Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Координатор программ по трудоустройству инвалидов в городе Москве Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Новиков Михаил Леонович

Трудоустройство людей с инвалидностью является серьёзным вопросом во всех странах. Ни одно государство, даже из тех, которые мы привыкли называть развитыми, не смогло в полной мере решить все возникающие проблемы, связанные с трудовой занятостью инвалидов. Но, при этом можно отметить и наиболее успешные пути решения этих проблем. Прежде всего, идёт отказ от системы развития специализированных предприятий в сторону программ развития поддержки инвалидов в рамках адаптируемого рабочего места. Это связано, как с экономической неэффективностью организаций, использующих исключительно или в приоритетном порядке труд инвалидов, что, в конечном итоге, становится финансовым бременем для государства, так и с признанием того, что включение инвалидов в свободный рынок труда значительно больше способствует общим целям политики государства в отношении данной категории населения.

Достижение людьми с инвалидностью независимости и помощь им в трудоустройстве непосредственно в рамках созданного рабочего места становятся основными целями государственных интеграционных программ (которые реализуются не только государственными учреждениями, но и организациями так называемого «третьего некоммерческого сектора»). Причем именно этот путь признаётся приносящим максимальную отдачу от вложения финансовых средств налогоплательщиков. Рентабельность затрат на программы повышения профессиональных способностей инвалидов и адаптацию условий труда под их возможности подтверждается итогами различных исследований по всему миру, ознакомиться с которыми, можно и в Справке Всемирного Банка (World Bank) 2005 года «О положении инвалидов в России».
Решение вопросов трудоустройства инвалидов в Москве требует значительных структурных изменений. На данный момент можно отметить ряд государственных структур, чья деятельность является не скоординированной между собой, и общественные организации, большинство из которых не способны как в силу отсутствия профессионализма, так и поддержки, в том числе финансовой, со стороны государства, серьёзно влиять на сложившуюся ситуацию.
Многие проблемы начинаются на стадии освидетельствования на инвалидность. Изменение пенсионной системы, когда трудовая пенсия назначается теперь не на основании группы инвалидности, а исходя из степени ограничения способности к трудовой деятельности, оставляет многих людей с инвалидностью за пределами государственных программ по трудоустройству. Для тех, кому определена третья степень ограничения способности к трудовой деятельности (в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 1 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» обозначает понятие «нетрудоспособен»), уже автоматически закрыт путь к трудоустройству. Причём для инвалидов с такой записью в документах нет возможности решать проблемы трудовой занятости не только через государственные организации (ни один территориальный центр занятости не будет с ними работать), но и трудоустраиваться самостоятельно. Любая организация, беря на работу инвалида с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, нарушает закон. Конечно же, это норма федерального законодательства, но, хочется надеяться, что в Москве мы сможем найти те пути, которые покажут ошибочность данного подхода, когда большой части людей закрывается возможность решения проблем трудовой занятости.
В рамках созданного нашей организацией Агентства по трудоустройству инвалидов мы очень часто сталкиваемся со случаями, когда человек хочет и может работать, и ограничения по инвалидности у него не настолько серьёзные (например, потеря зрения или ампутация ноги), но мы не можем помочь ему в поиске работы, так как медико- социальная экспертиза поставила диагноз «нетрудоспособен». И, самое главное, очень трудно взять на себя моральную ответственность и рекомендовать человеку переоформить документы и сменить третью степень ограничения способности к трудовой деятельности на вторую, так как при этом он потеряет значительную сумму в трудовой пенсии по инвалидности и в денежных компенсационных выплатах за утраченные льготы (общая сумма потерь доходит до 1500 рублей). А гарантировать инвалиду, что он будет трудоустроен, никто, в том числе государственные структуры, не может.
Структуры федеральной службы занятости населения, в силу законодательных норм, не могут привлекать к реализуемым государственным программам инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности. А в нашей текущей деятельности мы сталкиваемся с ситуацией, когда и инвалидам со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности территориальные центры занятости населения отказывают в постановке на учёт как безработных граждан (вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности подразумевает создание специальных условий труда). Аргументируется это тем, что создание специальных рабочих мест для инвалидов возложено на подразделения Комитета общественных связей города Москвы, а Управление службы занятости населения по г. Москве не имеет программ и целевых финансовых средств на их оборудование. Но профильные структуры Комитета общественных связей г. Москвы не работают напрямую с инвалидами, вся их деятельность сосредоточена на работодателях. И возникает ситуация, когда возможности реально решить проблемы своей трудовой занятости через государственные организации имеют только те люди с инвалидностью, для которых не требуется никаких дополнительных условий для их эффективной работы.
Другой проблемой является отсутствие системы, которая позволила бы встретиться инвалидам и заинтересованным в их труде работодателям. С одной стороны в городе действуют большое количество государственных и общественных организаций, но с другой - ощущается явный дефицит структур и информации. Подтверждением этого может служить то, что и в рамках работы нашего Агентства, и в ходе проведения специализированных ярмарок вакансий для инвалидов мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда инвалид ищет работу и не знает куда обратиться, а с другой стороны - работодатель, который участвует в конкурсе проектов на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, хочет найти себе квалифицированного сотрудника с инвалидностью, не знает, как это можно сделать.
Необходимо отметить и процесс создания, так называемых специальных условий труда для людей с инвалидностью. Слыша это словосочетание (специально созданные условия труда), работодатель, обычно, отказывается работать с данным инвалидом. И даже государственные структуры не знают, что это такое - специально созданные условия труда, и как их надо создавать. Нигде на данный момент в полной мере не прописаны ни процесс их создания, ни чёткие нормативы их оборудования. Как рекомендацию по устранению возникающих проблем мы предлагаем переход на индивидуальную работу с потребностями каждого конкретного инвалида. На данный момент слишком сильны моменты типизации и разделения на категории людей с инвалидностью. Это - создание условий специально для инвалидов - колясочников, для инвалидов по зрению и т. д. С одной стороны это облегчает понимание ситуации того, что надо делать, но, с другой, потребности и возможности каждого инвалида, даже в рамках одного вида физических ограничений, очень сильно различаются.
И, пока в своей работе мы не сможем перейти на учет этих индивидуальных особенностей, проблемы трудоустройства инвалидов решены не будут. Как показывает наш опыт, при создании специальных условий труда для инвалидов требуются в большей степени не финансовые вложения, а меры организационного характера, такие как:
-Изменение условий характера труда;
-Изменение должностных обязанностей;
-Изменение графика работы.
Но это не учитывается в государственных программах, что становится серьёзным препятствием для того, чтобы человек с инвалидностью был трудоустроен.
Возможно, стоит изменить и систему выделения финансовых средств на оборудование рабочих мест для инвалидов. То есть, финансирование будет выделяться на создание рабочего места и условий труда для конкретного инвалида. На данный момент система работает с точностью до наоборот - финансируется создание рабочего места и только после его создания ищется, или даже «подгоняется» под созданные условия человек с инвалидностью. Эффект от подобных программ невысок, что и показывает тот высокий уровень безработицы среди инвалидов, который на данный момент существует.
Важным недостатком является и отсутствие необходимого количества и необходимого уровня специалистов, которые бы занимались решением проблем трудоустройства инвалидов. А это - как разработка программ по трудоустройству лиц с ограниченными физическими и ментальными возможностями, так и работа с конкретными потребностями конкретного инвалида. Если бы такие специалисты имелись, то в любой организации могли бы сразу обозначить, что необходимо сделать, для того чтобы данный сотрудник с инвалидностью мог там работать. На сегодняшний момент таких специалистов нет, и пока мы не перейдём к программам их подготовки, ситуация с трудоустройством инвалидов решаться не будет.
Хотелось бы обратить внимание и на незначительную, на данный момент, роль общественных организаций, которые могли бы участвовать в реализации городских программ занятости людей с инвалидностью. Именно общественные организации могут вести работу, направленную на конкретные потребности конкретного инвалида. У нас работают несколько профессиональных общественных организаций, и среди них можно отметить Институт ВОС «Реакомп», но в большей степени рынок услуг по решению проблем трудоустройства инвалидов со стороны НКО не развит.
Как показывает ведущий зарубежный и отечественный опыт, когда к государственным программам подключаются общественные объединения, эти программы становятся гораздо более эффективными. Следовательно, роль, которая отведена общественным объединениям, должна неуклонно повышаться. И здесь необходимо заложить рост профессионализма общественных объединений. А если мы говорим о том, что общественные объединения должны работать профессионально с потребностями людей с инвалидностью, то нужно предусмотреть возможность того, что бы их сотрудники имели возможность, соответственно их профессионализму, получать заработную плату. А это должно предусматривать возможность получения социального заказа и грантов не только, как, к сожалению, сейчас, в основном, от зарубежных фондов, но и от государственных структур.
В заключение, хотелось бы отметить, что данной конференцией мы хотели бы обратить внимание всех присутствовавших представителей государственных структур, и общественных объединений на то, что настало время посмотреть вперед, посмотреть на возможность перестройки нашей работы с учетом новых тенденций. Конечно, достигнуто за это время много позитивного в решении проблем трудоустройства людей с инвалидностью в городе Москве. Но для нового качественного скачка, для того, чтобы эти проблемы решались уже на ином уровне, с иным уровнем эффективности, стоит пересмотреть существующие программы по трудоустройству лиц с ограниченными физическими и ментальными возможностями. И эта конференция является предложением к диалогу всем заинтересованным лицам и организациям. Только совместными усилиями нам удастся создать ситуацию, при которой каждый человек, независимо от наличия или отсутствия инвалидности, сможет реализовать свой трудовой потенциал.
Спасибо!

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы