Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Печерских Е.А. Механизмы взаимодействия некоммерческих организаций, государства и бизнес сектора в Самарской области: состояние, проблемы и перспективы

Самарская область - один из наиболее динамично развивающихся регионов России, что подтверждается и бурным развитием негосударственного некоммерческого сектора. Если до 1990 года в области насчитывалось не более двух десятков общественных организаций, преимущественно представляющих областные отделения всероссийских и общероссийских объединений, то на 01.01.2006г. в базе данных Единого государственного реестра предприятий и организаций было учтено более 3000 негосударственных некоммерческих организаций.
Одной из главных проблем государства, связанных с некоммерческим сектором, является недооценка роли негосударственных некоммерческих организаций в снижении социальной напряженности в обществе, уменьшении социального неравенства, активизации гражданского участия в предоставлении населению конкурентных услуг.
Для решения проблем взаимодействия в Самарской области разработана система мер и механизмов эффективного партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества. И это не случайно, потому что правительство придает большое значение работе с некоммерческими организациями, которая строится в соответствии с федеральными законами «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», законами Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области». Постановлением губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. № 252 принята Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества. Разработка Концепции - это совместная инициатива органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций, предпринятая в целях дальнейшего совершенствования и развития партнерских отношений и направленная на усиление процесса демократизации власти, становление и упрочение институтов гражданского общества, укрепление связи органов власти с населением Самарской области.
Концепция предусматривает:
- определение концептуальных основ, принципов, на которых строится взаимодействие органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями;
- совершенствование существующих и разработка новых форм социального партнерства;
- разработку эффективных механизмов поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций в реализации ими социально значимых программ;
- создание институтов взаимодействия.
Адресатами Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества являются:
• органы государственной власти Самарской области;
• государственные и муниципальные учреждения и организации;
• некоммерческие негосударственные организации.
Цель партнерства — совместные согласованные и скоординированные действия, способствующие социально-экономическому развитию Самарской области.
Основные направления партнерства:
• В социально-экономической сфере:
- привлечение негосударственных некоммерческих организаций к разработке и выполнению программ социально-экономического развития Самарской области;
- совершенствование механизмов участия негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики;
• В духовной сфере:
- возрождение духовности, уважения к честному труду и человеку труда, чести и достоинству личности;
- формирование в обществе уважительного толерантного отношения к культурным, историческим и религиозным ценностям народов России и международному историко-культурному наследию;
- пропаганда высоких нравственных норм жизни.
Формы и механизмы партнерства:
• проведение целенаправленной политики по подготовке кадров для работы с негосударственными некоммерческими организациями. Обучение государственных и муниципальных служащих навыкам и практике работы в партнерстве с негосударственными некоммерческими организациями;
• организация консультаций и тематических семинаров для государственных и муниципальных служащих и представителей некоммерческих негосударственных организаций.
Ожидаемые результаты:
снижение социальной напряженности, появлению новых рабочих мест в некоммерческом секторе экономики, улучшению качества подготовки кадрового потенциала и формированию кадрового резерва в регионе;
улучшение имиджа Самарской области среди регионов России и в международном сообществе;
привлечение дополнительных ресурсов в развитие социальной сферы.
И все-таки, отличительной особенностью самарской социальной действительности является недостаточная сформированность партнеров социальных отношений - как со стороны государства, так и со стороны взаимодействующих с ним НКО.
Система социального партнерства складывается в большей мере сверху, что закономерно для постсоциалистического, переходного общества, привыкшего к патерналистским отношениям с государством, и лишь затем этот процесс получает поддержку снизу. При этом увеличивается опасность чрезмерного вмешательства государства в процесс формирования социальных институтов, представляющих интересы общественности.
С другой стороны, если социальное партнерство рассматривать как один из инструментов вывода социальной сферы из глубокого кризиса, то в определенной мере государственное стимулирование общественных организаций, безусловно, необходимо.
Процесс формирования законодательной базы, регулирующей все стороны социального партнерства, включая взаимодействие государственных структур и неправительственных организаций, не завершен, находится в состоянии развития.
Преобразования, идущие в России, определяют ведущую роль государства в усилении социального партнерства в условиях формирующегося гражданского общества. «...Гражданское общество - это совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей.» (Суворова М. Теоретические аспекты традиций формирования гражданского общества//Работа с сообществом: Проблемы активизации, самоуправления и образования. Саратов, 2003.). В качестве структурных элементов в гражданское общество обычно включают добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляемые общности людей, хозяйствующие субъекты, общественные организации, профессиональные, творческие, конфессиональные и другие неформальные объединения, взаимодействующие на основе согласия и партнерства.
В этой связи, неправительственные организации должны осознать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, самостоятельность и высокую степень ответственности за качество решения проблем и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Соответствие этим требованиям должно быть предметом оценки и контроля в процессе их взаимодействия с государственными структурами.
Опыт показывает, что в основном общественно-гражданская инициатива проявлялась и проявляется там, где существует проблема, которую должно решать государство, но в силу многих причин оно с этим не справляется. Государство нередко декларирует проблему, заявляет о важности, актуальности и намерении ее решать — но не решает. Поэтому социальная группа, а иногда целый социальный слой выдвигают своих наиболее активных представителей, которые объединяются в общественные организации и способны не только донести свои интересы до власти, но и самостоятельно решить проблему, если для этого есть силы и возможности. И государство должно быть морально и материально готово делегировать часть своих функций и полномочий общественным объединениям.
Развитие социального партнерства требует как от государственных структур, так и от «третьего сектора» активных усилий по стимулированию участия общественных объединений в процессе формирования российского правового государства и гражданского общества. Необходимое условие прогресса в этой области - целенаправленное формирование у политических элит, структур управления мнения о важности социального партнерства, что является предпосылкой их активной позиции в принятии решений, касающихся плодотворных инициатив неправительственных организаций, и оказание им поддержки.
Именно взаимодействие государственных структур с общественными формированиями, государственная политика, ориентированная на социальное партнерство, и могут в перспективе стать основным фактором объединения усилий населения и государства в решении важнейших социальных проблем, а также фактором взаимной ответственности за состояние дел в городе, регионе, за предоставление социальных услуг гражданам. В условиях такого партнерства общественные формирования могут стать весьма эффективным ресурсом выполнения программ социально-экономического развития государства.
В настоящее время социальное партнерство как системообразующая основа гражданского общества находится на этапе становления, не представляя собой единого общественного организма. Потребность в регулировании социальных отношений государственных и негосударственных структур проявляется на разных уровнях, в разных сферах и регионах очень неравномерно и противоречиво.
Для осуществления и развития негосударственных организаций недостаточно одного лишь государственного дозволения. Важным фактором являются мобилизирующие структуры, то есть коллективные формальные и неформальные механизмы, посредством которых люди мобилизуются и включаются в коллективное действие. Речь идет о социальной поддержке, формальных и неформальных сетях, организационных государственных инфраструктурах, конкретных отношениях между организационной формой и типом организации или движения в данном социально-историческом контексте. Характер многих социаль—ных институтов изменился, а формы и направления деятельности организа—ций умножились и претерпели содержательную реконструкцию. Меняются и приобретают большее разнообразие формы управления, организационная культура, принципы взаимодействия между организациями. В Самарской области имеются хорошие предпосылки для развития мобилизирующих структур, хотя полностью они еще не раскрылись.
Отдельно хочется сказать о некоторых перспективах НКО и их взаимодействия с властью:
- рост объема платных услуг (общественные организации должны учиться заниматься бизнесом и наращивать свою хозяйственную деятельность);
- рост государственно-муниципальной поддержки (особенно организациям, занимающимся проблемами молодежи); -рост конкурсности;
- увеличение количества и качества совместных программ (особенно программ по молодежи);
- формирование и рост отечественных частных и смешанных фондов; -спад иностранной благотворительности; -увеличение количества представителей НКО во власти; -рост числа мероприятий «под флагом» Единой России; -омоложение и рост профессионализма НКО; -улучшение взаимодействия со СМИ, особенно местными; -рост клубных структур (в т.ч. дискуссионных); -рост и развитие ассоциаций предпринимателей. В идеале цель взаимодействия - решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства на взаимовыгодной основе, включающее информирование граждан о деятельности власти и НКО, содействующее участию граждан в процессе выработки, обсуждения и принятия властных решений, а также в процессе их реализации и контроля.
