aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

Подготовка молодых активистов к работе по проекту

В данном разделе вы найдете описание обучающих программ для подготовки команд молодых инвалидов к деятельности по отстаиванию своих прав и интересов. Вы познакомитесь с впечатлениями молодых активистов, прошедших тренинги и самостоятельно проводящих занятия для молодых инвалидов и целевых аудиторий.

Подготовка молодых активистов началась с формирования в регионах команд для работы по проекту. Это происходило следующим образом: кандидаты заполняли специально составленные анкеты, а затем проходили собеседование с региональным координатором. По результатам собеседований в каждом регионе были сформированы команды из шести-восьми молодых инвалидов, готовых учиться отстаивать права инвалидов и работать в этом направлении.

Надо отметить, что молодые активисты, отобранные для работы по проекту, в большинстве своем не были знакомы ни с идеями независимой жизни инвалидов, ни с социальной моделью инвалидности, не имели опыта проведения семинаров и работы по проектам. Более того, для 70% молодых инвалидов это вообще была первая работа. Представление об интерактивном методе обучения имели только несколько человек, ранее участвовавших в Летней школе Перспективы и других семинарах для НКО. Совершенно очевидно, что молодые активисты должны были пройти подготовительный этап, связанный с обучением, которое позволило бы им приобрести необходимые для отстаивания прав знания и навыки.

Обучение молодых активистов велось практически на протяжении всего проекта, поскольку главная его идея заключалась в том, что все полученные знания должны были закрепляться и совершенствоваться на практике. Действовала, таким образом, такая схема: этап обучения – практика, новый этап обучения – практика и т.д.

Глава 1. Обучающие программы и семинары для молодых активистов

При составлении обучающей программы учитывалось, прежде всего, то, что молодые активисты должны сами получить опыт участия в интерактивных семинарах по пониманию инвалидности и отстаиванию прав инвалидов.

Во-вторых, участников необходимо было подготовить к самостоятельному ведению занятий для других молодых инвалидов и целевых групп, а также к самостоятельной разработке занятий на основе разработок Перспективы.

В-третьих, молодым активистам необходимо было приобрести знания и навыки по осуществлению микро-проектов по отстаиванию прав инвалидов и освоить новые способы защиты своих интересов (акции, субботники, сбор подписей, составление обращений, петиций и т.п.)

Для подготовки молодых активистов по всем трем направлениям были разработаны три программы обучения. Программы подготовлены на основании собственных разработок Перспективы, материалов зарубежных организаций, занимающихся проблемами инвалидности и отстаивания прав инвалидов.

Данные обучающие программы были апробированы на трех общих семинарах, которые проводились в Москве для всех участников проекта.

Базовый курс подготовки дал возможность молодым инвалидам ближе познакомится с задачами и идеологией проекта, с социальным подходом к инвалидности, понять философию независимой жизни инвалидов, узнать о способах защиты прав инвалидов, а также получить опыт участия в интерактивных семинарах по пониманию инвалидности и отстаиванию прав.

Специальный курс в большей степени направлен на приобретение участниками навыков и опыта, необходимых для самостоятельного ведения занятий, работы с другими молодыми инвалидами, представителями целевых групп.

Молодым активистам были предоставлены полные и подробные разработки семинаров по пониманию инвалидности, отстаиванию прав инвалидов, дискуссионные вопросы, конкретные примеры нарушения прав инвалидов, Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов, Закон о социальной защите инвалидов в РФ, другие материалы, касающиеся отстаивания прав инвалидов.

Большая часть занятий была посвящена содержанию и методам ведения семинаров для целевых групп. К таким целевым группам относятся журналисты, представители государственных структур, социальные работники, студенты, архитекторы, родители детей-инвалидов и иные группы, работа с которыми помогает отстаивать права и интересы инвалидов и формировать общественное мнение по отношению к ним. На занятиях молодые активисты учились применять для работы в конкретной аудитории статьи и фотографии в прессе, иллюстрирующие существующие стереотипы по отношению к инвалидам; видеофильмы Доступный город – это… и Разговоры*, в которых поднимается проблема создания безбарьерной среды и отношения общества к инвалидам.

Часть занятий была связана сразвитием навыков самостоятельной разработки занятий для целевых групп.

