aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Решение проблем трудоустройства инвалидов: взгляд в ближайшее будущее

Реализация проекта очень много дала нашим организациям. Были завязаны тесные контакты с государственными структурами, объединениями работодателей и СМИ. Наши сотрудники стали экспертами, а организации приобрели опыт и завоевали авторитет в решении региональных и общефедеральных проблем трудоустройства инвалидов. Всё это является тем ресурсом, на котором мы будем строить дальнейшую работу наших организаций в этой сфере.
Но приобретённый опыт показал и необходимость перестроить многое из нашей деятельности. С одной стороны, предыдущий проект обязывает продолжить оказание конкретных услуг для инвалидов, среди которых работа Агентств по трудоустройству инвалидов и организация Ярмарок вакансий, а с другой, мы должны быть нацелены на структурные изменения в работе, прежде всего, государственных организаций, по решению проблем трудовой занятости инвалидов. Необходимо и содействовать развитию процесса (а во многих регионах его началу) привлечения НКО к оказанию услуг для инвалидов в процессе трудоустройства. Вот те основные три направления, на которых наши организации сосредоточат свои усилия в ближайшее время:
1)Проект, как мы неоднократно подчёркивали, показал крайнюю необходимость в специализированных структурах, выполняющих связующую роль между инвалидами, ищущими работу, и работодателями, заинтересованными в их труде. На данном этапе, нашим организациям пришлось занять эту нишу, и весь опыт работы заставил многое переосмыслить в организации этой деятельности. Прежде всего, реалиям современных тенденций не соответствует только посредническая работа по поиску инвалидов на подходящие для работодателя вакансии. При этом организация предоставляет только информационные услуги и направляет подходящих по требованиям инвалидов к работодателю, не беря на себя ни решение организационных проблем, ни консультации по оборудованию специальных условий для эффективного труда лиц с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Этот путь сильно ограничивает как рамки деятельности самой организации, так и возможности трудоустройства лиц с инвалидностью, так как найти работу могут только те инвалиды, кто самостоятельно готов вписаться в требуемые работодателем условия, и для кого не нужны эти столь неопределенные «специально созданные условия». Практически вне процесса трудоустройства в таких организациях (а к ним на данный момент относятся и государственные центры занятости населения) остаются инвалиды со значительными ограничениями опорно-двигательного аппарата и зрения, с ментальной инвалидностью и так далее. Для них остаются только специализированные предприятия или труд на дому.
Сломать данную ситуацию способен только коренной пересмотр процесса трудоустройства для людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Должна быть налажена система подготовки инвалидов к дальнейшему процессу трудовой деятельности, связанная, в том числе, с решением их психологических проблем. Необходимо «сопроводить» инвалида к предлагаемому месту работу и через общение с ним и потенциальным работодателем определить весь комплекс необходимых мер по созданию эффективных условий его труда, которые включают в себя оборудование рабочего места и адаптацию графика работы и служебных обязанностей под индивидуальные особенности человека с инвалидностью. Всё это требует перевода на совершенно иной уровень работу организации и подготовку нового класса специалистов, которые смогут решать все возникающие проблемы трудоустройства конкретного инвалида на конкретное рабочее место. Подобных специалистов у нас в стране нет, а также отсутствуют структуры, механизмы и программы их подготовки. Безусловно, создавая программы обучения и готовя «агентов по трудоустройству» (именно так мы назвали этих специалистов) нам придётся опираться на зарубежный опыт, адаптируя, видоизменяя и перенося его на «нашу почву».
2)Государственные организации ориентированы на показатели и цифры, которые, в свою очередь, ведут к ориентации их программ на массовость при трудоустройстве лиц с инвалидностью. Интегрированный подход, когда человек с инвалидностью адаптируется к условиям работы на обычном предприятии, в окружении сотрудников без инвалидности, является слишком трудоёмким процессом и не несёт в себе столь впечатляющих результатов в количественных показателях. Во многом, поэтому нынешние государственные программы нацелены на развитие специализированных предприятий и трудоустройство инвалидов, для которых не требуется значительных организационных усилий и финансовых вложений. Мы не являемся противниками таких программ и специализированных предприятий для труда инвалидов, но сейчас не рассматривается никаких альтернатив для них, и люди с ограниченными физическими и ментальными возможностями не имеют возможности выбора в пользу труда на обычных предприятиях.
Необходимо ломать систему, когда создаётся рабочее место, и человек с инвалидностью просто «подгоняется» под созданные условия. При этом нет места для учёта его индивидуальных особенностей и он часто признаётся, что просто не подходит для этой вакансии. Во многом, именно эти причины мешают эффективно решать проблемы трудоустройства инвалидов, а государственные организации работают именно по таким схемам. На наш взгляд (и по опыту зарубежных стран), нужно исходить от обратного и создавать рабочие места на открывающиеся вакансии под возможности конкретного инвалида. Конечно, работать по таким программам могут позволить себе только государственные структуры, но только этот путь ведёт к решению проблем трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Финансовые средства должны идти на оборудование и создание условий трудоустройства конкретного инвалида, а не на создание рабочего места, под которое ещё будет необходимо найти подходящего человека с инвалидностью.
3)Без налаженной системы социального партнерства и делегирования ряда полномочий от государственных организаций к общественным решение проблем трудоустройства инвалидов не будет эффективным. НКО уже сейчас способны взять на себя часть функций государственной системы и, прежде всего индивидуальную работу с инвалидами по подготовке их к процессу дальнейшего трудоустройства. При дальнейшем росте профессионализма НКО возможно (и даже необходимо) переложить на них экспертную роль и оказание конкретных услуг для инвалидов по трудоустройству. Это снимет часть нагрузки с государственных структур, позволит повысить уровень оказания услуг клиентам (прежде всего за счёт индивидуальной работы с возможностями инвалида) и определит роль НКО в процессе решения социальных проблем общества.
Для реализации этого необходимо решить два вопроса. Первый - о государственном финансировании программ и деятельности НКО по решению проблем трудовой занятости инвалидов. Второй - о подготовке специалистов НКО, обмене опытом и тиражировании успешных моделей работы в сфере трудоустройства инвалидов среди общественных объединений.
Всё вышеизложенное требует разработки, апробации и, в случае успешного опыта, дальнейшего распространения новых схем работы по трудоустройству инвалидов. В них должны быть учтены:
• Индивидуальный подход в определении трудовых возможностей человека с инвалидностью;
• Подготовка специалистов по созданию специально созданных условий труда для инвалидов;
• Значительная роль НКО в сфере оказания конкретных услуг для инвалидов и развитие системы партнёрских отношений государственных структур и общественных объединений;
• Создание законодательных, финансовых и моральных стимулов для работодателей по трудоустройству лиц с ограниченными физическими и ментальными возможностями.
Для содействия решению этих проблем с 1 февраля 2005 года мы начинаем новый проект «Создание модели трудоустройства молодых инвалидов», который получил финансовую поддержку Фонда Форда, и будет осуществляться в течение года в четырех городах России: Москве, Самаре, Тольятти и Ростове-на-Дону.

Назад Оглавление Далее