aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Советы по уходу

2. Структура больницы

Все подразделения больницы можно разделить на две большие группы:
- лечебно-диагностическая;
- административно-хозяйственная.
Лечебно-диагностическая часть включает:
- приёмное отделение;
- специализированные лечебные отделения (терапевтические, хирургические, гинекологическое и т.д.);
- оперблок;
- диагностические лаборатории (клиническую, биохимическую, цитологическую, иммунологическую и пр.);
- диагностические отделения и кабинеты.
Административно-хозяйственная часть включает:
- кабинеты главного врача и его заместителей;
- канцелярию;
- бухгалтерию;
- пищеблок;
- прачечную;
- аптеку;
- стерилизационное отделение;
- отделение переливания крови;
- котельную.
При поступлении в стационар в большинстве случаев пациент проходит через приёмное отделение. Его правильно организованное и чётко осуществляемое функционирование во многом определяет работу стационара в целом. Качество оказания помощи, правильность и скорость работы с пациентами формируют у них первое (а зачастую и основное) впечатление от стационара и его сотрудников.

2.1. Приёмное отделение

Приёмное отделение состоит из следующих помещений:
- вестибюль (зал ожидания для родственников и сопровождающих);
- диспетчерский пост (регистратура);
- смотровые кабинеты, в т. ч. специализированные (гинекологический, хирургический, травматологический и др.);
- санитарный пропускник;
- изоляторы для инфекционных и для социально опасных больных;
- процедурная и перевязочная;
- реанимационный зал («шоковая» палата);
- лаборатория и рентгеновский кабинет;
- туалеты;
- вспомогательные помещения (комнаты персонала, кладовки, камера хранения вещей госпитализированных пациентов и др.).
Функции приёмного отделения;
- оказание экстренной помощи и проведение противошоковой терапии;
- регистрация пациентов;
- первичная диагностика;
- сортировка и отсев инфекционных и непрофильных больных;
- взятие анализов;
- санитарная обработка (полная или частичная);
- организация транспортировки пациента в отделения.
Последовательность работы приёмного отделения:
- регистрация пациента;
- тщательный осмотр с целью выявления внешних признаков острозаразных заболеваний и педикулёза;
- обследование пациента дежурным врачом и постановка предварительного диагноза (в случае госпитализации не по профилю - отказ в госпитализации либо перевод в профильный стационар);
- выбор врачом вида санитарной обработки и транспортировки (пешком, на кресле-каталке, на каталке);
- санитарная обработка;
- транспортировка пациента в сопровождении медсестры в профильное отделение стационара.
В случаях, требующих оказания экстренной помощи, данная последовательность не соблюдается, пребывание пациента в приёмном отделении сокращается до минимума, санитарная обработка либо минимальна (частичная), либо не производится.

2.1.1. Обязанности дежурной медицинской сестры приёмного отделения

1. Медсестра регистрирует пациентов в «Журнале учёта приёма больных и отказов в госпитализации» (форма 001/у), сверив паспортные данные и данные направления на госпитализацию:
- фамилию, имя и отчество больного;
- год его рождения;
- домашний адрес;
- откуда и кем доставлен больной (вид госпитализации);
- диагноз направившего учреждения.
В случае отказа от госпитализации указывается причина отказа и принятые меры (оказана амбулаторная помощь, направлен в другой стационар).
2. Заполняет паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного» (форма 003/у), повторяя записи, внесённые в «Журнал учёта приёма больных и отказов в госпитализации». Также вписываются сведения о месте работы и профессии, номер телефона; домашний или родственников (друзей), если больной - одинокий человек. Обязательно отмечаются сведения об имеющейся инвалидности и показания для госпитализации (экстренная, плановая, переводом из другой больницы, «самотеком»), В случае экстренной госпитализации отмечается время, через которое больной был доставлен скорой медицинской помощью.
3. Медицинская сестра заполняет паспортную часть и левую сторону «Статистической карты выбывшего из стационара» (форма 066/у).
4. Составляет акт на принятые на хранение деньги, ценности, одежду и личные вещи пациентов, заполняя квитанцию - ведомость установленного порядка. Принятые документы и ценности больного передаются в администрацию больницы и хранятся там в сейфе.
5. В смотровом кабинете медицинская сестра проводит больному термометрию, измеряет артериальное давление, проводит антропометрические измерения, отмечая результаты в истории болезни.
6. Тщательно осматривает волосистые части тела и голову пациента с целью выявления педикулёза, а кожу и слизистые оболочки - для выявления элементов сыпи.
7. Оказывает первую помощь больным, выполняет назначения дежурного врача; при необходимости вызывает врачей - специалистов и лаборантов, содействуя их работе.
8. После осмотра дежурного врача и его записей медицинская сестра заканчивает регистрацию в «Журнале учёта и приёма больных и отказов в госпитализации» (форма 003/у). Вносит в журнал:
- диагноз врача приёмного отделения при поступлении;
- название отделения, куда направлен больной.
9. При поступлении
- больного в возрасте до 16 лет без сопровождения взрослых родственников;
- больного в бессознательном состоянии или в состоянии, которое непосредственно угрожает его жизни, а также в случае его смерти в приёмном отделении, медицинская сестра обязана дать телефонограмму его родственникам (если телефон известен), сделав запись в «Журнале телефонограмм». Кроме этих случаев, телефонограмма передаётся родственникам, если из приёмного отделения больной переводится в другую больницу.
При криминальном характере травмы, при повреждении, полученном в результате ДТП, и при поступлении по поводу несчастных случаев подростков до 16 лет даётся телефонограмма в органы внутренних дел (дежурному по УВД). Медсестра также даёт телефонограмму при поступлении неизвестного больного, указывая его приметы: пол, приблизительный возраст, цвет волос, рост, телосложение; особые приметы - родимые пятна, рубцы и шрамы; описывается его одежда. Записывает в «Журнал телефонограмм» содержание сообщения, дату, время его передачи и кем телефонограмма принята в отделении милиции.
10. Организовывает и контролирует проведение санитарной обработки больных.
11. Организовывает и контролирует транспортировку пациентов в отделения.
12. Поддерживает санэпидрежим приёмного отделения.
В тех случаях, когда состояние больного критическое, он может поступить прямо в реанимационное отделение, минуя приёмное. Тогда оформление всей медицинской документации проводит медицинская сестра отделения реанимации.
В случаях, когда после осмотра, наблюдения дежурным врачом больного, который поступил в приёмное отделение с направлением на госпитализацию, установлено, что показаний для неё нет, больной может быть отправлен домой. Об этом медицинская сестра делает запись в «Журнале учёта приёма больных и отказов от госпитализации» (форма 001/у). Если больной поступил «самотёком», и после осмотра врачом установлено, что в госпитализации он не нуждается, то ему оказывается помощь как амбулаторному больному. Он отпускается домой, о чем медицинская сестра должна сделать запись в «Журнале регистрации амбулаторных больных» (форма 074/у).
Ошибки в оформлении истории болезни, статистической карты, «Журнала учёта», «Журнала телефонограмм», журнала для справочной службы больницы, нарушения в их оформлении могут стать источником психических, моральных и юридических проблем больного и медицинского персонала. Медицинская сестра приёмного отделения должна быть очень внимательной при заполнении и ведении медицинской документации, описи приёма документов и ценностей от больного, которые являются юридическими документами и могут быть востребованы страховыми организациями, органами правопорядка и юстиции.

2.1.2. Педикулёз и технология противопедикулёзной обработки

Педикулёз - паразитирование на человеке головных, платяных и лобковых вшей. Это заболевание тесно связано с социально-культурным уровнем
человека и его материальным благосостоянием. Часто встречается среди лиц без определённого места жительства, беженцев, в местах лишения свободы, в детских лагерях и воинских частях при несоблюдении санитарно-эпидемиологических норм. Головные и платяные вши являются переносчиками сыпного тифа и других риккетсиозов. Высокая контагиозность обусловливает значительную опасность заражения при непосредственном и бытовом контакте (через одежду, предметы обихода, при совместном проживании, в том числе в условиях больничной палаты). Лобковая вошь передаётся преимущественно при половом контакте. В связи с высокой опасностью заражения и с целью профилактики сыпного тифа и педикулёза медицинская сестра производит осмотр всех госпитализированных пациентов. Производится визуальный осмотр волос, кожи (особое внимание обращается на височно-затылочную область головы) и белья больного. Результат осмотра фиксируется в истории болезни. Если пациент поступает в стационар, минуя приёмный покой, его осмотр проводится на отделении. При обнаружении лиц с педикулёзом (выявление живых особей вшей, гнид и следов расчёсов на месте укусов) проводится санитарная обработка с обязательной обработкой в дезинфекционной камере нательного белья.

2.1.2.1. Механический способ борьбы с педикулёзом

Показания:
Любая степень поражения головными вшами:
- беременных, рожениц, родильниц, кормящих женщин;
- детей до 5 лет;
- лиц с повреждённой кожей (микротравмы, дерматиты, экзема и др.).
Незначительное поражение людей головными вшами (от 1 до 10 экземпляров, включая яйца-гниды).
Оснащение:
- клеёнчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного;
- ёмкость для сжигания или обеззараживания волос, спички; клеёнчатая пелерина, косынки;
- мыло или шампунь;
- столовый уксус или 5-10%-ный раствор уксусной кислоты;
- ножницы, частый гребень, ватный жгутик или нитка;
- клеёнка или бумага;
- защитная одежда для персонала: халат, головной убор, перчатки. Выполнение манипуляции:
- проинформировать больного о наличии педикулёза, способе обработки и получить согласие на обработку, или провести обучение для самостоятельного выполнения процедуры;
- надеть защитную одежду (дополнительный халат, колпак или косынку и перчатки);
- вымыть больному голову с мылом или шампунем;
- прополоскать волосы тёплым столовым уксусом;
- сквозь зубцы частого гребня пропустить ватный жгутик или нитку, обильно смоченную уксусом;
- тщательно расчесать волосы больного, наклонив его голову над бумагой или клеёнкой;
- по окончании счесывания сжечь бумагу и клеёнку вместе с насекомыми;
- использованные предметы продезинфицировать;
- помещение, в котором проводилась противопедикулёзная обработка, обработать препаратами для дезинфекции;
- снять защитную одежду и сдать в камерную дезинфекцию;
- вымыть руки;
- вещи от лиц с педикулёзом сдать для камерной дезинфекции;
- сделать запись о проведённой обработке в карте;
- зарегистрировать случай педикулёза в центре санэпиднадзора;
С согласия пациента можно использовать физический способ обработки - стрижка или сбривание волос.

2.1.2.2. Химический способ (с помощью инсектицидов-педикулоцидов)

Показания: средняя и высокая поражённость людей головными вшами. Противопоказания:
Любая степень поражения головными вшами:
- беременных, рожениц, родильниц, кормящих женщин;
- детей до 5 лет;
- лиц с повреждённой кожей (микротравмы, дерматиты, экзема и др.). Незначительное поражение людей головными вшами (от 1 до 10 экземпляров, включая яйца-гниды).
Оснащение:
- клеёнчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного;
- ёмкость для сжигания или обеззараживания волос, спички, клеёнчатая пелерина, косынки;
- мыло или шампунь;
- столовый уксус или 5-10%-ный раствор уксусной кислоты;
- ножницы, частый гребень, ватный жгутик или нитка;
- клеёнка или бумага;
- защитная одежда для персонала: халат, головной убор, перчатки, резиновая обувь, респиратор;
- хорошо проветриваемое помещение;
- препараты для уничтожения вшей головных, платяных, смешанных, разрешение к применению в РФ в установленном законом порядке. Выполнение манипуляции:
- подготовить хорошо вентилируемое помещение;
- проинформировать пациента о наличии педикулёза, о способе обработки и получить согласие на обработку, или провести обучение для самостоятельного выполнения процедуры;
- надеть защитную одежду;
- нанести педикулоцид пациенту на волосистую часть головы тампоном или намыливанием;
- на время экспозиции обвязать голову полотенцем или косынкой;
- концентрация и экспозиция - строго в соответствии с методическими рекомендациями по применению данного педикулоцида;
- вымыть голову пациента с мылом или шампунем;
- прополоскать волосы тёплым столовым уксусом, вычёсывая убитых насекомых и яйца-гниды;
- тщательно расчесать волосы, наклонив голову над бумагой или клеёнкой;
- по окончании счёсывания сжечь бумагу и клеёнку вместе с насекомыми;
- провести дезинфекцию помещения;
- снять защитную одежду;
- вымыть руки с мылом;
- вещи от лиц с педикулёзом сдать для камерной дезинфекции;
- сделать запись о проведённой обработке в карте;
- зарегистрировать случай педикулёза в центре санэпиднадзора.
После санитарной обработки пациент транспортируется в лечебное отделение по профилю заболевания.

2.2. Структура лечебного отделения

Лечебное (терапевтическое) отделение включает:
- палаты для больных;
- процедурный кабинет (кабинеты) для выполнения инъекций и децентрализованной стерилизации необходимого для работы материала;
- процедурный кабинет (здесь проводится постановка клизм, промывания желудка и др.);
- кабинеты заведующего отделением и врачей (ординаторская);
- комнату для дежурного сестринского персонала и кабинет старшей медицинской сестры;
- комнату гигиены для персонала;
- буфетную для раздачи пищи и столовую для больных;
- санитарный блок (туалет, ванная и душевая комната);
- бельевую для хранения чистого нательного и постельного белья, халатов и пижам для больных;
- хозяйственную комнату для хранения инвентаря.
Структура лечебного отделения зависит от его профиля, количества коек, организации. Если в больнице нет отдельно выделенного функционально-диагностического отделения, то могут существовать отдельно диагностические кабинеты: эндоскопический, функциональной диагностики и др.
По существующим нормативам, в терапевтическом отделении на каждые 25-30 коек имеется пост медицинской сестры.

2.2.1. Оснащение поста медицинской сестры

- Стол с закрывающимися на ключ ящиками и стул (кресло);
- шкаф для лекарственных средств и термометров, закрывающийся на замок;
- сейф для хранения лекарственных средств списков А и Б;
- холодильник для хранения инфузионных растворов и скоропортящихся медикаментов;
- шкаф для хранения предметов ухода;
- передвижной столик для раздачи лекарств;
- столик для подготовки к манипуляциям;
- раковина с холодной и горячей водой.
Расположение поста должно быть таким, чтобы медсестра могла видеть все относящиеся к нему палаты. Должна работать сигнализация вызова медицинской сестры больными из палат (звонок, световое табло). На посту обязательно должно быть табло с указанием фамилии, имени и отчества дежурной медсестры, а также телефон со списком номеров телефонов подразделений больницы, аварийных служб, огнетушитель, план эвакуации больных с отделения и из лечебнопрофилактического учреждения в случае аварийной ситуации (рис. 1).

Оснащение поста медицинской сестры

2.2.2. Лечебно-охранительный режим отделения

В основе общепринятого режима лечебно-профилактического учреждения и его лечебных отделений лежат мероприятия, ограждающие больных от тех факторов внешней среды, которые могут отрицательно на них воздействовать, осложняя течение заболевания. Комплекс профилактических, лечебных, организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на обеспечение удобств пребывания больного, его психического, физического благополучия (комфорта) и безопасности, называется легебно-охранительным режимом (табл. 1).
Лечебно-охранительный режим включает:
- создание условий и выполнение режима, щадящего психику больного и посетителей;
- обеспечение больному условий для соблюдения им режима рациональной двигательной активности;
- соблюдение больными и персоналом правил внутреннего распорядка;
- соблюдение медицинским персоналом принципов деонтологии.
Соблюдение рациональной двигательной активности больными является
важным компонентом лечебно-охранительного режима отделения. Нарушение больными назначенного врачом режима может привести к серьёзным и даже непоправимым последствиям.
В лечебно-профилактических учреждениях приняты четыре режима двигательной активности, которые назначаются больному врачом:
1. Строгий постельный режим. Назначается больным в остром периоде тяжелых заболеваний - острый инфаркт миокарда, прогрессирование стенокардии, при риске тромбоэмболии и др. Пациенту запрещено садиться и вставать. В некоторых случаях ему запрещается самостоятельно поворачиваться в постели, наклоняться или тянуться за упавшим или стоящим чуть в стороне предметом. Медсестра помогает больному в приёме пищи, проведении всех гигиенических мероприятий: умывание, подача судна и мочеприёмника. Этому необходимо научить и родственников. Перекладывание больного для транспортировки в лечебно-диагностические кабинеты, проведения манипуляций должно быть особенно осторожным. При улучшении состояния врач назначает больному постельный режим.
2. Постельный режим. Физическая активность увеличивается до поворотов в кровати, выполнения лёгких упражнений лечебной физкультуры под контролем методиста ЛФК или медсестры. При хорошей адаптации больного ему разрешается (после предварительного обучения) садиться на кровати, опустив ноги, самостоятельно принимать пищу. Гигиенические мероприятия проводятся с помощью медицинской сестры при двухступенной системе обслуживания больных или младшей медицинской сестрой при трёхсту-пенной форме. Могут помогать и родственники, обученные медицинской сестрой.
3. Палатный режим. Больному разрешается вставать и сидеть на стуле рядом с кроватью. Питание и гигиенические мероприятия проводятся в палате. Проводится постепенное расширение двигательной активности больного. Он может подходить к окну и сидеть за столом, в кресле.

Таблица 1
Примерный план внутреннего распорядка дня в лечебном отделении, составленный с учётом требований лечебно-охранительного режима и обязанностей палатной медицинской сестры по обеспечению его выполнения (при двухступенной системе обслуживания больных)

Примерный план внутреннего распорядка дня в лечебном отделении

4. Общий (внепалатный) режим. Больному разрешается самостоятельно ходить по отделению, принимать пищу в столовой, ходить в туалет, мыться с ванной и под душем, спускаться и подниматься по лестнице, гулять по территории больницы. Обязанность медицинской сестры - обеспечить возможность соблюдения больным двигательного режима, разъяснить больному и посетителям последствия его нарушений, контролировать его выполнение. Обо всех случаях нарушения больным режима физической активности медицинская сестра должна проинформировать лечащего врача, а в его отсутствие - дежурного врача отделения, сказав об этом больному.
Соблюдение больным принятого на отделении правил внутреннего распорядка дня является важным фактором обеспечения лечебно-охранительного режима отделения.

