aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Работа с государственными структурами. Просветительские семинары. «Круглые столы». Специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Участие в государственных программах по трудоустройству инвалидов

Работа с государственными структурами

Одной из основных целей проекта являлось содействие структурным изменениям в ситуации с трудоустройством инвалидов, и без участия государственных организаций достичь этих целей невозможно. Во всех регионах, участвующих в проекте, сложилось тесное взаимодействие общественных организаций и государственных структур.
Предложения о сотрудничестве по решению проблем трудовой занятости инвалидов были с готовностью приняты местными департаментами социальной защиты населения и государственной службой занятости. Не имея достаточного опыта и значительных результатов в трудоустройстве инвалидов, они с интересом восприняли новые идеи и возможность участия общественных организаций в их программах, а также с готовностью откликались на участие в мероприятиях проекта.
Можно выделить четыре основных направления сотрудничества с государственными структурами:
1) Проведение семинаров для сотрудников государственных служб.
2) Организация «круглых» столов с участием представителей государственных структур и общественных объединений.
3) Совместная организация специализированных ярмарок вакансий для инвалидов.
4) Участие общественных объединений в реализации государственных программ по трудоустройству инвалидов.

Просветительские семинары

В Москве были проведены семинары для специалистов Департамента государственной службы занятости. Прошли они в сотрудничестве и на базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения. Участниками семинара, в основном, были начинающие сотрудники службы занятости. Основной целью было - сформировать у работников Департамента государственной службы занятости адекватный, «равный» подход в вопросах трудоустройства людей с инвалидностью и развеять стереотипы относительно их трудовых возможностей. Несмотря на ограниченный временной формат (семинар длился полтора часа), удавалось обсудить с участниками преимущества «социального» подхода к проблемам инвалидов, терминологию и этикет по отношению к людям с ограниченными физическими и ментальными возможностями и разобрать основную законодательную базу, связанную с трудоустройством инвалидов. Нельзя выделить какие-либо сложности при проведении этих семинаров, они проходили в доброжелательной атмосфере, и со стороны сотрудников Центров занятости чувствовался интерес к данной тематике. Были завязаны контакты со специалистами службы занятости всех административных округов столицы, что в дальнейшем позволило привлекать их в качестве экспертов на семинары с молодыми инвалидами.
В Самаре был проведён цикл семинаров для специалистов управления социальной защиты населения и бюро медико-социальной экспертизы. Важным достижением Самарской организации «Ассоциация Десница» является созданная система договорных отношений с государственными структурами. То есть, проведение семинаров для сотрудников государственных служб является не результатом личных договорённостей, а частью общего договора организации с Управлением социальной защиты населения Самары. Цель договора социального партнёрства - продвижение идеи философии независимой жизни и социального подхода к проблемам инвалидности среди специалистов государственных структур, и одним из механизмов является проведение для них семинаров.
В договоре СООИК «Десница» с Управлением социальной защиты населения четко оговаривается время, место и тематика семинаров. После заключения договора руководители включают семинары в планы работы своих структур, и их сотрудники, на официальных основаниях, приходят в «Десницу» для участия в тренингах. По достигнутой договоренности, на семинары направляются только специалисты (реабилитологи, социальные работники, психологи), работающие с инвалидами.
За всё время проведения семинаров с государственными служащими не было ни одного срыва по каким-либо причинам, зависящим от них. Это во многом являлось следствием плановой договорной работы с государственными структурами, ведь при других обстоятельствах присутствие на семинаре их сотрудников весьма проблематично.
Проведение семинаров для сотрудников государственных структур явилось важным мероприятием и для СООИК «Ассоциация Десница». Во многом удалось понять позицию специалистов службы медико-социальной экспертизы, которые в рамках действующей системы просто не имеют возможности для более детального формирования раздела «профессиональная реабилитация» в карте ИПР. Основные отмеченные ими проблемы включают в себя:
• Отсутствие законодательно утвержденного перечня профессий, которые можно рекомендовать при каждом конкретном виде ограничений, и на который может ссылаться сотрудник БМСЭ;
• Короткий период общения, не позволяющий специалисту составить чёткое определение трудовых возможностей инвалида;
• Перестраховка сотрудников БМСЭ при составлении трудовых рекомендаций для инвалидов из-за боязни взять на себя ответственность за возможное ухудшение их здоровья.
Отсюда возникают расплывчатые формулировки, например, «способен работать на дому в специально созданных условиях», которые не несут никакой информации, способствующей решению проблемы трудоустройства.
Важным положительным фактором было то, что представители государственных структур увидели в ведущих семинаров не оппонентов, а людей, знающих не только суть проблемы, но и имеющих реальный опыт и технологию их решения.
Привлечение тренеров общественных организаций (а все они являются людьми с инвалидностью) для обучения сотрудников государственных структур можно считать серьёзным прорывом в нашей деятельности. Мы становимся уже не клиентами этих организаций (а чиновники именно так привыкли воспринимать инвалидов), и даже не только партнёрами, а специалистами, способными к обучению кадров государственных учреждений. Всё это накладывает и значительные обязательства: и организация семинара, и профессиональный уровень сотрудников организации должны быть на высоте. Это хороший стимул для роста организации, важный момент для решения проблем трудоустройства инвалидов и перевод отношений с государственными структурами на новый уровень.

«Круглые столы»

Как упоминалось в обзоре ситуации с трудоустройством инвалидов, одним из сдерживающих факторов в решении этих проблем является сложность процесса формирования ИПР (индивидуальной программы реабилитации инвалида). Для обсуждения этой проблемы участники проекта собирали специалистов на круглые столы.
18 февраля 2004 г. «Перспектива» принимала участие в проведении круглого стола по этой тематике с участием представителей Бюро медико-социальной экспертизы Центрального административного округа Москвы, заведующих отделениями социальной реабилитации инвалидов и Центра занятости ЦАО.
Из основных проблем, которые обозначились на этом мероприятии и являются типичными не только для Москвы, но и для других регионов Российской Федерации можно отметить:
• Отсутствие обязательного характера формирования ИПР. У сотрудников БМСЭ сложилось убеждение, что ИПР заполняется исключительно на основе личного заявления инвалида, и ситуация, когда эти службы с гордостью отчитываются, о том, что по итогам 2004 г. заполнено в два раза больше карт, чем в 2003 г., традиционна. Аргументация, со ссылками на недействующее Постановление Министерства труда и социального развития РФ №14 от 14 декабря 1996 г. «Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» и утверждениями о том, что ИПР нужна не каждому инвалиду, не соответствует действующему законодательству. При первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность, ИПР должна обязательно формироваться для всех.
• Отсутствие механизма взаимодействия между государственными структурами в вопросах формирования ИПР. Сильный перекос в вопросах оформления карты ИПР в сторону медицинских заключений и недостаточное внимание к социальным факторам реабилитации имеет под собой и объективную составляющую, связанную с кадровым составом бюро МСЭ. В основном, сотрудниками МСЭ являются медицинские работники, и составление программ социальной и профессиональной реабилитации без привлечения специалистов в этих областях, нам представляется неправильным. Кроме того, присутствовавшие на круглом столе представители отделений социальной реабилитации инвалидов и центра занятости населения, отметили слабую проработку этих разделов, что в определённой степени ограничивает возможности их работы, так как исполнителями этих реабилитационных программ прописаны именно эти ведомства. Совершенно естественно возник вопрос о возможностях привлечения специалистов данных структур к процессу формирования ИПР.
Предложения к итоговой резолюции работы секции №3 Бюро медико-социальной экспертизы «Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Центрального административного округа за 2003 год и задачах на 2004 год».
Индивидуальная программа реабилитации является основным инструментом реализации государственных обязательств по социальной защите инвалидов. Именно в соответствии с ИПР обеспечиваются гарантии на получение инвалидами образования всех уровней, создание специальных условий труда и санаторно- курортное лечение. Только при наличии ИПР инвалид может обратиться в государственные службы занятости за постановкой на учёт как безработный гражданин, а также воспользоваться услугами профессионального образования и участвовать в программах по созданию специальных рабочих мест для инвалидов. Без преувеличения карту ИПР можно назвать вторым паспортом для человека с инвалидностью, так как это документ, в соответствии с которым обеспечиваются все реабилитационные услуги и средства реабилитации, способствующие максимальному включению человеку с инвалидностью в полноценную общественную жизнь.
Но при всей важности и необходимости карты ИПР для инвалида, очень немногие знают о ней, и ещё меньшее количество людей с инвалидностью имеют на руках эту реабилитационную программу. Это явно продемонстрировал и проведённый 29 и 30 января в Центральном административном округе двухдневный семинар для молодых инвалидов «Доступ к трудоустройству», где одна из обсуждаемых тем была «формирование ИПР». Но даже то, незначительное количество заполненных карт не отвечают всем современным требованиям, предъявляемым к индивидуальным реабилитационным программам. Отсутствует комплексность подхода в формировании реабилитационных мероприятий ИПР, нет учёта индивидуальных потребностей инвалида и, по большому счёту, инвалид получает на руки формальный документ, лишь закрепляющий наиболее бесспорные услуги, положенные инвалиду по закону. Сложности вызывает процесс заполнения раздела «профессиональная реабилитация», многим инвалидам отказывают в возможностях трудовой деятельности на основании ныне недействующих нормативных актов и служебных инструкций о прямом соответствии устанавливаемых групп инвалидности и понятием «трудоспособность». И, как прямое следствие, люди с инвалидностью лишаются возможности получить полноценные реабилитационные услуги и своих конституционных прав на труд. Надо признать, что подобная ситуация является типичной для всей Москвы.
Как итог мы можем предложить следующие основные рекомендации, способствующие более эффективному процессу формирования полноценных карт ИПР:
- в соответствии с нормами Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ «О признании лица инвалидом» обеспечивать характер обязательного формирования ИПР при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность, а не заявительного, как это практикуется сейчас;
- максимально использовать возможности привлечения профильных специалистов в разработке разделов социальная и профессиональная реабилитация (договорённость о всестороннем содействии со стороны Центра занятости населения Центрального административного округа и отделений социальной реабилитации инвалидов достигнута);
- в процессе формирования ИПР основное внимание уделять комплексному подходу в разработке реабилитационных мероприятий и услуг с учётом индивидуальных потребностей инвалида.
Мы приводим итоговую резолюцию данного мероприятия, предложенную нашей организацией. Возможно, что в связи с изменениями в законодательстве, в том числе, переводе Государственной службы медико-социальной экспертизы в федеральное подчинение, и с вступлением в действие с 1 января 2005 г. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида», многие из обозначенных проблем на этом круглом столе, будут решены автоматически. Но, на наш взгляд, проблема координации деятельности разных государственных учреждений может стать ещё более ощутимой.
В Самаре цикл из трёх круглых столов по решению проблем трудо-устройства инвалидов начался 10 февраля 2004 г. во время проведения первой специализированной ярмарки вакансий. Проведение круглых столов во время таких больших мероприятий имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Прежде всего, в таких случаях значительно проще пригласить руководителей государственных структур, ведь есть серьезный повод, и, например, после торжественного открытия ярмарки вакансий, чиновники могут принять участие в круглом столе. Также, подобное мероприятие даёт много тем для обсуждения и показывает возможные пути сотрудничества общественных объединений и государственных организаций. Но с другой стороны, есть вероятность того, что круглый стол останется в тени большого мероприятия, что не позволит привлечь внимание общественности и средств массовой информации именно к нему. Два мероприятия представляют и определённые трудности с организационной точки зрения: требуется больше ресурсов для подготовки и проведения параллельно ярмарки вакансий и круглого стола.
Круглый стол, проведённый в Самаре во время ярмарки вакансий, был очень представительным по составу и позволил собрать руководителей структур исполнительной и законодательной власти региона, Департамента государственной службы занятости населения и ведущих общественных организаций. Обсуждались «основные проблемы занятости инвалидов в Самарской области». Участниками было отмечено, что, несмотря на принятый 23 декабря 2003 г. Самарской Губернской Думой Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов Самарской области», улучшений в трудоустройстве инвалидов не наступит, так как механизм его реализации до сих пор отсутствует. Участники признали важность проведения подобных встреч, была создана рабочая группа, которая обобщила, отредактировала все высказанные предложения для утверждения всеми участниками круглого стола. Мы прилагаем итоговую резолюцию, в которой нашли отражение основные направления решения проблем трудоустройства инвалидов в свете развития системы социального партнёрства государственных структур и общественных организаций Самарской области.

Резолюция участников Круглого стола «Основные проблемы занятости инвалидов Самарской области», состоявшегося в ходе Первой Специализированной Ярмарки вакансий для инвалидов.

Ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на труд, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Законодатель в Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и иных нормативных правовых актах предоставил инвалиду целый спектр прав и льгот, призванных помочь ему стать конкурентоспособным на рынке труда.
Вместе с тем, как отметили участники Круглого стола, существует целый ряд проблем, связанных с трудоустройством инвалидов. В их числе следует выделить:
• недостаток программ профессиональной и предпрофессиональной подготовки инвалидов;
• отсутствие механизма компенсации работодателям на возмещение затрат по созданию индивидуальных рабочих мест для инвалидов;
• наличие стереотипов и предрассудков в обществе, которые ведут к непринятию работника с инвалидностью;
• полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
• использование термина «нетрудоспособен» в справках, выдаваемых специалистами БМСЭ, при освидетельствовании соответствующей группы инвалидности;
• отсутствие подготовки специалистов по предпрофессиональной и профессиональной подготовки инвалидов и их интеграции;
Все указанные причины приводят к тому, что самостоятельное трудоустройство инвалидов затруднено.
По результатам обсуждений приняты следующие предложения:
1.В ходе реализации «Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества» и Постановления Губернатора «Об Общественном собрании Самарской области при Губернаторе Самарской области», вопросы трудоустройства инвалидов обсуждать на постоянно действующих «круглых столах» представителей НКО и госструктур.
2.Организациям, объединяющим работодателей (Союзы и т.п.) готовиться к реализации Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов Самарской области» и принимать меры для предотвращения случаев приема на работу «подснежников» (прием не инвалидов, а их трудовых книжек).
3.Внести предложения в Закон Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов Самарской области», в частности:
• статья 6 «Использование средств фонда квотирования рабочих мест» Закона Самарской области «О целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест в Самарской области» № 7 - ГД от 11.02.2004 года предусматривает компенсацию затрат организаций по созданию и оборудованию рабочих мест для инвалидов сверх установленной нормы, в связи с чем нецелесообразно вносить дополнительные предложения о включении соответствующей компенсации в Закон Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов Самарской области»;
• дополнить статью 8 «Источники финансирования создания рабочих мест для инвалидов» пунктом 3, в котором оговорить необходимость стимулирования работодателей, создающих рабочие места сверх установленных квот;
• определение термина «Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов» имеется в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181- ФЗ от 24.11.1995 года (статья 22). Однако считаем возможным дать такое определение и в Законе Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов Самарской области» с дополнительным указанием о доступной среде жизнедеятельности, не только внутри предприятия, но и на его территории. А также, оговорить, что перечень рекомендаций по оборудованию дает государственная служба медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации.
4.Организовать совместную работу структурных подразделений службы занятости и органов социальной защиты совместно с НКО инвалидов для оказания содействия инвалидам по профориентации, профконсультированию, профобучению и переобучению в соответствии с рекомендацией индивидуальной программы реабилитации.
5.Уделить особое внимание учащимся старших классов и выпускникам СКОУ Самарской области, содействуя их профориентации, получению ими профессионального образования, включая высшее, с последующим трудоустройством молодых людей с различными видами инвалидности.
6.Организовать и поддерживать кампании с привлечением средств массовой информации по расширению осведомленности общественности о положении инвалидов, их правах, потребностях и возможностях в сфере образования и занятости в соответствии с международными стандартами уважения прав человека.
В других регионах также проводились круглые столы, где основными участниками стали руководители НКО и государственных учреждений. Решать проблемы трудовой занятости инвалидов в условиях разрозненности усилий различных организаций, как государственных, так и общественных, невозможно. И развитие необходимого взаимодействия между государственными структурами, с обязательным участием общественных организаций, наиболее продуктивно проходит именно в рамках проведения круглых столов.

Специализированные ярмарки вакансий для инвалидов

Впервые идея организации ярмарок вакансий для инвалидов возникла у нас весной 2003 г. во время проведения первой «Ярмарки ВУЗов для инвалидов» в Москве. Мы увидели, насколько популярными и востребованными являются подобные специализированные мероприятия для инвалидов, и даже слышали прямые пожелания об организации ярмарки вакансий. Несмотря на некоторое несоответствие идеи проведения мероприятий исключительно для людей с инвалидностью общей цели проекта - развитию интеграционных программ, нацеленных на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей, организация и проведение специализированных ярмарок вакансий для инвалидов были важной составляющей проекта.
Большинство инвалидов в современных российских условиях не имеют возможности участвовать в мероприятиях наравне с гражданами без инвалидности. Если взять за пример ярмарки вакансий, которые периодически проводит Государственная служба занятости населения, то участие в них инвалидов является исключительным случаем. Проведенный нами мониторинг подобных мероприятий в Москве показал обоснованность отказа людей с инвалидностью от их услуг.
Прежде всего, представители работодателей на ярмарках не готовы рассматривать инвалидов как полноправных претендентов на выставленные вакансии, а организаторы, со своей стороны, подбирают места проведения и оказывают услуги без учёта их потребностей. То есть, подавляющее количество мероприятий проходит в архитектурно-недоступных для инвалидов местах.
Надо сказать, что при подготовке специализированных ярмарок вакансий для инвалидов, у нас тоже возникли трудности в подборе помещения. Даже в таком мегаполисе, как Москва, были серьёзные проблемы с выбором доступного для инвалидов места проведения ярмарок. Рассматривались различные варианты - Дома культуры, библиотеки и другие общественные учреждения. Но, несмотря на действующее законодательство «Об обеспечении доступности окружающей среды для инвалидов», полностью архитектурно-доступных объектов социального назначения очень мало. Важным моментом был финансовый, так как мы не имели возможности оплачивать аренду помещения при проведении ярмарок вакансий, что еще больше ограничивало наши возможности. Решать эту проблему оказалось проще в сотрудничестве с государственными структурами.
Первая, специализированная ярмарка вакансий в рамках нашего проекта была успешно проведена 10 февраля 2004 г. в Самаре, и следующие мероприятия проходили с учётом полученного опыта. Следует отметить, что подготовка и проведение ярмарок прошли в тесном взаимодействии с государственными структурами и, прежде всего, с региональными Департаментами федеральной службы занятости населения. Без их участия эти мероприятия не прошли бы на столь высоком уровне. Общественные организации, которые являлись инициаторами ярмарок, в отличие от служб занятости, не имели опыта в организации подобных мероприятий, а службы занятости, в свою очередь, не имели подобного опыта работы с инвалидами. Получилось интересное и плодотворное сотрудничество, которое вылилось в беспрецедентные мероприятия, имевшие большую популярность среди людей с инвалидностью. То, что ярмарки вакансий успешно прошли во всех регионах, показывает структурную необходимость данной работы. Прежде всего, явно чувствуется недостаток организаций, являющихся связующим звеном между инвалидами, ищущими работу, и работодателями, заинтересованными в их труде. Ярмарки вакансий для инвалидов, в какой-то степени, и заняли их место.
Одним из условий успеха организации и проведения ярмарок вакансий для инвалидов явилось чёткое распределение обязанностей между государственными службами занятости, социальной защиты населения и общественными организациями инвалидов. Мы приводим таблицу, в которой отразили общий опыт на основе сотрудничества с государственными структурами:
Государственная служба занятости населения
• Основные организационные обязанности по оформлению и распределению площадей для размещения работодателей и оказание консультационных услуг для инвалидов.
• Главные распорядительные обязанности на самом мероприятии.
• Приглашение и формирование экспозиции работодателей.
• Предоставление услуг по профессиональной ориентации.
• Обеспечение доступа к компьютерному банку вакансий.
• Оформление стенда и оказание консультаций по вопросам получения через центр занятости профессионального образования и участия в программах временных и общественных работ.
Структуры социальной защиты населения
• Информирование инвалидов о предстоящем мероприятии.
• Привлечение специалистов БМСЭ и организация консультаций по формированию ИПР.
• Оформление стенда о деятельности служб социальной защиты населения по реализации реабилитационных программ для инвалидов
НКО
• Информирование и привлечение инвалидов на мероприятие.
• Участие в распорядительных функциях на ярмарке вакансий.
• Привлечение СМИ к анонсу и освещению мероприятия.
• Приглашение и формирование экспозиции учебных заведений.
• Участие в привлечении к участию в ярмарке работодателей.
• Привлечение к организации и проведению ярмарки вакансий партнёрские НКО и волонтёров.
• Подготовка символики и атрибутики мероприятия.
• Подготовка раздаточного материала для инвалидов о возможностях трудоустройства.
• Организация консультаций по юридическим вопросам.
• Организация показа фильмов и видеоматериалов о проблемах инвалидности.
Мы считаем, что ярмарки позволили участникам проекта добиться значительных успехов, а именно:
• Удалось продемонстрировать значительный интерес людей с инвалидностью к решению проблем своего трудоустройства.
Когда мы приходили к представителям государственных структур с идеей проведения ярмарок вакансий, всегда слышали
предложения об организации их в небольших помещениях, так как были сомнения в интересе инвалидов к подобным мероприятиям. Однако уже первые ярмарки показали необходимость больших помещений и значительных организационных усилий, так как поток посетителей превзошел все ожидания.
• Мы получили значительный опыт партнёрства с государственными структурами по совместной организации крупных мероприятий. После проведённых ярмарок вакансий нас стали воспринимать как равноправных и ответственных партнёров, способных к участию в реализации государственных программ.
• Государственные организации смогли по-новому взглянуть на решение проблемы трудоустройства инвалидов и возможность партнёрской деятельности с общественными объединениями.
По мнению посетителей ярмарок, такие мероприятия совершенно необходимы. Положительных отзывов было очень много. Ниже в качестве примера - история одной из посетительниц ярмарки вакансий для инвалидов в Самаре:
- Я закончила восемь классов. Потом всю жизнь работала на дому. До перестройки я клеила коробочки из картона; собирала что- нибудь и т.п. Позже работодателей стал интересовать более интеллектуальный труд. Много лет была диспетчером на телефоне у различных предпринимателей. Научилась работать на компьютере. 25 мая 2004 г. посетила Ярмарку вакансий, которая проводилась в выставочном зале Областного музея им. П. В. Алабина в ходе выставки «Надежда». Я, инвалид-колясочник, поехала туда, совершенно ни на что не надеясь. По прошлому опыту знала: инвалиду хорошей, интересной работы не предложат!.. У меня свой компьютер, мне нравится заниматься компьютерной графикой. Обратилась к представителям Государственного Центра занятости населения просто так. И вдруг - мне предложили несколько предприятий, которым требовался дизайнер. Дома я пообщалась по телефону с работодателями, и в одной из фирм мне предложили выполнять дизайнерскую работу на дому. Работа творческая. Заказ приносит и забирает сам заказчик. Я очень благодарна всем, кто организовал эту Ярмарку. И очень рада, что что-то в нашей жизни стало сдвигаться в лучшую сторону. Татьяна Елистратова, инвалид 1 группы.

Сводные данные по шести проведённым Ярмаркам вакансий

Дата 10 февраля 2004 года
Регион г. Самара
Место проведения Городской Дворец Ветеранов
Статистика мероприятия Ярмарку посетило около 1000 инвалидов, ищущих работу;
Приняли участие 16 работодателей;
На ярмарке аккредитовались журналисты 8 СМИ.
Дата 22 апреля 2004 года
Регион г. Тольятти
Место проведения Детский Дом Культуры
Статистика мероприятия Ярмарку посетило 486 инвалидов;
Выставлено около 50 вакансий от 5 предприятий и организаций;
Приняли участие 4 учебных заведения, занимающихся профподготовкой инвалидов;
В работе специализированной ярмарки вакансий приняли специалисты Городского Центра профориентации, представители Бюро медико-социальной экспертизы, Юристы (ГУ ЦЗ и ТГООИ "ЦНЖ"), Специалисты отдела профессионального обучения службы занятости. Консультации получили более 200 человек.
Дата 27 апреля 2004 года
Регион г. Москва
Место проведения Центр развития творчества инвалидов "Филантроп".
Статистика мероприятия Посетителей ярмарки - 734 инвалида
Было представлено 24 организации работодателей, которые предложили 297 вакансий.
Проведено 1210 консультаций по юридическим вопросам, профессиональной ориентации, вопросам формирования Индивидуальной программы реабилитации, возможностям трудоустройства и получения образования Было распространено около 400 комплектов брошюр по трудоустройству.
На ярмарке вакансий аккредитовались представители 10 СМИ
Дата 25-27 мая 2004 года
Регион г. Самара
Место проведения 12-ая выставка-ярмарка продукции предприятий общественных организаций инвалидов и ветеранов "Надежда"
Статистика мероприятия В Ярмарке приняли участие 55 участников представителей различных организаций города Самары и Самарской области, в том числе 19 работодателей. Из числа граждан, посетивших ярмарку вакансий (около 1200 человек), более 400 человек прошли первичное собеседование с работодателями, 72 человека вошли в резерв предприятий с ближайшей перспективой трудоустройства.
Дата 3 июня 2004 года
Регион г. Ростов-на-Дону
Место проведения Донская государственная публичная библиотека
Статистика мероприятия 25 работодателей предоставили свои вакансии. Ярмарку посетило около 300 инвалидов. Информация распространена в 8 СМИ. Привлечено три спонсора, за счет которых была организована бесплатная лотерея.
В ходе Ярмарки проведены выставки "Как оборудовать специализированное рабочее место для человека с инвалидность" и "Возможности людей с инвалидностью".
Дата 26 октября 2004 года
Регион г. Москва
Место проведения Центральный Дворец культуры железнодорожников
Статистика мероприятия Всего посетителей ярмарки - 3127 человек В Ярмарке приняли участие в качестве работодателей 35 предприятий, в том числе 7 получивших средства из фонда квотирования. Было представлено 3562 вакансии с заработной платой от 1,0 тыс. до 13,0 тыс. рублей. 136 тысяч представил "Городской банк вакансий". Каждая представленная организация нашла от 3 до 48 потенциальных сотрудника из числа инвалидов. Проведено 3283 консультаций по юридическим вопросам, профессиональной ориентации, вопросам формирования Индивидуальной программы реабилитации, возможностям трудоустройства и получения образования.

Участие в государственных программах по трудоустройству инвалидов

В связи с ограниченным количеством государственных программ, направленных на решение проблем трудоустройства людей с инвалидностью, наше участие в них было небольшим. Можно привести примеры Тольяттинского «Центра независимой жизни» и Ростовской городской организации инвалидов «Феникс», которые успешно реализовывали идеи стажировок для инвалидов на базе программ временной занятости населения или специальных программ по трудоустройству социально незащищённых слоёв населения региональных ДГФСЗН.
Участие в данных программах выглядело следующим образом: в общественную организацию, на основании договора с ДГФСЗН, направляются безработные инвалиды из числа состоящих на учёте в службе занятости. Эти граждане становятся сотрудниками общественной организации, они обеспечиваются работой в рамках ее деятельности, и на них ведётся табель учёта рабочего времени. Общественная организация из своих средств должна оплачивать инвалиду законодательно установленный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а остальную сумму заработной платы (от 1500 рублей) обеспечивает региональный Департамент государственный федеральной службы занятости инвалидов. Организация может не платить инвалиду из собственных средств МРОТ только в случае участия в программах организации общественных работ. Это может быть участие в социально-значимых мероприятиях, например, таких как уборка территорий (но только не личной или ведомственной принадлежности).
Можно отметить два положительных момента участия общественных организаций в реализации программ по временной занятости населения:
• Возможность значительно расширить состав оплачиваемых сотрудников организации, но при этом возникает необходимость вкладывать собственные финансовые средства в оплату МРОТ для каждого привлекаемого сотрудника, что в условиях отсутствия постоянного дохода и коммерческой деятельности становится проблемой.
• Возможность дать инвалидам опыт и навыки работы, что для многих из них является необходимым условием дальнейшего трудоустройства. Организации, участвующие в программах временной занятости населения, отмечали не только крайне низкий уровень профессиональной грамотности, но и неорганизованность инвалидов. В результате сотрудникам организаций приходилось обучать их трудовой дисциплине и элементарным операциям в обращении с оргтехникой и канцелярией. Если рассматривать подобные программы именно как стажировки и возможность получить первый опыт трудовой деятельности для молодых инвалидов, то участие общественных организаций в программах временных работ ДГФСЗН приобретают другие смысл и значение.

Назад Оглавление Далее