Законодательство
Подготовка персонала организаций воздушного транспорта для обслуживания пассажирских перевозок и оказания ситуационной помощи пассажирам из числа инвалидов
Министерством транспорта Российской Федерации принято решение организовать на системной основе обучение сотрудников транспортной отрасли по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказания им ситуационной помощи. Для этих целей,
в октябре 2015 года по поручению Министерства транспорта Российской Федерации на базе ФГБОУ ВО «МГУПС (МИИТ)» (с июля 2017 года – ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)») создан Отраслевой ресурсный учебно-методический центр доступной среды для инвалидов на транспорте (далее – Отраслевой центр). Этот центр определен в качестве головного в транспортной отрасли по разработке образовательных программ, учебно-методического обеспечения, а также повышению квалификации преподавателей транспортных вузов, сотрудников и инструкторов предприятий транспортного комплекса по вопросам предоставления услуг для инвалидов и оказания им ситуационной помощи.
В соответствии с законодательством Минтрансу России, подведомственным ему федеральным службе и агентствам, а также организациям в сфере транспортного обслуживания населения, необходимо осуществлять инструктирование (обучение) специалистов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и оказываемых на них услуг.
Персонал организаций воздушного транспорта, в зависимости от уровня непосредственного взаимодействия с пассажирами из числа инвалидов, должен проходить перед началом работы на предприятии специальную подготовку по соответствующим программам обучения. Для проведения такой подготовки руководителю предприятия, в соответствии с организационной структурой, следует распределить персонал по следующим четырем группам:
Группа 1. Вспомогательный персонал.
К данной группе относится персонал, не имеющий непосредственных контактов с пассажирами.
Цель: инструктирование персонала, исполняющего вспомогательные функции.
Форма обучения: очно.
Рекомендованная продолжительность курса: не менее 4 часов.
Группа 2. Обслуживающий персонал.
К данной группе относится персонал непосредственно участвующий в обслуживании инвалидов (информационное обслуживание, оказание услуг организации). Цель: подготовить персонал, обслуживающий инвалидов, для общения, оказания помощи, обслуживания, формирования корпоративной культуры организации по обслуживанию инвалидов.
Форма обучения: очно, дистанционно.
Рекомендованная продолжительность курса: не менее 6 часов.
Группа 3. Персонал, организующий обслуживание инвалидов на объектах организации (ответственное должностное лицо за организацию обслуживания инвалидов).
Цель: обучение по вопросам организации работы предприятия по обслуживанию и оказанию ситуационной помощи инвалидам. Форма обучения: очно, очно-заочно.
Рекомендованная продолжительность курса: не менее 24 часов.
Группа 4. Ответственное должностное лицо за профессиональную подготовку персонала.
Цель: подготовка сотрудника, осуществляющего проведение инструктирования (обучения) персонала предприятия по обслуживанию и оказанию ситуационной помощи инвалидам.
Форма обучения: очно.
Рекомендованная продолжительность курса: не менее 18 часов.
При организации обучения сотрудников на авиационном предприятии должны быть в наличии:
– программы подготовки персонала;
– годовые планы подготовки персонала;
– ведомости, подтверждающие прохождение подготовки персонала и итоговой аттестации;
– список преподавателей и инструкторов, осуществляющих подготовку персонала организации и копии документов, подтверждающих уровень их подготовки;
– учебно-методические и справочные материалы для проведения подготовки персонала.
Преподаватели должны проходить повышение квалификации по программам обеспечения доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов не реже одного раза в три года, а инструкторы не реже одного раза в пять лет.
Разработка программ подготовки для оказания ситуационной помощи и обслуживания пассажиров из числа инвалидов проводится на основе программ Отраслевого ресурсного учебно-методического центра доступной среды для инвалидов на транспорте ИМТК РУТ (МИИТ). Отраслевым центром разработаны следующие дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации):
– «Подготовка инструкторов предприятий общественного транспорта для обучения (инструктажа) персонала по оказанию ситуационной помощи инвалидам и маломобильным группам пассажиров» (18 часов);
– «Организация работ по обеспечению доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов» (24 часа);
– «Административно-правовые основы предоставления услуг для инвалидов и оказания им ситуационной помощи» (36 часов).
Все указанные программы согласованы с общественными организациями инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых), Минтрудом России и транспортными вузами. Это позволяет авиационным предприятиям применять их для обучения сотрудников на местах без дополнительного согласования с местными общественными организациями инвалидов.
Рекомендуемые программы повышения квалификации ориентированы на вопросы качества обслуживания воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов и оказания им ситуационной помощи. Они включают модули, которые могут быть использованы при обучении различных категорий слушателей из групп 3 и 4:
– «Основные требования международного законодательства и нормативных актов Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг пассажирского транспорта»;
– «Определение потребностей различных категорий инвалидов и маломобильных групп населения в помощи»;
– «Общение с различными категориями инвалидов и маломобильных групп при оказании ситуационной помощи»
– «Способы оказания ситуационной помощи на транспорте»;
– «Стандарты качества доступности услуг для инвалидов и маломобильных групп организаций пассажирского транспорта».
Следующие модули включаются в учебную программу в зависимости от специфики обучения:
– «Модель взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп на транспорте»;
– «Методические подходы к практико-ориентированному обучению при оказании ситуационной помощи инвалидам и маломобильных групп на транспорте»;
– «Применение принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп»;
– «Оборудование предприятий пассажирского транспорта для оказания ситуационной помощи инвалидам и маломобильных групп и оборудование используемое инвалидами для передвижения»;
– «Методика проведения инструктажа для персонала предприятий пассажирского транспорта по оказанию ситуационной помощи инвалидам»;
– «Методика проведения обследования и оценки доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов».
Необходимо учитывать, что рекомендуемые программы являются минимально необходимыми для подготовки персонала и могут быть дополнены по инициативе авиационного предприятия в зависимости от его локальных или корпоративных целей и задач, а также специфики производственных процессов.
Назад | Оглавление | Далее |