Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Заместитель Председателя Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов Козин Геннадий Григорьевич

В новых социально-экономических условиях организации ВОИ сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения вопросов реализации уставных задач через предпринимательство и коммерцию.
Предпринимательство — это инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и услуг.
Такая деятельность в практике ВОИ может осуществляться как путём создания юридических лиц в организационно- правовой форме хозяйственных обществ (ЗАО, ООО), так и коммерческих участков без образования юридического лица.
Предметом их деятельности могут быть:
• производство и реализация товаров народного потребления;
• осуществление закупочной, торговой, транспортной, заготовительной, складской и других видов деятельности, не запрещённых законодательством.
Например, сейчас в Подмосковье успешно развиваются те виды услуг, в которых люди больше всего нуждаются: по ремонту и строительству жилья, ремонту холодильного и другого оборудования, по техобслуживанию и ремонту авто техники, услуги парикмахерских, банно-прачечных и других видов бытового обслуживания.

На рынке надомного труда устойчиво держится спрос на швей, редакторов, корректоров, переводчиков, консультантов- юристов и других специалистов.
Внедрение в быт компьютеров и другой оргтехники делает перспективным бухгалтерское обслуживание предприятий на дому. Работа на дому позволяет инвалиду более полно проявить свои личные качества. Важно также, что, работая на дому, он сам, в зависимости от функционального состояния, создаёт себе условия и режим труда, физической и психологической нагрузки....
Ремесленничество (народные промыслы) также могут быть использованы для занятости людей с инвалидностью. Большое количество инвалидов владеют уникальными навыками изготовления различных "поделок" высочайшего качества. Важно объединить энтузиастов и организовать ремесленное производство.
Хорошо когда в организации есть человек, способный взять на себя всю работу по бизнесу. Однако, индивидуальная предпринимательская деятельность, как одна из форм трудовой реабилитации инвалидов, развита слабо.
Что мешает инвалиду трудиться? Это, прежде всего:
• отсутствие достаточных знаний и навыков в организации предпринимательской деятельности;
• боязнь полной самостоятельности в условиях не устоявшегося налогового законодательства;
• отсутствие начального капитала для открытия собственного дела;
• пассивность самих инвалидов.
Принятый в России недавно Жилищный кодекс предлагает нам в ближайшей перспективе рассматривать жилищно- коммунальную сферу среди возможных схем развития предпринимательства, где инвалиды могли бы найти свою нишу. Например, в системе ЖКХ планируется создавать сервисные центры, где малые предприятия, могли бы брать в аренду и напрокат необходимую технику. Заботясь о молодых инвалидах, надо подумать о создании коллективов предпринимателей в системе малого бизнеса. Тем более что сейчас разрабатывается Федеральный закон о малом бизнесе.
Местные общественные организации ВОИ, являясь некоммерческими организациями, начинают использовать рыночные подходы в своей работе, определяя своё место на рынке социальных услуг, свои отношения с конкурентами и партнёрами. В качестве положительного примера можно привести работу Мытищинской и Клинской организаций ВОИ, которые в прошедшем году получили прибыль соответственно 330,0 и 135,0 тыс. рублей.
Так, в ЗАО "ВАИР" (г. Клин), где работают 50 инвалидов, 23% акций принадлежит Клинской районной общественной организации ВОИ. Данное предприятие ежегодно перечисляет обществу инвалидов значительную сумму финансовых средств. Организация инвалидов также имеет свой хозяйственный участок: два парикмахера (мужской и женский) и массажист, - работающие по трудовому соглашению. До 30% от ежемесячной выручки перечисляются на расчётный счёт организации ВОИ.
За последние два года активно создавался бизнес и наращивался производственный потенциал в Домодедовской общественной организации ВОИ.
Очень многие организации не ведут хозяйственную деятельность. Поиск средств на уставную деятельность здесь часто строится на принципах спонсорства (выспрашивания). Некоторые председатели организаций ВОИ умело используют различные формы и методы работы с исполнительной местной и законодательной властью, получая финансовую поддержку на мероприятия по социальной реабилитации инвалидов. Но таких организаций очень мало.
Что ещё мешает инвалиду трудиться?
Социальная реформа и изменения, внесённые в законодательство 122-м законом, прямо или косвенно повлияли на возможности инвалидов в сфере трудоустройства.
Во-первых, важным изменением является установление показателя "степени утраты способности к трудовой деятельности". Так, установление 3-ей степени ограничения способности к трудовой деятельности (соответствует 1-й группе инвалидности) фактически лишает человека возможности трудиться. Третья "степень" определяется как "неспособность к трудовой деятельности". Это не позволяет инвалиду трудоустраиваться через службу занятости, встать на учёт на бирже труда, работать по трудовому договору.
Во-вторых, изменились правила квотирования рабочих мест для инвалидов. Увеличена численность сотрудников предприятий, обязанных трудоустраивать инвалидов в рамках квот, с 30 до 100 человек. Поэтому количество предприятий, обязанных трудоустраивать инвалидов, сокращено.
На федеральном уровне:
1) Отменены нормы, обязывающие организации, не выполняющие квоту, вносить в бюджеты субъектов РФ плату за невыполнение квоты. В результате пропадают административные рычаги воздействия на организации, открывается возможность для игнорирования и не выполнения норм законодательства;
2) Отменено положение статьи 22 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" о финансировании создания специальных рабочих мест для инвалидов за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также утратила силу статья 25 вышеупомянутого закона, определявшая порядок и условия признания инвалида безработным. Все эти вопросы предполагается теперь регулировать общими нормами законодательства о занятости.
На региональном уровне. Постановлением Правительства Московской области от 27.05.2005г. №348/20 упразднён порядок квотирования рабочих мест для инвалидов Подмосковья. Теперь Главному управлению по труду и социальным вопросам Московской области вменена обязанность устанавливать для каждой организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
3) Меняется значение и роль индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР). Чтобы встать на учёт в службе
занятости, в ИПР должен быть заполнен раздел "профессиональная реабилитация", и только тогда человек с инвалидностью сможет получать пособие по безработице, иметь возможность пройти профессиональное обучение на курсах по определённой специальности. Без оформления ИПР инвалид может только претендовать на общие услуги службы занятости: профконсультации, доступ к общему банку вакансий, помощь в составлении резюме и т.п.
Перекос в вопросах оформления карты ИПР в сторону медицинских заключений и недостаточное внимание к социальным факторам реабилитации часто не позволяет объективно составить раздел "профессиональная реабилитация" и инвалид получает на руки формальный документ.
4) Мешает также инвалиду трудиться: состояние здоровья; отношение к инвалидам общества здоровых людей; комплексы; недоступность среды жизнедеятельности и общественного транспорта.
В качестве приоритетных направлений в деятельности председателей местных (районных, городских) общественных организаций ВОИ по проблеме занятости инвалидов можно рекомендовать:
- создание и укрепление собственной производственной базы и сферы услуг населению в форме коммерческих структур и привлечение молодых инвалидов к труду;
- оказание молодым инвалидам трудоспособного возраста практической помощи в развитии индивидуального предпринимательства и самозанятости, содействие поиску подходящих рабочих мест в районе их проживания;
- оказание инвалидам помощи в выборе сферы профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, способностями, состоянием здоровья, профессиональными и медицинскими рекомендациями, спросом на рынке труда;
- проведение работы на изменение мотивации выпускников учебных заведений по выбору профессиональной ориентации в
сторону получения ими дальнейшего образования в целях содействия занятости молодёжи;
- осуществление заблаговременной подготовки молодых инвалидов к грамотным действиям на рынке труда, осознанному поиску и выбору наиболее подходящей для себя работы;
- сотрудничество с органами здравоохранения, МСЭК, социального обеспечения, с органами по труду, занятости, образования и другими органами по вопросам трудовой реабилитации и занятости молодых инвалидов;
- оказание консультационной помощи инвалидам по вопросам применения законодательства о труде и занятости.
Вывод. Инвалидам, как и здоровым людям,нужна государственная политика занятости, направленная на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Необходимо исходить из того, что только работающие инвалиды имеют шансы на интеграцию в общество.

Назад Оглавление Далее