2.2.3. Палатная (постовая) медицинская сестра

Осуществляет уход за больными и наблюдение за санитарным содержанием закреплённых за нею палат. Обеспечивает регистрацию назначений врачей в «лист назначений» и их точное выполнение, присутствует на обходах больных лечащим врачом, заведующим отделением, дежурным врачом, сообщает им сведения о состоянии здоровья больных, получает от врачей дальнейшие указания по уходу за ними. Подготавливает полотенце, дезинфицирующее средство для обработки рук врача. В её обязанности также входит плановая термометрия больных утром и вечером, подсчёт их пульса и дыхания, измерение суточного количества мочи, занесение этих данных в историю болезни и (или) температурный лист.
Палатная медицинская сестра наблюдает за чистотой, тишиной, порядком в палатах. Контролирует и требует от больных соблюдение правил личной гигиены (уход за кожей, полостью рта, волосами, ногтями). Она заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, наблюдает за своевременным приёмом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья. Оказывает помощь ослабленным больным при умывании, кормлении, питье, промывает глаза, рот, уши, предупреждает образование пролежней.
Палатная медсестра собирает материалы для анализов (мочу, кал, мокроту и др.), передаёт их в лабораторию, своевременно получает результаты исследований и подклеивает их в историю болезни; составляет порционные требования на питание больных. Также принимает вновь поступающих больных, проверяет качество проведённой в пропускнике санитарной обработки, помещает больных в соответствующую палату.
Постовая медсестра ведёт следующую обязательную медицинскую документацию; «Листок учёта коечного фонда», «Журнал учёта лекарственных средств списка А и Б, а также дорогостоящих и остродефицитных препаратов», «Журнал назначений и передачи дежурств».

2.2.З.1. Должностная инструкция палатной медицинской сестры отделения

На должность палатной медсестры назначается лицо со средним медицинским образованием. Назначается и увольняется главным врачом по представлению заведующего отделением, в соответствии с действующим законодательством. Подчиняется непосредственно старшей медсестре отделения. В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Обязанности
Осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии.
Своевременно и точно выполняет назначения лечащего врача, в случае невыполнения назначений, независимо от причины, немедленно докладывает ему об этом.
Организует своевременное обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.
Наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном. О выявленных изменениях докладывает лечащему врачу.
Немедленно сообщает лечащему врачу, а в его отсутствие заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.
Участвует в обходе врачей в закреплённых за нею палатах, докладывает о состоянии больных, записывает назначенное лечение, следит за выполнением назначений.
Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных (умывает, кормит, даёт питьё, промывает по мере надобности рот, глаза, уши и т.д.).
Принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших.
Проверяет передачи больным с целью недопущения приёма противопоказанной пищи и напитков.
Изолирует больных в агональном состоянии, присутствует при смерти, вызывает врача для её констатации, подготавливает трупы умерших для передачи их в морг.
Сдаёт дежурство по палатам у постели больных. Принимая дежурство, осматривает закреплённые за нею помещения, состояние электроосвещения, наличие жёсткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов. Расписывается за приём дежурства в дневнике отделения.
Контролирует выполнение больными и их родственниками режима дня отделения. О случаях нарушения режима медицинская сестра докладывает старшей медицинской сестре отделения.
Руководит работой младшего медицинского персонала и контролирует выполнение им правил внутреннего трудового распорядка.
Один раз в неделю производит взвешивание больных, отмечает вес больного в истории болезни. Всем поступившим больным производит измерение температуры тела два раза в день, записывая её в температурный лист.
При обнаружении у больного признаков инфекционного заболевания немедленно сообщает об этом лечащему врачу, по его распоряжению больного изолирует и немедленно производит текущую дезинфекцию.
По назначению врача осуществляет счет пульса, дыхания, измеряет суточное количество мочи и т.д., записывает эти данные в историю болезни.
Следит за санитарным содержанием закреплённых за нею палат, а также личной гигиеной больных (уход за кожей, ртом, стрижка волос и ногтей), за своевременным приёмом гигиенических ванн, сменой постельного и нательного белья, записывает смену белья в историю болезни.
Заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода.
В случае изменений в состоянии больного, требующих срочных мер, ставит об этом в известность врача отделения, а в отсутствие врачей немедленно вызывает дежурного врача, оказывает экстренную доврачебную помощь.
Следит за тем, чтобы больные получали пищу согласно назначенной диете.
Следит за тем, чтобы выданное больным лекарство было принято в её присутствии.
Повышает свою профессиональную квалификацию путём посещения научно-практических конференций для среднего медицинского персонала и участия в конкурсе на звание «Лучшая по профессии».
Ведёт необходимую учётную документацию.
В отсутствии сестры-хозяйки совместно с санитаркой отвечает за сохранность полученного белья для больных.
В отсутствие старшей медицинской сестры сопровождает во время обхода врачей отделения, дежурного врача, представителей администрации. Заносит в дневник отделения все сделанные замечания и распоряжения.
Права
Палатная медицинская сестра имеет право:
В отсутствии врача оказывать экстренную доврачебную помощь больным отделения.
Повышать свою профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.
Отдавать распоряжения санитарке и контролировать их выполнение.
Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
Ответственность
Несёт ответственность за нечёткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка больницы.

2.3. Структура операционного блока

Операционный блок - комплекс специально оборудованных помещений, предназначенный для проведения хирургических операций.
На заре развития хирургии, когда наиболее распространёнными операциями были вскрытия гнойников, отсечение нежизнеспособных тканей или частей конечностей и др., их выполняли в госпитальной палате на койке больного, что производило тяжелое впечатление на окружающих. Появление специальных помещений для операций - операционных - относят к началу XVIII в. Впервые в России операционными широко пользовался Н.И. Пирогов в Севастополе (1854). В это же время он пришёл к выводу о необходимости раздельного оперирования раненых с гнойными и негнойными ранами.
Н.В. Склифосовский, создав хорошо оборудованные по тому времени операционные в факультетской хирургической клинике Московского университета, а затем в Институте усовершенствования врачей в Петербурге, один из первых в России ввёл в них правила асептики и антисептики. Организацию отдельных операционных для асептических, гнойных и экстренных операций практически осуществил В.А. Оппель в больнице им. И.И. Мечникова в Ленинграде.
Дальнейшее развитие хирургии, углубление её специализации, потребовали создания профилированных операционных - травматологических, нейрохирургических, офтальмологических, гинекологических, урологических, стереотаксических, барооперационных и др., оснащённых в необходимых случаях микрохирургической техникой, рентгеновскими и лазерными установками, аппаратами для искусственного кровообращения и т.п.
Усложнение операций, насыщение операционных техникой привело к необходимости создания оперблока с чётко организованной работой всех звеньев, среди которых основным является операционная.
Оперблок, как правило, входит в состав хирургического отделения. В крупных многопрофильных лечебных учреждениях он может обслуживать несколько хирургических отделений (клиник); иногда несколько оперблоков выделяют в самостоятельное операционное отделение. Помимо операционных, в оперблоке предусматриваются следующие специально оборудованные
помещения: предоперационная, стерилизационная, кабинет переливания крови, наркозная, материальная, гипсовая, кабинет заведующего оперблоком, комнаты персонала, санитарный пропускник и др.
Оперблок размещается изолированно от других помещений стационара. Он может находиться при обслуживаемых им отделениях, занимать целый этаж, отдельное здание или пристройку к основному хирургическому корпусу. При размещении оперблока в отдельном здании операционные целесообразно размещать на 2-3 этажах, стерилизационную и другие подсобные и хозяйственные помещения - на первом этаже. В состав оперблока входят операционные для асептических операций. Так называемая гнойная операционная размещается вне оперблока, чаще всего в составе гнойного отделения, операционная для экстренных операций - рядом с приёмным отделением.

2.3.1. Общие требования к устройству современного оперблока

- Его помещения должны иметь достаточную кубатуру;
- освещённость;
- удобство для уборки и мытья;
- отделочные материалы помещений должны быть стойкими к многократной стерилизации химическими антисептиками и УФ-лучами;
- отопление и вентиляция должны обеспечивать оптимальные условия для работы персонала и здоровья больных;
- оборудование - соответствовать современным требованиям хирургии и анестезиологии и, по возможности, находиться вне операционного зала;
- в клиниках, в целях преподавания, должна быть предусмотрена возможность наблюдения за ходом операции через стеклянный потолок со второго яруса или посредством телевизионной трансляции в аудиторию;
- необходима надёжная связь оперблока с подразделениями лечебного учреждения с помощью телефона, сигнализации и системы лифтов.
Назначение и площадь помещений, входящих в оперблок, широко варьируют в зависимости от объёма и диапазона хирургических вмешательств, а также от объёма преподавательской и исследовательской работы учреждения. Расположение и взаимосвязь помещений оперблока, особенности работы в них персонала определяются, прежде всего, требованиями асептики.
Этим требованиям отвечает деление оперблока на зоны с разными режимами работы.
Первая зона - стерильная. К ней относят операционную и стерилизационную для инструментария. Персонал операционной бригады может попасть в эту зону через санпропускник и предоперационную, больной поступает из наркозной. В некоторых клиниках границу стерильной зоны обозначают красной линией на полу, переступать её можно только в операционном белье, бахилах и маске.
Вторая зона - строгого режима. К ней относят предоперационную, моечную и наркозную, непосредственно связанные с операционной.
Третья зона ограниченного режима. К ней относят комнату для хранения крови, аппаратную, инструментально-материальную, помещение медперсонала, экспресс-лабораторию, чистую половину санпропускника и др.
Четвертая зона общебольничного режима. К ней относят помещения, вход в которые не связан с прохождением через предыдущие зоны (кабинеты заведующего оперблоком, старшей операционной сестры, комната для использованного белья и др.).
Операционная - специально оборудованное помещение для проведения хирургических операций (рис. 2).
Операционные для проведения асептических операций в типовых больницах развертываются из расчёта 2 на 100 хирургических коек, в клиниках и других научно-исследовательских клинических учреждениях - из расчета 3-4 на 100 хирургических коек. Согласно расчётам, в больницах для одной операционной с одним столом отводится помещение площадью 36-48 м2, высота должна быть не менее 3,5 м, ширина - 5 м. При наличии системы кондиционирования воздуха допускается высота 3 м; в клиниках, где операции демонстрируют, площадь операционной должна быть увеличена до 60-70 м2. При необходимости увеличить пропускную способность в операционной устанавливают второй операционный стол.
Стены, пол и потолок операционной должны быть гладкими, стыки между ними - закруглёнными. Пол обычно выкладывают кафельной плиткой светлых тонов за исключением современных офтальмологических и лапароскопических операционных, где требуется затемнение для лучшей работы оптических приборов и мониторов. Для профилактики возможности образования искры от удара металлическим предметом о каменный пол (что может привести к несчастному случаю) целесообразнее покрывать его электропроводным техническим пластиком, эпоксидной смолой или линолеумом.

Операционная

В центре операционной или в одном из её углов в полу должно быть отверстие с сеткой для стока грязной воды при уборке. Стены и потолок операционной выкладывают кафелем или окрашивают масляной краской в светлые тона (светло-зелёный, светло-жёлтый, светло-оранжевый). Эти цвета хорошо отражают свет, что имеет важное значение для освещённости помещения. Кроме того, светлая окраска облегчает кон-Рис. 2. Операционная.троль за уборкой. Применённая в некоторых клиниках окраска в чёрный цвет распространения не получила. Водопроводные и канализационные трубы прокладывают в стенах; все инженерные коммуникации, обеспечивающие электро- и газоснабжение, отопление и вакуум, должны быть скрытыми. Электрические провода должны проходить в предохранительных бергманновских трубках.
В крупных оперблоках электроснабжение осуществляется от двух раздельных источников. В связи с тем, что в нижних слоях воздуха операционной возможно скопление горючих газов или парообразных веществ, применяемых для наркоза, которые могут взорваться от незначительной искры, распределительный щит с розетками и выключатели располагают не ниже 1,6 м от пола; их устройство должно исключать искрообразование. Во время уборки розетки и выключатели закрывают задвижками. Щит имеет три пары маркированных розеток для подвода электрического тока напряжением 36, 127, 220 В, одну розетку на 380 В и клеммы заземления. Если розетки или выключатели находятся на высоте менее 1,6 м от пола, они обязательно должны иметь искрозащитный корпус. Предусматривается также заземление всех крупных предметов и приборов (включая операционный стол), аккумулирующих статическое электричество. Для нормальной работы электронных приборов должна быть обеспечена экранизация операционной стальной сеткой или контурным заземлением.
Кислород и газообразные средства для наркоза подаются к наркозному аппарату из коллекторов, расположенных вне помещения, или из баллонов. Наиболее рациональным считается монтаж газовых коммуникаций со стороны потолка с подводкой их к операционному столу на подвижных кронштейнах. Трубки должны иметь маркировку во избежание ошибок при подключении газа. Вакуум-система располагается вне операционной и подводится к ней к тому же распределительному щиту, что и газы.

Для освещения операционной используют как естественный (дневной) свет, так и искусственный источник

Для освещения операционной используют как естественный (дневной) свет, так и искусственный источник (рис. 3). При планировке операционной необходимо, чтобы окна выходили на север, северо-восток или северо-запад. Операционный стол устанавливают перпендикулярно к окну. В южных широтах, во избежание сильного нагрева операционной солнечными лучами, с наружной стороны окон устанавливают рассеивающие и поглощающие солнечное тепло рифлёные ставни, сверху натягивая полотняный тент. Нормы естественного освещения операционной, определяемого как отношение площади окон к площади пола, должны быть не менее 1: 3. Рис. 3. Освещение операционной.

Общие требования к устройству современного оперблока

Наиболее удачно задача естественного освещения операционной решается благодаря устройству больших прямоугольных окон из цельного зеркального стекла, занимающих 2/3 площади стен. Стекло фиксируется в тонких металлических рамах с резиновой прокладкой, обеспечивающей полную герметизацию от пыли и воды. Рамы при открывании окон вращаются по вертикальной или горизонтальной оси. В зимнее время стёкла окон предохраняют от образования влаги и льда, помещая
Рис. 4. Лампа для искусственного освещения операционного поля.
между рамами сосуд с серной кислотой и обогревая это пространство с помощью радиатора отопления или электрообогревателя. Дневной свет наиболее равномерно распределяется в операционной, имеющей квадратную или круглую форму. При прямоугольной форме глубина помещения не должна превышать высоту оконных рам более чем в два раза.
Для искусственного освещения (рис. 4) операционной используют панельные люминесцентные лампы 400 лк или плафоны с лампами накаливания 200 лк. Некоторые немецкие и американские хирурги считают, что в операционных целесообразнее использовать только искусственное освещение, поэтому предлагают затемнять их на период операций, а новые операционные строить без окон.
Большое значение имеет освещение операционного поля; к нему предъявляются следующие гигиенические требования: достаточная освещённость; минимальные слепящие действия источника света и блескость; равномерность освещения, отсутствие резких и глубоких теней, а также перепадов освещения в процессе операции; приближение спектра излучения искусственного источника к спектру естественного света; отсутствие нагрева лампы. Освещенность на поверхности операционного поля должна быть в пределах 3000-5000 лк, в отдельных случаях допустимо её повышение до 10 000 лк. Цветовая температура должна равняться 4000-4500 °К. Повышение температуры воздуха в зоне операционного стола на высоте 0,5 м от операционного поля не должно превышать 2-3°. Равномерность освещения, т.е. отношение минимальной освещенности к максимальной на протяжении 0,75 м поверхности, не должна быть ниже 0,3. Значительные колебания искусственного освещения в связи с изменением напряжения в электрической сети, достигающие иногда 8-10% и более, неприемлемы при освещении операционного поля; в этих случаях используют стабилизатор напряжения. Освещение, отвечающее перечисленным требованиям, обеспечивают бестеневые лампы (рис. 5А, Б), которые подвешиваются над операционным столом.

Общие требования к устройству современного оперблока

Шарнирные, сбалансированные противовесами устройства этих ламп позволяют менять направление лучей света. Благодаря рассеиванию тепла с помощью системы стёкол и наличию воздушной прослойки между ними эти лампы почти не нагреваются.
При необходимости добавочного освещения боковых поверхностей операционного поля используют передвижные и переносные лампы.
Освещение дублируется аварийной сетью, действующей от аккумуляторов и включающейся автоматически. Специальное устройство для освещения операционного поля требуется при микрохирургических операциях, в рентгеновских операционных и др. В операционных небольшой поликлиники или амбулатории для освещения операционного поля может применяться бестеневая лампа с рефлектором.
Для трансляции операций в аудиторию в бестеневые лампы монтируют телевизионную камеру. Телевизионная установка состоит из трёх основных узлов:
- камеры, конструктивно объединённой с группой светильников бестеневой лампы;
- пульта управления установкой;
- группы просмотровых устройств, размещённых в аудитории.
Съёмка производится в зависимости от условий свечения светильников.
Передающий (операционная) и приёмный (аудитория) пункты телевизионной установки связаны между собой двусторонней громкоговорящей телефонной связью.
Особенности микроклимата операционной заключаются в том, что во время операции повышается температура и влажность воздуха, происходит загрязнение его наркотическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Всё это неблагоприятно сказывается на здоровье оперируемых и медперсонала, но особенно опасно в связи с возможностью воздушно-капельной инфекции, которая стала одной из основных причин гнойно-воспалительных осложнений послеоперационного периода. Всё это диктует необходимость соблюдения повышенных требований к микроклимату оперблока, особенно операционной.
Температура в операционной должна быть в пределах 22-23°, без заметных колебаний при нормальных показателях влажности воздуха. Более высокая температура воздуха (до 25-30°) необходима при операциях у обожженных, а также при длительных операциях на широко вскрытой плевральной или брюшной полости. Отопление современной операционной осуществляется электроплитами, вмонтированными в нижних частях стен, причём постоянство температуры регулируется автоматически терморелейными приборами.

Общие требования к устройству современного оперблока

Вентиляция операционной по минимальным санитарным требованиям должна быть принудительной приточно-вытяжной, с преобладанием притекающего фильтрованного воздуха над отсасываемым из помещений, при 10-20-крат-ном воздухообмене в час. Окна снабжены фрамугами, которые открывают во время уборки помещений. Широкое распространение получили централизованные или местные установки для кондиционирования воздуха с многократным воздухообменом, из которых в операционную поступа-Рис. 6. Схематическое изображение ет подогретый, увлажнённый, стерильный ламинарного движения воздушных масс В03ДУХ- Наиболее эффективна вентиляция в операционной (указано стрелками). в операционных с линейным (ламинарным) потоком (рис. 6), в которых кондиционированный воздух поступает через вентиляционные отверстия, расположенные в стене, а удаляется через вытяжные отверстия, расположенные у пола и потолка на противоположной стене. Уже созданы операционные с ламинарным (обычно горизонтальным) воздушным потоком вокруг операционного стола, в зоне которого обеспечивается 500-кратный обмен воздуха в час, благодаря чему практически достигается асептичность воздуха этой зоны.
Оснащение каждой операционной составляют:
- операционный стол;
- наркозная аппаратура;
- аппарат для диатермокоагуляции;
- оборудование рабочего места операционной сестры;
- операционная мебель;
- осветительная система;
- сигнализация;
- специальная аппаратура и оборудование, определяемые профилем операции;
- вакуум-система для отсасывания крови из операционной раны и мокроты из воздухоносных путей;
- бактерицидные лампы и др.
В анесгезиологическое оснащение входят:
- наркозный аппарат;
- подводка кислорода и газообразных средств для наркоза;
- наркозный столик;
- термоприборы для операций под гипотермией и др.
Для работы операционной медсестры необходимы малые подвижные инструментальные столики (рис. 7А, Б, В) на высокой ножке, которые располагают рядом с операционным столом; большие передвижные столы типа перевязочного стола Боброва для резерва стерильного инструментария и перевязочных средств, находящиеся на некотором отдалении от операционного стола. На отдельных столах находятся шовный материал, растворы, спирт. В стерильных биксах (рис. 8) на подставках рядом с большим столом находится необходимое операционное бельё (простыни, халаты и др.) и перевязочный материал. Через окно в стене между операционной и стерилизационной медсестра получает сетку со стерильными инструментами, растворы, кровь и другие необходимые для операции средства. Через второе окно на подъёмнике удаляются использованное операционное бельё и перевязочный материал.
Наиболее прогрессивным является метод подготовки материалов и инструментов для оперативных

Общие требования к устройству современного оперблока

вмешательств в виде специальных наборов (бельё и инструменты в отдельных упаковках). Они заранее стерилизованы и снабжены паспортами с указанием типа набора и сроков его годности. Сейчас постепенно металлические биксы Шиммельбуша уступают место специальным типовым упаковкам одноразового использования.

Общие требования к устройству современного оперблока

Мебель операционной, помимо операционных столов (рис. 9), состоит из металлических стульев с вращающимися сиденьями, алюминиевых подставок, штативов для ампул с инфузионными растворами и т.п. Ножки мебели снабжены резиновыми наконечниками для того, чтобы её можно было бесшумно переставлять с места на место. Специальные подставки, каркасы или тазы, обёрнутые простынёй для гашения шума при падении инструмента, устанавливают с каждой стороны операционного стола и рядом с операционной сестрой. На одной из стен операционной устанавливают стенные часы с крупным циферблатом и большой секундной стрелкой, изготовленные специально для операционных.
Для борьбы с бактериальным загрязнением в операционной и других помещениях оперблока устанавливают бактерицидные облучатели (рис. 10) - мощные источники УФ-излучения (ОБН, ОБП, ОБПЕ). Обычно в операционных площадью 40 м2 на высоте не менее 2 м от пола помещают две лампы на противоположных стенах. Из специальной аппаратуры при отдельных операциях хирурги и анестезиологи чаще всего используют различную измерительную и регистрирующую аппаратуру (электрокардиограф, кардиоскоп, тонометр и др.), дефибриллятор, аппаратуру для экстракорпорального кровообращения, микрохирургических операций и операций с применением лазера, рентгенаппаратуру и др. Следует стремиться к тому, чтобы во время работы в операционной находились лишь те аппараты, которые необходимы для выполнения намеченных операций.
В центрах и крупных отделениях гнойной хирургии имеется свой операционный блок для различных операций при нагноительных процессах. В других больницах и клиниках операционная для гнойных операций располагается в противоположной асептическим операционным части клиники. Целесообразно размещать её рядом с гнойным отделением. Нередко рядом с гнойной операционной располагается гнойная перевязочная и своя материальная комната.
Площадь операционной, предназначенной для гнойных операций (также как и для экстренных), может быть несколько меньшей, чем для асептических (обычно 30 м2), в связи со сравнительно меньшей её загрузкой оборудованием и, как правило, меньшим объёмом работы. В остальном устройство и оснащение операционной для гнойных (и экстренных) операций должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются к асептической операционной (рис. 11).

Общие требования к устройству современного оперблока

Как уже было сказано, операционная является основным подразделением операционного блока. Остальные помещения выполняют подсобные, но тоже весьма важные функции, направленные на всестороннее обеспечение проведения хирургических операций.
Предоперационная предназначается для обработки (мытья) рук хирургов и медсестёр. В отделениях, обслуживающих менее 250 коек, она может совмещаться с материальной и инструментальной комнатами.
Стерилизационная - помещение, где производится стерилизация белья, перчаток, перевязочного материала, инструментов для операционной. Она оборудуется стерилизаторами (автоклавами), кипятильниками-стерилизаторами, сухожаровыми стерилизаторами и др. Как правило, размещается отдельно от других помещений оперблока. В небольших больницах может находиться в пределах оперблока, будучи связана с операционной через окно, закрываемое фрамугой.
Кабинет переливания крови обычно оборудуется при обслуживании 100-150 хирургических коек. В нём хранится (в холодильниках) кровь и кровезаменители. В тех случая, когда при оперблоке нет специальной лаборатории, здесь должно быть всё необходимое для определения группы крови и резус-фактора.
Наркозная оборудуется в тех случаях, когда оперблок обслуживает более 200 хирургических коек. Служит для введения больного в состояние наркоза. Интубация больного вне операционного зала значительно уменьшает опасность его инфицирования, поэтому создание наркозных имеет большое значение.
Материальная - комната для хранения запасов инструментов, шовного материала и медикаментов (рис. 12). Обычно оборудуется при оперблоке со значительным объёмом работы. При небольшом объёме указанные запасы хранятся в шкафах, находящихся в стерилизационной или предоперационной комнате.

Общие требования к устройству современного оперблока

Гипсовая (обычно в оперблоке ортопедических или травматологических отделений) оборудуется всем необходимым для изготовления гипсовых повязок, специальными столами и приспособлениями для наложения повязок.
Кабинет заведующего операционным блоком и комната старшей медсестры находятся в зоне общебольничного режима и связаны с предоперационной через санпропускник.
Санитарный пропускник имеет две комнаты, разделённые между собой душевой, с двумя входами. Первая комната находится в зоне общебольничного режима. Она оборудуется шкафчиками для личной одежды персонала, участвующего в операции. Вторая комната связана с зоной строгого режима. В ней прошедший через душевую персонал одевается в специальный операционный костюм и обувается в специальную обувь. После операции персонал, пройдя в обратном порядке санитарный пропускник, переодевается в свою одежду.
Рентгенооперационная - специально оборудованная комната (рис. 13), предназначенная для рентгенологических исследований, связанных с оперативными вмешательствами (ангиография, зондирование полостей сердца, лечебная эмболизация, рентгено-бронхологическое исследование, миелография и др.), выполняемыми под местным или общим обезболиванием. Обычно она входит в состав рентгенодиагностического кабинета. В оснащение рентгенооперационной, кроме рентгеновской аппаратуры и негатоскопа, должны вхо-Рис. 13. Рентгенооперационная. дить наркозно-дыхательная аппаратура,

Общие требования к устройству современного оперблока

приборы функциональной и эндоскопической диагностики, инструменты для взятия цитологических и гистологических проб, реанимационное оборудование. Освещение рентгенооперационной должно обеспечивать возможность выключения бестеневой лампы при одновременном автоматическом включения экрана рентгеновской установки и наоборот.
Пол в рентгенооперационной должен иметь дополнительное водонепроницаемое покрытие (плиточное, поливинилхлоридное), стены облицовываются керамической плиткой на всю высоту помещения. Вентиляция должна обеспечивать не менее чем 10-кратный обмен воздуха в час. Необходима подводка кислорода, закиси азота, шланга от вакуум-системы.
Организация работы операционного блока и правила поведения в нём персонала строго регламентированы. Организуют работу оперблока его заведующий и старшая операционная медсестра. Доступ в оперблок строго ограничен; лица, не относящиеся к его персоналу, допускаются только в сопровождении ответственных лиц. В операционной не разрешается находиться лицам с острыми респираторными заболеваниями и гнойно-воспалительными процессами. Вход в операционную в шерстяной или синтетической одежде воспрещается. Для всех участников оперирующей бригады используется специальная одежда (шапочка, рубашка, брюки, бахилы, фартук и маска), отличающиеся по цвету от принятой одежды других подразделений лечебного учреждения, включая и гнойную операционную. Вместо традиционной марлевой маски, закрывающей рот и нос, хирурги надевают прозрачный герметичный шлем, в который постоянно подаётся стерильный воздух, а удаление выдыхаемого воздуха обеспечивается вакуумной системой.
В операционной для плановых операций в первую очередь выполняются чистые операции (на щитовидной железе, сосудах, суставах, по поводу грыж и др.) и лишь затем производят операции, связанные с возможным микробным загрязнением (холецистэктомия, резекция желудка и др.).
К порядку работы в гнойной операционной предъявляются некоторые дополнительные требования. Хирургические инструменты, перевязочный материал и бельё хранят отдельно и ни при каких условиях не используют при асептических операциях. Исключается совмещение работы персонала (медсестёр, санитарок) в чистой и гнойной операционных. Использованный перевязочный материал сжигают в печах с газовыми горелками, установленных в подвальном помещении операционного корпуса (материалы поступают на сжигание по мусоропроводу, который тщательно дезинфицируют раствором лизола).
Уборка операционного блока производится влажным способом. Различают уборки:
- предварительную, при которой ежедневно утром, до начала операций, с горизонтальных поверхностей (столы, пол) влажной тряпкой снимают осевшую за ночь пыль;
- текущую, которая проводится во время операции (убирают упавшие на пол марлевые шарики, салфетки, вытирают запачканный кровью пол);
- после окончания очередной операции убирают весь использованный материал и инструменты, обрабатывают антисептиком клеёнки операционного стола;
- заключительную, проводимую после операций (мытьё и дезинфекция пола, мебели с включением на 1 час бактерицидных ламп);
- генеральную, производимую в конце рабочей недели, - потолок, стены, окна и пол помещений моют из шлангов горячей водой с мылом и антисептиками. После просушки помещения и протирания насухо включают на 12-14 часов бактерицидные лампы.
В помещениях оперблока ежемесячно производят бактериологические посевы воздуха, шовного и перевязочного материала, смывов с инструментов. Не реже одного раза в неделю производят посев с рук участников операций. При учащении случаев нагноений послеоперационных ран производят внеочередные посевы, при необходимости - внеочередную генеральную уборку оперблока с временным его закрытием.
Персонал, работающий в операционной, периодически проходит углубленное обследование и бактериологический контроль.

Тестовые задания:

1. Стационарные легебные угреждения - это:
a. Поликлиники.
b. Санатории.
c. Больницы.
d. Диспансеры.
e. Станции скорой помощи.
2. Как гасто следует проводить влажную уборку палат:
a. Ежедневно.
b. По мере необходимости.
c. По мере необходимости, но не реже двух раз в день.
d. По просьбе пациентов или их родственников.
3. Амбулаторные легебные угреждения - это:
a. Поликлиники.
b. Санатории.
c. Больницы.
d. Диспансеры.
e. Станции скорой помощи.
4. Санитарный режим - это:
a. Лечение больных.
b. Требования к санитарному содержанию помещений.
c. Требования к отоплению и освещению.
d. Требования к мебели и внутренней отделке.
5. При постельном режиме:
a. Запрещено двигаться в постели.
b. Разрешено ходить по отделению и выходить на прогулки.
c. Разрешено поворачиваться в постели, но не разрешено вставать.
d. Разрешены ограниченные перемещения в пределах палаты.
6. Функции приёмного отделения:
a. Оказание доврачебной помощи.
b. Регистрация пациентов.
c. Санитарная обработка (полная или частичная).
d. Проведение профосмотров сотрудников больницы.
e. Организация транспортировки пациента в отделения.
f. Проведение всех экстренных операций.
7. В приёмное отделение стационара обратилась пожилая женщина, которая погув-ствовала себя плохо на улице. Ваши действия:
a. Направить в поликлинику по месту жительства.
b. Осмотреть больную, оказать необходимую помощь и решить вопрос о дальнейшем лечении.
c. Направить больную за направлением на госпитализацию в поликлинику.
d. В зависимости от наличия медицинского страхового полиса и регистрации в данной местности (районе, городе) решить вопрос об объёме медицинской помощи и госпитализации.
e. Обеспечить транспортировку больной санитарным транспортом в профильный стационар с предварительным оказанием минимальной доврачебной помощи.
f. Оказать специализированную помощь, при необходимости вызвав врача-кон-сультанта из другого стационара.
8. Больному при строгом постельном режиме:
a. Нельзя двигаться вообще.
b. Можно шевелить конечностями, поворачивать голову.
c. Отправление естественных надобностей разрешено только с помощью
d. При хорошей адаптации показаны занятия лечебной физкультурой.
9. При обнаружении педикулёза у больного в приёмном отделении стационара действия медицинского персонала заклюгаются в следующем:
a. Отказать больному в госпитализации.
b. Отправить одежду и бельё на дезинсекцию.
c. Провести мытьё больного с мылом в ванной.
d. Невзирая на протесты больного, провести бритьё головы.
e. Обработать волосистую часть головы педикулоцидами.

Назад Оглавление Далее