территориальные органы образования, последние не спешат создавать эти условия. Все решается индивидуально в каждом конкретном случае. Если родители более настойчивы и тверды в позиции, что ребенку необходимо быть включенным в образовательное пространство, то их усилиями, благодаря взаимодействию специалистов, юристов НКО с органами образования, тем или иным способом все же удается решить эти вопросы. Дети, нуждающиеся в комплексе специальных условий, находятся либо на домашнем обучении, либо на кратковременном пребывании в ДОУ и т. д.
Существует ряд приказов Министерства образования, где продублированы положения ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Например, приказ № 1015 от 30.08.2013 г., где говорится о том, что на одного тьютора может быть от 1 до 6 детей в классе или группе. Но проблема отсутствия ставок тьютора в школе не позволяет реализовать положения данного приказа. В приказе №1014 от 30.08.2013 г. и вовсе нет ничего о тьюторах и распределении нагрузки на них”.
Любимова Роза Сенбиевна — юрист НРООПДиМ «Верас», Нижний Новгород24
11. Необходимо развитие программ раннего вмешательства и ранней помощи семьям, которые воспитывают детей с ментальной инвалидностью, со стороны социальных служб. Создание службы социальных участковых уже началось в ряде регионов, практики поддержки и помощи семье необходимо продолжать, а успешные практики — распространять. Поддержка и помощь семье со стороны социальных служб должна быть более доступной25.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы