Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

14. Как оценивать потребности в создании специальных условий труда для человека с инвалидностью?

Для этого необходимо определить, какие конкретные барьеры или иные факторы создают для сотрудника с инвалидностью препятствия в доступе к рабочему месту, мешают выполнять возлагаемые на него обязанности или мешают чувствовать себя на равных с другими сотрудниками. Барьер определяется, как невозможность выполнять те или иные действия или выполнять определённые служебные обязанности вследствие отсутствия для этого условий. При этом нельзя ни в коем случае ставить потребности конкретного человека в зависимость от принадлежности к той или иной категории инвалидов. Например, для инвалидов по зрению необходим только такой определённый перечень специальных условий труда, а для людей передвигающихся на инвалидных колясках - другой. Это оправданно при создании доступности инфраструктуры организации для свободного передвижения инвалидов, но при оценке потребностей в специальных условиях труда непосредственно на рабочем месте вперёд выдвигаются совершенно другие факторы. Здесь, прежде всего, надо учитывать индивидуальные особенности человека с инвалидностью, так как можно утверждать, что не существует двух человек с одинаковыми ограничениями в возможностях вследствие инвалидности (а многие ограничения и не являются прямыми следствиями инвалидности, но для успешного трудоустройства человека необходимо работать и с ними).
Также, необходимо работать с конкретными ограничениями конкретного человека при трудоустройстве на конкретную должность. То есть сам факт, что, например, человек не слышит, ничего сам по себе не говорит. Это только его конкретное ограничение, связанное с инвалидностью и для оценки потребностей в создании для него специальных условий труда необходимо выяснить много сопутствующей информации. Например, полностью потерян слух или нет, помогает ли ему слуховой аппарат, может ли он читать по губам, нет ли у него вследствие ограничений возможностей слуха проблем с речью. Эта информация, касается конкретного человека и его индивидуальных особенностей. Но и она также не несёт в себе возможных решений по устранению барьеров, если нет привязки к определённому месту работы с описанием должностных обязанностей. Вполне возможно, что ограничение слуха нисколько не помешает человеку успешно трудиться на его рабочем месте, например у станка на заводе, но может быть и другая ситуация. Если в рамках должностных обязанностей сотрудник должен общаться по телефону, то трудности со слухом станут для него препятствием. Задача специалиста по трудоустройству выявить такое препятствие в каждом конкретном случае с целью дальнейшего устранения. Это главное при оценке потребности в создании специальных условий труда для человека с инвалидностью.

Назад Оглавление Далее