aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 9. Создание модели трудоустройства инвалидов

В последней главе мы хотим обобщить все ранее сказанное, и на этой основе постараться построить тот алгоритм действий, который может привести к успеху в сфере решения проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в условиях Российской Федерации.
Мы не знаем попыток проведения подобной работы (мы не утверждаем, что их не было), и в этом пособии все наши размышления построены не только на теориях и зарубежном опыте, но и на результатах нашей практической деятельности на протяжении почти трёх лет. Вряд ли сейчас возможно дать точный конкретный план действий, который по истечении определённого промежутка времени даст ощутимые результаты в виде трудоустройства подавляющего количества людей с инвалидностью по всей стране. Поэтому, здесь изложены основные принципы, на которых можно построить национальную политику в отношении решения задач трудовой интеграции инвалидов в общество.
У государства должна быть выработана стратегия, с помощью которой оно планирует реализовывать свои социальные программы. В нашей стране есть общие декларируемые цели, в основном, в рамках Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но, на наш взгляд, они не подкреплены конкретными действиями и реализуемыми программами в отношении данной группы населения. Продиктовано это, на наш взгляд, отсутствием должного внимания к теме и нехваткой профессионалов в сфере решения проблем инвалидности. Причём существуют специалисты в вопросах изучения истории вопроса, текущей ситуации и теоретических разработок, но нет тех, кто сможет реализовать всё это на практике. Причинами данного положения являются, с одной стороны, то, что специалисты по решению социальных проблем инвалидности не востребованы со стороны наших государственных структур, а с другой - тем, что нет программ их подготовки. Эти две причины взаимосвязаны, так как пока во власть не придут знающие эту проблему люди, не будут приняты соответствующие стратегии и программы. Но без соответствующих программ, невелика вероятность, что подобные специалисты понадобятся в работе на высшем уровне государственной власти.
Необходимо разорвать этой замкнутый круг, чтобы в сферу первостепенных национальных интересов вошли задачи построения системы, где проблемы инвалидности найдут своё естественное решение.
Чтобы выработать эффективную стратегию в решении задач трудовой занятости людей с инвалидностью, нужно обладать полной и квалифицированной информацией о том, какие потребности существуют на данный момент у инвалидов, какие объективные барьеры стоят на пути их возможности работать и что необходимо работодателям, чтобы они активно включились в процесс их трудоустройства. Для этого важно собрать результаты всех проведённых исследований в этой сфере и, если окажется необходимым, провести новое полномасштабное исследование с привлечением лучших специалистов в этой области. Исследование должно охватить и людей с инвалидностью, и работодателей, и общественное мнение в целом. Конечно, по отношению к каждой целевой аудитории должны быть свои цели опроса, но в результате нужно получить общую картину, где будет видно и современное положение людей с инвалидностью на рынке труда и тот спектр возможных действий, которые позволят на это их положение влиять. Причём влиять не только, и не столько воздействием на самих инвалидов, сколько путём изменения окружающих социальных факторов.
Важной составляющей решения сложных социальных задач является создание системы межсекторного взаимодействия. В этой схеме главное внимание должно быть уделено общественным объединениям. Государству нужно отдать часть своих полномочий сектору НКО (в предложенном материале мы ставим знак равенства между общественными объединениями и некоммерческими организациями, так как делаем акцент не на их организационно- правовой форме, а на выполняемых функциях), и это касается не только возможностей, но и ресурсов. Ресурсы подразумевают под собой и выделение помещений, и создание системы социального заказа со стороны государства, и предоставление необходимых налоговых льгот общественным объединениям.
Общественные услуги, которые не могут принести прибыли, никогда не войдут в сферу интересов бизнеса. А государственным учреждениям крайне сложно решать проблемы конкретных людей, учитывая их индивидуальные возможности и потребности.
Примером тому может служить Москва, где в каждом районе открыт (а часто и построен) Центр социальной реабилитации инвалидов, но сами люди с инвалидностью (особенно молодого возраста) часто туда не идут. Они не могут там получить нужных для себя услуг, а подстроиться под нужды инвалидов эти государственные центры не способны. Причинами этого, с одной стороны является неповоротливость государственной системы, когда все районные организации вынуждены работать по единым утверждённым городским программам (а иногда и федеральным). А с другой стороны, сотрудники госучреждений иногда не имеют того "стержня", наличие которого только и позволяет одному человеку искренне проникнуться интересами и трудностями другого.
В сектор НКО в подавляющем большинстве приходят те, кто в той или иной степени коснулись обозначенных социальных проблем, и нет более заинтересованных и преданных этой идее людей. Нужно максимально использовать их огромный потенциал, ведь НКО гораздо более эффективны в этих вопросах и позволяют за меньшие деньги решать большее количество задач. Кроме того, они более гибко и открыто воспринимают различные новации, что делает их удобными площадками для апробирования на их базе новых программ и отработки пилотных проектов, которые потом можно развивать и тиражировать и в государственных структурах. Конечно, это относится к тем общественным объединениям, которые сумеют перейти на новую профессиональную основу. Но этот процесс, без участия государства будет очень труден.
Мы не призываем полностью передать государственные функции в социальной сфере общественным объединениям. Но весь опыт нашей работы, и в том числе проекта "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов", показывает, что программы, направленные на людей с инвалидностью (как и многие другие социальные задачи), реализуются гораздо более продуктивно, если к ним привлечены сами люди с инвалидностью, объединённые в организации. И, чтобы проблемы этих людей решались, роль их объединений должна возрасти ещё многократно.
Одним из основных механизмов реализации права инвалидов на социальную защиту со стороны государства является Индивидуальная программа реабилитации. В нашей стране это было замечательной идеей, которая в ходе претворения в жизнь потеряла и свою актуальность, и своё первоначальное значение. Возможно, что необходима структура (организация) и документы, которые позволят обозначить для каждого человека с инвалидностью весь тот спектр реабилитационных и адаптационных мероприятий, способствующих его максимальной интеграции в общественную жизнь. Но это должен быть только первый шаг, за которым должны следовать и другие.
В таком случае для эффективной реабилитации инвалида может быть и не нужен такой комплексный документ, как индивидуальная программа реабилитации (имеется в виду то, как она задумывалась, а не так как выглядит сейчас). Ведь основная нагрузка по разработке и реализации конкретных мероприятий и услуг перекладывается на профильные организации и специалистов в данной области. ИПР позволит соответствующим учреждениям понять, что требуется данному человеку с инвалидностью, и на основе прописанных в ней общих рекомендаций, выработать уже конкретные мероприятия и услуги, исходя из его индивидуальных возможностей. К примеру, сотрудник, специализирующийся на решении проблем трудоустройства, получив карту Индивидуальной программы реабилитации инвалида, сможет оценить основные его медицинские ограничения, и способствовать выбору профессии и созданию условий труда, которые не будут противопоказаны ему по состоянию здоровья. Хотим подчеркнуть свою позицию в этом вопросе - все записи в ИПР считаются только рекомендациями, и каждый человек сам вправе распоряжаться и своими способностями к труду, и своими проблемами со здоровьем. ИПР не может выступать способом для дискриминации человека с инвалидностью, и для каких-либо ограничений. Как любой человек, инвалид также заботится о состоянии своего здоровья, и информация об его медицинских ограничениях будет полезна и ему самому, и тем специалистам, которые будут с ним в дальнейшем работать.
Необходимо чётко обозначить систему предоставления реабилитационных услуг людям с инвалидностью в нашей стране. Только это позволит навести порядок в этой индустрии, и эффективно распоряжаться имеющимися в данной сфере ресурсами государства и НКО.
Безусловно, решение задач трудоустройства инвалидов невозможно без изменения ситуации с выплатой государственных социальных пособий на основе степеней ограничения способности к трудовой деятельности. У людей с инвалидностью должен быть стимул к экономической самостоятельности, и государство должно всесторонне этому способствовать. А если государственная власть говорит, что только за то, что ему (инвалиду) разрешат работать, пенсию станут платить меньше, то он, конечно, всеми силами станет цепляться за гарантированные социальные льготы, чем предпочтёт окунуться в столь незнакомый и недружелюбный по отношению к инвалидам свободный рынок труда. Из-за этого сколько уже было, и сколько ещё будет конфликтов между государством и людьми с инвалидностью. Надо создать систему, когда инвалидам станет выгодно работать, ведь от этого становится выгодно и государству, так как это снимает часть финансовой нагрузки с общества по их (людей с инвалидностью) содержанию.
В современном российском обществе только незначительная часть людей с инвалидностью имеет возможность трудоустройства через государственные структуры. Прежде всего, это следствие отсутствия программ по созданию специальных условий труда для инвалидов, что является одним из важнейших компонентов обеспечения их трудовой занятости. Без чётко обозначенных процедур определения потребностей человека с инвалидностью в специальных условиях труда, прописанных нормативов и отработанного процесса их создания, большая часть инвалидов в нашей стране так и не будут востребованы в плане реализации их трудового потенциала.
Решение любой проблемы невозможно без участия квалифицированных сотрудников, поэтому подготовка специалистов по трудоустройству инвалидов является необходимым элементом обеспечения возможности их (людей с инвалидностью) трудовой деятельности. Именно данные специалисты должны создавать специальные условия труда для каждого инвалида, исходя из его индивидуальных ограничений и той вакансии, на которую он претендует.
Нужны соответствующие программы подготовки специалистов, причём как для непосредственной работы с инвалидами, так и для организационной деятельности по разработке и принятию программ по трудоустройству людей с инвалидностью, в том числе и на федеральном уровне. Курсы подготовки и переподготовки сотрудников государственной службы занятости населения, включение соответствующих программ обучения для учащихся высших и средне-специальных учебных заведений по специальности "социальная работа", обязательные знания о проблемах инвалидности студентами экономических, политологических, социологических, государственного управления, менеджмента и других факультетов. Вот те шаги, которые в корне позволят изменить существующее положение в нашей стране по отношению к людям с инвалидностью, в том числе в сфере трудоустройства.
И в конце, мы выходим на необходимость создания центров поддержки инвалидов при трудоустройстве. Они выступят как модель решения практических задач в процессе обучения инвалидов нужными для работы навыками, поиску работодателей и подготовке трудовых коллективов к вхождению в их состав сотрудников с инвалидностью, а также решению всех возможных проблем в ходе трудоустройства и дальнейшей работы людей с ограниченными физическими возможностями. Именно здесь найдут применение своим знаниям специалисты по трудоустройству инвалидов, что в свою очередь будет также способствовать скорейшему включению курсов их подготовки в высшие и средне специальные учебные заведения нашей страны.
В рамках деятельности центров поддержки инвалидов при трудоустройстве будут решаться проблемы создания специальных условий труда, а также формирования необходимого перечня реабилитационных и адаптационных мероприятий по обеспечению трудовой занятости людей с инвалидностью. Они смогут выступить и как независимые эксперты в случае противоречий между инвалидом и службой медико-социальной экспертизы по поводу критериев установления его способности к трудовой деятельности. Если специалисты Центра заявляют, что способны трудоустроить данного человека с инвалидностью, то это серьёзным образом повлияет на сложившуюся ситуацию. Хотя это всё равно не отрицает того факта, что сложившуюся ситуацию с порядком определения степеней ограничения способности к трудовой деятельности и установлением на их основе размера государственных социальных выплат надо менять, так как в нынешнем виде она негативным образом влияет на мотивацию инвалидов к труду. Важно и то, что подобная форма организации позволит трудоустраивать и тех людей, которые при нынешних государственных программах не имеют никаких перспектив (например, инвалиды с умственной отсталостью или с множественными нарушениями функций здоровья).
Организационно-правовой формой существования Центров по поддержке инвалидов при трудоустройстве могут быть и государственные учреждения, и коммерческие компании, и общественные объединения. Конечно, мы больше склоняемся к последнему варианту, но это не отрицает возможности развития Центров в рамках целевой государственной программы или проведения специальных конкурсов по выделению на эти цели государственных финансовых средств наиболее успешным коммерческим компаниям (своего рода подрядчикам). Может, имеет смысл, особенно на начальном этапе, комбинировать организационно-правовые формы создания подобных Центров, чтобы в дальнейшем оценить эффективность работы каждой из них.
В любом случае, пока не будет определены источники финансирования деятельности Центров по трудоустройству инвалидов, это так и останется только теоретическими моделями. Это может быть целевое государственное финансирование или предоставление возможности коммерческим структурам самим оплачивать услуги Центра, например, вместо выплаты штрафных санкций за несоблюдение норм квотирования или другие меры стимулирования. Метод поддержки инвалидов при трудоустройстве доказал свою эффективность во многих странах, уверены, что и у нас он сможет помочь решать эти проблемы.
Вот те шаги, которые, на наш взгляд, позволят решать текущие проблемы трудоустройства инвалидов. Будем рады откликам, замечаниям и дополнениям по поводу представленного материала. Наши организации продолжат не менее активно заниматься этой темой, и мы всегда рады новым партнёрам и полезным контактам. Уверены, вместе мы сможем много достичь! Удачи нам всем на этом пути!

Назад Оглавление Далее