aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Конкурс среди студентов с инвалидностью «Ключ к успеху»

Первый городской межвузовский конкурс деловых качеств среди студентов-инвалидов «Ключ к успеху» был проведён в Нижнем Новгороде организацией «Инватур». Оригинальность идеи и чёткие организационные усилия обеспечили конкурсу успех и большое внимание со стороны общественности. Удалось достичь взаимопонимания и привлечь к сотрудничеству представителей бизнеса, средств массовой информации, учебных заведений, государственных и общественных организаций.
Идея конкурса возникла во время общения с представителями областного Департамента государственной федеральной службы занятости населения и Нижегородского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» по поводу решения проблем трудоустройства инвалидов. Было отмечено, что работодатели не видят в людях с инвалидностью потенциальных участников процесса трудоустройства в своих организациях, так как сомневаются в эффективности их трудовых возможностей. По результатам опроса работодателей, проведенного общественной организацией «Социальная реабилитация», около 76% нижегородских работодателей не видят перспектив в трудоустройстве инвалидов в своих организациях и фирмах. То есть, возникает необходимость в повышении имиджа людей с инвалидностью как работников.
С другой стороны, сложно определить (из-за отсутствия соответствующих исследований и анализа ситуации) истинное состояние готовности инвалидов к труду, но можно предположить, что общие результаты будут неутешительны. Как одно из подтверждений этому, можно привести результаты опроса НРООИ «Инватур»: около 82% опрошенных инвалидов трудоспособного возраста не верят в свои способности, не видят себя на каком-либо рабочем месте или не имеют представления о сфере применения своего труда. Причинами этого являются, в том числе, и отсутствие позитивных примеров (во всяком случае, известных) успешного решения проблем трудоустройства конкретного инвалида. Тиражирование подобных «ролевых моделей» может способствовать активизации жизненной позиции людей с инвалидностью и позволит показать путь решения проблем трудоустройства.
Поиск подходящих для этих целей кандидатур был нацелен на студентов - людей уже имеющих образование и специальность и сделавших значительные шаги в решении проблем, связанных со своей инвалидностью. Тем более, количество инвалидов, обучающихся в высших учебных заведениях Нижнего Новгорода, постоянно растёт. За последнее время ежегодный рост составляет 10-12%. Количество таких студентов, в зависимости от вуза, колеблется от 5 до 70. Но отсутствие специальных служб, программ и технологий не позволяет людям с инвалидностью после обучения на равных конкурировать в вопросах труда (исключением является лишь Нижегородский Лингвистический Университет, в котором создан Центр планирования карьеры, оказывающий, в частности, содействие в трудоустройстве студентам-инвалидам). Привлечение вузов к участию в конкурсе также способствовало активизации их деятельности по решению проблем дальнейшей трудовой занятости выпускников с инвалидностью.
Первый этап организации конкурса состоял в формировании оргкомитета и в привлечении информационных партнёров. В оргкомитет вошли представители общественных организаций инвалидов «Инватур» и «Камерата», газеты «Биржа+Карьера» и Нижегородского отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Достаточно быстро определились и с информационными партнёрами: ими стали Агентство социальной информации в Нижнем Новгороде, общественно- информационный канал «Будни» (телекомпания НТР) и молодёжный межвузовский портал «Студенческий городок». Генеральным информационным партнёром стала авторитетная в Нижнем Новгороде газета «Биржа+Карьера». С этого момента информация о конкурсе регулярно появлялась в региональных СМИ. Были также задействованы ресурсы пресс-службы «Опоры России», Законодательного Собрания Нижегородской области, сайт организации «Инватур» и электронные рассылки.
На втором этапе была проведена работа над привлечением внимания высших учебных заведений к конкурсу и информированию потенциальных конкурсантов. Участники узнавали о конкурсе из разных источников: СМИ, Интернета, объявлений и информаций от администраций вузов. Как оказалось, далеко не все желающие вовремя узнали о конкурсе, так как не все учебные заведения проявили должную активность. С другой стороны, многие вузы делегировали своих студентов едва ли не в приказном порядке. За полтора месяца информационной работы заявки на участие подали 35 студентов-инвалидов из 11 вузов города. Количество вузов-участников стало приятной неожиданностью, так как самые большие опасения были связаны с их низкой активностью.
Для проведения конкурса деловых качеств необходимо было привлечь профессиональных экспертов, имеющих опыт работы с кадрами и работодателями. Таких людей удалось найти достаточно быстро. Помимо преподавательской деятельности два привлечённых эксперта занимаются консультированием бизнес-структур по вопросам управления персоналом. Параллельно с поиском участников конкурса привлечённые эксперты разработали программу, которая подразумевала предварительную работу с конкурсантами и финальную деловую игру. Для участия в конкурсе каждый студент должен был написать эссе «Моё профессиональное будущее». Отбор конкурсантов включал также собеседование и участие в предварительных тренингах и обучающих программах.
Третий этап начался с официального старта конкурса. Он был объявлен на пресс-конференции, во время которой были озвучены основные цели, задачи, механизмы и ожидаемые результаты «Ключа к успеху». В пресс-конференции приняли участие представители оргкомитета, средств массовой информации и вузов. К этому времени практическая подготовка к конкурсу «Ключ к успеху» была, в целом, завершена. Сформирована группа конкурсантов для отборочного тура, большинство из которых предоставили эссе, составлена программа конкурса, проведена огромная работа со СМИ, вузами, органами власти и бизнеса. Нерешёнными оставались административные проблемы (речь идёт о помещении, спонсорах и призах). Организаторы постоянно находились в поиске доступного и престижного здания или зала в центре города с расчётом на присутствие VIP-персон и СМИ. Изначально выбор пал на помещение Областной Государственной Библиотеки имени Ленина. Но, по разным причинам, не удалось найти взаимопонимания по этому поводу не только с библиотекой, но и с Министерством культуры Нижегородской области.
Поиски спонсоров также продолжались достаточно долго. Итоговый список всех партнёров и спонсоров конкурса был готов лишь за три дня до финала. Большие затруднения возникли с корпорацией INTEL. Ситуация разрешилась лишь при личном участии директора по связям с общественностью корпорации INTEL в России. Кроме компании «Интел», призы участникам предоставили Законодательное Собрание Нижегородской Области, Банк «Гарантия», газета «Биржа+Карьера».
Четвёртый этап проходил параллельно с окончанием административных работ и заключался в проведении предварительного этапа конкурса для участников. Состоял он из четырёхчасового тренинга, который был разделён на два тематических блока. Первый блок посвящён правовым основам трудоустройства инвалидов, где экспертом выступил юрист организации «Инватур». Конкурсанты в игровой форме приобретали правовые знания, отрабатывали навыки их применения. Ярким моментом были импровизированные дебаты. Участники играли в депутатов Областного Законодательного собрания, дискутируя по поводу закона о квотировании рабочих мест. Вторая часть была сфокусирована на умении конкурсантов представить себя в выгодном свете в глазах работодателя. Экспертом выступил специалист в области управления персоналом. На этом занятии были проведены консультации по правилам оформления резюме и прохождения собеседования, участники учились правильно демонстрировать свои деловые качества перед работодателем. Полученные навыки очень пригодились участникам во время финальной деловой игры, особенно это было заметно по победителям конкурса.
На семинар были приглашены все 35 участников. Однако не все они смогли присутствовать. Как оказалось, некоторые студенты не захотели прийти, считая, что для финала достаточно предоставления эссе. Другие не попали на тренинг ввиду занятости по на работе. В итоге, для участия в финале были выбраны 18 студентов-инвалидов из семи вузов Нижнего Новгорода.
Пятый, заключительный этап конкурса, заключался в проведении финальной деловой игры, подведении итогов и награждении победителей. Прошёл он в помещении Интернет-Центра «6-й этаж» (Торговый Центр «Этажи»). Место проведения было выбрано удачно. Во-первых, ТЦ «Этажи» является абсолютно доступным для инвалидов. Во-вторых, он находится в престижном районе центра города, что обеспечило значительную явку гостей. Можно отметить присутствие пресс-службы и Управления общественных связей.
Областного законодательного собрания, представителей администрации пяти вузов и трёх кадровых агентств. Аккредитацию на конкурсе прошли 18 средств массовой информации.
Можно ещё раз отметить удачную задумку конкурса, что сразу же обеспечило интерес и поддержку со стороны представителей органов власти, бизнеса и СМИ. Думаем и в других регионах Российской Федерации общественным организациям стоит провести подобные мероприятия, что может стать важной составляющей их деятельности по решению проблем трудоустройства инвалидов.

Назад Оглавление Далее