Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Советы по уходу Советы по уходу

Предисловие автора

Довольно много книг посвящено женскому уходу за больными. По моему мнению, все эти и подобные им книги, как ни прекрасно написаны, тем не менее дают или слишком мало, или слишком много. Слишком много в том отношении, что я считаю совершенно лишним в таких популярных книгах излагать систематические сведения по анатомии и физиологии, равно как о причинах и распознавании всевозможных болезней. Чтобы мы ни захотели представить из области медицинских знаний и искусств в краткой популярной форме, все это будет все-таки нечто бесконечно поверхностное и неудачное. Для очень способной и талантливой женщины оно будет недостаточно, для женщины, ищущей и находящей счастье и призвание в уходе за больными, подобные отрывки знаний совершенно излишни. Конечно, не имеет смысла говорить о больных и об уходе за ними, не упоминая при этом, хотя что-либо о сущности важнейших болезней, некоторых их причинах и проявлениях и в нашей книге найдется кое-что об этом, но, тем не менее, такие вещи приводятся здесь мимоходом и в такой мере, насколько они необходимы для понимания. Сестра милосердия должна быть помощницей больного и врача, она должна научиться целесообразно и точно выполнять его предписания, но она не должна лечить на собственный страх. Она должна питать такое же безграничное доверие к врачу, как и сам больной.

Если же этого не будет, то она всегда будет стараться критиковать назначения врача с высоты своего полузнания и, пожалуй, пожелает их исправлять, согласно своим мнениям. Такая сестра не только мешает врачу исполнять свои обязанности, но, что гораздо хуже, благодаря ей, при таких условиях всего больше страдает сам больной. Он может умереть оттого, что поколебленный сестрой в своем доверии к врачу, он начнет пробовать то одно, то другое лечение, не доводя ни одного из них правильно до конца.

Я считаю особым преимуществом наших немецких способов лечения больных, что даже в госпиталях старший врач и его ассистенты делают почти все сами. Это относится особенно к перевязке раненых. При перевязке раненых и оперированных требуется столько внимания, что даже не всякий юный врач к этому способен, а некоторые даже никогда не могут этому научиться, так как они недостаточно сосредотачивают свое внимание на технической стороне дела. При современных основных началах способов наложения повязок, личная ответственность перевязывающего сделалась весьма серьезной. Во Франции, Англии, Италии, России врачи предоставили перевязку ран почти исключительно монахиням, фельдшерам, служителям и служительницам и по этой причине в других руководствах для сестер имеются также и различные указания тех или других способов перевязки, чего напрасно было бы искать в моей книге. Я далек от мысли утверждать, что женщины при надлежащем руководстве не могут научиться так же хорошо и заботливо наложить даже сложную повязку, как и любой молодой врач, но я знаю из собственного опыта, что масса женщин, обладающих всеми данными сделаться превосходной сестрой милосердия, при всем том, далеко неспособны к тому, что врач должен изучить и знать.

Я постарался избегнуть целого ряда положений, могущих с самого начала сильно задеть чувство деликатности в женщине. Многое легко изучается у кровати пациента и постепенно преодолевается много такого, что пугает при печатном изложении.

Теперь, быть может, ко мне обратятся с вопросом, что же останется в книгах для сиделок, по изъятии из них упомянутых отделов, занимающих обширные главы. Я надеюсь, что и помимо их, читательницы могут найти в сочинениях этого рода еще достаточно сведений, которые следует изучить и запомнить. Содержание моей книги, я думаю, должно соответствовать содержанию первых лекций (подготовительного курса) об уходе за больными для тех, которые пожелают специально изучать искусство ухода за больными. Нечего и говорить, что я подразумеваю, что подобный предварительный курс тесно связан с практическими демонстрациями. Помимо того, образованная сестра милосердия должна приобретать сама мало помалу больше сведений, чем имеется в предлагаемом труде. Да и от самого врача зависит доверять более или менее отдельной, более способной личности. Но вместе с тем он должен всегда обсудить, не способна ли какая-нибудь из них быть старшей сестрой и учительницей для воспитанниц. Здесь не должна иметь значения выслуга лет, а исключительно особенные способности, относительно которых гораздо важнее сама личность и ее характер, чем выдающиеся медицинские познания: практический ум, ясный взгляд на практические вопросы, знание людей, беспристрастие, терпение, доброта, спокойные и внушающие уважения достоинства, связанные с твердым характером делают женщин, как и мужчин, более способными руководить другими, чем даже большие знания. Но этим качествам научаются не из книг, - они отчасти врожденные, отчасти могут быть выработаны многолетним опытом и самовоспитанием.

Пусть всякая женщина или девушка, интересующаяся уходом за больными, смело возьмет эту книгу в руки. Я надеюсь, что она найдет здесь много такого, что послужит ей в оказании помощи другим.

Одного упрека мне не поскупятся сделать, что я здесь упомянул о многом таком, что переходит за пределы понимания сестер. Этот упрек я охотно принимаю на свой счет. Тоже самое мне говорили, когда я писал руководство для студентов, и, тем не менее, я имею все данные быть довольным его результатами. Не говоря уже о том, что я пишу не только для сестер милосердия, но и для образованных женщин и матерей семейств, желающих, со своей стороны, не ограничиться тем, чтобы выучить что-либо наизусть, но в то же время иметь материал для размышления и, оставляя в стороне, что умственно убогие женщины вовсе не способны в сестры, я всегда находил и нахожу, что практические результаты учебной деятельности скорее достигаются при твердо-научных методах преподавания и выработке правильного мышления, чем приспособлением к глубокому невежеству и плохим способностям. Гораздо лучше отговаривать малоспособных женщин от призвания ухаживать за больными и не только потому, что как показывает опыт, надежное выполнение серьезных поручений безусловно предполагает известную степень умственного образования и развития, но главным образом и потому, что при наибольшей сердечной доброте можно достигнуть всего более практических результатов в деле ухода за больными, только если она неразрывно связана с развитыми умственными способностями.

Т. Бильрот

Назад Оглавление Далее