Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Глава 2. Инвалиды на рынке труда

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина этого даже не столько в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, сколько в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности.
Для этого необходимы две составляющие. Первая - это создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни (так называемый "средовой подход"). И вторая, когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью избавился от своих комплексов и стремился к независимой, общественно- полезной жизнедеятельности. То есть, решение проблемы включения людей с инвалидностью в рынок труда решается с двух сторон. Со стороны общества должно быть движение навстречу инвалидам путем изменения некоторых правил и создания доступной инфраструктуры (не только архитектурная доступность, но и отношение к людям с инвалидностью, избавление от существующих стереотипов и предрассудков), и обратное движение не менее важно. Без активной жизненной позиции людей с инвалидностью решение проблем их трудовой занятости невозможно. Но сегодня необходимо воспитывать подобное отношение инвалидов к собственным проблемам, которые помимо объективной составляющей имеют и не менее значимое субъективное, построенное на значительных личностных проблемах вследствие ограниченного или негативного социального опыта.
Люди с инвалидностью различны в своих потребностях, и нельзя равнять процесс обеспечения равных возможностей, к примеру, для инвалида по зрению и человека с синдромом Дауна. Соответственно, и профессиональная интеграция подразумевает разные составляющие.
Как и в предыдущей части, мы готовы выделить три группы людей с инвалидностью, которые отличаются друг от друга уровнем потребностей в услугах для успешного трудоустройства.
К первой группе относятся инвалиды, уже готовые к трудовой деятельности и нуждающиеся в информационных услугах. С такими инвалидами достаточно успешно работают государственные службы занятости населения, ведь они не требуют создания каких-либо специальных условий труда и для трудоустройства им нужен список вакансий, соответствующий их профессиональным навыкам и физическим возможностям. В большей степени в эту группу входят инвалиды 3 - й группы по общему заболеванию.
Ко второй группе относятся люди с инвалидностью, которым для обеспечения возможности трудовой деятельности требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда и подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе, основным элементом которой является решение личных психологических комплексов и развитие коммуникативных способностей. Очень много вопросов, как в действующем законодательстве, так и в практике применения вызывают эти самые "специальные условия труда". Многими этот фактор понимается, исключительно как создание доступной архитектурной инфраструктуры для инвалидов и приобретение специального дополнительного оборудования для эффективного труда сотрудников с инвалидностью. На наш взгляд, не меньшее значение имеет изменение графика работы и адаптация служебных обязанностей под индивидуальные возможности человека с инвалидностью. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже.
Третья группа инвалидов состоит из людей, чья трудовая деятельность может осуществляться только при обеспечении длительного обучения профессиональным, социальным и коммуникативным навыкам, причём не только в изолированных учебных условиях, но и в условиях реального трудового процесса на обычном предприятии, фирме. Обучение должно осуществляться специально обученными специалистами, которые сопровождают инвалида во время работы (а в случаях, когда у работника с инвалидностью возникают трудности с самостоятельным передвижением по городу - и к месту работы и обратно до места жительства), помогают адаптироваться к выполнению возложенных на него служебных обязанностей и интегрироваться в трудовой коллектив. Такая помощь нужна, в основном, людям с ментальной инвалидностью или с серьёзными неврологическими заболеваниями.
Одним из основных вопросов, без ответа на который невозможно найти оптимального сочетания государственных программ, направленных на решение проблем трудоустройства инвалидов, является количественное соотношение между людьми с инвалидностью, которых можно отнести к трём вышеописанным группам. Обычное разделение инвалидов в соответствии с установленной им группой инвалидности не может дать нам необходимой информации. Несколько ближе к указанной классификации представляется современное определение степени ограничения способности к трудовой деятельности. Во всяком случае, инвалиды, которых по услугам, необходимым им для эффективной профессиональной деятельности, могут быть отнесены к третьей группе, по современным критериям службы медико- социальной экспертизы, в большинстве имеют третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. А инвалиды со второй степенью ограничения способности, скорее всего попадут в обозначенную нами вторую группу, где основным условием является создание специальных условий труда. Напомним, что третья степень подразумевает под собою неспособность или противопоказанность трудовой деятельности. Конечно, при определении степени ограничения способности к трудовой деятельности служба МСЭ больше руководствуется медицинскими факторами, но на наш взгляд, такое положение вещей является больше следствием социальной ситуации в нашем обществе. Государственные структуры в настоящее время не готовы работать с потребностями всех российских инвалидов. (Зарубежный опыт свидетельствует, что при создании необходимых условий работать сможет человек практически с любой формой инвалидности, весь вопрос в том, сколько усилий и профессиональных знаний нужно, чтобы эти самые условия создать).
Но в целом, классификация инвалидов в зависимости от установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности не может дать объективной картины того спектра услуг, которые необходимы людям с инвалидностью для успешного решения проблем их трудоустройства. Слишком сильны в их определении и уже упоминавшиеся медицинские факторы, и присоединившиеся, в последнее время, к ним социальные (эти социальные факторы, заключаются только в том, что теперь и базовый размер пенсии по инвалидности и компенсационные выплаты за отменённые льготы выплачиваются в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности). Именно отсутствие чётких, прописанных критериев установления степени ограничения способности к трудовой деятельности накладывают значительный отпечаток субъективности со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы на процесс установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности.
По опыту нашей работы, мы можем отнести к первой группе только около 15% людей с инвалидностью. Это подчёркивают также и результаты работы государственных структур по решению проблем трудоустройства инвалидов. Из года в год цифры трудоустроенных людей с инвалидностью не меняются и, в лучшем случае, крутятся около этих самых 15% (процент мы высчитывали от общего количества инвалидов трудоспособного возраста в регионе, а не от числа состоящих на учёте в государственной службе занятости населения как безработные граждане). На наш взгляд это напрямую связано с тем, что сейчас развиваются только государственные программы, направленные на информационные услуги для людей с инвалидностью в сфере трудоустройства и нет ни одной программы, связанной с созданием специальных условий труда для инвалидов.
Но имеющихся в нашем распоряжении данных недостаточно, чтобы создать профиль потребностей людей с инвалидностью в реабилитационных и адаптационных услугах. Мы старались найти результаты исследований, которые могли помочь нам понять сложившуюся ситуацию инвалидов на рынке труда. Наиболее интересные, на наш взгляд, и близкие к тем идеям, которые мы описали, оказались данные ЦИЭТИНа, проведённые в рамках комплексной целевой программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы 1995 - 1997 гг.".
Исследования показали, что в профессиональной ориентации нуждаются - 20,1%, в профессиональном обучении - 9,6%, в переобучении - 6,1%, в переквалификации - 7,8%, в трудовом устройстве - 59,4%, в трудовой адаптации - 25% от общего числа инвалидов. Очное анкетирование 7645 инвалидов Москвы, включая 11,0% инвалидов 1 группы, 58,5% инвалидов II группы и 30,5% - инвалидов III группы показало, что 24,8% инвалидов имели общее среднее образование, 21,2% - высшее образование, 18,1% - среднее профессиональное, 17,1% - неполное среднее образование, 1,5% инвалидов образования не имели. Анализ трудовой деятельности показал, что из 7645 инвалидов работали только 21%>. Из числа инвалидов 1 группы работал только каждый одиннадцатый инвалид, II группы - каждый восьмой, III группы - каждый второй инвалид.
Изучение работающих инвалидов выявило, что рационально трудоустроено было 79,8% инвалидов. Большинство из них работало на государственных предприятиях (70,6%>), значительное число работало в частном секторе (10%), на муниципальных предприятиях (7,8%>), на специализированном предприятии (3,2%>). Подавляющее большинство инвалидов работало постоянно с полной занятостью, примерно 1/3 - постоянно с неполной занятостью. Временно работали только 3% инвалидов. Изучение условий труда показало, что подавляющее большинство инвалидов работает в обычных условиях производства, в том числе инвалиды I и II групп. Облегчённые условия труда были представлены лишь каждому 4-5 инвалиду. Небольшая доля инвалидов работала в специально и индивидуально созданных условиях (несколько более 1%) и на дому. Изучение режима труда инвалидов показало, что подавляющее большинство инвалидов всех групп работали полный рабочий день, каждый пятый инвалид работал неполный рабочий день (чаще женщины). Каждый десятый работал по гибкому графику (чаще мужчины). Очень редко инвалиды работали с неполной рабочей неделей.
Большинство инвалидов всех групп (почти 2/3) работали по специальности. Среди причин изменения профессии основная масса назвала состояние здоровья, трудности в трудоустройстве и низкая зарплата. Специальные приспособления использовали в трудовом процессе лишь 17,2% инвалидов. В процессе анкетирования выяснилось, что почти каждый третий инвалид был недоволен выполняемой работой и хотел её сменить. Причиной этого была, прежде всего, неудовлетворённость заработной платой, большая физическая и нервно-психическая нагрузка, удалённость от дома.
Изучение причин незанятости (опрошены все 5779 неработающих инвалидов) показало, что в большинстве случаев инвалиды указывают несколько причин: в 93,2% - плохое состояние здоровья; в 30,7% - трудности с трудоустройством; в 5,9 - отсутствие подходящей работы; 1,0% - семейные обстоятельства. Молодые инвалиды в возрасте от 16 до 35 лет основными причинами незанятости назвали разочарованность в специальности и невозможность устроиться на работу.
Во многом представленные результаты исследования подтверж-дают многие наши выводы, изложенные раньше. Несмотря на то, что данные относятся к достаточно отдалённому прошлому, они не потеряли актуальности и сейчас. Трудоустроиться сегодня имеют возможность только те инвалиды, которые могут самостоятельно приспособиться к условиям работы. Отметим, что совсем немного людей с инвалидностью работают с неполной занятостью и насколько ничтожная их часть имеет возможность трудиться в специально и индивидуально созданных условиях. Думаем, что основная причина низкой трудовой занятости инвалидов именно в этом. Те, кто не нашёл себя на рынке труда, можно с достаточной достоверностью утверждать, и являются людьми, которым требуется эти самые специальные условия труда. И пока государственные программы не будут развёрнуты в этом направлении, проблемы трудоустройства инвалидов так и останутся нерешёнными.
Другим важным вопросом является взаимосвязь трудностей в трудоустройстве инвалидов с другими социальными проблемами. Среди последних, как объективные можно выделить недоступность окружающей архитектурной инфраструктуры для свободного пере-движения людей с нарушением опорно - двигательного аппарата и инвалидов с ограниченными возможностями зрения, а также проблемы получения образования людьми с разными формами инвалидностью.
Невозможно обеспечить трудовую занятость человека, передвигающегося на инвалидной коляске, если он не имеет возможности из-за ступеней в подъезде выйти из своего дома и не может добраться на общественном транспорте до места работы. И предложения организовывать рабочие места на дому, на наш взгляд, не могут рассматриваться как достойная альтернатива. Трудовая деятельность - это не только способ заработать финансовые средства, но и один из основных актов приобщения индивида к аспектам общественной жизни, и никакая, даже самая высокооплачиваемая работа на дому не может это обеспечить. У нас принято ссылаться в этом вопросе на желание самих инвалидов и заботе об их состоянии здоровья, избавлении от трудностей дороги и удобстве в бытовом плане. Считаем это, в значительной степени, лукавством. Мы признаем право человека с инвалидностью на выбор условий труда, но только тогда, когда это действительно является выбором. А если инвалид не имел возможности на протяжении длительного времени свободно выйти из дома и самостоятельно передвигаться по городу, то совершенно естественно он и не мыслит свою трудовую деятельность вне своего жилища. И представлять это его желанием и свободным выбором в определённой степени просто преступно по отношению к ещё одной загубленной судьбе человека, который мог сделать столько полезного для общества.
Получение образования влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Значение имеют и приобретённые профессиональные знания, без которых невозможно получить высокооплачиваемую должность и построить успешную карьеру, и полученные в процессе учёбы социальные навыки, умение входить в коллектив и общаться с коллегами. И отсутствие подобного жизненного опыта автоматически делает инвалида аутсайдером на рынке труда. То есть, значение имеют не только сам факт получения образования, но и то, в каких условиях это образование было получено. Если человек с инвалидностью учился на дому или в специальном учреждении, где имел возможность общаться только с другими инвалидами, то соответственно самих знаний будет недостаточно, чтобы успешно реализовать свои профессиональные способности. Потребуется ещё долгий процесс, чтобы инвалид приобрёл уверенность в своих силах и способность общаться на равных с представителями общества без инвалидности. А возможно, что этого уже не произойдёт никогда, так как наша самооценка и собственное позиционирование в современном социуме закладывается именно в детском и юношеском возрасте, и исправить сформировавшиеся и укоренившиеся комплексы уже во взрослом возрасте представляется сложной, а подчас и не имеющей решения задачей.
Интересно и то, в каких профессиональных областях люди с инвалидностью имеют наилучшие возможности для успешного трудоустройства и реализации своих способностей. В целом, мы являемся принципиальными противниками такого подхода, при котором, во многом в силу стереотипных представлений, инвалидам отводится ограниченный сегмент рынка труда. Например, инвалидам по зрению предлагают работу массажистами или наладчиками музыкальных инструментов (считается, что у незрячих хорошо развит слух и чувствительность рук). Людям, передвигающимся на колясках, предлагают профессию web - дизайнеров или другую работу на персональных компьютерах (чаще всего на дому) и так далее. Конечно, к этому есть и много объективных посылов, но часто это очень мешает людям, которые хотят учиться и работать по специальностям, которые не входят в этот условный "список профессий, рекомендованных инвалидам". В таком случае становится трудно получить образование, возникают сложности с трудовой рекомендацией в бюро медико-социальной экспертизы, а впоследствии и в общении с работодателями, так как эти, с первого взгляда, рекомендательные документы, очень сильно влияют на формирование и субъективного отношения в вопросах трудоустройства инвалидов и даже на принятие государственных программ. К тому же это может стать ещё одним элементом дискриминации, когда обществом искусственно ограничиваются возможности людей с инвалидностью, и, следовательно, инвалиды переводятся в иную, отличную от остальных членов социума группу. Мало кто из нас согласится, чтобы другие люди решали, какие профессии ему подходят, а какие нет. Так почему этот принцип так любят использовать в нашем обществе в отношении инвалидов?
Далее мы приводим данные из учебно-методического пособия "Профессиональная реабилитация инвалидов", выпущенного в 2003 году Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным научно-практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦЭРИ). Они очень ярко иллюстрируют то положение, которое люди с инвалидностью занимают на современном рынке труда и какие приоритетные профессии для инвалидов рекомендуются со стороны представителей государственных структур.
В соответствии с классификатором занятий, утверждённым Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 298, все профессии рабочих и должности служащих подразделяются по видам трудовой деятельности на 9 укрупнённых групп:
1. Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций, предприятий;
2. Специалисты высшего уровня квалификации;
3. Специалисты среднего уровня квалификации;
4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием;
5. Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности;
6. Квалифицированные работники сельского, охотничьего хозяйств, рыболовства и рыбоводства;
7. Квалифицированные рабочие крупных и мелких предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр;
8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и слесари- сборщики;
9. Неквалифицированные рабочие.
Их числа профессий рабочих и должностей служащих, рекомендованных инвалидам трудоспособного возраста всех групп, наиболее часто рекомендованы профессии 7-ой укрупнённой группы - квалифицированные рабочие крупных и мелких предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр - 34, 1%.
На втором месте по частоте стоят профессии 2-ой укрупнённой группы - специалисты высшего уровня квалификации (26,4%), на третьем - специалисты среднего уровня (11,6%), на четвёртом месте профессии 4-ой укрупнённой группы - служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием.
Среди рекомендованных инвалидам профессий не было профессий 6-ой укрупнённой группы, что вполне объяснимо для жителей Москвы. Сравнительно редко рекомендовались должности руководителей (1-ая группа - 2,2%), профессии работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности (5-ая группа - 4,3%). Профессии неквалифицированных рабочих также рекомендовались нечасто - 5,8%.
Таким образом, наиболее часто инвалидам рекомендовались профессии квалифицированных рабочих в промышленности и профессии специалистов различного уровня квалификации и служащих.
Инвалидам 1 группы не были рекомендованы профессии 1-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой укрупнённых групп в связи с тем, что работникам этих профессий трудно, а подчас невозможно предоставить индивидуальные или специальные условия труда, а также работу на дому.
Почти 2/3 инвалидов II группы (63,5%) были рекомендованы профессии специалистов высшего уровня квалификации и квалифицированных рабочих промышленности (2-ой и 7-ой групп). Значительно реже рекомендовались профессии 1-ой, 3-ей, 4-ой, 8-ой и 9-ой групп, и не было инвалидов, которым были рекомендованы профессии 5-ой и 6-ой групп.
Диапазон рекомендованных видов трудовой деятельности инвалидам III группы был шире, но также большинство профессий (54,5%) относились ко 2-ой и 7-ой укрупнённым группам.
В целом инвалидам - работникам всех видов трудовой деятельности рекомендовано более, чем в половине случаев работать на дому (51,4%), примерно каждый пятый (18,9%) может работать в обычных условиях, каждый шестой-седьмой (14,8%) - на 0,5 ставки, все виды специализированных условий составили лишь 7,6%.
Инвалидам I и II групп во всех видах труда рекомендуется преимущественно работа на дому (особенно в группах 4 - в 90,2% и 7 - в 83,5%). Каждому десятому инвалиду этих групп инвалидности рекомендована работа в специально-созданных условиях (в том числе на предприятиях ВОС). Сравнительно редко - 2,4% - могут работать в обычных условиях (чаще в укрупнённой группе 8 - операторы, аппаратчики и др., а также слесари-сборщики).
Таким образом, рекомендованные инвалидам виды трудовой деятельности охватывают почти весь спектр групп профессий. Чаще других рекомендуются профессии, входящих в седьмую укрупнённую группу - квалифицированные рабочие крупных и мелких предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а также профессии специалистов высшего и среднего уровня квалификации и служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием. Наиболее часто инвалидам рекомендуется работа в надомных условиях (почти в половине случаев), и особенно часто инвалидам I и II групп. Однако каждый пятый инвалид может выполнять работу в обычных условиях, а среди инвалидов III группы в обычных условиях может работать каждый второй.
Отмечаются определённые особенности рекомендуемых видов труда в зависимости от характера заболевания инвалидов: инвалидам с психическими расстройствами чаще рекомендуется профессии рабочих, с эндокринными болезнями, новообразованиями и болезнями системы кровообращения часто рекомендовались профессии высшей квалификации, с болезнями органов дыхания - средней квалификации.
Выявлена высокая потребность в профессиональной реабилитации - 62,6% (у молодых 73-83%>), при этом потребность в профориентации и трудовой адаптации составляет 20%, в профобучении -10%, в содействии трудоустройству - 60%.
Следует отметить, что большинство инвалидов устраиваются на открытом рынке труда самостоятельно. Лишь немногие из них обращаются в службу занятости, хотя отмечается тенденция увеличения числа обратившихся.
Нет необходимости комментировать представленные данные. Отметим только то, насколько часто людям с инвалидностью рекомендуется работа в надомных условиях.
Подобными рекомендациями наша система трудоустройства расписывается в собственном бессилии. Вместо того, чтобы создавать специальные условия труда на обычных рабочих местах, что требует создания доступной среды, участия квалифицированных специалистов служб занятости, индивидуального подхода к потребностям человека с инвалидностью и новых государственных программ, у нас предпочитают "запереть инвалида дома". Это гораздо более простой вариант, но сейчас общество начинает понимать, что он может привести только в "тупик". Помимо ущемления общечеловеческих и гражданских прав части населения, это невыгодно государству и в экономическом плане. Ведущие мировые страны уже отказались от столь неэффективного использования трудовых ресурсов. Готовы ли мы последовать за ними и в этом вопросе?
