Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Координатор проектов Региональной благотворительной организации «Центр лечебной педагогики» Волкова Ольга Олеговна

Московский Центр лечебной педагогики вот уже 15 лет оказывает помощь детям и подросткам с тяжелыми нарушениями развития. Своей основной задачей Центр считает создание для своих воспитанников пути нормального социального развития, начиная от дошкольного возраста и заканчивая профориентацией и трудоустройством. К сожалению, до сих пор в Москве, как и в России в целом, не существует выстроенной системы профессиональной реабилитации и трудоустройства для людей с тяжелыми психическими нарушениями, которая могла бы обеспечивать для них получение профессиональных навыков и знаний и в дальнейшем помогать с трудоустройством. В таком случае мы лишаем человека всякой жизненной перспективы. Тогда вся предшествующая работа по обучению и реабилитации ребенка не имеет смысла. Ни у кого не возникает желания обучать здорового ребенка в школе, потом в университете, а в 23 года запретить ему работать и заставить сидеть дома! Не должны мы позволять делать это и с человеком, который родился с тяжелыми нарушениями, но имеет право, как все мы, на жизнь в социуме.
Создание титаническими усилиями энтузиастов новых и расширение существующих мастерских, где уже сейчас получают те или иные профессиональные навыки молодые люди, к сожалению, не решают проблему кардинально. Таким образом, мы помогаем еще 10-20 молодым людям — инвалидам, но не решаем проблемы.

Семилетний опыт работы по созданию предпрофессиональных мастерских для подростков и молодых людей с нарушениями развития, а также взаимодействие с городскими структурами позволяют нам предложить свое видение решения данной проблемы. Мы предлагаем схему организации процесса социально-трудовой адаптации молодых людей с нарушениями развития, основу которой должен составить Центр социально-трудовой адаптации, профориентации и трудоустройства. В него войдут подразделения медицинского и психолого-педагогического сопровождения, учебно-производственные мастерские и, наконец, агентство или служба трудоустройства. Цели и задачи такого Центра не могут быть реализованы в полной мере без согласованного взаимодействия с городскими структурами.
Предлагаемая нами модель должна функционировать как центр непрерывного образования. Когда подросток попадает в такой Центр, сначала определяются его склонности к тому или иному ремеслу. Для этого около 80% учебного времени он проводит в основной выбранной им мастерской, а остальное время может посещать другие мастерские, где будет знакомиться с другими ремеслами или технологическими процессами. На протяжении длительного времени (у кого-то этот процесс займет месяцы, у кого-то годы) профессиональные навыки выполнения той или иной операции или того или иного технологического процесса, к которому молодой человек проявил склонность, доводятся до такого уровня, что он может самостоятельно выполнять их, работая на адаптированном рабочем месте. Одновременно через службу трудоустройства изучается потребность города в работнике с полученными профессиональными навыками. Кто- то из ребят, возможно, будет устроен на городских предприятиях и службах, кому-то может быть предложен надомный труд. Кто-то сможет работать на специализированных предприятиях с использованием труда инвалидов, которые обязательно должны быть созданы в городе при поддержке Департамента социальной защиты. Причем, если молодой человек попал на работу на городское предприятие, за тем, как идут дела у трудоустроенного воспитанника, какие возникают трудности в коллективе, должен постоянно следить куратор (сопровождающий), который корректирует взаимоотношения работника с ограниченными возможностями с другими сотрудниками. В случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций работник направляется в Центр на переподготовку. Таким образом, он постоянно находится в процессе обучения в случае необходимости, и ему не грозит быть уволенным из-за некомпетентности.
Не секрет, что сейчас даже более сохранные молодые люди, закончившие коррекционные школы и получившие те или иные профессии в специальных учебных заведениях, далеко не всегда могут устроиться на работу, т.к. работодатели не знают, как вести себя с таким работником, к кому обратиться за помощью в случае возникновения проблем. Таким образом, реально работает только часть молодых людей с ограничениями, даже при наличии специальности. Зачастую работодатели предпочитают иметь в отделе кадров трудовые книжки людей с инвалидностью, предварительно воспользовавшись средствами из Фонда квотирования для оснащения рабочего места для инвалида. Постоянный контроль со стороны куратора Центра и его помощь работодателю создают благоприятную обстановку и для молодого человека, пришедшего на работу, и для всего коллектива. Очевидно, что создание службы кураторов в рамках Центра позволит повысить шансы молодого человека не только найти работу, но и ощущать постоянную поддержку в процессе работы, что крайне важно для наших воспитанников. Кстати, такая система кураторства широко используется в европейских странах (например, в Швеции).
Создание подобной системы социально-трудовой адаптации молодых людей с серьезными нарушениями развития предусматривает постоянное обучение и социальную реабилитацию молодых людей, а также работу с членами их семей. Видя своего ребенка занятым, участвующим в силу возможностей в общественной жизни, родители получат возможность заняться решением своих проблем, пойти работать. Важно также отметить, что родители могут найти себе применение в таких Центрах и учебно-производственных мастерских. Многие родители не работают, поскольку вынуждены заниматься ребенком (независимо от возраста последнего), но готовы работать в таких организациях, где будут помогать детям. Таким образом, снималась бы социальная напряженность, возникающая в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
На сегодняшний день многие городские структуры приходят к пониманию необходимости решения этих проблем. Причем все чаще речь идет о необходимости пересечения межведомственных усилий, координации Департаментов здравоохранения, образования и социальной защиты.
К сожалению, пока новые инициативы держатся на энтузиазме и доброй воле отдельных людей. Мы считаем, что необходимо приступать к созданию системы, гарантирующей каждому молодому человеку обучение, интеграцию и достойную жизнь в обществе. Без участия государства эта проблема не сможет быть решена. В свою очередь, общественные организации готовы теснейшим образом сотрудничать с государством, делиться методическими наработками, готовить квалифицированные кадры. Мы хотим, чтобы наш голос общественных объединений был услышан, а опыт востребован.

Назад Оглавление Далее