aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Силохин М.К. Система квотирования рабочих мест: опыт г. Москвы

Хочу рассказать, как работает система квотирования в городе Москве.
Сначала проекты создания рабочих мест на предприятиях рассматриваются в территориальных комиссиях административных округов при префектурах, которые принимают или отклоняют предлагаемые проекты по тем или иным причинам, с учетом проведенной экспертизы. После этого проект рассматривается Московской городской комиссией по квотированию рабочих мест. Комиссия возглавляется руководителем комплекса социальной сферы, первым заместителем мэра Москвы — Людмилой Ивановной Швецовой. В ее состав входят представители Всероссийского общества инвалидов, Московской федерации профсоюзов, Московской конфедерации промышленников и работодателей, префектур административных округов, органов исполнительной власти, которые занимаются проблемами инвалидов и молодежи. Комиссия дает окончательную оценку предлагаемому проекту. Если проект получает поддержку, Комитет общественных связей заключает с работодателем - победителем общегородского конкурса соответствующий договор от имени Правительства Москвы. На расчетный счет предприятия на безвозмездной основе перечисляются денежные средства, которые были обозначены в проекте и которые утверждены решением Городской комиссии. При этом работодатель принимает на себя обязательства по созданию рабочих мест (с закупкой необходимого для этого оборудования) и трудоустройству на них граждан из числа инвалидов или несовершеннолетней молодежи. Если проект отклоняется, то его возвращают работодателю или с окончательным отказом, или на доработку.
По условиям договора работодатель обязан использовать эти средства строго по целевому назначению и в установленные сроки должен создать рабочие места по определенным специальностям или профессиям для указанных категорий граждан. Если работодатель нарушает условия договора, то он может подвергнуться наложению штрафных санкций.
На что может тратить средства работодатель по этому договору?
Во-первых, - на обустройство самого рабочего места путем закупки необходимого оборудования, непосредственно связанного с будущей работой инвалидов или молодежи, на это выделяется не менее 60% суммы.
Во-вторых, - на выполнение строительно-монтажных работ, например, на ремонт помещений, в которых будут обустроены создаваемые рабочие места.
Средства также могут быть потрачены на работы по монтажу закупаемого оборудования или демонтажу старого, а также на запчасти, сырье и материалы, дополнительную оснастку.
От чего зависит объем финансирования и сумма средств, предоставляемых работодателю?
Объем средств на формирование рабочего места зависит от размера средней заработной платы по Москве. В Москве средняя зарплата достаточно высокая. Последний ее показатель для крупных и средних предприятий составляет примерно 24 000 рублей.
Стоимость обычного рабочего места пропорциональна средней заработной плате, умноженной на 20, то есть максимальная сумма, которую может получить работодатель из бюджета города Москвы на безвозмездной основе для обустройства одного рабочего места, составляет на сегодняшний день 480 000 рублей. Стоимость специального рабочего места для инвалида может составлять 30-кратную величину средней заработной платы на день подачи заявки на конкурс.
Понятие специального рабочего места регламентировано статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Возможно также создание за счет бюджетных средств компьютеризованных специальных рабочих мест для инвалидов по зрению, в том числе для тотально слепых. Их обустройство обходится дороже и на них предусматривается максимально 50-кратная величина средней заработной платы на день подачи заявки.
Такие места успешно создавались еще в девяносто седьмом году за счет Государственного фонда занятости населения и эффективно функционировали в Москве достаточно длительное время. В качестве примера можно вспомнить организованные рабочие места для инвалидов по зрению в составе авиадиспетчерской службы, которая информировала москвичей о расписании рейсов и наличии билетов (это довольна известная служба, услугами которой пользовались многие). В этой службе в качестве операторов работало порядка сорока человек, в том числе благодаря программе квотирования в ней были организованы шесть рабочих мест для тотально слепых инвалидов, закуплены специальные брайлевские дисплеи, с которых инвалид по зрению мог считывать информацию с помощью пальцев. Служба функционировала четко и оперативно, работодатель был доволен работой инвалидов, отмечал, что производительность их труда гораздо выше, чем производительность зрячих людей. К сожалению, закончилось все не очень благополучно, потому что эта служба была акционирована, перешла в частные руки и сегодня уже не существует, в результате инвалиды оказались на улице.
Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%). Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80%. Это официальные данные за 2001 год, которые приведены в специальном докладе Уполномоченного по правам человека Российской Федерации Миронова.
Мы, конечно, должны стремиться к увеличению занятости инвалидов. И в этом нам активно помогают общественные организации инвалидов. Например, в Москве мы тесно сотрудничаем с Всероссийским обществом слепых, Всероссийским обществом инвалидов.
Хотелось бы отметить следующие случаи, которые наложили серьезный отпечаток и заставили нас задуматься над основными принципами той работы, которую мы проводим. Первое - это всем известный 122 Федеральный закон, который в августе 2004 года внес существенные поправки, в том числе, в закон «О социальной защите инвалидов». После принятия этого закона в Мосгорсуд с заявлением обратилась одна коммерческая фирма. Предметом спора явилась легитимность взимания платы с работодателей, не предоставлявших квоты для трудоустройства инвалидов. Решение Мосгорсуда, которое подтвердило определение Верховного суда Российской Федерации, признало, что норма московского закона о квотировании рабочих мест, предусматривающая взимание платы за нетрудоустройство в счет установленной квоты инвалидов, противоречит Федеральному закону о социальной защите № 181-ФЗ в редакции закона № 122-ФЗ. Сегодня ставится под сомнение легитимность средств Фонда квотирования, собранных после вступления в силу решения Мосгорсуда.
Следует также отметить, что, кроме создания и сохранения рабочих мест, московский закон разрешает использование собранных средств на формирование учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому и не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья, сохранение уже созданных рабочих мест для инвалидов и молодежи и на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.
Еще одно обстоятельство, заставившее нас призадуматься и сделать определенные выводы. Недавно нас проверяли контрольные финансовые органы Правительства Москвы. Выяснилось, что некоторые работодатели используют программу квотирования в своих целях, часто нарушая закон. Например, при приемке рабочих мест представителями Центра квотирования проверяются эти рабочие места, закупленное для их функционирования оборудование, наличие трудоустроенных граждан, финансовые и кадровые документы. И все вроде бы хорошо. Потом при проверке правоохранительными или контрольными финансовыми органами оказывается, что документы, которые нам предоставляли, фальсифицированы. Например, в налоговую инспекцию сдаются одни, нам предоставляются другие, ряд предоставленных сведений недостоверен, используются фирмы- однодневки для закупки оборудования и так далее.
Эти случаи показывают, что должны быть изменены принципы системы квотирования, и сейчас мы работаем над необходимыми предложениями по совершенствованию московской городской системы квотирования в целом.
Во-первых, необходимо, провести мониторинг рабочих мест, которые сегодня нужны городу, то есть город должен диктовать работодателю те места и те специальности, которые сегодня нужны. Мы планируем провести исследования трудовых ресурсов инвалидов и молодежи по видам инвалидности, специальностям, зарплате, необходимости обеспечения техническими средствами реабилитации, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и так далее.
Когда мы проанализируем полученные данные, объявим конкурс на предоставление отдельных лотов, по которым будет выделяться определенная сумма на создание опреде рабочих мест для инвалидов и молодежи. Средства будут предоставляться тем работодателям, которые создадут наиболее дешевые рабочие места, востребованные городом (по определенным профессиям и номенклатуре с учетом видов патологий инвалидов).
Хотелось бы обратить внимание на один недостаток существующей системы квотирования. Наши договоры с работодателями длятся порядка двух - двух с половиной лет. После этого работодатели юридически имеют право сократить рабочие места, что они зачастую и делают. В результате люди опять оказываются на улице, оборудование продается и так далее. Через некоторое время эта организация опять может обратиться с повторной заявкой, то есть выделенные деньги тратятся не эффективно. Следовательно, необходимо, чтобы договоры заключались на более длительное время, например на семь- десять лет. Город будет создавать специализированные участки, специализированные цеха, специализированные предприятия для инвалидов и для молодежи, ориентированные на длительную перспективу. Например, если это акционерное общество, то для длительного поддержания созданных за счет бюджета рабочих мест для инвалидов и молодежи город может, например, выступить одним из учредителей или иметь пакет акций. Или, допустим, взять закупленное на бюджетные средства специальное оборудование на баланс города, а работодателю оно будет предоставлено в лизинг и так далее. Сейчас эти возможные предложения обсуждаются для принятия окончательного решения.

Назад Оглавление Далее