Самым эффективным способом подготовки молодых активистов было включение в обучающую программу занятий по организации и проведению акций. При поддержке британских коллег из организации DAN, специалистов по проведению активных публичных действий, молодые активисты учились проводить акцию Хотим в метро. Это был первый опыт включения в обучающую программу практического опыта реального действия - не учебного, не придуманного, не спектакля, а самого что ни есть реального, прямого и конкретного действия, направленного на отстаивание прав инвалидов.

Помимо этого, такой практический подход дал возможность молодым активистам избавится от сомнений и даже страхов перед публичными мероприятиями, которые им предстоит реализовать в своем регионе.

Вот мнения участников акции Хотим в метро: Для меня было полезным участие в акции, думаю и другим тоже. Было важно получить опыт, обрести психологическую уверенность в защите своих прав и прав других. – Ирина Назарова, г. Тверь.

Я получил заряд положительных эмоций. После акции я чувствую себя более уверенно, мне это очень помогло. Я обрел какую-то внутреннюю свободу. - Саша Никифоров, Екатеринбург.

Семинары по подготовке молодых активистов

Обучающие программы были апробированы на трех семинарах. В каждом семинаре участвовало около 50 молодых инвалидов из пяти регионов. Занятия проводили тренеры Перспективы.

При проведении семинаров использовались интерактивные методы, позволяющие молодым активистам приобрести необходимые знания путем получения личного опыта и затем применить полученные знания и навыки на практике.

В содержание каждого семинара включались фрагменты трех обучающих программ, так, чтобы последовательно охватить все необходимые для подготовки активистов темы. По мере необходимости, на основании мониторинга хода проекта в регионах и пожеланий участников проекта, в семинар включались дополнительные занятия.

Структура семинаров:

Продолжительность каждого семинара составляла не менее пяти дней. В день, как правило, проводилось не более четырех полуторачасовых сессий. Занятия, в зависимости от темы, проходили либо в общей группе (более 30 человек), либо участников разбивали на группы: малые группы (менее 20 чел.) или региональные, которые объединяют команду молодых активистов из одного региона (6-8 чел.)

К проведению семинаров привлекались эксперты из других общественных организаций или государственных структур:

Надо сказать, что подготовка молодых активистов не ограничивалась только участием в дневных занятиях на семинарах. В конце практически каждого семинарского дня проходили вечерние встречи, на которых рассматривались вопросы интересующие молодых инвалидов вне программы обучения, проводились группы взаимной поддержки, просмотры и обсуждение фильмов, которые можно использовать в дальнейшей работе по отстаиванию прав инвалидов.

Участники обеспечивались методическими материалами, необходимыми для осуществления проекта в регионах: информационными материалами по теме занятий, разработками семинаров, видеофильмами, плакатами, значками, наклейками, изданиями Перспективы.

Наблюдение за проведением занятий.

Обязательным элементом подготовки молодых активистов к самостоятельному проведению семинаров является наблюдение за их работой со стороны более опытных ведущих и координаторов. Такое наблюдение очень полезно при проведении первых самостоятельных занятий молодых инвалидов, и целевых аудиторий - журналистов, водителей, студентов. По завершении семинара более опытный тренер проводил разбор полетов - делился своими наблюдениями, давал рекомендации и пр. При обсуждении занятий с ведущими выявлялись возникающие трудности и пути их преодоления, корректировались содержание занятий и методы их ведения. Особое внимание уделялось тому, насколько ведущие-новички овладели тренерскими навыкам. Наблюдатель оценивал умение ведущего работать с аудиторией, умение управлять процессом, использовать разработки занятий. Как результат, молодые активисты становились более профессиональными ведущими.

Мнения участников проекта:

… Мне и представить было сложно, что через год я и сам буду способен разрабатывать семинары на заданные темы. В проект Молодые инвалиды за равные права и возможности я попал в последний момент, и в какой-то мере случайно. Самым важным для меня стал опыт участия в качестве ведущего семинаров. Я осознал, насколько интересней и понятнее становится материал, если его подавать в интерактивной форме. Я не только сам понял, но и научился объяснить другим проблемы, связанные со стереотипным отношением большей части общества к инвалидам, разные подходы к проблемам инвалидности и философию независимой жизни инвалидов. Другими немаловажными итогами моей тренерской деятельности стало умение управлять аудиторией и полученные навыки ораторского искусства, что, безусловно, пригодится в моей дальнейшей деятельности. Проводя семинары, разработанные моими старшими коллегами из организации Перспектива, я всегда поражался, насколько в разработках всё рассчитано, и как, следуя строго разработкам, всегда придёшь к результатам. – Михаил Новиков, Москва.

Участие в семинарах дало мне опыт в общении с людьми, - говоритАлена Лебедева из Самары - Проработав два с половиной года в СООИК Ассоциация Десница, постоянно общаясь с инвалидами, я наблюдала, что большинство проблем, встающих перед ними, появляются в результате незнания своих прав и возможностей. А также потому, что в необходимый момент у человека нет поддержки в том, чтобы подсказать, как и какими способами можно добиваться своих прав. Участвуя в семинарах по подготовке молодых активистов, я получила очень много полезной и нужной информации, которой я могу поделиться. А во время самостоятельного проведения семинаров для инвалидов и социальных работников я получила навыки публичного выступления, умение доносить свои мысли, что позволяет мне повысить качество своей работы с инвалидами.

Юрий Бажан, Самара: До проекта, честно говоря, я не задумывался о том, кто такие инвалиды и чем они живут. Когда я сам стал инвалидом, я понятия не имел ни о медицинском, ни о социальном подходах к пониманию инвалидности. Семинар по пониманию инвалидности подвернулся как раз вовремя - я принял идеи независимой жизни и стал работать в проекте добровольцем (работать без оплаты и делать хоть что-то полезное мне было не зазорно, а вот работать вахтером за копейки просто стыдно). Работая в проекте, я научился вести семинары. Считаю, что они необходимы, но не в чистом виде провел и забыл, а в сочетании с другими мероприятиями. Еще я получил опыт участия в акциях (иногда нужна и такая форма защиты прав, но подходить к акциям нужно очень корректно), научился составлять проекты и планировать работу.

Глава 2. Работа с командой молодых активистов в регионах

В этой главе приведены заметки региональных координаторов о том, как постепенно налаживалась работа команд, с какими сложностями пришлось столкнуться и что можно сделать для более успешной работы команды.
Региональные координаторы не только организовывали работу согласно задачам проекта, но и, используя свой профессиональный и жизненный опыт, помогали ребятам интегрироваться в общество, выстраивать отношения с другими членами команды. Незапланированным результатом проекта стало и то, что одни молодые активисты решили получить высшее образование и поступили в вузы, а другие – нашли в команде друзей, подруг и даже любимых.
Итак, слово Координаторам.

Самара: Петр Сучков и Евгений Печерских, со-координаторы проекта:

Подготовка ведущих семинаров у нас проходила очень непросто. Достаточно сказать, что репетиции и тренировки заняли почти два месяца. Плохо это или хорошо? В принципе, начать фактическую работу можно было практически сразу, но мы рассматривали задачу шире: важно проверить и подготовить максимальное число участников команды, а лучше, вообще всех. Это не получилось, но такой подход позволил нам достаточно точно оценить сильные и слабые стороны каждого участника команды для того, чтобы более целесообразно их использовать. В ходе подготовки и последующей работы от первоначального варианта, при котором все готовят семинары и все поочередно их проводят, команда объективно перешла к варианту дифференциации работы. Были сформированы несколько групп: группа ведущих, группа подготовки и поддержки и группа разработки. Деление на группы не было строгим и давало возможность взаимозаменяемости и расширения. В то же время основной костяк каждой группы был определен достаточно четко, исходя из возможностей и приоритетов самих молодых активистов.

Так, в группу ведущих были включены наиболее подготовленные тренеры, которые не тушевались перед аудиторией. Группа подготовки-поддержки занималась организационным обеспечением семинаров, начиная с договоренности по проведению семинаров до обеспечения канцтоварами, папками участников и помощи в преодолении препятствий для колясочников. Группа разработки, привлекая добровольцев – молодых инвалидов, занималась разработкой и подготовкой микро-проектов, акций, доработкой разработок Перспективы и разработкой новых семинаров.

Москва, Валентина Лупанова, координатор команды молодых активистов:

Московская команда молодых активистов была набрана и прошла обучение на первом семинаре, после которого с каждым членом команды был заключен трудовой договор.

