Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 54738-2011

Группа Т50

Национальный стандарт Российской Федерации

Реабилитация инвалидов

Услуги по социальной реабилитации инвалидов

Rehabilitation of invalids. Services on social rehabilitation of invalids

ОКС 03.080.30

Дата введения 2013-04-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства" (ФГУ "СПбНЦЭР им. Альбрехта ФМБА России")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 912-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:

- от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями от 22 июля 2008 г. N 153-Ф3);

- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги по социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (далее - инвалиды), предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее - учреждения) различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает основные виды, объем и содержание реабилитационных услуг данного вида.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52876-2007 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения

ГОСТ Р 52877-2007 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения

ГОСТ Р 53874-2010 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 52877, ГОСТ Р 53874, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 услуги по социальной реабилитации инвалида: Действия реабилитационных учреждений, заключающиеся в оказании помощи инвалиду в восстановлении его социального статуса, достижении им материальной независимости, социальной адаптации и интеграции в общество.

4 Общие положения

4.1 Услуги по социальной реабилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.

4.2 Услуги по социальной реабилитации инвалидов осуществляются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4.3 Разработка индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида включает в себя следующие этапы: проведение реабилитационно-экспертной диагностики социального статуса, оценку реабилитационного потенциала, определение мероприятий и услуг, направленных на расширение сферы жизнедеятельности инвалида.

4.4 Реализация услуг по социальной реабилитации инвалидов должна быть направлена на достижение максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.

4.5 Реализация услуг по социальной реабилитации инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью инвалида в каждой конкретной услуге.

4.6 Объем услуг по социальной реабилитации не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных услуг по социальной реабилитации, предоставляемых инвалиду.

4.7 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по социальной реабилитации. Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за их исполнение.

4.8 Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на уменьшение ограничения жизнедеятельности и позволяющих инвалиду полностью интегрироваться в общество.

4.9 Конкретные виды, объемы, формы и сроки предоставления услуг определяются с учетом социального статуса инвалида и программы социальной реабилитации, являющейся частью индивидуальной программы реабилитации инвалида.

4.10 Эффективность услуг по социальной реабилитации инвалидов характеризуется расширением социального функционирования, появлением способности к самообслуживанию, общению, возвращению к профессиональной деятельности.

4.11 Услуги по социальной реабилитации инвалидов следует предоставлять после проведения социальной диагностики, представляющей собой совокупность методов исследования для оценки социального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности инвалида и включающей определение социального статуса инвалида, образования, материального положения, социально-бытовой статус, семейное положение, место проживания, жилищные условия, социально-психологический статус, социокультурный статус.

4.12 Услуги по социальной реабилитации инвалидов следует предоставлять последовательно и непрерывно.

4.13 Длительность процесса предоставления услуг по социальной реабилитации инвалидов в общем комплексе реабилитационных услуг определяется потребностью в каждой конкретной услуге. Процесс социальной реабилитации считается завершенным, когда личность (инвалид) достигла уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, предшествующему получению ограничения жизнедеятельности.

5 Основные виды и содержание услуг по социальной реабилитации инвалидов

Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:

- социально-средовую реабилитацию;

- социально-психологическую реабилитацию;

- социально-педагогическую реабилитацию;

- социокультурную реабилитацию;

- социально-бытовую адаптацию.

5.1 Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации - это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

5.1.1 Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами - глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.

5.1.2 Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.

5.1.3 Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

5.2 Социально-психологическая реабилитация инвалидов

Услуги по социально-психологической реабилитации - это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

- психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;

- психологическая диагностика;

- психологическая коррекция;

- психотерапевтическая помощь;

- социально-психологический тренинг;

- психологическая профилактика;

- социально-психологический патронаж.

5.2.1 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Психологическое консультирование включает в себя:

- выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания - в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;

- обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;

- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;

- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.

5.2.2 Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:

- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;

- состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;

- особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;

- психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;

- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.

Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:

а) анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);

б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;

в) собеседование;

г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;

д) обработку и анализ психодиагностических данных;

е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;

ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.

5.2.3 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:

- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;

- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.

Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.

Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения - различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.

5.2.4 Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.

В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.

5.2.5 Психологическая профилактика заключается в содействии:

- в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;

- формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;

- создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации инвалидов.

5.2.6 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.

Выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие в зависимости от целей.

5.2.7 Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи:

- по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);

- коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;

- организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;

- оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.

Социально-психологический патронаж направлен, прежде всего, на формирование у инвалида адекватных моделей социального поведения.

5.3 Социально-педагогическая реабилитация инвалидов

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов - это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

- социально-педагогическую диагностику;

- социально-педагогическое консультирование;

- педагогическую коррекцию;

- коррекционное обучение;

- педагогическое просвещение;

- социально-педагогический патронаж и поддержку.

5.3.1 Социально-педагогическая диагностика заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса инвалида и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социально-педагогических услуг.

5.3.2 Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.

5.3.3 Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами).

5.3.4 Коррекционное обучение включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов инвалидов с нарушениями слуха и членов их семей, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у инвалида нарушения функций организма и ограничения способности к обучению.

5.3.5 Педагогическое просвещение - это просвещение инвалидов и членов их семей, специалистов, работающих с инвалидами, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

5.3.6 Социально-педагогический патронаж и поддержку инвалидов осуществляют в отношении инвалидов и их семей и включают в нее: курирование условий обучения инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении инвалида в общественные организации инвалидов.

5.4 Социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

5.4.1 Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.

5.4.2 Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).

5.4.3 Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.

5.4.4 Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.

5.4.5 Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

5.5 Социально-бытовая адаптация инвалидов

5.5.1 Социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

5.5.2 До назначения мероприятий по социально-бытовой адаптации необходимо провести диагностику возможностей инвалида к выполнению действий по самообслуживанию. Экспертная диагностика способности к самообслуживанию включает, в первую очередь, проведение проб, оценивающих следующие функции верхних конечностей:

- способность действовать пальцами;

- способность действовать кистью;

- способность тянуть или толкать предмет;

- способность передвигать предметы;

- способность действовать обеими руками;

- пробы на выполнение таких действий по самообслуживанию, как пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой; нарезание продуктов, открывание банок и т.д.; причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т.д.