Существует несколько уровней взаимодействия органов власти и общества:
1. гражданское управление;
2. делегирование полномочий;
3. партнерство;
4. учет мнения;
5. консультации;
6. информирование;
7. манипулирование.
По определению М.Либоракина существуют следующие модели социального партнерства:
информационный обмен;
проведение совместных благотворительных и иных одноразовых акций;
систематическая поддержка социальных инициатив, в т.ч. выделение помещения, оплата коммунальных расходов и др.;
развитие государственно-общественных форм управления (общественные палаты, круглые столы, общественные советы и др.); финансирование социальной сферы на конкурсной основе.
Приведенные модели социального партнерства предполагают определенные методы взаимодействия НКО и органов власти.Со стороны НКО:
- выявление, суммирование, передача власти информации о проблемах граждан, выражение интересов социальных групп;
- «обратная связь», реакция на решения власти, в том числе мобилизация поддержки и протеста;
- введение в систему дополнительных ресурсов (действий добровольцев, инноваций, благотворительности, в том числе международной);
- участие в создании и деятельности соответствующих организационных форм.
Со стороны власти:
- готовность к принятию всего этого от НКО, выделение приоритетов;
- создание условий деятельности НКО, в том числе правовых;
- создание и участие в деятельности соответствующих организационных форм.
Говоря о взаимодействии органов власти и НКО, мы не можем не остановиться на таких понятиях, как общественное участие и PR органов власти, которые помогут нам разобраться в существующих формах.
Общественное участие - это действия людей (не состоящих в органах власти), посредством которых они пытаются повлиять на результаты деятельности органов власти, а PR власти - это действия по информированию граждан, изучению и формированию общественного мнения, взаимодействию с прессой и общественностью для обеспечения достижения целей органов власти.
Формы общественного участия:
публичные - участие в публичных дискуссиях, встречах и кампаниях в СМИ, иные формы агитации и рекламы;
экспертные - общественная экспертиза, предложение властям профессиональных рекомендаций, проектов решений, социальных и иных программ;
непубличные - обращения к представителям властей, в суд и т.п.;
международные;
косвенные.
Публичные формы:
- общественные / публичные слушания; -участие в консультативных органах; -пикеты, митинги, демонстрации;
- проведение собраний граждан с обращениями к властям; -распространение газет, листовок, плакатов;
- вовлечение представителей властей в публичные действия общественных организаций, в т.ч. собрания, конференции, семинары; -публикации в СМИ и т.п. Экспертные формы:
- анализ проблем и процессов, в т.ч. в форме «общественной экспертизы»;
- предложение властям проектов правовых актов, программ и т.п. (в т.ч. в рамках «правотворческой инициативы»);
- общедоступное изложение проблем и путей их разрешения;
- мониторинг реализации принятых властью решений;
- использование социологических исследований;
- гражданское образование (в т.ч. представителей властей) и т.п.
Непубличные формы:
- письма представителям власти;
- сбор подписей;
- использование «приемных», «горячих телефонов» и т.п.; -контакты с представителями органов власти; -обращения к представителям вышестоящих властей; -обращение в контрольные и правоохранительные органы, к уполномоченному по правам человека;
- судебная защита общественных и частных интересов и т.п. Косвенные формы:
- создание коалиций для воздействия на власть; -формирование местных центров публичной политики; -подготовка к продвижению во властные органы достойных лиц; -использование достойных лиц, покинувших властные органы; -использование выборов для влияния на решение проблем и характер отношений с властью и т.п.
В заключение хотелось бы остановиться на двух главных, по моему мнению, моментах. Во-первых, органам власти любого уровня необходимо отказаться от использования НКО как орудия достижения своих целей. Во-вторых, общество должно осознать, что современные некоммерческие организации могут стать потенциальным преемником и двигателем курса современной политической элиты в будущем.

Назад Оглавление Далее