Самое сложное - проведение первого семинара для молодых инвалидов Понимание инвалидности. (Семинар, состоящий из четырех сессий, был разработан Перспективой для использования молодыми активистами). Подготовка к первому семинару заняла больше двух недель, и команда собиралась почти ежедневно. В команде распределили роли таким образом, чтобы на первом семинаре все попробовали себя в роли ведущего. А кроме того, сразу провести четыре сессии - очень большая нагрузка для новичка.
Составили расписание семинара. Обсуждали, какие видеоматериалы лучше показать на семинаре, какие разминки провести, в каком помещении будет проходить семинар, как лучше организовать участие ребят на колясках, как организовать перерывы, и другие вопросы. Распределили, кто, что и к какому сроку должен сделать для успешного проведения семинара. Несколько раз репетировали. В роли участников была вся команда. Ведущие менялись, и так каждая пара тренировалась на остальных участниках команды. Готовили папки для участников, плакаты, методические материалы. В день проведения семинара собрались за час до его начала. Подготовили помещение, расставили стулья, разложили вспомогательные материалы. Начали регистрацию участников за 30 минут до начала. Был ответственный за встречу участников, использующих инвалидные коляски. Для таких участников заранее заказывали инва-такси, им выдавались бесплатно талоны для оплаты.

По завершении семинара был проведен анализ работы ведущих. В дальнейшем это стало правилом работы команды - после каждого семинара проводить анализ оценочных анкет, обсуждать отзывы и пожелания участников и учитывать все это при планировании следующих мероприятий. Примерно через полгода меньше времени стало уходить на тренировки, так как молодые активисты приобрели опыт работы и уверенность в своих силах.

Были и трудности, особенно на первом этапе. Первые же рабочие дни показали, что многие молодые активисты не имеют опыта работы, не всегда умеют организовать свое время. Команда решила сделать рабочий блокнот команды. В рабочем блокноте в конце каждого рабочего дня каждый активист составлял краткий отчет о проделанной работе за день и оценивал свою работу. И тут, в конце дня, оказывалось, что за день ничего не сделано или сделано мало. Это помогало выяснить, что много времени потеряно на пустые разговоры, большие перерывы, на раскачку в начале дня. Кроме этого, в конце месяца каждый должен был сдать отчет о работе за месяц. В первые месяцы работы приходилось много времени уделять таким отчетам молодых активистов. Они обсуждались на собрании всей командой. Это дисциплинировало, повышало ответственность за порученное дело, учило самоанализу, работе вообще и работе в команде.

Тверь: Александр Семенов, координатор проекта:

Надо отметить, что для большинства участников проекта было непросто изменить свои подходы к жизни в сторону самостоятельности. Для многих членов команды работа по проекту была первой оплачиваемой работой. Молодые инвалиды пытались перенести ответственность за принятие решений в мелочах на координатора и других участников проекта. Не всегда добиваясь желаемого результата, пытались найти объективные причины, оправдывающие их бессилие в достижении цели. После первого обучающего семинара с некоторыми участниками проекта пришлось расстаться именно по этим причинам. Поэтому при подготовке молодых активистов к проведению семинаров много времени уходило на распределение ролей, составление ребятами индивидуальных планов в соответствии с определенной ролью. Первоначально приходилось часто настаивать на самостоятельном выполнении молодыми активистами тех или иных заданий и поручений. Но большинство участников позже научились брать ответственность на себя и активно работать по проекту. Правда, после проведения нескольких семинаров оказалось, что не всем это удается. Исходя из конкретных возможностей, им была предложена другая работа, например, работа в библиотеке по подбору дополнительного материала, на компьютере, помощь в подготовке методических материалов и папок участников, организация питания, проведение опросов молодых инвалидов. Но главной обязанностью для каждого оставался поиск и привлечение молодых инвалидов на семинары.

В ходе проведенных в Твери акций и семинаров, участники проекта почувствовали уверенность и обрели опыт в отстаивании своих прав. Перестали бояться публично, на людях выражать свое мнение. В ходе семинаров, направленных на изменение подходов в понимании инвалидности, среди самих инвалидов было изменено мнение и подход к своей судьбе. Большинство из участвующих в семинарах поверили в свои силы, и в возможность изменить свою жизнь.

Нижний Новгород: Рафик Роганян, координатор проекта:

Мы использовали разные формы подготовки команды к работе по проекту. Очень многое дали обучающие семинары в Москве. Особенно нашей команде пригодился опыт участия в учебной акции Хотим в метро. (В ходе проекта мы провели пять акций в Нижнем). Команда подобралась творческая, много проходило обсуждений, совещаний. После каждого проведенного семинара для молодых инвалидов, других групп участников ведущие обязательно составляли небольшие отчеты. В отчетах указывались трудности (как при работе с группой так и по организационным моментам), с которыми пришлось столкнуться на семинаре, и сами ведущие давали рекомендации по их преодолению. Эти рекомендации помогали другой паре ведущих избежать ошибок в подобных ситуациях или, по крайней мере, быть готовыми к таким трудностям. Использовались дополнительные возможности обучения молодых активистов. Так при подготовке к проведению семинаров, круглого стола с журналистами и акции проводились предварительные консультации с экспертом из пресс-службы АНО Служение. Для укрепления навыков, необходимых для работы по проекту, хорошо использовать те возможности дополнительного обучения, которые есть в регионе, например, обучающие семинары Ресурсного Центра поддержки НКО.

Глава 3. Особенности проведениясеминаров для молодых инвалидов с различными видами инвалидности

За время проекта молодые активисты проводили семинары для различных аудиторий. Иногда группа была представлена участниками с одним видом инвалидности, но чаще всего на семинар собирались молодые люди, имеющие различные виды инвалидности. В данной главе своим опытом проведения семинаров для людей с разными видами инвалидности делятся молодые, ведущие семинаров – Михаил Новиков (Москва, Перспектива), Наталья Хмельницкая (Тольятти, Центр Независимой жизни.)

В группы, для которых проводились семинары по пониманию инвалидности и отстаиванию прав инвалидов, входили молодые люди с различными видами инвалидности. На связанные с этим особенности мы хотим обратить внимание читателей, поскольку это очень важный вопрос. В большинстве случаев эти особенности связаны не с содержанием семинара, а касаются организации рабочего процесса и пространства.

На основе опыта и большой практики работы с людьми, имеющими разные виды инвалидности, мы хотим поделиться своими советами, касающиеся проведения семинаров для них.

Так, для участников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, передвигающихся с помощью коляски, костылей или трости, главное - решить организационные вопросы. Необходимо продумать, как эти люди доберутся до места проведения семинара (возможно, потребуется прислать за ними машину), организовать встречу у входа в здание, продумать доступность для инвалидов учебного помещения, столовой и санузлов. Если в группе много участников пользуются инвалидной коляской, важно учесть, что помещение должно быть достаточно просторным для их передвижения, особенно если на семинаре предполагаются игры с перемещениями или работа в малых группах.

Самые большие проблемы связаны как раз с поиском доступного помещения. Этим вопросом придется заняться заранее. Потребуется выделить время и людей и провести мониторинг помещений, в которых возможно проведение семинаров, оценить их с точки зрения доступности. Часто доступными помещениями владеют другие организации инвалидов. Там могут подсказать, где находятся доступные помещения, поэтому поиск лучше начать с общения с этими организациями.

Возможно, что во всем городе не найдется полностью доступного помещения, и тогда надо предусмотреть изготовление временного пандуса. Это потребует дополнительного времени, людей, материалов. Ну, а если нужное помещение так и не найдено, то постарайтесь организовать семинар в помещении, в которое ведут как можно меньшее число ступеней и пригласите помощников, которые помогут человеку на коляске попасть в учебный зал.

Если в состав участников входят инвалиды с нарушениями слуха, то обязательным условием является присутствие на семинаре сурдопереводчика. Надо попросить сурдопереводчика быть именно помощником для участников, т.е. просто переводить, а не давать собственные комментарии.Если неслышащие или слабослышащие люди составляют большинство, необходимо немного изменить структуру семинара: увеличить время, отведённое на дискуссии, обсуждение и т.п. Иногда приходится просто разбивать семинар, например, однодневный семинар по пониманию инвалидности проводить за два дня, соответственно увеличивая количество времени, отведённого на каждую сессию.

Трудности в данном случае, чаще всего связаны с присутствием на семинаре сурдопереводчика – другие участники могут отвлекаться, наблюдая за его работой. Необходимо до начала семинара договориться о том, где разместиться сурдопереводчик - перед всей группой или рядом с неслышащими участниками. Бывает, что ведущий или участники говорят тихо, и сурдопереводчик вынужден часто переспрашивать, уточнять, о чем говориться в данный момент. В таких случаях ведущему надо говорить достаточно громко и четко самому и попросить о том же участников. Но всегда до начала семинара необходимо обговорить с сурдопереводчиком и неслышащими участниками, как удобнее им будет работать. Это сделает более эффективной работу все й группы на семинаре.

Для инвалидов по зрению необходимо корректировать методы работы, используемые на семинаре. Это тем более обязательно, если аудитория целиком состоит из незрячих или слабовидящих людей. Нужно в большей степени использовать методы, которые связаны с восприятием информации на слух (дискуссии, опросы), а в случае проведения мозговых штурмов необходимо чаще проговаривать написанное на плакате. Если есть возможность, то некоторые надписи, например задания для упражнения или надписи для игры Лейблы лучше сделать на азбуке Брайля. Если на семинаре предусмотрено использование видеоматериалов или таких методов, как демонстрации, сценки, ролевые игры, то следует озвучивать каждое действие. Это может сделать со-ведущий, один из участников группы или сопровождающий.

При подготовке раздаточного материала для слабовидящих людей текст лучше печатать крупным шрифтом (16-18) или предоставить таким участникам материал на дискете. Естественно, лучше заранее побеспокоиться об этом.

На семинарах часто присутствуют люди с серьёзными речевыми нарушениями. Постарайтесь не выделять их из общей группы, обязательно обращайтесь к ним при опросах группы, проведении дискуссий. Таким участникам требуется больше времени на высказывание, поэтому тренер должен специально рассчитать время проведения семинара таким образом, чтобы учесть особенности этих людей. Обычно проблема понимания достаточно остро стоит в начале семинара. Со временем ведущие просто адаптируются к речевым особенностям участников (как правило, речевые нарушения довольно однотипны), и проблема перестает существовать. На семинар такие люди часто приходят с друзьями или родственниками, которые их понимают и могут быть переводчиками. Постарайтесь наладить общение через них.

Трудности при работе с такими участниками возникают, когда у ведущего мало опыта. Он слишком волнуется, опасается нарушить временной график семинара и, как следствие, старается не вовлекать в обсуждение участника с нарушением речи. При нехватке собственного опыта ведущему следует проконсультироваться с более опытными тренерами, заранее ознакомиться с составом группы и попросить организаторов рассказать об участниках.

Ещё одна возможная категория участников семинаров: люди с психическими расстройствами. Обычно, при работе с такой группой, дискуссии затягиваются, участники подробно делятся своими размышлениями. Следует немного скорректировать разработки семинара – добавить время на обсуждения, сократить общую продолжительность семинара до трех сессий. Хорошо, если на семинаре присутствует специалист - психолог или координатор организации, имеющий опыт работы с такой группой. Координатор поможет сделать работу группы более эффективной. В группе обязательно следует проговорить и зафиксировать на плакате Правила работы, а также выяснить ожидания участников от семинара.

Впрочем, это не менее важно и для проведения занятий с другими группами, поскольку, составляя правила работы, участники будут их придерживаться, и семинар пройдет более организовано. Ожидания участников от семинара помогут ведущему получить более полное представление о группе и ее интересах в данном месте и в данное время и, соответственно, дополнить или сократить некоторые из рассматриваемых на семинаре тем.

Разминки, игры и упражнения: применение на семинарах для людей с различными формами инвалидности.

Не думайте, что в семинар не стоит включать некоторые упражнения или игры только потому, что часть участников использует инвалидные коляски или костыли и, по вашему мнению, им будет неудобно выполнять задание. Лучше перед семинаром или в перерыве обратиться к ним и спросить, хотят ли они участвовать в такой игре.

Использование примеров, ситуаций, иллюстрирующих темы семинара.
Люди всегда охотно обсуждают тот опыт и примеры, которые им близки – это известно. При работе с группой, в которой присутствуют участники с различными видами инвалидности, следует учесть актуальность рассматриваемых примеров для всех участников. Лучше попросить участников самим привести примеры ситуаций, с которыми сталкивается люди с подобными видами инвалидности. Ведущий может заранее выяснить эти ситуации и предложить их для обсуждения. Например, обсуждая тему доступности среды для инвалида-колясочника, актуально говорить о наличии пандуса или лифта; для неслышащих – наличие факсимильных аппаратов, световых сигналов; для незрячих – звуковых светофоров, надписей на азбуке Брайля и т.п.

Трудности.

Практически каждый ведущий сталкивался с трудностями в проведении семинаров. Постепенно навыки ведения укрепляются, появляется опыт, а на первых порах бывает сложно.

Михаил Новиков, активист московской команды:

Основными трудностями для меня, как начинающего ведущего, явилась психологическая неготовность и страх перед аудиторией. Кажется, что участникам это будет неинтересно, они не поймут меня и не будут активно работать. Как следствие, чувствуешь неуверенность и неловкость, которая сразу же передаётся аудитории. Самый сложный и опасный момент - это начало семинара. Если не удалось въехать в семинар самому, если не удаётся завести участников на активную, заинтересованную работу с самого начала, то уже по ходу семинара сделать это бывает очень непросто. Я неоднократно наблюдал ситуации, когда общительные люди, отлично знающие материал и имеющие опыт общения со средствами массовой информации, на первых своих семинарах в роли ведущих терялись. Они не были готовы к тому, что два десятка человек будут смотреть на них и ждать, что скажет ведущий. И не будет для ведущего никакой возможности спрятаться за чью-то спину, времени, чтобы прийти в себя и настроиться. Растерялся с самого начала, и всё пропало.

Другой трудностью оказалась сложность соблюдения определённой дисциплины и темпа ведения семинара. Бесспорно, чтобы поддерживать интерес участников, нужно поддерживать темп и активно продвигаться вперёд. Тем более это важно, так как любой семинар ограничен и по времени, и по теме (имеется в виду, что нужно придерживаться разработки семинара). В то же время, большинство участников - инвалидов в повседневной жизни ограничены в общении. Они стремятся обязательно высказать своё мнение по всем затрагиваемым проблемам, что вызывает бурные незапланированные дискуссии. И перед ведущими встаёт дилемма: или не препятствовать развитию дискуссий и подвергнуть риску график проведения семинара, а то и вообще отклониться от темы, или сворачивать дискуссии и прения, рискуя вызвать недовольство участников семинара. Конечно же, дискуссии можно сворачивать или направлять в нужное русло, но делать это надо корректно.

Для Натальи Хмельницкой (Центр Независимой жизни, Тольятти), основные трудности в проведении семинаров были связаны с двумя моментами.

Первый касается проведения семинара для слабовидящих и незрячих участников, возраст которых колебался от 40 до 70 лет. Нашей ошибкой было то, что при подготовке семинара мы не проконтролировали процесс набора участников. Мы договорились с руководителем одного из отделений ВОС о проведении семинара, рассказали о темах, которые будут освещаться, но не принимали участия в наборе участников. Поэтому получилось так, что люди, пришедшие на семинар, совершенно не понимали, с какой целью их пригласили. Проблемы, которые рассматривались на семинаре, и его темы, совершенно не интересовали людей, возраст которых колебался в районе 50-60 лет. Семинар вылился в обсуждение повседневных бытовых проблем, с которыми сталкиваются эти люди. Хочется отметить, что мы сделали всё, что было в наших силах, чтобы вырулить в этой ситуации. В последующем мы учли допущенную ошибку и больше её не повторяли.

Второй момент был связан с проведением семинара для внешнего окружения. Состав участников был настолько смешанным (представители департаментов социальной защиты, здравоохранения, сервисных служб, транспортного отдела мэрии, СМИ, люди с различными формами инвалидности, руководители организаций инвалидов, волонтёры из учебных заведений и т.п.), что даже при разработке сценария самого семинара возникли большие сложности. Основной упор был сделан на освещении темы социального партнёрства и тесного взаимодействия различных структур с организациями инвалидов при решении проблем людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, в процессе проведения семинара возникало много сложностей из-за наличия многих острых углов во взаимоотношениях властных структур и организаций инвалидов. В данном случае основными задачами ведущих является нейтрализация конфликтных моментов в процессе семинара, переведение острых дискуссий в конструктивное русло (делать упор не на том, кто виноват, а что практически можно сделать, чтобы решить проблемы!).

Советы начинающим, или о чем следует побеспокоиться заранее:

Мы хотим обратить внимание ведущих, только начинающих проводить семинары и тренинги для инвалидов, на следующее аспекты, которые сделают работу на семинаре более продуктивной и комфортной:

Назад Оглавление Далее