Существующее соотношение возможностей решения проблемы трудоустройства для людей с инвалидностью и без оной, наиболее видно по результатам исследования НОБУС ("Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах", репрезентативный выборочный опрос, проведенный Госкомстатом РФ при поддержке Всемирного банка в апреле-мае 2003 г.).
Сравнение характеристик занятости ЛсИ с лицами без инвалидности по данным НОБУС в Российской Федерации дало следующие основные результаты. Во-первых, ЛсИ в большей степени тяготеют к занятости на государственных и муниципальных предприятиях, что может служить косвенным доказательством проблем с их трудоустройством на частные предприятия вследствие необустроенности рабочих мест там, либо существования негативных предубеждений по отношению к данной социальной группе.
Во-вторых, ЛсИ чаще оказываются самозанятыми, занятыми не по найму, чем лица без инвалидности, причем разрыв наиболее заметен в молодых возрастных группах. Обследование не позволяет понять причины, стоящие за этим. Можно предположить, что барьеры для ЛсИ ниже, если они выбирают самостоятельную занятость. С другой стороны, большее представительство занятости не по найму может быть свидетельством дискриминации ЛсИ на рынке труда, если эта форма занятости - лишь способ оформления реальных отношений найма, используемый работодателями для обхода жестких норм трудового
законодательства и снижения налогового бремени.
В третьих, важно то, что хотя ЛсИ чаще, чем лица без инвалидности заняты на условиях неполной рабочей недели или работают менее 30 часов, около 2/3 из них работают от 31 до 40 часов в неделю, а примерно пятая часть - свыше 40 часов. Картина практически одинакова для всех трех степеней инвалидности, несмотря на существующую законодательную норму о сокращенном рабочем времени для ЛсИ 3 и 2 степеней. Различия между двумя группами людей без инвалидности по продолжительности рабочего времени статистически не значимы. Поскольку очевидно, что ЛсИ очень часто нуждаются в сокращенном рабочем дне или гибком рабочем графике по состоянию своего здоровья, а их родственники - в силу необходимости сочетать рыночную занятость с уходом за нетрудоспособными ЛсИ, постольку отсутствие различий в продолжительности рабочего времени здесь, вероятнее всего, есть еще одно подтверждение негибкости российского рынка труда, на котором ощущается явный недостаток мест с неполной и гибкой занятостью.
В-четвертых, в отличие от данных, приведенных в докладе ОЭСР, в России, как следует из данных НОБУС, средняя зарплата ЛсИ - несмотря на отсутствие видимых различий в продолжительности рабочего времени - оказывается существенно ниже, чем зарплата людей без инвалидности, а ее дифференциация - ниже. Безусловно, не вся разница в оплате труда есть результат дискриминации данной группы, часть различий вызвана более низкой производительностью труда ЛсИ, которая, в свою очередь, связана с заметно более низким уровнем образования ЛсИ. Однако какова бы ни была причина более низких заработков ЛсИ, это обстоятельство усугубляет проблему их бедности и уязвимости.
(Синявская О., Васин С. "Направления и способы социальной интеграции людей с инвалидностью: формирование национальных возможностей в странах СНГ на примере России", Исследование для Международной конференции "Общество для всех: пути и средства социальной интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в странах СНГ", ООН, 2005 год).
Без анализа отношения работодателей к сотрудникам - инвалидам обзор трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда будет неполным. Самое первое, с чем сталкивается инвалид, пытающийся трудоустроиться - это скрытая и явная дискриминация.
Есть множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в шесть типов:
• психологическая дискриминация - работодатель может принять заявление, но сделает это очень неохотно, что инвалид почтёт за лучшее убраться или не сможет произвести необходимое впечатление о своей компетенции из-за ожидания отказа;
• статистическая дискриминация - работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из "листа ожидания" на том основании, что "последние исследования" и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно;
• дискриминация по требованиям - работодатель сознательно завышает критерии для определённого вида работы под предлогом сохранения определённого стандарта рабочей силы;
• чистая дискриминация - работодатель отказывает в приёме на работу всем инвалидам, потому, что считает, что инвалид не может выполнять эту работу, либо создаёт "большие проблемы" для работодателя, для своего рабочего места или для себя самого, либо потому, что он предубеждён против тех, кого считает "ненормальными";
• дискриминация, оправдывающаяся социальной политикой - работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пенсия, пособия и т.д.)
• дискриминация "по возражению других" - работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ним.
(Учебно-методическое пособие "Профессиональная реабилитация инвалидов", Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным научно- практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, 2003 год).
Безусловно, пока не изменится отношение работодателей к сотрудникам с инвалидностью, проблема трудоустройства инвалидов решаться не будет. Исправить ситуацию может только комплексная работа с сознанием всего общества в целом, и целенаправленная работа с мнением такой целевой группы, как работодатели.
Элементами её являются: государственная политика, направленная на стимулирование работодателей к приёму на работу людей с инвалидностью, социальная реклама, создание и тиражирование позитивных примеров возможностей людей с инвалидностью в сфере труда. Но, прежде всего, необходимо понимать, что нужно людям с инвалидностью для успешного трудоустройства и какие задачи для этого надо решить. Бессмысленно предлагать работодателям учитывать и работать с возможностями и потребностями инвалидов, о которых и государственные структуры и общественность не имеют полных данных.
Профиль современных потребностей людей с инвалидностью в области профессиональной реабилитации и трудовой занятости можно создать, только проведя многостороннее и комплексное исследование. Основными задачами такого исследования, на основании всего вышесказанного, могут стать:
1) Классификация инвалидов в зависимости от потребности в услугах для успешного трудоустройства и определение количественного соотношения между трёмя основными группами, которые условно можно обозначить так:
• инвалиды, нуждающиеся только в информационных услугах;
• инвалиды, требующие внепрофессиональной подготовки к процессу трудоустройства и (или) нуждающиеся в создании специальных условий труда;
• инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий труда и (или) в системе поддержки на рабочем месте.
2) Выявление мотивации инвалидов к труду, степени психологической готовности к работе в рамках обычных трудовых коллективов и необходимость адаптационных мероприятий для корректировки этих показателей.
3) Определение зависимости успешного трудоустройства и развития карьеры от факта и формы полученного образования.
4) Определение конкретных потребностей людей с инвалидностью в создании специальных условий труда.
5) Определение барьеров, с которыми сталкиваются работающие инвалиды на своих рабочих местах.
6) Выявление диапазона профессий, которые на данный момент наиболее востребованы людми с инвалидностью в силу образовательного уровня, личных предпочтений и объективных факторов, в том числе формы инвалидности.
Предлагаемое исследование необходимо провести как сплошное или с большим объёмом выборки в рамках одного или нескольких регионов. В него обязательно должны быть включены инвалиды, которые редко попадают в поле внимания государственных статистических органов, такие, как люди с множественными нарушениями, с ментальной инвалидностью, с рассеянным склерозом, те, кто долгое время не выходил из стен своего дома и тому подобное. У нас в государстве их даже не рассматривают как потенциальный трудовой ресурс, но необходимо определить, какие реабилитационные и адаптационные меры могут позволить им трудиться.
По результатам исследования можно будет определить, как нужно изменить действующие, и какие необходимы новые государственные программы, чтобы эффективно реализовывать политику по трудовой занятости инвалидов. Только имея полные, всеобъемлющие данные о положении людей с инвалидностью на рынке труда, об их потребностях и нуждах, появится возможность выработать механизмы, которые позволят инвалидам плодотворно трудиться, материально обеспечивая себя и принося пользу обществу. Без этой информации общество и государство ещё долго будут, в буквальном смысле "в темноте", искать решения этой проблемы. В нашей стране ещё никогда не проводилось крупного комплексного исследования социальных и психологических составляющих проблем инвалидности, все данные носят фрагментарный, отрывочный характер и не дают представления о ситуации в целом. Наша организация не имеет возможности самостоятельно его провести, и мы предлагаем рассматривать это как предложение к сотрудничеству в этом вопросе.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы