aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Советы по уходу

Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт)

Об инсульте
Факторы риска развития инсульта
Симптомы
До приезда врача
Уход за больным
Особенности лево- и правополушарного инсульта
Нарушение сна

Об инсульте

Инсультом называют повреждение вещества головного мозга в результате острого нарушения мозгового кровообращения. При разрыве кровеносного сосуда головного мозга вследствие кровоизлияния в мозг развивается геморрагический инсульт. При спазме или закупорке кровеносного сосуда головного мозга - ишемический инсульт (инфаркт мозга).

В большинстве случаев инсульт вызывает стойкие необратимые изменения в ЦНС, приводящие к инвалидности. Знание основных факторов риска развития инсульта и главных его симптомов часто дает возможность предупредить это заболевание либо быстрее справиться с его последствиями.

Факторы риска развития инсульта

Реальная угроза развития инсульта возможна в случаях:

Особенно важным фактором, свидетельствующим о склонности к развитию инсульта, служат так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения (ПНМК). Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются в течение нескольких минут, реже - часов, но не более суток, и заканчиваются полным восстановлением функций.

Основными симптомами ПНМК являются внезапно возникшие:

Зная о факторах риска, не следует пренебрегать предвестниками грозного заболевания и при их появлении необходимо немедленно обращаться к врачу и начинать профилактику инсульта!

Симптомы

Главные симптомы инсульта включают:

При возникновении любого из вышеперечисленных симптомов вызывайте скорую медицинскую помощь!

До приезда врача

Пока вы ждете врача:

Бригада скорой помощи должна провести комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечной и дыхательной деятельности. Срочная госпитализация в первые часы заболевания в специализированное отделение улучшает прогноз. В первые 6 ч после развития острого нарушения мозгового кровообращения больной должен поступать в палату интенсивной терапии неврологического отделения, независимо от тяжести заболевания, его характера и локализации. При подозрении на ишемический инсульт (наличие тромба в сосуде головного мозга) больной должен быть переведен в нейрохирургическое отделение для оказания срочной нейрохирургической помощи.

Помимо тщательного контроля за состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и водно-электролитного баланса необходимо устранить отек мозга, возникающий вокруг инсультного очага. Правильное лечение препятствует гибели клеток головного мозга, находящихся рядом с очагом поражения. В первые часы и дни после развития инсульта эти клетки находятся в пограничном состоянии между жизнью и смертью. Они могут полностью восстановить свою функцию, но могут и погибнуть, увеличив зону уже имеющегося поражения. В более поздние сроки восстановление функций у больного будет происходить уже за счет "переучивания" других нервных клеток, которые будут брать на себя работу погибших.

Уход за больным

Режим

В первые дни больной находится на строгом постельном режиме. Если состояние больного тяжелое, больному может быть предписан длительный постельный режим.

Профилактика пролежней

При уходе за больными с параличами важное значение имеет профилактика пролежней. Особенно быстро пролежни развиваются у парализованных больных, имеющих нарушения чувствительности.

Наиболее эффективный способ профилактики пролежней - частое (каждые 2-3 ч) изменение положения больного в кровати. На ночь целесообразно укладывать больного на живот, подложив под коленные чашечки ватно-марлевые круги, а под голени - мягкие подушки; стопы при этом должны свисать. В этом положении пролежни обычно не развиваются.

Профилактика контрактур

Больные, перенесшие инсульт, нуждаются и в специальном уходе, направленном, в том числе, и на профилактику контрактур. Контрактура - стойкое ограничение подвижности в суставе - возникает у больного после инсульта из-за резкого повышения мышечного тонуса. Стойкие контрактуры препятствуют дальнейшему восстановлению двигательных функций.

Профилактика контрактур включает: придание телу особого положения, ЛФК, массаж (см. раздел Массаж).

Все указанные меры просты и доступны для выполнения лицами, ухаживающими за больным. Необходимы лишь консультация с врачом и краткое обучение.

Положение больного в постели

После инсульта тонус мышц на парализованной стороне повышается. Поскольку мышцы, разгибающие ногу и сгибающие руку, сильнее мышц-антагонистов, при отсутствии лечения, постепенно может сформироваться устойчивое положение, когда рука согнута в локте и кисти и прижата к туловищу, а нога из-за своего разогнутого положения вынуждена во время ходьбы описывать полукруг, что затрудняет передвижение.

Чтобы предотвратить развитие такой позы, парализованную руку больного периодически укладывают с отведением и разгибанием в локтевом и лучезапястном суставах, а ногу - со сгибанием в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Необходимо сократить, по возможности, время нахождения больного на спине, так как это положение способствует развитию повышенного мышечного тонуса и пролежней. Пациента с гемиплегией (односторонней парализацией) следует укладывать на живот или на бок.

Многие больные любят лежать на парализованной стороне. Это не противопоказано. При этом голова должна быть слегка наклонена книзу, а парализованная рука вытянута вперед под прямым углом к туловищу и повернута ладонью вверх. Здоровая рука может лежать на боку или отводиться назад, но не вперед, чтобы избежать перерастяжения мышц на парализованной стороне. Под здоровую ногу, согнутую в тазобедренном и коленном суставах, подкладывают подушку. Парализованную ногу разгибают в тазобедренном и слегка сгибают в коленном суставе.

В положении на спине парализованную руку отводят в сторону и разгибают в локтевом суставе, а кисть поворачивают ладонью вверх. Ногу на той же стороне слегка сгибают в коленном суставе и подкладывают под нее валик. Стопу устанавливают в положении среднем между сгибанием и разгибанием и поддерживают, используя мягкий валик или прислоняя к спинке кровати.

Позу больного меняют каждые 2-3 ч. Когда общее состояние больного улучшается, а показатели АД становятся более стабильными, больного обучают самостоятельно менять положение в кровати. Чтобы предотвратить развитие контрактур, больного нужно как можно раньше (с разрешения врача) усаживать в кровати. При этом спина должна быть прямая (подложить подушки), а ноги - согнуты в тазобедренном суставе под углом 90о. Следует избегать длительного пребывания больного в положении полулежа с приподнятым головным концом, так как это способствует нарастанию мышечного тонуса.

Лечебная гимнастика

Для предупреждения контрактур используют также физические упражнения (пассивные) с первых дней болезни. Технике массажа и лечебной физкультуры могут быть обучены родственники или другие лица, ухаживающие за больным. Отметим лишь некоторые принципы:

Все движения выполняют плавно, без боли, так как резкие движения и боль ведут к нарастанию мышечного тонуса. Через 3-4 нед. от начала заболевания, с учетом общего состояния, переходят к восстановлению навыков ходьбы. Этот комплекс упражнений также выполняют в определенной последовательности (сначала имитация ходьбы в положении лежа, потом - сидя, обучение переносу тяжести тела с одной ноги на другую в положении стоя, затем шаги на месте и т.д.).

Чтобы успешнее оказывать помощь родственникам и другим лицам, ухаживающим за больным, необходимо пройти краткий курс обучения или получить необходимые рекомендации у врача или методиста ЛФК.

Массаж

Массаж в период реабилитации больных после инсульта направлен на нормализацию тонуса мышц на пораженной стороне. Поэтому для расслабления мышц с повышенным тонусом производят легкое поглаживание и, напротив, для активизации мышц со сниженным или неизменным тонусом выполняют легкое разминание.

В связи с тем, что массаж необходимо проводить длительное время, родственники больного должны быть обучены специальным приемам и комплексам для более полного и успешного восстановления двигательной функции. Первый год и, особенно, первые 6 мес - время реального восстановления движений, и оно не должно быть упущено!

Делать нельзя!

Если Вы по назначению врача применяете горчичники или банки, то необходимо помнить, что их нельзя ставить больным с инсультом на стороне с нарушенной чувствительностью.

Кормление

Даже при тяжелом состоянии больного кормление начинают с 1-2-х суток после инсульта.

Во время первого кормления выясняют, не нарушен ли у больного глотательный рефлекс. Для этого в рот вливают чайную ложку холодной воды и просят проглотить ее. Если пациент легко проглатывает воду и не поперхивается, кормление продолжают теплой и жидкой пищей.

Больные с ясным сознанием и без нарушений функции глотания получают в первые 2-3 суток жидкую пищу (бульоны, фруктовые соки), затем - мягкую или протертую еду. При частичном расстройстве глотания пище необходимо придавать кашицеобразную консистенцию. Еда должна быть теплой, вкусной и калорийной. Кормить больного нужно осторожно, небольшой ложкой, малыми порциями, с перерывами для его отдыха. Надо следить, чтобы пища не попала в дыхательные пути. Иногда больные отказываются от еды или питья. Такое поведение характерно при поражении некоторых отделов головного мозга (лобные доли, гипоталамус), отвечающих за аппетит и чувство жажды. Психологический стресс, депрессия также могут приводить к подавлению аппетита. В этом случае особенно важно успокоить, поддержать больного, объяснить ему важность полноценного питания.

Общение

При инсульте часто возникают нарушения речи, например афазия. При этом больные испытывают трудности либо с речевоспроизведением, либо с пониманием речи. Часто возникают трудности со счетом, узнаванием или запоминанием чисел или дат.

Грубые нарушения речи еще в большей степени, чем двигательные расстройства, исключают больного из привычного круга общения, создают тягостное ощущение изоляции и одиночества, нарушают его адаптацию. Речевые расстройства могут усугублять и поддерживать депрессию, которая развивается более, чем у половины перенесших инсульт и, в свою очередь, существенно затрудняет реабилитацию больного, отнимает у него веру в успех, желание и настойчивость в преодолении двигательных, речевых и других нарушений. Восстановление речевых функций требует длительного времени - иногда до 3-4 лет. Поэтому самое серьезное внимание должно быть уделено формированию в семье правильных навыков общения с больным, имеющим речевые расстройства.

Необходимо помнить, что речь - это только маленькая часть языка как средства взаимопонимания. Невербальное общение (жесты, мимика, прикосновения, пантомима) поможет наладить контакт с больным. В большинстве повседневных ситуаций можно обходиться без опоры на речь. Хорошо известно, что мы можем легко общаться с детьми в возрасте до 4-5 лет, когда они еще только учатся правильно строить и использовать фразы. Воспоминания этого периода в нашей жизни помогут найти бесконечное число конкретных возможностей вновь ощутить радость взаимопонимания.

Если речевое общение с больным в какой-то мере сохранено, полезными будут следующие рекомендации:

Если при разговоре с больными афазией не реагировать на их "язык", они могут перестать общаться. Такая же реакция может быть и в том случае, если заставлять их говорить на языке, который для них труден.

Иногда больные с афазией так быстро воспринимают невербальную коммуникацию, что легко переоценить их способность к пониманию. Поскольку многое из того, что Вы сообщаете больному, сопровождается стереотипными движениями и мимикой, больной может легко угадывать Ваши пожелания, но не понимать речь. Проверить уровень понимания достаточно просто. Для этого надо говорить одно, а показывать противоположное. Например, если на улице хорошая погода, Вы можете улыбнуться, посмотрев в окно, и сказать: "Сегодня плохая погода и идет дождь, не правда ли?" Если Ваш собеседник улыбнется и кивнет Вам, это значит, что он реагирует на Ваше невербальное сообщение, а не на смысл Ваших слов. Цель указанного приема - оценить, насколько хорошо больной Вас понимает. Если Вы постоянно преувеличиваете его способность говорить или понимать речь, у него быстро возникнут растерянность и разочарование; они создадут преграды для дальнейшего обучения.

Неправильные логопедические приемы могут привести к серьезным отрицательным последствиям. Больной может разувериться в успешности обучения вообще и его активность резко снизится, вплоть до отказа от занятий. Поэтому родные и лица, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с врачом-логопедом и точно выполнять его рекомендации.

Для восстановления словаря, т.е. увеличения числа используемых слов сначала закрепляют какое-либо часто употребляемое слово, например "будешь", задавая такие вопросы:

Затем задают специальные вопросы, провоцирующие ответ определенным словом, например "хочу":

Таким образом, в словаре помимо слова "будешь" появится еще слово "хочу" и т.д.

Этими примерами мы хотим показать, что, с одной стороны, работа по восстановлению речи очень кропотлива, а с другой - что она проста и с ней вполне могут справиться родственники. Но при этом они должны всегда руководствоваться рекомендациями врача.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов в первые годы после инсульта, во время которых возможно восстановление речи.

Не пожалейте труда и терпения!

Особенности лево- и правополушарного инсульта

Поражение левого полушария

При поражении левого полушария у больного наблюдаются правосторонний паралич, нарушения речи (у правшей), эмоциональные расстройства в виде тревожно-депрессивных состояний, неуверенность и безынициативность, особенно заметные в речевой деятельности. Движения становятся медленными, острожными, особенно при появлении новой задачи. Такое тревожное и нерешительное поведение часто удивляет друзей и членов семьи, которые знали больного до инсульта совсем иным. Эмоциональная выразительность, деловитость сменяются вялостью, пассивностью, иногда исчезают сложные эмоциональные переживания.

Однако в восприятии своего заболевания такие больные демонстрируют озабоченность, стремление исправить имеющиеся нарушения, мобилизованность и целеустремленность в восстановительной терапии (в отличие от безразличного отношения при поражении правого полушария). В связи с этим уместны следующие рекомендации. Многим больным с поражением левого полушария (правосторонней гемиплегией) следует часто напоминать, что они поступают правильно. Если больной плохо понимает речь, нужно улыбаться, одобрительно кивать. Простые слова "да", "верно", "хорошо" убедят его, что он делает то, что нужно.

Сначала, когда Вы помогаете больному выучить что-то новое, может показаться неуместным постоянно высказывать ему одобрение и поддержку. У Вас может возникнуть чувство, что Вы относитесь к больному снисходительно и унижаете его. Конечно, если Вы не в меру и не к месту высказываете больному одобрение или хвалите его за то, что он еще не умеет делать, это может принести вред. Тем не менее, лучше больше, чем меньше, оказывать больному поддержку словами и жестами. Если Ваше поведение и слова унизительны для больного, он так или иначе даст Вам знать об этом. С другой стороны, если Вы редко реагируете на действия больного, не подсказывая ему, что делать, он может не справиться с заданием. Ваша реакция должна быть своевременной и точной. Не ждите, когда задание будет полностью закончено. Некоторым больным с поражением левого полушария трудно выполнять даже достаточно простые действия, типа мытья посуды, одевания, и в этих случаях они могут нуждаться в руководстве и обучении навыкам самообслуживания. Например, процесс одевания лучше разделить на несколько этапов и поощрять и поддерживать больного по окончании каждого из них. Неуверенным и тревожным пациентам чаще следует говорить об их успехах, чем о неудачах.

Поражение правого полушария

При поражении правого полушария мозга у больного наблюдаются левосторонний парез, нарушение пространственного восприятия (способность оценивать размер, форму, скорость движения в пространстве, соотношение частей с целым), нарушение восприятия собственного тела (схемы тела). Больной чрезмерно благодушен, не сознает или недооценивает имеющиеся у него двигательные расстройства, равнодушно относится к своему дефекту и его исправлению. Поэтому восстановление двигательных функций и навыков при поражении правого полушария происходит медленнее, чем при поражении левого.

Нарушение пространственного восприятия создает немалые трудности. Даже при концентрации внимания больные с левосторонним параличом не могут проехать на кресле-каталке через большой дверной проем, не натолкнувшись на дверную коробку. Они с трудом определяют расстояние до предмета, плохо читают газету из-за того, что теряют место на странице. Они могут пропускать пуговицы или неправильно надевать рубашку; таким больным опасно водить машину.

Искаженное восприятие собственного тела проявляется иногда в утрате ощущения тела, отдельных его частей и конечностей. Чаще всего проблемы возникают с левой рукой. Больные ее не чувствуют, могут не знать, где она находится, и ищут ее в другом месте. Симптомы искаженного восприятия тела держатся в течение 1-2 нед. - 2 мес. У некоторых больных возникает чувство отчуждения частей левой половины тела. Чаще всего это касается левой руки. Она воспринимается как чужая. Вместо одной парализованной конечности возникает ощущение третьей или множества других рук и ног с искажением их размера, формы и т.д.

У всех больных, которые не осознают собственное заболевание, часто наблюдается психическая пассивность. Большинство из них страдают депрессией. Такие больные действуют импульсивно, без учета реальных своих возможностей. Из-за левостороннего зрительного невнимания они постоянно натыкаются на предметы, расположенные слева от них, не могут найти дверь, расположенную слева, разговаривают лишь с теми соседями по палате, которые находятся справа; при рисовании используют только правую половину листа.

Пациенты с левосторонним параличом часто пытаются делать то, что превышает их возможности и сопровождается риском. Могут решиться пройти по комнате без страховки, сесть за руль автомобиля, в результате чего причиняют вред себе и другим.

Для ухаживающих за подобными больными можно рекомендовать:

Больные с поражением любого полушария нуждаются в заботливой поддержке при обучении навыкам. Ваши замечания должны носить одобрительный характер. Отрицательные эмоции вызовут раздражение, вспышку гнева или замыкание больного в себе и замедлят процесс обучения.

Нарушение сна

Нарушения сна проявляются бессонницей или, наоборот, повышенной сонливостью. Они могут быть следствием поражения мозга, вызванного нарушением кровообращения или проявлением депрессивного состояния. В первом случае, особенно в остром периоде инсульта, выраженные нарушения сна свидетельствуют о тяжести поражения и менее благоприятном прогнозе.

В восстановительном периоде больной может спать в дневные часы, а ночью бодрствовать, что создает трудности в уходе за больным. Развитию подобных нарушений способствуют и возрастные изменения. Старческий сон подобен сну маленьких детей - частые ночные пробуждения и поверхностный сон в дневное время.

Если больной много спит днем и не спит ночью, то для восстановления нормального цикла сон-бодрствование можно рекомендовать наряду с медикаментозным лечением:

Пожилые больные часто жалуются на недостаточный сон и раннее пробуждение. При этом, как правило, они в большей степени страдают не от уменьшения времени сна, а от переживаний, связанных с неправильными представлениями о потребности во сне. Поэтому многим пожилым больным достаточно разъяснить закономерность изменения сна (уменьшение продолжительности и глубины сна), чтобы снизить их беспокойство.

Нарушения сна могут быть и проявлением депрессивного состояния. Почти у всех больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения, в разные периоды наблюдаются апатия или раздражение и агрессия вследствие потери привычных интересов, утраты веры в выздоровление.

Помимо физических страданий и других прямых ограничений, вызванных инсультом, больной тяжело переживает свое беспомощное состояние и полную зависимость от окружающих, боится, что останется инвалидом и будет в тягость близким. В первые дни и недели после инсульта эмоциональное состояние больных очень неустойчиво: плаксивость сменяется раздражительностью, вспыльчивостью.

Начало регулярных занятий с больными и первые успехи в значительной степени способствуют выравниванию эмоционального состояния. Появляется вера в излечение, и больной более спокойно и настойчиво сотрудничает с обучающим персоналом. Позднее, когда скорость восстановления функций и овладения навыками снижается и больной более трезво оценивает свое состояние и свои перспективы, очень часто развивается вторая волна депрессии. И тут следует быть готовым снова поддержать, ободрить больного.

В случаях тяжелой депрессии, которая сопровождается отказом от еды, полной безынициативностью, мыслями о самоубийстве, может потребоваться консультация психиатра и назначение антидепрессантов, но ведущим "методом" лечения депрессии должны быть любовь, терпение, принятие больного таким, каков он есть со стороны близких.